РЕЧЬ_И_КУЛЬТУРА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Речь и культура общения»
Возраст детей: 9- 12 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Кудрявцева Мария Петровна,
педагог дополнительного
образования

г. Правдинск
2023год

Пояснительная записка
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
В рамках программы реализуются занятия, ознакомительного уровня
предназначена для привлечения внимания обучающихся, прежде всего к миру
слов, повседневно употребляемых, дать им почувствовать, что мир слов
интересен, увлекателен, сложен и разнообразен. Программа данного курса берет
за основу развитие связной культурной речи учащихся путем усиления
лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой
речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки
сознательно.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущей идеей программы является направленность на всестороннее развитие
личности ребенка посредством наиболее распространённых речевых ошибок,
связанных с нарушением орфоэпических, лексических, морфологических,
стилистических норм русского языка , которые распределяются по языковым
темам в зависимости от использования изучаемых единиц для их оформления и
по речевым темам в зависимости от ситуативно – смыслового соответствия.
Описание ключевых понятий
Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся — это
важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в
современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации
российского образования приобретает особое значение.
Помощь в этом и
должно оказать дополнительное образование.
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и
должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с
отработкой орфографических и пунктуационных навыков.
Материалы и тесты централизованного аттестационного тестирования по
русскому языку включены задания на определение и устранение ошибок разных
типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической
работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми
нормами, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Работа на уроке
не всегда оказывается достаточной для решения этих задач. Поэтому данный
курс открывает возможности для углубления содержания лингвистического
образования в становлении личности учащихся
Новостная статья – В новостной статье обсуждаются текущие или недавние
новости, представляющие либо общий интерес (например, ежедневные газеты),
либо конкретную тему (например, политические или торговые журналы,
клубные информационные бюллетени или технологические новостные сайты).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речь и
культура общения» имеет социально-гуманитарную направленность
Уровень освоения программы: стартовый.

Актуальность программы
Актуальность заключается в том, что культура речи – часть общей
культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его
духовного развития, о его внутренней культуре. Под культурой понимается
умение, во – первых, правильно говорить и писать, во – вторых, употреблять
языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.
Педагогическая целесообразность
Программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в
формировании компетентной, творческой личности. Программа носит
сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и
коммуникативной культуры учащихся.
Практическая значимость
Программы заключается в более широком подходе к процессу обучения, в
использовании различных методов активизации познавательной деятельности
обучающихся. Программа характеризуется разнообразием форм и методов,
позволяющих обучающимся изучить серьёзные вопросы языкознания, развить
языковое чутьё. Данная программа основывается на учебных пособиях как
вузовского уровня, так и общеобразовательного.
Принципы отбора содержания
 принцип единства развития, обучения и воспитания;
 принцип систематичности и последовательности;
 принцип доступности;
 принцип наглядности;
 принцип взаимодействия и сотрудничества;
 принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы
Все программы предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти
вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда
проводится работа по предотвращению речевых ошибок. Поэтому обучение
должно строиться с учетом необходимости формирования речевой
компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение,
говорение, письмо. Формирование речевой компетентности – процесс
длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно,
органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.
Обучающиеся научаться правильно строить предложения речи. Пополнять
словарный запас.
Цель образовательной программы
Цель: Развитие учащихся на базе повышенного интереса к русскому языку.
Задачи:

- Овладение конкретными лингвистическими знаниями, необходимыми для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
для продолжения образования.
 Развитие интеллекта учащихся.
 Формирование представлений о языке как части общечеловеческой культуры,
понимания значимости лингвистики для общественного прогресса.
 Целенаправленное развитие языкового мышления.  Обогащение словарного
запаса.
 Повышение орфографической и пунктуационной зоркости, повышение
грамотности письма, отработка орфографических и пунктуационных навыков;
 Формирование навыков самоконтроля.
 Работа над умением сравнивать явления, делать выводы и обобщения;
оценивать формулировки новых понятий, делать заключения на основе анализа
уже известных связей.
 Овладение навыками культуры речи.
 Формирование языковой личности – контактной, обладающей не только
умениями, но и потребностями общения.
 Обеспечение стилистической гибкости речи использованием разнообразных
стилей литературного языка.
 Знакомство с важнейшими принципами и критериями речевой коммуникации,
факторами успешного речевого взаимодействия.

