Школа_выживания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школа выживания»

Возраст детей: 12-14лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Матов Николай Викторович,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» ориентирована на создание у учащихся правильного
представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение
практических навыков поведения при попадании в экстремальные ситуации.
В содержание программы «Школа выживания» входят аспекты различных
знаний из предметов естественнонаучного цикла, которые систематизируют
знания учащихся в области безопасности жизнедеятельности, полученные в
процессе обучения в школе, и способствуют их целостному представлению о
личной безопасности.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы: базовый.
Актуальность программы. Среди предметов естественнонаучного
цикла ключевое место в формировании личности безопасного типа
принадлежит
учебному
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности». Школьная программа этого предмета требует от
учащихся усвоения большого объёма теоретических знаний и отработку
практических умений и навыков. Сложности обучения этому интересному и
важному предмету зачастую возникают в силу слабой учебно-материальной
базы, не позволяющей качественно закрепить полученные знания на
практике, отсутствия специалистов.
Программа дополнительного образования «Школа выживания» решает
проблему отработки практических навыков поведения в экстремальных
ситуациях, способствует устойчивому познавательному интересу учащихся и
предоставляет дополнительные возможности для развития их способностей.
Новизна программы. Содержание программы подобрано таким
образом, чтобы в полном объёме использовать многообразие элементов
учебно-материальной базы школьного кабинета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста».
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
заключается в сочетании разных форм и методов обучения для достижения
конечного результата образовательной программы, социальной адаптации
обучающихся в их дальнейшей самостоятельной жизни.
Отличительная
особенность
программы
дополнительного
образования «Школа выживания» от уже существующих заключается в том,
что данная программа ориентирована на расширение и углубление знаний
учащихся основной школы по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» и на дополнительную практическую подготовку,
осуществляемую в специально оборудованных кабинетах.
2

Адресат программы. В реализации программы участвуют учащиеся
среднего школьного возраста (12-14 лет). Принимаются все желающие, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 108 часов. Срок
реализации программы – 2 года.
Форма обучения: очная. Программа предусматривает 2 вида занятий:
теоретические и практические.
Особенности организации учебного процесса. Учащиеся в ходе
освоения программы знакомятся с основами топографии и ориентирования
на местности, осваивают приёмы безопасного поведения в повседневной
жизни, приобретают навыки доврачебной помощи и навыки выживания в
условиях автономного существования в природной среде.
Состав группы детского объединения: одновозрастной и постоянный на
период обучения. Норма наполнения группы – 25 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время, 1 раз в
неделю. Продолжительность занятий – 3 академических часа с перерывом
между занятиями 15 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование у учащихся практических умений и
навыков поведения в экстремальных ситуациях через освоение специальных
знаний.
Задачи программы.
Обучающие:
- сформировать начальные навыки ориентирования на местности;
- обучить основным приёмам безопасного поведения при пожаре и на
водоёмах;
- научить пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- сформировать начальные навыки доврачебной помощи;
- обучить основным приёмам выживания в условиях автономного
пребывания в природной среде.
Развивающие: развивать познавательную и творческую активность,
коммуникативные умения, коммуникабельность.
Воспитательные: формировать сознательное и ответственное отношение к
вопросам личной безопасности, потребность в самопознании и саморазвитии,
чувство коллективизма.

3

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Школа выживания»

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Возраст детей

01.09.2022г.
36 учебных недель.108 часов
12-14 лет (6-8кл.)

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

5 дней
1 раз в неделю по 3часа
Продолжительность учебного часа – 45
минут
Чт. 14-00 – 17-00
15 минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию

Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

4

.
1.3. Учебный план.
Учебный план (108 час).
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4

5.
6.
7.
8

Название раздела, темы
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека
Раздел
1.
Топография
и
ориентирование
Раздел
2.
Безопасность
в
повседневной жизнедеятельности
Раздел 3. Основы доврачебной
помощи
Раздел 4. Выживание в условиях
автономного
существования
в
природной среде
Опасны ситуации техногенного
характера
Опасные
ситуации
природного
характера
Опасные ситуации в природной
среде
Итоговое занятие
«Помоги себе и другу»
Итого

Формы
аттестаци
и/
контроля

всего

теория

практика

5

5

-

8

1

7

зачет

9

1

8

зачет

29

5

24

зачет

10

2

8

зачет

14

3

11

зачет

10

2

8

зачет

20

4

16

зачет

3

-

3

108

20

88

Учебно -тематический план
№ п/п

1.1.
1.2.

Название раздела, темы
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека
Инструктаж по ТО.
Город и село как среда
обитания человека
Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспечения жилища
Особенности природных условий в
городе и селе

Количество часов
всего
теория
практика
5
5
1

1

-

1

1

-

1

1

-

Дистант

5

1.3.
1.4.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

3.5.
3.6.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.

