Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед – Моя Малая Родина» Возраст обучающихся: 7 -14 лет Срок реализации: 3 года Составители: Пархомов Виктор Филиппович, Пархомова Татьяна Владимировна, педагоги дополнительного образования г. Правдинск, 2023год Пояснительная записка Программа разработана на основании требований нормативноправовых документов: ➢ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) ➢ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196) ➢ Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р) ➢ Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242«О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) ➢ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей ➢ Устава Дома детского творчества г. Правдинска. Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества. Программа дает большую самостоятельность педагогу, ведущему краеведение, так как не ограничивает изучение какой-либо темы определенным количеством часов, а также разрешает самостоятельно выбирать формы проведения занятий. Анализируя документ можно отметить, что он соответствует целям и задачам всей исторической науки, а также познавательным особенностям заявленной категории детей. Новизна Программа в полном объеме удовлетворяет запрос детей и образовательного учреждения развивать знания об истории и традициях малой родины, формировать исследовательские навыки детей, поисковую и проектную деятельность. Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики обучающиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы. Практика творческой деятельности основана на выполнении творческих проектов. Актуальность Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом. Обучающиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только г. Правдинска и его округи но и Калининградской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на мероприятиях школьного музея. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы обусловлена потребностью общества в воспитании духовной, нравственной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, к созидательной деятельности. Программа дает возможность удовлетворить индивидуальные потребности детей в познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности в процессе изучения истории города, района, области через разнообразные формы работы. Изучение края - важный элемент обучения воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - Правдинскому району, городу Правдинск, Калининградской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Особенности набора обучающихся Набор в объединения – свободный, по желанию ребенка и их родителей. Режим занятий: По программе занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа, с 15 минутным перерывом между часами в каждой группе. Время проведения занятий: Сроки реализации Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов, реализуется в течение 3-х учебных лет - 324 часа в год, 972 часа за весь период обучения. Обучающиеся разделены на 2 группы, в каждой группе по 25 детей. Годовой курс разделен на три образовательных модуля. 1-й Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области 2-й Наш Правдинск 3-й Исследовательская деятельность Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах и в заведениях дополнительного образования. Занятия проводятся как в стационарных помещениях общеобразовательных школ и в помещениях дополнительного образования, так и вне стен этих заведений (прогулки; экскурсии; выезды; посещение музеев, архива, объектов исторического наследия и т.д.) Цель и задачи Цель программы: Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания, путем изучения прошлого и настоящего своей Малой Родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области. Исследовательская деятельность Задачи: 1.Обучающие а) реализовать познавательные интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения; б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении; в) восстановить прерванную связь времен; г)создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности 2. Развивающие: а) развивать мыслительные процессы; б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение; 3. Воспитательные: а) воспитывать утраченную любовь к родной земле. б) возродить духовные ценности великого русского народа, Планируемые результаты. В обучающей сфере: - глубже понять особенности родного края, его природы, истории и культуры, - приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, - принять участие в созидательной деятельности, - развивать свои творческие способности. В развивающей сфере: - совершенствование обучающихся навыков и умений самостоятельной работы: обработка, учет, описание, классификация собранных материалов; умений по организации и проведению мероприятий на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы, статьи в газеты и журналы) уровнях; развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания и презентации творческих работ; умений применять на практике полученных теоретических знаний. В воспитательной сфере: - введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, - воспитанию у ребят патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края. Порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: - промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия в форме презентации индивидуального проекта Формы проведения занятий: Экскурсия. Конференции. Занятия Работа с документами. Исследовательская деятельность Создание презентаций, выставок. Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса. Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае. Возрастные особенности детей 7-10 лет (1 группа) Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. Возрастные особенности детей 11-14 лет (2 группа) Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Календарный учебный график на 2021-2024 год № п/п 1. 2. 3. Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный краевед» 1 сентября каждого учебного года 108 учебных недель (972часа)– 7-14 лет (1-7кл.) 5 дней недели 4. Периодичность учебных занятий 5. Продолжительность учебных занятий 6. Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние 10. Летнее время 11. Аттестация обучающихся 7. 8. 9. 12. 1 1 . 13. 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн. 15-00 – 18-00 Ср. 15-00 – 18-00 Пт. 15-00- 18-00 15 минут 31 мая каждого учебного года Работа по расписанию Комплектование групп Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май каждого учебного года 31мая – 31августа Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) 1 год обучения Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние 10. Летнее время 11. Аттестация обучающихся 7. 8. 9. 12. 1 Комплектование групп Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный краевед» 1 сентября 2021года 36 учебных недель (324часа)– 7-12лет (1-5кл.) 5 дней 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн. 15-00 – 18-00 Ср. 15-00 – 18-00 Пт. 15-00- 18-00 15 минут 31 мая 2022 Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2022 31мая – 31августа 2021 1 . 13. Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план 1 года обучения №п/п I раздел II раздел III раздел Наименование разделов и тем Теория Практика Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области 18 История моей семьи в истории моей страны и области Мои родственники – участники Великой Отечественной войны. Итого 54 90 Общее Формы количество часов для аттестации/контроля одной группы Лекция, беседа, 108 практическое занятие Музейное занятия Экскурсия, беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений) 18 90 108 18 90 108 270 Лекция, беседа Практическое занятие, анкетирование детей, начало составление собственного генеалогического древа Лекция, беседа исторические памятники нашего города Практическое занятие, беседа. 324 Учебно-тематический план. №п/п Наименование разделов и тем Теория Практика Общее количество часов для одной группы Дистанционное обучение Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области Страницы истории нашей области 18 1 5 6 2 Экскурсия в музей истории края 1 5 6 3 Игра на местности – «Знаешь ли ты свой город» 1 5 6 4 Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес…Калининградская область 1 5 6 5 Викторина «Найди лишнее» 1 5 6 6 Прогулка по городу «По наполеоновским местам» 1 5 6 7 Изменения в природе, происходят год от года (Формирование природноклиматических особенностей региона) 1 5 6 8 Викторина «Скандинавские друзья ледника» 1 5 6 9 Прогулка по городу «Камни нашего города» 1 5 6 10 Непогода нынче в моде или климатические особенности нашего края 1 5 6 11 «Штормовое предупреждение» - о природных катаклизмах нашего региона 1 5 6 12 Прогулка по городу «Что у нас растет?» 1 5 6 13 «Вода, вода, кругом вода» - викторина о водных ресурсах нашего края. 1 5 6 14 Викторина «Наши 1 5 6 I раздел 1 90 108 пушистые и пернатые соседи» 15 Кусочек солнышка у меня в руке (янтарь) – мини-музей 1 5 6 16 Чем богаты, тем и рады или полезные ископаемые региона 1 5 6 17 «Откуда здесь «африканские» названия?» (топонимика области) 1 5 6 18 Наш край – игра «Что? Где? Когда?» 1 5 6 II раздел История моей семьи в истории моей страны и области 19 Генеалогия как наука 1 5 6 20 «Что в имени твоем таится?» 1 5 6 21 «По страницам семейного альбома» 1 5 6 22 «Живая родословная» 1 5 6 23 «В каждой избушке – свои погремушки!» семейные традиции 1 5 6 24 Что спросить? Как записать? 1 5 6 25 Кто кому и кем приходится? 1 5 6 26 Игра - Викторина «Здравствуйте – я ваша тетя!» 1 5 6 27 «Это я, это я, это вся моя семья» - составление «Семейной книги» 1 5 6 28 «Брат и сестра, а значит, не чужие.» - составление «Семейной книги» 1 5 6 29 «Мой самый родной человек» составление «Семейной книги» 1 5 6 30 «Расскажу я вам про папу…» составление «Семейной книги» 1 5 6 108 31 «Нету бабушки чудесней…» составление «Семейной книги» 1 5 6 32 «Не найти нигде мужчины - лучше деда моего…» 1 5 6 33 «Долгий путь домой» (вечер историй о том, как семьи учащихся попали на территорию области) 1 5 6 34 Мое генеалогическое древо 1 5 6 35 История моей семьи в истории моей страны и области (конференция учащихся) 1 5 6 36 Есть чем гордится, и о чем задуматься? 1 5 6 III раздел Мои родственники – участники Великой Отечественной войны. Война – страшнее нету слова… 37 108 1 5 6 39 Экскурсия по городу «Их именами названы улицы» 1 5 6 40 Участники Великой Отечественной войны – встреча с ветеранами 1 5 6 41 Как разговорить архивы? – методика поиска информации о родственниках 1 5 6 42 «Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче могильные плиты» – экскурсия на братские могилы 1 5 6 43 Поисковая работа по архивам сайта мемориал 1 5 6 44 «У них остался только номер» - беседа об узниках 1 5 6 45 Тебе посвящаю,мой прадед 1 5 6 46 «Подвиг народа!» 1 5 6 поисковая работа по архивам сайта 47 Экскурсия в музей 1 5 6 48 Ордена и медали за подвиги давали - беседа 1 5 6 49 Ордена и медали за подвиги давали викторина 1 5 6 50 «Мы защитников наших помним!» Представление результатов исследования в группе 1 5 6 51 Подготовка к итоговой конференции 1 5 6 52 Наши земляки участники Великой Отечественной войны. Книга Памяти. 1 5 6 53 Создание презентации «Великая Победа» 1 5 6 54 «Спасибо деду за победу!» - итоговая конференция 1 5 6 Итого 54 270 324 Формы подведения итогов реализации программы: - проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, - сбор гербария, - создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет, - создание электронных презентаций, - участие в акциях по сохранению природы родного края, коллективнотворческие дела, разработка и проведение туристического похода. Непосредственное участие школьников в: - праздниках; конкурсах; олимпиадах. концертах; социальных проектах (коллективных творческих делах); социальных проектах (коллективных творческих делах); Содержание программы 1года обучения № п/п Тема Основное содержание Основные формы работы Средства обучения и воспитания Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области Страницы Как и по какой Лекция, беседа компьютер, истории нашей причине Лекция, беседа, ММУ, карта области Калининградская групповая работа области, (Калининградс область – составление презентация кая область – появилась на ленты времени история карте нашей создания) страны, какие социальнополитические и экономические особенности легли в основу создания нашего региона Какие исторические периоды можно выделить в истории нашего края, каковы их хронологические рамки, особенности «Историческое Посещение Музейное музейные прошлое музея – занятие экспонаты нашего края» Экскурсия Игра на местности «Знаешь ли ты свой город?» Учащиеся получают список вопросов по истории нашего города, ответить на которые они смогут только посетив некоторые исторические игра на территории города Раздаточный материал Планируемые результаты учащиеся получат представление об особенностях создания нашего региона учащиеся закрепят навыки работы с лентой времени, составят собственную ленту времени, применительно к истории нашего края. учащиеся получат представление об особенностях создания нашего региона, узнают интересные факты из истории нашего края Учащиеся узнают некоторые малозаметные особенности архитектуры и истории нашего города Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес… Калининградск ая область (Калининградс кая область – географическо е положение) Викторина «Найди лишнее» Прогулка по городу «По Наполеоновск им местам» Изменения в природе происходят год от года (Формировани е природноклиматических особенностей региона) места Багартионовска. Географическое Лекция, беседа, компьютер, положение практическое ММУ, карта нашей области, занятие с области, водные и использованием презентация, сухопутные контурной карты контурная карта границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения Географическое викторина с компьютер, положение использованием ММУ, нашей области, раздаточного презентация, водные и материала сухопутные границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения. Посещение Экскурсия, исторические исторических беседа, памятники мест и привлечение