Овладение
коммуникативно-речевыми
приемами,
составляющими
риторическую тактику.  Формирование коммуникативного потенциала
(коммуникативных свойств и особенностей личности).
 Систематизация лингвистических знаний.
 Расширение лингвистического кругозора.
 Углубление знаний о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре,
формах реализации.
 Ознакомление с основами культуры речи, с различными нормами
литературного языка, его вариантами.
 Изложение основ ораторского искусства.
 Формирование представления о речи как инструменте эффективного общения,
сформулировать навыки делового общения.
 Выработка навыков делового письма (автобиографии, резюме, условных
сокращений); научной работы (конспект, реферат) публицистической работы
(эссе).
 Обогащение словарного состава (умение находить и правильно употреблять
слова различных стилей), развитие техники устной речи.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, участвующих в
реализации программы
Адресат программы Данная программа разработана для учащихся 9-12 лет, без
ограничений - независимо от уровня способностей.
Особенности организации образовательного процесса
Срок обучения по программе 3 года, общее количество часов – 288. Режим
занятий: 4 часа два раза в неделю. Продолжительность учебных занятий
установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки
в соответствии с санитарными нормами и правилами. Недельная нагрузка на
одну группу – 6 часов.

Форма обучения
Форма обучения – очная
Основные методы обучения
1. От практики к теории и опять к практике.
Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на
этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует
введения элементарных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна
речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся
и т.д. Основу программы составляют коммуникативные умения, формируемые
на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом, на уроках речевой
культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности
обучающихся.
2. Культура – культурный человек – культура речевого поведения.
Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и
взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры
человека. В процессе работы обучающиеся приближаются к осознанию важных
идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и
мышления и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно
поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения». На уроках
речевой культуры развивается чувство уместности высказывания, а также
внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным
отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.
3. Развитие творческого воображения и литературно-творческих
способностей.
На уроках речевой культуры должно быть как можно меньше всякого рода
запретов – больше свободы, фантазии, и тогда даже в самых реалистических
(прозаических) высказываниях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ребёнку
захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с
помощью родного языка можно «творить чудеса».
Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от
детей, и от учителя. Общение в своей основе – всегда творчество.
Программа ориентирована на личностно – развивающее образование
младших школьников и духовно- нравственное развитие ребёнка.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы, являются:







учёт социальных потребностей времени;
соответствие материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста;
тематический принцип группировки материала;
принцип практической направленности;
принцип оптимального сочетания форм деятельности;
принцип перспективных динамических связей (учёт внутрипредметных связей);

 учёт сферы повышенной речевой деятельности обучающихся (повседневное
общение в школе, дома, вне школы, вне дома);
 принцип сквозных методических идей (идея воспитания внимания, уважения,
доброго отношения к людям; желания контактировать, сотрудничать, искать
взаимопонимание; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения,
раскрепощения личности, для осуществления своих жизненных идеалов и задач;
формирование речевой самооценки).







Содержание программы направлено на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации школьника к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;

 создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
 целостность процесса психического, умственного и духовного развития
личности ребёнка.
Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст»,
«Культура общения». Тематика занятий тесно связана с преподаванием
школьных предметов «Литературное чтение» и «Риторика», что способствует
углублению и расширению знаний обучающихся по данным предметам.
Предлагаемая программа ориентирована на обучающихся 9 – 12 лет.
В коллектив принимаются дети по желанию.
Реализация программы обеспечит:

представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России,
о языке как основе национального самосознания;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов, участвовать в их

обсуждении, давать
и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

овладение приёмами интерпретации, анализа и преобразования текстов с
использованием
элементов литературоведческих понятий;

достижение необходимого уровня общего речевого развития;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, при
выполнении
творческих заданий;
 основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений,







компетенций, видов и способов деятельности;
рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
повышение уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
активное использование речевых средств и коммуникационных технологий для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими
моральны норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты освоения программы предполагают: - бережное
отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности; - умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием её реализации; - умение давать оценку своего
труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности.
2. Метапредметные результаты освоения программы отражают: - продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач
на занятиях; - умение делать анализ имеющейся информации; - умение
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств коммуникации.
3. Предметные результаты освоения программы отражают: - знание и понимание
понятий «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»; - знание
сущности ораторского искусства; - знание и использование правил
самопрезентации. - умение строить логическую цепь рассуждений - умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Механизм оценивания образовательных результатов.
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение
материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного
раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически
выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Степень самостоятельности выполнения практических заданий
- Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при выполнении
практического задания
- Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен
после объяснения к самостоятельным действиям.
- Высокий уровень. Самостоятельно выполняет практическую работу
Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы
Оборудование:
- светлый просторный учебный кабинет;
- столы и стулья – 25 посадочных мест;
- магнитно-маркерная доска;
- шкафы для хранения материалов и оборудования;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- место для размещения творческих работ учащихся.
- учебные приспособления: тетрадь в клетку, простые и цветные карандаши,
фломастеры, ножницы, краски, бумага, папка с файлами.
