5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6.2
7

Взаимоотношения
людей,
проживающих в городе и селе
Безопасность в повседневной жизни
Раздел
1.
Топография
и
ориентирование
Раздел
2.
Безопасность
в
повседневной жизнедеятельности
Пожарная безопасность
Безопасность на воде
Средства индивидуальной защиты
Контрольное занятие по разделу
«Безопасность в повседневной жизни»
Раздел 3. Основы доврачебной
помощи
Первая помощь при ранениях
Первая помощь при травмах
Транспортировка пострадавшего
Первая помощь при тепловом и
солнечном ударе, обморожении и
ожоге
Первая помощь при остановке сердца
Зачёт
по
разделу
«Основы
доврачебной помощи»
Раздел 4. Выживание в условиях
автономного
существования
в
природной среде
Подача сигналов бедствия
Устройство временных укрытий
Добывание огня. Типы костров и их
назначение
Способы обеспечения питьевой водой
Обеспечение питанием
Узлы. Техника вязания узлов
Зачёт по разделу «Выживание в
условиях автономного существования
в природной среде»
Опасны ситуации техногенного
характера
Дорожное движение, безопасность
участников дорожного движения
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых
ситуациях
Опасные
ситуации
природного
характера
Погодные явления и безопасность
человека
Безопасность на водоемах
Чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного
характера

1

1

-

1
8

1
8

-

9

1

8

2.5
2.5
2
2

0.5
0.5
-

2
2
2
2

29

5

24

5
5
5
5

1
1
1
1

4
4
4
4

9
3

1
-

8
3

10

3

7

1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5

1
1
1

1.5
1.5
1.5
1

0.5
05
0.5
-

1
1
1
1

14

3

11

4

1

3

4
6

1
1

3
5

10

2

8

5

1

4

5
20

1
4

4
16

6

7.1
7.2

8
8.1
8.2
9.

Чрезвычайные ситуации природного
характера
Чрезвычайные ситуации техногенного
характера

10

2

8

10

2

8

Опасные ситуации в природной
среде
Безопасность при встрече с дикими
животными
Укусы насекомых и защита от них
Итоговое занятие
«Помоги себе и другу»
Итого

20

4

16

10

2

8

10
3

2

8
3

108

20

88

1.3.2. Содержание учебного плана.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с планом работы детского объединения
дополнительного образования. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Начальная диагностика. Определение исходного уровня
знаний и умений на начало обучения.
Раздел 1. Топография и ориентирование.
1.1. Понятие о плане местности.
1.1.1. План местности. Топографические знаки.
Теория. План местности (топографический план). Условные знаки
(топографические знаки).
Практика. Чтение и изображение топографических знаков.
1.1.2. Упражнения на запоминание топографических знаков.
Топографический диктант.
Практика. Чтение топографических знаков, упражнения на
запоминание знаков, топографический диктант.
1.2. Масштаб
Теория. Понятие о масштабе карты. Виды масштабов. Выбор
масштаба. Курвиметр.
Практика. Задания на определение масштаба. Измерение кривых
линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.
1.3. Ориентирование на местности
1.3.1. Компас. Работа с компасом и картой.
Теория. Стороны горизонта. Типы компасов. Спортивный жидкостный
компас. Правила обращения с компасом. Азимут истинный и магнитный.
Магнитное склонение. Определение азимута. Движение по азимуту. Четыре
действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты,
прямая и обратная засечка.
1.3.2. Работа с компасом и картой.
Практика. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки:
определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение
ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту:
7

прохождение
азимутальных
отрезков,
азимутальных
построений
(треугольники, «бабочки» и т. п.).
1.3.3. Определение сторон горизонта по светилам.
Теория. Ориентирование по Солнцу, Луне и звёздам. Определение
сторон света с помощью часов.
Практика. Решение ситуационных заданий по определению сторон
света.
1.3.4. Ориентирование по местным предметам.
Практика. Ориентирование по местным предметам. Решение
ситуационных заданий.
1.4. Соревнование по ориентированию на местности
Практика. Прохождение заданного маршрута по легенде и азимуту.
Раздел 2. Безопасность в повседневной жизнедеятельности
2.1. Пожарная безопасность.
2.1.1. Характеристика опасных факторов пожара. Оповещение и
эвакуация.
Теория. Опасные факторы пожара. Оповещение и эвакуация при
пожаре.
2.1.2. Средства пожаротушения и правила пользования ими.
Практика. Подручные средства пожаротушения. Принцип действия и
навыки работы с макетом порошкового огнетушителя ОП-5.
2.2. Безопасность на воде
Теория. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
Передвижение по льду. Передвижение по болотам.
Практика. Решение ситуационных задач.
2.3. Средства индивидуальной защиты
Теория. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение
и принцип действия средств индивидуальной защиты органов дыхания: Р-2,
ГП-5, ПДФ-2Ш.
Практика.
Изготовление
ватно-марлевой
повязки.
Подбор
противогаза, отработка навыков по одеванию.
2.4. Контрольное занятие по разделу «Безопасность в повседневной
жизни» – 2 часа.
Практика. Тестирование на знание общих правил безопасности в
повседневной жизни. Анализ результатов.
Раздел 3. Основы доврачебной помощи
3.1. Первая помощь при ранениях
3.1.1. Первая помощь при ранениях.
Теория. Общие принципы оказания первой помощи. Виды ран.
Асептика и антисептика. Виды кровотечения.
Практика. Обработка ран и ссадин, наложение простейших повязок.
3.1.2. Первая помощь при кровотечениях.
Практика. Носовое кровотечение. Наложение давящей повязки при
венозном кровотечении. Наложение жгута и закрутки при артериальном
кровотечении.
8