нашего города памятников, практического связанных с опыта учащихся пребыванием (собственных Наполеона и наблюдений) героев Отечественной войны 1812 г. на территории Пр. Эйлау Климат нашей Лекция, беседа, компьютер, области, когда, привлечение ММУ, карта почему он практического области, сформировался опыта учащихся презентация, таким, каков он (собственных Интернет, есть сейчас, как наблюдений за листы дневника он влияет на периодическими наблюдений жизнь людей климатическими изменениями) учащиеся закрепят практические навыки работы с контурной картой, получат знания об особенностях географическог о положения региона Учащиеся закрепят полученные ранее знания по географии и истории нашей области. На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. учащиеся на основе собственных наблюдений за погодой и природой определят природноклиматические особенности нашего региона, сделают предположения – что на них влияет, Викторина викторина с компьютер, Учащиеся «Скандинавски использованием ММУ, закрепят е друзья раздаточного презентация, полученные ледника» материала ранее знания по географии и истории нашей области. Прогулка по Прогулка по Экскурсия , исторические На основе городу «Камни заданному беседа, памятники собственных нашего маршруту, поиск привлечение нашего города наблюдений и города» интересных практического полученной в особенностей опыта учащихся ходе экскурсии каменных (собственных информации, сооружений и наблюдений) учащиеся памятников закрепят свои нашего города знания по истории нашего города. Непогода Каковы Лекция, беседа, компьютер, учащиеся нынче в моде климатические привлечение ММУ, карта проведут или особенности практического области, собственные климатические нашего региона, опыта учащихся презентация, наблюдения с особенности можем ли мы (собственных Интернет, заполнением нашего края сделать прогноз наблюдений за листы дневника листов погоды на периодическими наблюдений Дневника ближайшее климатическими наблюдений и время, изменениями) представят основываясь на результаты данных своей работы собственных наблюдений за погодой и природой «Штормовое Что такое Лекция, беседа, компьютер, учащиеся предупрежден природные привлечение ММУ, карта проведут миниие» катаклизмы и практического области, исследования библиотечный чем они опыта учащихся презентация, природных урок о обусловлены. (собственных Интернет, катаклизмов, природных Какие из них наблюдений, происходивших катаклизмах происходили или изучения на территории нашего могут произойти периодической нашей области, региона на территории печати и попытаются нашей области и ресурсов выявить их почему Интернета) причины . Прогулка по Какова флора Экскурсия компьютер, Учащиеся городу «Что у нашего края, беседа, ММУ, карта получат знания нас растет?» какие редкие привлечение области, о природных растения здесь растут, как люди их охраняют. практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) презентация, Интернет «Вода, вода, кругом вода» викторина о водных ресурсах нашего края. Какими водными Викторина, ресурсами привлечение обладает наш практического регион: море, опыта учащихся заливы, реки, (собственных озера. Как эти наблюдений, ресурсы влияют ресурсов на развитие Интернета) нашей области. компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, Викторина «Наши пушистые и пернатые соседи» Какими животными представлена фауна нашего края. Какие животные занесены в красную книгу. Как люди охраняют редких животных компьютер, ММУ, карта области, презентация, Викторина с применением раздаточного материала богатствах нашего края, получат возможность представить свои наблюдения за растениями нашего региона, города, поселка, узнают какие редкие растения растут в нашем регионе, где их можно увидеть. Учащиеся получат знания о водных богатствах нашего края, смогут представить свои рассказы об отдыхе на реках, озерах, море и заливах нашего региона, сделать выводы о влиянии водных ресурсов на развитие нашего края) Учащиеся получат и закрепят знания о природных богатствах нашего края, получат возможность рассказать о животных, которых он встречал в жизни в своем городе, поселке, заповеднике, зоопарке, ферме и пр. Проследят как в нашей области охраняются редкие животные. Кусочек Какими беседа, компьютер, Учащиеся солнышка у полезными привлечение ММУ, карта получат и меня в руке ископаемыми практического области, закрепят знания (янтарь) миниобладает наша опыта учащихся презентация, о природных музей область. Какие (собственных Интернет, богатствах полезные наблюдений, контурная карта нашего края, об ископаемые ресурсов особенностях добываются на Интернета) янтаря, его нашей добычи и территории. Как использования. их добыча Составят свой влияет на мини-музей из развитие нашего янтарных края. изделий, которые принесут из дома. Чем богаты – Какими привлечение компьютер, Учащиеся тем и рады – полезными практического ММУ, карта получат и или полезные ископаемыми опыта учащихся области, закрепят знания ископаемые обладает наша (собственных презентация, о природных региона область. Какие наблюдений, Интернет, богатствах полезные ресурсов нашего края, ископаемые Интернета) Представление добываются на групповых и нашей индивидуальны территории. Как х докладов их добыча детей о влияет на полезных развитие нашего ископаемых края. нашего региона. «Откуда здесь Топонимика – беседа, компьютер, Учащиеся африканские наука о привлечение ММУ, карта проанализирую названия? географических практического области, т названия Топонимика названиях. Как опыта учащихся презентация, городов, области менялись (собственных Интернет, поселков, рек географические наблюдений, контурная карта озер и пр. на названия на ресурсов территории карте нашего Интернета) нашей области, края, на какие работа с попытаются группы можно контурной определить их разделить картой источник, названия городов разделить на и поселков. группы. Наш край игра Природные, игра, компьютер, Учащиеся – «Что? Где? географические привлечение ММУ, карта применят все Когда?» и исторические опыта и знаний области, полученные особенности учащихся презентации, ранее знания региона слайд-шоу, для того, чтобы видеофрагмент ответить на ы, сделанные учащимися История моей семьи в истории моей страны и области Генеалогия как Наука – Лекция, беседа компьютер, наука генеалогия – ММУ, цели, задачи, презентация, методы Интернет, исследования, программа виды «Живая генеалогических родословная» деревьев и способы их составления. вопросы «телезрителей» и набрать заветные очки для победы. Учащиеся узнают о науке генеалогии, о ее целях, задачах и методах исследования, познакомятся с интернетресурсами представляющи ми возможность составить генеалогическо е древо, программой «Живая родословная» «Что в имени Составление Практическое компьютер, Учащиеся твоем таится?» рассказа о себе занятие, ММУ, определят Составление на основе анкетирование презентация, какие данные о своего анкетных детей, начало Интернет, себе следует генеалогическ данных, составление программа занести в свое ого дерева - Я занесение этих собственного «Живая