Формы подведения итогов образовательной программы
Степень владения ребенком практическим и теоретическим материалом
оценивается через: опрос, наблюдение за ребенком, диагностическое
исследование, практическую деятельность, анализ работы, итоговое занятие.
Формы обучения и виды занятий:
беседы, лекции;
занятие-игра;
занятие-экскурсия;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
импровизации;
иллюстрирование;
мастерская образа;
коллективная работа;
просмотр фото- и видеоматериалов;
конкурсы;
создание проектов;
защита проекта;
итоговое занятие.

Ресурсное обеспечение Программы
Нормативно-правовое
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
Информационное.
Информационная поддержка Программы через стенд лагеря, сайт
школы.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных
норм.
Личностный рост участников программы.

Оценочные материалы
Входная
Цель:
диагностика - выявление ожидания ребенка;
- изучение его интересов и желаний.
Текущая
Цель:
диагностика - получение информации о настроении
ребенка;
- изучение впечатлений ребенка о
пребывании в лагере и об окружающих
его людях, межличностные отношения.
- определение успешности реализации
программы, возможности ее
корректировки
Итоговая
Цель:
диагностика - получение информации от детей,
родителей, педагогов о пребывании в
лагере.
- определение результативности
программы.

- беседа, анкетирование «Твои
ожидания»
- Система отрядных огоньков
(анализ дня).
- Определение склонности к
профессиональной сфере.
- «Карта настроения»
(психологическое состояние детей
по истечению дня)
- Анкеты;
- Письма-пожелания (ящик
мнений).

Методическое материалы:
- отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и
подростками: игра, беседа, конкурс, турнир, фестиваль;
- формирование пакета диагностических методик;
- комплектование методической копилки, специальной литературы по
различным направлениям деятельности детского объединения;
- использование технического оснащения занятий: проектор, экран,
ноутбук;
- отслеживание и анализ результатов реализации программы;
- подготовка отчётной документации;
- организация и проведение мастер-классов из опыта работы вожатского
отряда на методических семинарах, практикумах, слетах.
- формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр,
шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям
организации воспитательного процесс.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2024 год
№
п/п

Режим деятельности

1.
2.

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода

3.
4.
5.
6.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий

7.

Продолжительность перемен

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Речь и
культура общения»
1 сентября каждого учебного года
108 учебных недель (864часа)–
7-12 лет (1-6кл.)
5 дней
5 раз в неделю по 1 -4 часа
Продолжительность учебного часа – 45 минут
Пн. 14-00 – 18-00
Вт. – Пт. 17-00-18-00
15минут

8.
9.
10.
11.

Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

12. 1
Комплектование групп
1
.
13. Дополнительный прием обучающихся

31 мая каждого учебного года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май каждого учебного года
31мая – 31августа
В течении учебного года согласно заявлениям
(при наличие свободных мест)

Первый год обучения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022год
№
п/п

Режим деятельности

1.
2.

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода

3.
4.
5.
6.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
10.
Летнее время
11.
Аттестация обучающихся
7.
8.
9.

12. 1
Комплектование групп
1
.
13. Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Речь и
культура общения»
1 сентября 2021года
36 учебных недель
7-10 лет (1-4кл.)
5дней
3 раза в неделю по 1-4 часа
Продолжительность учебного часа – 45 минут
Пн. 14-00 – 18-00
Вт. – Пт. 17-00-18-00
15минут
31 мая 2022 года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май 2022 года
31мая – 31августа 2021г.
В течении учебного года согласно заявлениям
(при наличие свободных мест)

Учебный план.
№п/п

Всего
часов.

Теория Практ
ика.

Формы
аттестации/контроля

п/п
Раздел, тема занятий.
40

15.5

24.5

Устные и письменные
ответы

Раздел 2. Текст.

121

26

95

Раздел 3. Культура общения.

85

7

78

Раздел 4. Волшебные слова

42

9

33

тесты
практические
работы
мини-проекты
и
проектные работы
тесты
практические
работы

Раздел 1. Речь и её роль в жизни.

288

57.5

230.5

Учебно-тематический план.
№ п/п

Раздел, тема занятий.

Всего
часов.

Теория.

Практика.

1

1

-

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2
2
2

1
1
-

1
1
2

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

-

2

Раздел 1. Речь и её роль в 40
жизни.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.