3.1.3. Наложение стерильных повязок.
Практика. Отработка навыков наложения повязок различного вида: на
голову и грудь, живот, верхние и нижние конечности.
3.2. Первая помощь при травмах
3.2.1. Общие правила оказания первой помощи при травмах.
Теория. Общие правила оказания первой помощи при ушибах,
переломах конечностей и травме позвоночника. Виды переломов.
3.2.2. Иммобилизации при травмах опорно-двигательного аппарата.
Практика. Отработка навыков иммобилизации при травмах опорнодвигательного аппарата.
3.3. Транспортировка пострадавшего
Теория. Правила транспортировки пострадавшего при различных
видах травм.
Практика.
Изготовление
носилок.
Отработка
навыков
транспортировки пострадавшего.
3.4. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении и
ожоге
Теория. Оказание доврачебной помощи при тепловом и солнечном
ударе, обморожении. Термические ожоги, доврачебная помощь.
Практика. Решение ситуационных задач, практическое повторение
действий.
3.5. Первая помощь при остановке сердца.
3.5.1. Первая помощь при остановке сердечной деятельности и
дыхания.
Теория. Оказание первой помощи пострадавшему без видимых
признаков жизни. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж
сердца. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.
3.5.2. Сердечно-лёгочная реанимация.
Практика. Извлечение инородного тела из дыхательных путей.
Отработка навыков проведения сердечно-лёгочной реанимации.
3.5.3. Сердечно-лёгочная реанимация.
Практика. Отработка навыков проведения сердечно-лёгочной
реанимации.
3.6. Зачёт по разделу «Основы доврачебной помощи».
Практика. Мастер-класс умений и навыков по основам доврачебной
помощи.
Раздел 4. Выживание в условиях автономного существования в
природной среде
4.1. Подача сигналов бедствия
Теория.
Способы
подачи
сигналов
бедствия.
Сигналы
международного кода.
Практика. Отработка приёмов подачи сигналов бедствия. Игра.
4.2. Устройство временных укрытий
4.2.1. Общие принципы строительства временных укрытий.
9

Теория. Выбор места. Постройка временных укрытий. Виды зимних
укрытий.
4.2.2. Сооружение временных укрытий.
Практика. Изготовление макетов временных укрытий. Отработка
навыков на местности.
4.3. Добывание огня. Типы костров и их назначение
Теория. Выбор места для костра и заготовка топлива. Способы добычи
огня. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при
обращении с огнём и заготовке дров.
Практика. Отработка навыков укладки наиболее распространённых
типов костров. Изготовление макетов типов костров. Сохранение огня.
4.4. Способы обеспечения питьевой водой
4.4.1. Возможности организма человека. Поиск и добывание воды.
Теория. Поддержание водного баланса организма человека. Поиск и
добывание воды.
4.4.2. Фильтр для очистки воды. Конденсатор влаги.
Практика. Изготовление фильтра для очистки воды и конденсатора
влаги.
4.5. Обеспечение питанием
4.5.1. Общие принципы организации питания. Растительная и
животная пища.
Теория. Общие принципы организации питания. Растительная пища.
Добывание пищи рыбной ловлей.
4.5.2. Рецептура походных блюд. Изготовление рыболовной снасти.
Практика. Поиск и составление рецептуры походных блюд.
Изготовление самодельных приспособлений для рыбалки.
4.6. Узлы. Техника вязания узлов
Практика. Вязание узлов: прямой, проводник, академический,
восьмёрка, ткацкий, стремя, схватывающий, шкотовый, брам-шкотовый,
булинь.
4.7. Зачёт по разделу «Выживание в условиях автономного
существования в природной среде»
Практика. Викторина на закрепление и проверку уровня знаний
правил поведения в экстремальных ситуациях в природной среде.
Раздел 5. Возможные травмы и поражения при ЧС
Виды ЧС. ЧС природного характера, техногенного и социального
характера. Погодные явления и безопасность человека
Безопасность на водоемах
Раздел 6. Опасные ситуации природного характера
Погодные явления и безопасность человека
Безопасность на водоемах
Основные правила оказания первой помощи (далее - ПП). Определение
первоочередности оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные
10