генеалогическо данных в первую генеалогического родословная», е древо, как эти страницу своего древа сканер, данные удобней исследования принтер, всего фотоаппарат. представить в графическом и текстовом варианте. Практическое По страницам Составление Компьютер Учащиеся семейного рассказа о себе и занятие расскажут о беседа альбома своей семье, своей семье по семейные подбор подбор фотографиям из фотографии фотографий для иллюстративного семейного учащихся Семейной книги материала альбома. Кем был твой Изучение Практическое компьютер, Учащиеся прадед на Руси истории своей занятие, ММУ, смогут узнать – свою фамилии поисковая работа Интернет, историю фамилию с специализирова возникновения спроси. использованием нный своей фамилии, справочников и справочник найти ресурсов однофамильцев. Интернета Живая Изучение Практическое Компьютер, Учащиеся родословная методики занятие ММУ, научатся составления генеалогического древа в программе «Живая родословная. программа «Живая родословная» ноутбуки или флешки. «В каждой избушке – свои погремушки» семейные традиции Изучение семейных традиций. Семейные посиделки с привлечением родственников учащихся конкурсная программа Что спросить? Как записать? Изучение методики составления генеалогического древа Практическое занятие, беседа компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. занятие -игра компьютер, ММУ, презентация, Интернет Викторина компьютер, ММУ, презентация, Интернет Кто кому и кем Изучение приходится родственных или седьмая связей родных и вода на киселе. близких. игра – викторина «Здравствуйте – я ваша тетя!» Это я, это я, это вся моя семья – составление «Семейной книги» Изучение родственных связей Составление Практическое рассказа о своих занятие, родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. работать в программе и начнут составлять генеалогическо е древо своей семьи. Учащиеся с поддержкой родственников представят свои семейные традиции, узнают о традициях в других семьях. Учащиеся составят анкету для опроса своих родственников с целью занесения данных в программу «Живая родословная» Учащиеся получат информацию и определят, как правильно называть своих родственников. Кто кому и кем приходится. Составят схему. Учащиеся закрепят полученные ранее знания о родственниках Учащиеся определят какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней «Брат и сестра – а значит не чужие» составление «Семейной книги» Составление Практическое рассказа о своих занятие, родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. «Мой самый родной человек» составление «Семейной книги» Составление Практическое рассказа о своих занятие, родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования (мама) компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. «Расскажу я вам про папу…» составление «Семейной книги» Составление Практическое рассказа о своих занятие, родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. «Нету бабушки Составление рассказа о своих Практическое занятие, компьютер, ММУ, всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся определят какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся определят какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся определят какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся определят - чудесней…» составление «Семейной книги» родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. «Не найти нигде мужчины – лучше деда моего…» Составление Практическое рассказа о своих занятие, родственниках составление на основе собственного анкетных генеалогического данных, древа занесение этих данных в страницы своего исследования компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. «Долгий путь домой» вечер историй о том, как семьи учащихся попали на территорию области) Соотнесение Практическое истории своей занятие, семьи с историей представление края, результатов определение бесед с места и причин, родителями и по которым другими семья учащегося родственниками переехала на территорию нашего края Мое генеалогическ ое древо Сбор всех страничек исследования учащегося в единое исследование, его графическое и текстовое представление. компьютер, ММУ, презентация, карта России и области, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. компьютер, ММУ, презентация, карта России и области, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. составление «Семейной книги» Практическое занятие, представление результатов бесед с родителями и другими родственниками какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся определят какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическо е древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. Учащиеся узнают и расскажут о том как и почему их родственники оказались на территории области, составят свою карту переселения. Сбор всех страничек исследования учащегося в единое исследование, его графическое и текстовое представление. История моей семьи в истории моей страны и области (конференция учащихся) Есть чем гордится и о чем задуматься? Итоговые выступления учащихся по результатам своих наблюдений и исследований по основным темам модуля. Подведение итогов конференции Итоговая конференция компьютер, ММУ, карта области, презентации, слайд-шоу, видеофрагмент ы, сделанные учащимися Рефлексия Фото и видео с конференции Практический опыт публичных выступлений. Учащиеся проанализирую т свои выступления, выявят достоинства и недостатки, выработают алгоритм действий. Мои родственники – участники Великой Отечественной войны. Война – Великая Лекция, беседа компьютер, Учащиеся страшнее нету Отечественная ММУ, дополнят свои слова… война в истории презентация, знания по нашей страны, Интернет, истории периодизация, Великой основные битвы, Отечественной вклад народов войны. Советского союза в победу над врагом Книга памяти Знакомство с Лекция, беседа компьютер, Учащиеся Книгой памяти ММУ, получат нашей области презентация, возможность Интернет, изучить Книгу Памяти, найти в ней своих родственников или однофамильцев. Экскурсия по Посещение улиц, Экскурсия исторические На основе городу «Их которые названы памятники собственных именами в честь героев нашего города наблюдений и названы Великой полученной в улицы» Отечественной ходе экскурсии войны, военных информации, частей. учащиеся Посещение мест закрепят свои расположения знания по мемориальных истории нашего досок города. Участники Встреча с встреча с Беседа с Опираясь на Великой ветеранами ВОВ, ветеранами живыми данные, Отечественной разговор о войне войны свидетелями истории Как разговорить архивы? – методика поиска информации о родственниках Поиск информации о родственниках с использованием сайта Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования «Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче могильные плиты» экскурсия на братские могилы. Посещение мемориала павшим в Великой Отечественной войне воинам. Экскурсия Поисковая работа по архивам сайта мемориал Поиск информации о родственниках с использованием сайта Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования «У них остался только номер» - беседа об узниках Солдаты и офицеры, партизаны, жители оккупированных территорий, труженики тыла, пленные. Посещение музея Лекция, беседа Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия полученные в ходе занятий и поисковой работы, у учащихся формируется образ героя.