средства. Методы оказания ПП, асептика и антисептика. Средства оказания
ПП, перевязочные средства.
Раздел. 7 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера7.1 Чрезвычайные ситуации природного
характера
7.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Раздел 8 Опасные ситуации в природной среде
8.1 Безопасность при встрече с дикими животными
8.2 Укусы насекомых и защита от них
Первая помощь при ранениях. Виды ран. Виды кровотечений и
способы их остановки. Правила наложения повязок. Перевязочные
средства. Наложение бинтовых повязок.
Оказание первой помощи при механических повреждениях костей.
Разновидности переломов. Способы наложения транспортной
иммобилизации. Разновидности травматического шока.
Способы транспортировки пострадавших. Первая помощь при ушибах
и вывихах, ожогах, при отморожении, при тепловом и солнечном ударе.
Раздел 9. Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу»
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни;
• готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого
потенциала;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, общественно
полезной, творческой и других видов деятельности;
• признание необходимости ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;
• потребность в осознанном выполнении правил личной и коллективной безопасности.
Метапредметные результаты:
• самостоятельно (с помощью педагога) определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в экстремальных ситуациях в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
11

• определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логические
рассуждения и делать выводы;
• применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения различных задач;
•
компетентность
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
• работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Предметные результаты: по итогам освоения программы
учащиеся должны знать:
- основы топографии;
- устройство и принцип работы компаса и курвиметра;
- способы определения сторон горизонта;
- опасные факторы пожара;
- способы оповещения и алгоритм действий при пожаре;
- основы безопасного поведения на водоёмах;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов
дыхания;
- общие принципы оказания доврачебной помощи при травмах и ранениях;
- виды ран и кровотечений;
- виды повязок;
- виды переломов;
- правила транспортировки пострадавшего при различных видах травм;
- правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе,
обморожении;
- правила оказания доврачебной помощи при термических ожогах;
- правила проведения сердечно-лёгочной реанимации;
- международные сигналы бедствия;
- общие принципы строительства временных укрытий;
- способы добывания огня и меры безопасности;
- типы костров;
- способы добывания и очистки воды;
- общие принципы организации питания.
учащиеся должны уметь:
- читать топографические знаки;
- работать с топографической картой и компасом;
- пользоваться курвиметром;
- определять стороны горизонта разными способами;
- пользоваться подручными средствами пожаротушения и порошковым
огнетушителем;
- использовать приёмам безопасного поведения на водоёмах;
- изготавливать ватно-марлевую повязку;
12

- подбирать противогаз и пользоваться им;
- обрабатывать раны и ссадины, накладывать простейшие повязки;
- накладывать давящую повязку и жгут на повреждённую конечность;
- накладывать бинтовые повязки различного вида;
- проводить иммобилизацию при травмах опорно-двигательного аппарата;
- извлекать инородное тело из дыхательных путей;
- проводить сердечно-лёгочную реанимацию;
- подавать сигналы бедствия;
- строить временные укрытия;
- укладывать костры разных видов, сохранять огонь;
- изготавливать фильтр для очистки воды и конденсатор влаги;
- изготавливать приспособления для рыбалки;
- вязать узлы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.1. Условия реализации программы.
Санитарно-гигиенические
требования.
Теоретические
и
практические занятия проводятся на базе Центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» в соответствии с требованиями
техники безопасности, пожарной безопасности, санитарными нормами.
Помещение хорошо освещается, имеется возможность периодического
проветривания, укомплектовано аптечкой для оказания первой помощи.
Практические занятия по отработке умений и навыков в соответствии с
календарным учебным графиком могут проводиться на школьной
спортивной площадке, на участке местности (обязательно при наличии
медицинской аптечки).
Материально-техническое обеспечение необходимое для реализации
программы: учебный кабинет, классная доска, столы и стулья для учащихся и
педагога, шкафы для хранения дидактических материалов и учебных
пособий, компьютер с выходом в Интернет, принтер, бумага, мультимедиапроектор, топографические карты, курвиметр, компасы, макет порошкового
огнетушителя ОП-5, респиратор Р-2, противогазы ГП-5 и ПДФ-2Ш,
штангенциркуль, лента измерительная, марля медицинская, вата
медицинская, набор имитаторов ран, бинты, жгут кровоостанавливающий,
салфетки марлевые медицинские, носилки, тренажёр-манекен для отработки
СЛР, тренажёр-манекен для отработки навыков удаления инородного тела,
костровое оборудование, лопата туристическая, верёвки, аптечка.
Методическое обеспечение программы.
№
п/п

Название
раздела

Формы
занятий

Методы и приёмы

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Формы
контрол
я

13

Вводное занятие

беседа

собеседование,
анкетирование

1

Топография и
ориентирование

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие, игра,
лекция,
контрольное
занятие

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частичнопоисковый,
игровой,
практический

2

Безопасность в
повседневной
жизнедеятельнос
ти

лекция,
практическое
занятие,
рассказ с
элементами
беседы,
контрольное
занятие

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
частичнопоисковый

3

Основы
доврачебной
помощи

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие,
лекция,
беседа,
мастер-класс

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
практический,
проблемный

анкеты

собеседо
вание,
анкетир
ование
топографическ практич
ие карты,
еское
курвиметр,
задание,
компасы,
топогра
карточки с
фически
топографическ
й
ими знаками,
диктант,
памятки,
учебнотематические
трениро
карточки
вочное
задание,
опрос,
соревно
вание
видеоматериал,
опрос,
демонстрацион учебноный материал, трениро
огнетушители,
вочное
СИЗ органов
задание,
дыхания,
практич
тематические
еское
карточки
задание,
тестиров
ание
демонстрацион учебноный материал, трениро
набор
вочное
имитаторов
задание,
ран, бинты,
опрос,
салфетки
практич
марлевые
еское
медицинские, задание,
жгут
зачёт
кровоостанавли
вающий,
носилки,
тренажёрманекен для
отработки СЛР,
тренажёрманекен для
отработки
навыков
удаления
инородного
тела,
видеоматериал

14

4

Выживание в
условиях
автономного
существования в
природной среде

Итоговое
занятие

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие,
творческая
мастерская,
лекция,
викторина

объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый,
практический,
проблемный,
репродуктивный

играиспытание

практический,
игровой

демонстрацион практич
ный материал,
еское
тематические
задание,
карточки,
опрос,
костровое
творческ
оборудование,
ое
лопата
задание,
туристическая, наблюде
подручный
ние,
природный
учебноматериал и
трениро
бытовые
вочное
предметы,
задание,
веревки
зачёт
план
соревно
местности,
вание
компас,
порошковый
огнетушитель,
марля, вата,
тренажёрманекен для
отработки СЛР,
набор
имитаторов
ран, бинты,
подручный
природный
материал,
верёвки,
тематические
карточки

Кадровое обеспечение. Реализацию программы дополнительного
образования социально-педагогической направленности могут осуществлять
педагоги
дополнительного
образования
и
учителя-предметники
образовательного учреждения.
2.2. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, журнал посещаемости, материалы анкетирования,
тестирования, результаты зачётов и соревнований, грамоты, фото.
В начале учебного года для выявления уровня подготовленности
учащихся к усвоению программы проводится начальный контроль (НК).
Для определения степени усвоения программы дополнительного
образования осуществляются текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Текущий контроль (ТК) осуществляется в течение всего учебного
года, промежуточный контроль (ПК) – после прохождения раздела, итоговый
контроль (ИК) – в конце учебного года.
Название раздела
Форма аттестации/ контроля
15

Вводное занятие
Раздел 1. Топография и
ориентирование
Раздел 2. Безопасность в
повседневной
жизнедеятельности
Раздел
3.
Основы
доврачебной помощи
Раздел 4. Выживание в
условиях
автономного
существования в природной
среде
Итоговое занятие

Диагностика (начальный контроль)
НК
Соревнование по ориентированию на ПК
местности
Тестирование на знание общих ПК
правил безопасности в повседневной
жизни
Мастер-класс умений и навыков по ПК
основам доврачебной помощи
Викторина
на
закрепление
и ПК
проверку уровня знаний правил
поведения
в
экстремальных
ситуациях в природной среде
Игра-испытание на знание приёмов ИК
действий в экстремальных ситуациях
Формы аттестации: анкетирование, тестирование, зачёт, соревнование.

Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации
от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г.
N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
- Устава Дома детского творчества г. Правдинска.
16

2.3. Оценочные материалы.
Результативность освоения программы оценивается по двум группам
показателей:
- учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретённые учащимся в процессе освоения программы);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств учащегося под
влиянием занятий в детском объединении).
Технология определения учебных результатов по программе
дополнительного образования заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка
учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале).
Развитие личностных качеств учащегося в процессе усвоения
программы отслеживается по трём блокам личностных качеств:
организационно-волевые,
ориентационные,
поведенческие
качества
личности.
Технология определения личностных качеств учащегося заключается в
следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля,
самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип
сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной по 10-балльной шкале).
Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение
планируемых результатов: собеседование, тестирование, зачёт, контрольное
задание,
соревнование,
наблюдение,
анализ
творческих
работ,
педагогический анализ.
Мониторинг результативности освоения программы
дополнительного образования
Показатели
Критерии и степень выраженности
Формы
(оцениваемые
оцениваемого качества
диагностики
параметры)
Предметные результаты
1.
Теоретическая Соответствие теоретических знаний собеседование,
подготовка:
учащегося
программным тестирование,
1.1. Теоретические требованиям:
зачёт
знания (по основным - минимальный уровень (объём
разделам учебного усвоенных знаний менее ½ объёма,
плана программы)
предусмотренного программой) – 14 балла;
средний
уровень
(объём
усвоенных знаний составляет более
½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен
весь
объём
знаний,
предусмотренный программой за
17

конкретный период) – 9-10 баллов.
1.2.
Владение Осмысленность и правильность контрольный
специальной
использования
специальной
опрос,
терминологией
по терминологии:
тестирование,
тематике программы - минимальный уровень (учащийся,
зачёт
как правило, избегает употреблять
специальные термины) – 1-4 балла;
- средний уровень (учащийся
сочетает
специальную
терминологию с бытовой) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляются осознанно и в
полном
соответствии
с
их
содержанием) – 9-10 баллов.
2.
Практическая Соответствие практических умений контрольное
подготовка:
и
навыков
программным
задание,
2.1.
Практические требованиям:
соревнование,
навыки и умения, - минимальный уровень (объём
зачёт
предусмотренные
усвоенных умений и навыков менее
программой
(по ½) – 1-4 балла;
основным разделам средний
уровень
(объём
учебного
плана усвоенных умений и навыков
программы)
составляет более ½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен
весь объём умений и навыков,
предусмотренный программой за
конкретный период) – 9-10 баллов.
2.2.
Творческие Креативность
в
выполнении наблюдение,
навыки (творческое практических заданий:
анализ
отношение к делу и начальный
(элементарный)
творческих
умение
воплотить уровень развития креативности
работ
его
в
готовом (выполнение
простейших
продукте)
практических заданий) – 1-4 балла;
репродуктивный
уровень
(выполнение заданий на основе
образца) – 5-8 баллов;
- творческий уровень (выполнение
задания с элементами творчества) –
9-10 баллов.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и навыки)
1.
Учебно- Самостоятельность в подборе и наблюдение,
интеллектуальные
анализе литературы:
анализ
умения:
- минимальный уровень умений выполненных
18

1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу

1.2.
Умение
пользоваться
электронными
информационными
ресурсами

1.3.
Умение
осуществлять
учебноисследовательскую
работу (проводить
самостоятельный
поиск информации и
анализ)

2.
Учебнокоммуникативные
умения:
(умение
слушать и слышать

(серьёзные затруднения при работе
заданий
с литературой, потребность в
постоянной помощи и контроле) –
1-4 балла;
- средний уровень (работа с
литературой с помощью педагога) –
5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная
работа
с
литературой) – 9-10 баллов.
Самостоятельность в пользовании наблюдение,
электронными информационными
анализ
ресурсами:
выполненных
- минимальный уровень умений
заданий
(серьёзные затруднения при работе
с электронными информационными
ресурсами,
потребность
в
постоянной помощи и контроле) –
1-4 балла;
- средний уровень (работа с
электронными информационными
ресурсами с помощью педагога) – 58 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная
работа
с
электронными информационными
ресурсами) – 9-10 баллов.
Самостоятельность
в
учебно- наблюдение,
исследовательской работе:
анализ
- минимальный уровень (учебно- выполненных
исследовательская
деятельность
заданий
вызывает серьёзные затруднения,
постоянная потребность в помощи и
контроле) – 1-4 балла;
- средний уровень (осуществление
учебно-исследовательской работы с
помощью педагога) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельное
осуществление
учебно-исследовательской работы)
– 9-10 баллов.
Адекватность
восприятия наблюдение,
информации,
исходящей
от педагогический
педагога; свобода во владении и
анализ
подаче
подготовленной
19

педагога,
умение
выступать
перед
аудиторией,
участвовать
в
обсуждении,
представлять
результат
своих
навыков и умений)

3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
(организация своего
рабочего
места,
соблюдение правил
безопасности)