… компьютер, Поиск ММУ, информации о Интернет, родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных документов. исторические На основе памятники собственных нашего города наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. компьютер, Поиск ММУ, информации о Интернет, родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных компьютер, Отличия разных ММУ, категорий презентация, населения, Интернет, проживавших во время Великой Отечественной войны. исторические На основе памятники собственных нашего наблюдений и муниципалитет полученной в а ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по «Нашел солдат Опираясь на в широком данные поле травой собранные в заросший процессе бугорок…» составления рассказ о генеалогического родственниках древа, учащиеся определяются со списком членов своей семьи, проживавших во время Великой Отечественной войны и возможными источниками информации о родственниках Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования компьютер, ММУ, Интернет Поисковая работа по архивам сайта подвиг народа Поиск информации о родственниках с использованием сайта Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования компьютер, ММУ, Интернет, Посещение музея – Экскурсия Музейное занятие музейные экспонаты Лекция, беседа компьютер, ММУ, презентация, Интернет, Экскурсия в музей Ордена и За какие заслуги медали за могли получить подвиги ордена и медали давали - беседа солдаты и офицеры советской армии. истории нашей области. Опираясь на данные собранные в процессе составления генеалогическо го древа, учащиеся определяются со списком членов своей семьи, проживавших во время Великой Отечественной войны и возможными источниками информации о родственниках. Поиск информации о родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашей области. Опираясь на данные, полученные в ходе предыдущих занятий и поисковой работы, у учащихся формируется Ордена и медали за подвиги давали викторина Великие сражения, герои ВОВ, ветераныжители города и области. «Мы Составление защитников индивидуального наших или группового помним!» доклада о своих Представление родственниках и результатов его предзащита в исследования в группе группе Подготовка к Репетиция итоговой выступлений конференции учащихся, исправление неточностей, подготовка сценария конференции. «Спасибо деду Итоговые за победу!» выступления итоговая учащихся по конференция результатам своих наблюдений и исследований по основным темам модуля. Викторина с применением раздаточного материала компьютер, ММУ, презентация, Интернет, Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования компьютер, ММУ, Интернет, Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования компьютер, ММУ, Интернет, Итоговая конференция компьютер, ММУ, карта области, презентации, слайд-шоу, видеофрагмент ы, сделанные учащимися образ героя. Применение полученных в ходе предыдущих занятий знаний по истории нашей области и Великой Отечественной войны. План, текст выступление, их графическое представление, выявление недостатков и достоинств работы. План, текст выступление, их графическое представление, выявление недостатков и достоинств работы. Практический опыт публичных выступлений. 2 год обучения Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 11. 13. Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный краевед» 1 сентября 2022года 36 учебных недель (324часа)– 8-13 лет (2-6кл.) 5 дней 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн. 15-00 – 18-00 Ср. 15-00 – 18-00 Пт. 15-00- 18-00 15 минут 31 мая 2023 Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2023 года 31мая – 31августа 2022 В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план №п/п I раздел Наименование разделов и тем Теория Практика Общее количество часов Формы аттестации/контроля Лекция, беседа. Опрос Введение. Правила техники безопасности на занятиях Краеведение – наука о родном крае. 2 6 30 36 III раздел Наши моря и реки. 2 4 6 Лекция, беседа исторические памятники нашего города Практическое занятие, беседа. IV раздел Наши древнейшие земляки 11 25 36 беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) работа с контурной картой V раздел Калининградская земля и город Правдинск. История города. 6 30 36 Самостоятельная работа. Реферат на заданную тему или презентация VI раздел Реликвии моей семьи. Самые «Правдинские фамилии» 5 63 68 Викторина, привлечение практического опыта учащихся VII раздел Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. 8 60 68 беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов II раздел 4 2 Лекция, беседа Практическое занятие, анкетирование детей, начало составление собственного генеалогического древа Интернета VIII раздел У каждого своя судьба. 10 56 66 беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета 4 4 Опрос 274 324 Хлеб – всему голова. Люди в белых халатах. IX раздел Итоговое занятие Итого 50 Учебно - тематический план № Тема занятий Формы аттестации/контроля 1 Введение. Правила техники безопасности на занятиях Опрос 2 Краеведение – наука о родном крае. Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 2.1 Археология и краеведение. Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты Кол-во всего теория. 4 2 36 12 6 2 12 часов практика 2 30 10 10 2 2.2 Историко - краеведческие источники. Науки их изучающие. Викторина, привлечение практического опыта учащихся 12 2.3 Мира не узнаешь, не зная края своего. Калининградская область на карте Росси. По дорогам родного края. Лекция, беседа. практическое занятие с использованием контурной карты 2 10 3. Наши моря и реки. 4. Наши древнейшие земляки Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 6 2 Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 36 11 25 4 4.1 Святыни Калининградской земли. Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 5 2 3 4.2 Кёнигсберг-Калининград, Фридланд-Правдинск – города с двойной историей Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 5 2 3 4.3 Оформление материала о Калининградской земле Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты альбом с фото о Калининградской земле 5 2 3 4.4 Создание презентаций, коллажей, фильмов о Калининградской земле Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты 4 1 3 4.5 «Родные просторы». Викторина, привлечение практического опыта учащихся 4 1 3 4.6 Духовная культура области привлечение практического опыта учащихся 4 1 3 4.7 Прошлое, настоящее городов Оформление папок, Восточной Пруссии и альбомов городов России 4 1 3 4.8 Легенды и время. 5. Калининградская земля и город Правдинск История города. 5.1 О чем рассказали книги. 5.2 5.3 5 1 4 36 6 30 Викторина, привлечение практического опыта учащихся 3 1 2 Калининградская земля в литературе, живописи, музыке. Викторина, привлечение практического опыта учащихся 3 1 2 Здесь пыль веков. Музейное занятие на основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашей области 4 1 3 Викторина, привлечение практического опыта учащихся Самостоятельная работа 4 1 3 4 - 4 Правдинский краеведческий музей 5.4 От чистого истока. О чем рассказали книги. Легенды, предания родного края. 5.5 Самостоятельная работа. Реферат на заданную тему или презентация Самостоятельная работа. Презентация 5.6 Выставка творческих работ «Легенды, предания родного края» Викторина, привлечение практического опыта учащихся. Выставка 3 1 2 5.7 Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Самостоятельная работа. Интервью жителями своей улицы 4 - 4 5.8 Народные традиции, Самостоятельная работа в библиотеке 4 - 4 4 - 4 3 1 2 обычаи, праздники. О чем рассказали книги. 5.9 5.10 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 Наши духовные, культурные Самостоятельная работа. Подготовка презентации. традиции Историческая справка о городе Фридланд. Памятники прошлого. Викторина, привлечение практического опыта учащихся Реликвии моей семьи. Самые «Правдинские фамилии» Оформление духовных, традициях. 68 материала о культурных Самостоятельная работа по подготовке презентации. О чем рассказали фотографии из старого альбома. Из одного металла льют медаль за подвиг медаль за труд. О чем рассказали книги. Беседа. Рассказ о памятной для семьи фотографии Детская библиотека. Конкурс стихотворений. Тебе посвящаю, мой прадед… Рассказ о своих родственниках 5 5 5 5 63 - 5 2 3 1 4 5 - 5 6.5 6.6 О человеческих судьбах, опаленных войной. О чем рассказали книги. Оформление материала о вдовах участников ВОВ (переселенцах, воинах, ветеранах) Беседа. Рассказы детей. Самостоятельная подготовка и оформление материала 5 1 4 9 - 9 6.7 Я не участвую в войне, война Конкурс рисунков участвует во мне. 5 - 5 6.8 Участники ВОВ проживающие на территории города и района Встреча с участником войны или родственниками 4 - 4 Подготовка к выставке 4 - 4 Беседа. Презентация. 9 1 8 7 - 7 6.9 Тематическая выставка. 6.10 Наши земляки участники Великой Отечественной войны. Книга Памяти. Создание презентации «Великая Победа» Отчет по презентациям 6.11 Воины интернационалисты. Воспоминания. Встреча. Круглый стол. 5 - 5 Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Беседа. Работа с архивом 68 8 60 6.12 7. 7.1 Колхозы Правдинского района Беседа. Работа с архивом 7.2 Хлеб – всему голова. О чем рассказали книги 7.3 У каждого своя судьба. Учащиеся составят анкету для опроса своих родственников о жизни после ВОВ. 7.4 Не позволяй душе лениться. Викторина, привлечение практического опыта учащихся 8. У каждого своя судьба. Хлеб – всему голова. Люди в белых халатах. Учителями славится Россия. 8.1 Люди в белых халатах. 2 14 16 2 14 16 2 14 20 2 18 66 10 56 8 1 7 8 - 8 8 2 6 8 1 7 Лекция, беседа, групповая работа Учащиеся составят анкету для опроса работников районной больницы. Готовят альбом. Создание презентации по собранным материалам Отчет по презентациям 8.2 8.3 История школы. Беседа. Самостоятельная подготовка презентации Учителями славится Россия. подготовка материала к фотостенду 8.4 16 8.5 8.6 Встреча с заслуженными учителями России Козловской Н.К., Неряйнен А.А. Встреча с заслуженными учителями России Казанковым Н.Н , Муравьёвой А.Я Подготовка к встрече. Изготовление сувениров, подарков. Стихи и песни. Не надо забывать учителей. Изготовление подарковсувениров для учителей 8 3 5 1 7 1 7 Круглый стол 8 8.7 Гордость нашей школы. оформление фотостенда 8.8 Создание презентации «Наша школьная страна» Отчет по презентациям 9. Итоговое занятие Опрос. 8 9 10 ИТОГО: 1 4 324 50 Содержание учебного плана 1 раздел: Вводное занятие. Задачи кружка. Правила ТБ. 2 раздел: Краеведение – наука о родном крае Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. Что такое археология. Прошлое и настоящее. Понятие о музейном предмете. Вещь- исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.). 4 274 Ознакомление с ресурсами школьного музея. План работы кружка на год. Дать основные сведения, касающиеся Калининградской области. Область, оторванная от России – часть России! Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности. 3 раздел: Наши моря и реки. Ознакомить с водными ресурсами Калининградской области. Подготовить сообщения или презентации о водных объектах области и нашего города. 4 раздел: Наши древнейшие земляки. Рассказать о жизни древних людей по материалам археологических раскопок на территории нашей области. Экскурсия в Калининградский историкохудожественный музей. Духовная культура области. Прошлое, настоящее городов Восточной Пруссии и городов России Оформление папок, альбомов. Презентации на темы: «Страницы истории Калининградской области», «Калининград литературный» 5 раздел: Калининградская земля и город Правдинск История города. Знакомство с природой нашего края. Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Знакомство с историей города Правдинска. Историческая справка о городе Фридланд. Памятники прошлого. Экскурсия. Знакомство с историей Храма св. Георгия Победоносца Знакомство с историей образования Правдинского района. Темы: «Правдинская земля», «Гордость города –кирха Св. Георгия Победоносца». Фотографии города Правдинска, Правдинской церкви. 6 раздел: Реликвии моей семьи. Самые «Правдинские фамилии» Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Примерные темы работ: «Реликвии моей семьи» «Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки». О том, как и откуда приезжали и заселяли переселенцы наш город. Сбор и оформление материала. Тематическая выставка. 7. раздел: Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Рассказы о народных традициях, обычаях, праздниках. Фольклор. Оформление собранного материала. Изучение «малой Родины», её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Традиционные праздники нашего города. Оформление собранного материала. 8 раздел: У каждого своя судьба. Хлеб – всему голова. Люди в белых халатах. Учителями славится Россия. История колхозов. Сбор материала. Хлеборобы района. Сбор материала. Сбор и оформление материала о передовиках района в области животноводства. Сбор материалов о людях редких профессий, проживающих на территории города. Сбор и оформление материала о работниках поликлиники города Выполнение творческих работ, альбомов, рисунков. История школы. Пополнение материалов школьного музея. Сбор материала о учителях-ветеранах, работавших в нашей школе. Встреча с заслуженными учителями России Козловской Н.К., Неряйнен А.А. Встреча с заслуженными учителями России Казанковым Н.Н. Муравьёвой А.Я. Оформление альбома. Сбор и оформление материала о Павловой Л.И. Оформление папок. Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки. Выпускники медалисты. Создание презентации «Наша школьная страна» 9. Итоговое занятие 3 год обучения Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода 16. Продолжительность учебной недели 17. Периодичность учебных занятий 18. Продолжительность учебных 14. 15. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный краевед» 1 сентября 2023года 36 учебных недель (324часа)– 10-14 лет (4-7кл.) 5 дней 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут 19. занятий Время проведения учебных занятий Пн. 15-00 – 18-00 Ср. 15-00 – 18-00 Пт. 15-00- 18-00 15 минут 31 мая 2024 Работа по расписанию 20. Продолжительность перемен 21. Окончание учебного года 22. Каникулярное время: осенние, зимние, весенние 23. Летнее время 24. Аттестация обучающихся 25. 1 1 . 26. Комплектование групп Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2024года 31мая – 31августа 2023 Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля п /п Всего Вводное занятие. Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности 1.1.. Особенности работы краеведов - историков. Оформление стенда «Родной край» 2. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. 2.1. Изучение истории школы Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; Основные события в жизни школы 1. Теория Практика Беседа 2 2 2 1 1 Беседа 45 8 37 Беседа 11 2 9 Работа с документами 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1 3.2.. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.5. Выпускники школы. Создание альбома «Наша школа», запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Ученики школы – герои войны и труда. Оформление фотоальбома. Записи историкокраеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий Школьный музей как источник изучения родного края. Практические занятия: работа с документами Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности Изучение родного края. Территория и границы родного края. Происхождение названий улиц города. Изучение родного края: фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. Пополнение выставки «Моя малая Родина», проведение экскурсий для учащихся. Символика. История символики. История создания герба и флага и гимна г. Правдинска. Выставка рисунков на тему символики. Ознакомление с культурой края. Жилище. Утварь. Изготовление моделей жилищ. Виртуальная экскурсия «Фридлянд»» Ознакомление с культурой и бытом края: История города. Фотовыставка «Виды родного города» История храмов в Калининградской области. Оформление воспоминаний и альбома 11 2 9 11 2 9 Беседа, оформление фотоальбома 12 2 10 Ознакомление с порядком записи в дневнике 54 10 44 Беседа, Работа с документами 10 2 8 Экскурсия тематическая Работа с экспонатами 11 2 9 11 2 9 Беседа, экскурсия 11 2 9 Творческие работы 11 2 9 Сбор материалов для выставки 72 14 58 Беседа, создание презентаций 12 2 10 Изготовление моделей 10 2 8 Выставка 10 2 8 Фотовыставка 10 2 8 Беседа. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 6. 6.1. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 7.9. 7.10. Экскурсия в храм в Калининграде Охраняемые территории родного края. Час информации в библиотеке «Заповедные места родного края». История ВОВ 1941-1945. Беседы «Герои - земляки». Встреча с тружениками тыла и родственниками участников ВОВ. Оформление выставки и альбомов. История пионерской и комсомольской организаций. Исследовательская работа «Пионеры и комсомольцы села» Быт и традиции горожан. Встреча с жителями. Запись воспоминаний. Исторические памятники Экскурсия Исторические памятники района. Виртуальная экскурсия. Наши знаменитые земляки Люди ветераны труда, труженики тыла, долгожители. Встречи, записи воспоминаний. Ими гордится наш район. Знаменитости района. Человек и история. История в лицах. О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Составление «Книги памяти г. Правдинска» Оформление стендов для уголка Боевой славы Война в судьбе моей семьи. Сбор семейных архивов Оказание помощи пожилым людям. Социальный практикум Солдаты спрятанной войны. Воины афганцы нашего района. Сбор материала, встречи Ветераны ВОВ Правдинского района. Что я знаю о ВОВ Места боевой славы нашей страны. Города-герои. Экскурсия Анкетирование 10 2 8 10 2 8 Встречи, оформление творческих работ 10 2 8 Исследовательская работа 9 2 7 Общение с жителями 18 2 16 Экскурсия 18 2 16 Экскурсия 99 9 19 1 80 8 Заочное знакомство Встречи, записи воспоминаний 10 2 8 10 2 8 Беседа, изучение литературы Рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме Беседа, обзор книги, самостоятельная работа 10 10 10 2 8 2 8 Обзор семейных архивов - 10 КТД 2 8 Оформление воспоминаний 2 8 Беседа, обзор книг 2 8 Творческая работа 4 6 Презентация 10 10 10 10 Многообразие национальностей. Традиции. 8.1. Диспут «Наш край - вчера, сегодня, завтра» 8.2. Подведение итогов. Творческие отчёты. 8. Итого: 2 3 Исследовательская работа 1 2 Тестирование 2 1 1 Защита исследовательских работ 324 67 257 5 3 Содержание учебного плана 1Вводное занятие. Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности. 2. Историческое краеведение как наука. История родного края: села, школы, района, исторические памятники. 3.Основы музейного дела: музейный уголок, архивные документы, организация экскурсий. 4. Символика. История символики. История создания герба и флага и гимна Правдинского района. 5.Быт и традиции: старинная утварь, предметы жилища, одежда. 6. Охраняемые территории: заповедные зоны, природные памятники. 7. История в лицах. Знаменитые люди района. Вклад земляков. 8 Многообразие национальностей. Традиции. Методическое обеспечение. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей, независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т.к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Цель краеведческой работы – способствовать развитию духовно – ценностных ориентаций и практики в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации. Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, возможность общения с очевидцами исторических событий – все это делает занятия интересными и увлекательными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований, открытий, раскрывает их творческие способности, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся. Программой предусмотрено: работа в библиотеках, архивах, посещение музеев, исторических объектов. Особое внимание уделено изучению информационной базы для проведения краеведческого исследования, видам изучаемой информации. Используется дифференцированный, индивидуальный подход в обучении. Ожидаемый результат изучения краеведения и выполнение обучающимися самостоятельной работы: приобретение навыков опыта социальной практики, способность занять активную жизненную позицию, устойчивое стремление к самовоспитанию. Воспитательной работа Цель и особенности организуемого воспитательного процесса Цель: личностное саморазвитие учащихся через моделирование культурнообразовательного пространства на занятиях по программе «Юный краевед». Задачи: -формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; -развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; -формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. Календарный план воспитательный работы Название мероприятия Направления события, № воспитательной форма его п/п работы проведения 1 Социально- Кино-клуб. Цель Сроки держание проведения Развитие комму- Просмотр и середина октября личностное вос- Фильм «Исто- никативных на- обсуждение питание рия города на выков фильма. колесах» 2 Краткое со- Социальноличностное воспитание Экскурсия Викторина Знакомство с на- Посещение «Театральное следием архитек- музея Теат- закулисье» тора Крячкова и ра кукол и ноябрь 3 Социальноличностное воспитание музеем театра спектакля Новогодние Знакомство с но- Новогодняя традиции вогодними тради- презентация народов мира циями мира и игровая декабрь новогодняя программа 4 Социально- Экскурсия в Изучение истории Посещение личностное вос- музей района своего района музея, напи- питание март сание отзыва 6 Социальноличностное воспитание Экскурсия в Знакомство с ис- Подведение школьный му- торией школы и с итогов зей историей музея учебного конец мая год Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные источники информации, может сам для себя определять способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка. Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного образования. Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней. Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения (обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий. К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях дистанционного образования . 1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о переходе на дистанционное обучение в электронном формате. 2.Дистанционное образование будет организовано с использованием платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн). 3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber. В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам варианты обучения. 4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться: - через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/ - по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru - через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru 5.Педагоги организуют: -Занятия по расписанию, -Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во второй половине дня. - Составляют тематическое планирование дистанционных занятий. - Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети могут выполнить самостоятельно. -Готовят задания, как минимум, на неделю вперед. - Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами, которые вам доступны. -Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто. - Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время. -Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко. Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей): У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму. Рекомендации: Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время. Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя. Организуйте для ребенка стационарное рабочее место. На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное поведение своим примером. На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены. Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику. Регулируйте время, проведенное за компьютером. Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов. Интересуйтесь успехами своего ребенка. Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Документальные источники. Справочные издания. 1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева 2. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476. 3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,. 4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. — М., 1973. — Т. 13. — С. 920. Монографии и статьи. 1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. — С.59—61. 2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. — С.26—28. 3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47. 4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.. Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80. 5. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.№ 3. — С. 128—131. 6.В. Нагорный, В.Левченко « На Донском меридиане» , Ростовское книжное издательство – 1984 г. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1980. — 192с. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с. Гришанов Г.В., Беляков В.В. Наземные позвоночные Калининградской области: Справочное пособие./Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 69 с. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47. Елаева В.П. Методология детской исследовательской деятельности// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskayakopilka/item/download/1234_22db474ee109bd570a0620efb61d6ebd Журавлева В.В. Технология составления генеалогического древа// http://festival.1september.ru/articles/605082/ Коршунова М.С. Методика составления родословной// http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/19/metodika_sost avleniya_rodoslovnoy.doc Кретинин В. Г. История Восточной Пруссии и Калининградской области - состояние и перспективы научных исследований.// http://www.gako.name/mainsite/kaliningradarchives/-1/2792010-03-27-11-57-48 Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.№ 3. — С. 128—131. Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1987. — № 3. — С. 53—56. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год. Млекопитающие Калининградской области// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskayakopilka/item/download/76_b5b3b8ac6d5224b2c2ec98e6fc9e7e6c Орленок. В.В. Полевая общегеографическая практика )// http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-pokraevedeniyu/item/download/591_cd7b63723395090c2a9eb9e1f6ce6807 Плавильщиков Н.Н., Н.В. Кузнецов "Собирание и изготовление зоологических коллекций"// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskayakopilka/item/download/79_5a604f7deaebc6b9343cb3185471a999 Птицы Калининградской области // http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskayakopilka/item/download/77_65f266e34ee2cffceda5320aaeb149c4 Сергеев И. С. и Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. // http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-pokraevedeniyu/item/download/592_1ce5cc3ca1e67867da25ed0b0fe0fc78 Следы животных (определительные таблицы)// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskayakopilka/item/download/78_26c133af878c2858d15c56e05c682432 Шалимов Ж.Н. Учебные материалы по краеведению// http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-pokraevedeniyu/item/download/585_93c7d601de621e89b5c0da228eb65915 Интернет-ресурсы 1. Сайт Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма - http://www.ecocentr39.ru/ 2. Энциклопедия географа-натуралиста - http://timuriego.com/ 3. Всероссийское генеалогическое древо - http://www.vgd.ru/generes.htm 4. Генеалогия. ру - http://genealogia.ru/ 5. Мемориал - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm 6. Подвиг народа - Банк документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Календарь награждений, боевых операций. http://podvignaroda.mil.ru/ 7. Государственный архив Калининградской области http://www.gako.name/mainsite/ 8. Сайт о солдатах Великой Отечественной войны и технологии их поиска в интернете - http://www.soldat.ru/