информации; самостоятельность и
логика в построении ответов и
доказательств:
- минимальный уровень (серьезные
затруднения
в
восприятии,
подготовке и подаче информации,
необходимости
предъявления
доказательств и аргументации своей
точки
зрения,
постоянная
потребность
в
значительной
помощи педагога) – 1-4 балла;
- средний уровень (адекватное
восприятие
информации
при
условии
периодического
напоминания и контроле, не всегда
уверенные ответы на вопросы,
подача информации, доказательство
и аргументация своей точки зрения
при поддержке педагога) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(адекватное
восприятие,
самостоятельная
подготовка
и
подача информации, свободное
выступление,
логически
обоснованное
предъявление
доказательств,
убедительная
аргументация своей точки зрения) –
9-10 баллов.
Способность
самостоятельно наблюдение,
готовить своё рабочее место к педагогический
деятельности и убирать его за
анализ
собой;
соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям; аккуратность:
- минимальный уровень (объём
учебно-организационных умений и
навыков менее ½) – 1-4 балла;
- средний уровень (объём учебноорганизационных умений и навыков
составляет более ½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен
весь
объём
учебноорганизационных
умений
и
20

навыков,
предусмотренный
программой за конкретный период)
– 9-10 баллов.
Личностные результаты
1. Организационно- Способность
переносить
волевые качества:
(выдерживать) известные нагрузки
1.1. Терпение
в течение определенного времени,
преодолевать трудности:
- минимальный уровень (терпения
хватает меньше, чем на ½ занятия) –
1-4 балла;
- средний уровень (терпения хватает
больше, чем на ½ занятия) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (терпения
хватает на всё занятие) – 9-10
баллов.
1.2. Воля
Способность активно побуждать
себя к практическим действиям:
- минимальный уровень (волевые
усилия побуждаются извне) – 1-4
балла;
средний
уровень
(иногда
проявляется
активность
к
практическим действиям) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельно побуждает себя к
практическим действиям) – 9-10
баллов.
1.3. Самоконтроль
Умение
контролировать
свои
поступки (приводить к должному
свои действия):
- минимальный уровень (постоянно
действует
под
воздействием
контроля извне) – 1-4 балла;
- средний уровень (периодически
контролирует себя сам) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(контролирует себя самостоятельно)
– 9-10 баллов.
2. Ориентационные Способность
оценивать
себя
качества:
адекватно реальным достижениям:
2.1. Самооценка
минимальный
уровень

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ
21

2.2.
Интерес
к
занятиям в детском
объединении

3.
Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность

3.2.
Тип
сотрудничества

(завышенная самооценка) – 1-4
балла;
- средний уровень (заниженная
самооценка) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(объективная самооценка) – 9-10
баллов.
Осознанное участие в освоении наблюдение,
программы:
педагогический
- минимальный уровень (интерес к
анализ
занятиям продиктован извне) – 1-4
балла;
средний
уровень
(интерес
периодически
поддерживается
самим учащимся) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельно
проявляет
постоянный интерес) – 9-10 баллов.
Способность занять определенную наблюдение,
позицию в конфликтной ситуации: педагогический
минимальный
уровень
анализ
(недостаточно осознает правила и
нормы
поведения,
допускает
нарушения, но в основном их
выполняет) – 1-4 балла;
- средний уровень (осознает
моральные нормы и правила
поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (всегда
следует общепринятым нормам и
правилам поведения, осознанно их
принимает) – 9-10 баллов.
Способность принимать участие в наблюдение,
общем деле:
педагогический
минимальный
уровень
(в
анализ
совместной
деятельности
не
пытается договориться, не может
придти к согласию, настаивает на
своём, конфликтует или игнорирует
других) – 1-4 балла;
- средний уровень (способен к
взаимодействию и сотрудничеству,
но не всегда умеет аргументировать
свою позицию и слушать партнера)
22

– 5-8 баллов;
- максимальный уровень (проявляет
эмоционально
позитивное
отношение
к
процессу
сотрудничества, ориентируется на
партнера по общению, умеет
слушать собеседника, совместно
планировать, договариваться и
распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь) – 9-10 баллов.
4.
Личностные Результаты личных достижений:
достижения
- минимальный уровень (пассивное
учащегося
участие
в
делах
детского
объединения) – 1-4 балла;
- средний уровень (активное
участие
в
делах
детского
объединения) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(значительные
результаты
на
муниципальном и региональном
уровнях) – 9-10 баллов.

портфолио

2.4. Методические материалы.
Образовательный процесс по программе дополнительного образования
осуществляется в очной форме через учебное занятие.
Для освоения содержания программы используются репродуктивные и
продуктивные методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение и
разъяснение, этическая беседа, инструктаж, положительный пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта
общественного
поведения
личности
(упражнение,
поручение,
воспитывающая ситуация);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение,
соревнование, игра);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и
поведения (педагогическое наблюдение, опросные методы (беседы,
анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности).
Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в
формах организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного
занятия.
23

Наиболее продуктивные формы организации учебных занятий:
практическое занятие, мастер-класс, игра, соревнование, творческая
мастерская.
Выполнение программы предполагает использование современных
педагогических технологий: элементов игровых технологий, технологий
личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационнокоммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного
микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация
внимания учащихся, диагностика усвоенных на предыдущем занятии
теоретических знаний и приобретённых практических навыков, сообщение
темы и определение цели занятия, мотивация учебной деятельности).
II этап – основной (максимальная активизация познавательной
деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение
пробных практических заданий с объяснением соответствующих правил или
обоснованием,
самостоятельное
выполнение
учащимися
учебнотренировочных заданий, обыгрывание ситуаций).
III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня
усвоения теоретических знаний и практических навыков, самооценка
учащихся собственной деятельности, оценка сотрудничества, информация о
литературе, которую нужно использовать к следующему занятию,
определение перспектив следующего занятия).
Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий
процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение
традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы
обучения.
Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается
реализация программы:
- визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические)
средства): учебники, энциклопедии, дидактический материал; натуральные
объекты, макеты, карты, плакаты; различные виды проекторов,
интерактивная доска (слайд-презентации);
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные
средства (учебные видеоуроки и видеоролики);
- тренажёры: тренажёры-манекены для отработки навыков доврачебной
помощи, компьютерные программы-тренажёры;
- универсальные: компьютер и сетевые информационные системы
(локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).

24

Воспитательная работа:
Сентябрь:
1. Урок знаний, посвящённый году Науки и технологии.
2. Урок Памяти. День солидарности в борьбе с терроризмом «Трагедия Беслана»
3. Устный журнал «День памяти жертв фашизма».
4. Беседа с детьми: «Как уберечь себя от COVID-19»
5. Инструктаж по ТБ «Дорога в школу и домой. ПДД». Беседа: «Я имею права …»
Октябрь:
1. Час общения посвященные Дню пожилого человека: «Урок милосердия и доброты».
2. Классный час «Влияние закаливания и занятия спортом на здоровье человека».
3. Беседа по профилактике гриппа и ОРВ.
4. Инструктажи по правилам техники безопасности и ПДД в период осенних каникул.
Ноябрь:
1. Устный журнал «4ноября - День народного единства».
2. Беседа «Международный день прав детей».
3. Правила по ПДД «Законы дорог»
4. Беседа о правилах поведения на водоемах.
Декабрь:
1. Устный журнал «Основной закон государства- Конституция».
2. Беседа «Международный день инвалидов».
3. Классный час «Неформальные подростковые объединения».
4. Классный час «Влияние наркотиков на жизненный стиль человека».
5. Инструктажи по правилам пожарной безопасности и ТБ во время новогодних каникул
Январь:
1.Классный час «Моя малая родина».
2.Устный журнал «Дорога жизни».
3. Беседа «Рацион здорового питания».
Февраль:
1. Классный час с презентацией "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане).
2. «Классный час: «История Российской армии». «Символика разных родов войск».
3. Беседа «Миром правит любовь».
4. Беседа с элементами дискуссии «Профилактика правонарушений».
5. Устный журнал «Спорт вместо курения».
Март:
25

1. Классный час «Женщины – герои России».
2. Час общение: «Гражданская оборона». Всемирный день гражданской обороны.
3. Устный журнал «Крым и Россия, мы вместе».
4. Беседа «Чем опасна компьютерная зависимость. Её влияние на психическое и
физическое здоровье человека».
5. Инструктажи по правилам безопасного поведения на весенних каникулах
Апрель:
1. Устный журнал «Покорители космоса»
2. Классный час с презентацией «Путешествия по родному краю».
3. Беседа «Осторожно: клещевой энцефалит».
4. Беседа: «Уважение к людям труда». Карнавал профессий.
Май:
1. Классный час «Нам нужна одна Победа».
2. Классный час «Моя семья».
3. Профилактические беседы о вреде табакокурения и алкоголя.
4. Инструктажи по ТБ «Внимание, каникулы!»

Список литературы.
Для педагога:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П.
Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.
Для учащихся:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П.
Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.
26

Детские порталы:
1. журнала «Здоровье школьника» - http://www.za-partoi.ru
2. семейный сайт – www.7ya.ru
3. журнал «Первоклашка» - www.pkpp.ru
4. журнал «Семья и школа» - www.сhpk.ru или mag7a.narod.ru
5. интернет-портал «Солнышко» - www.solnet.ee
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в
природе – детям
Основные разделы
http://www.edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU.
http://festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок"
http://www.risk-net.ru "Открытый урок"
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html- уроки ОБЖ
Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о
подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных
пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам
безопасности жизнедеятельности).
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое
сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе,
имеется также архив статей).
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам
безопасности жизнедеятельности
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ
Разумова Виктора Николаевича
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС
России по Томской области
http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».