Вводное занятие.
Для чего нужна речь.
Речь – средство передачи
мыслей и чувств.
Понятие о родном языке.
Значение речи в деятельности
человека.
Устная и письменная речь.
Вывески на улицах города.
Практическая
работа:
составление устного рассказа с
опорой на иллюстрации «Мой
город».
Особенности
устной
речи:
окраска (тембр) голоса.
Особенности устной речи: темп
(от
медленного
до
скороговорки).
Скороговорка.
Громкость как свойство устной
речи (от шёпота до крика).
Практическая
работа:
сочинение
собственных
скороговорок
и
их
произношение
с
использованием
различных

Дистанционное
обучение

13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.
43.

особенностей
устной
речи
(темп, тембр, громкость).
Мимика и жесты в устной речи.
Говорящий взгляд.
Речевая ситуация.
Речевые роли.
Практическая
работа:
разыгрывание
речевых
ситуаций.
Устный рассказ.
Обобщение
изученного
об
особенностях устной речи.
Практическая
работа:
разыгрывание эпизода из сказки
«Волк и семеро козлят».

2
2
2
2
3

1
1
1
1
-

1
1
1
1
3

2
1

1
0.5

1
0.5

3

-

3

Раздел 2. Текст.
Текст. Тема текста.
Заглавие текста.
Выделение в тексте непонятных
(неясных по значению) слов.
Практическая
работа:
словарные игры.
Опорные (важные) слова.
Тематический словарь.
Текст
как
тематическое
единство.
Практическая
работа:
сочинение сказки по опорным
словам.
Экскурсия в городскую детскую
библиотеку «Жизнь слова» (Как
родятся, живут и умирают
слова).
Основная мысль текста.
Основной тон высказывания.
Выделение опорных слов в
учебном тексте.
Структура текста.

121
4
4
4

1
1
1

3
3
3

6

-

6

4
6
3

1
1
1

3
5
2

3

-

3

3

-

3

3
3
3

1
1
1

2
2
2

3

1

2

Связь между предложениями
текста.
Пересказы.
Подробный
пересказ.
Пересказы. Краткий пересказ.
Понятие об изложении.
План
текста.
Правила
изложения.
Практическая
работа:
составление плана и написание
изложения «Умные гуси» (по И.
Соколову-Микитову).
Типы текстов.
Рассуждение.
Понятие
о
рассуждении-объяснении.
Понятие об описании.

3

1

2

3

1

2

3
3
3

1
1
1

2
2
2

6

-

6

3
3
3

1
1
1

2
2
2

3

1

2

44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.

53.
54.

55.
56.
57.
58.

59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

72.

Описание
в
учебной
и
разговорной речи.
Сравнение.
Сравнительное
описание
внешне похожих предметов.
Описание в объявлении.
Загадки-описания.
Практическая
работа:
сочинение
загадки
(с
использованием
описания
предмета).
Понятие
о
невыдуманном
рассказе.
Композиция
невыдуманного
рассказа.
Практическая
работа:
сочинение
невыдуманного
рассказа «Однажды со мной
произошёл такой случай…»

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3
6
6

1
1
-

2
5
6

6

1

5

3

1

2

6

-

6

Раздел 3. Культура общения.
Общение. Что значит общаться?
А вместе мы называемся так…
(партнёры,
собеседники,
коммуниканты).
Твоя коммуникативная задача,
коммуникативное намерение.

85
9
9

1
1

8
8

9

1

8

Различные формы приветствия.
Различные формы прощения.
Благодарность.
Практическая
работа:
разыгрывание
ситуаций
(приветствие,
прощение,
выражение благодарности).
Как нужно вести себя во время
разговора.
Разговор по телефону.
Практическая работа: игра
«Разговор по телефону».
Раздел 4. Волшебные слова
Выражение просьбы.
Ненавязчивая просьба.
Что вы знаете о вежливости.
Вежливые слова.
Различные формы выражения
извинения.
Вежливый отказ.
Согласие или отказ.
Ответы на отказ.
Знакомство.
Тон вежливой речи.
Практическая
работа:
разыгрывание
сценок
с
употреблением вежливых слов.
Итоговый урок-игра «Весёлая
викторина».

9
9

1
1

8
8

9

-

9

10

1

9

9
12

1
-

8
12

42
3
3
3

1
1
1

2
2
2

5

1

4

5
5
3
6
3
3

1
1
1
1
1
-

4
4
4
5
3
3

3

-

3

Итого

288

57.5

230.5

Содержание.
Раздел 1. «Речь и её значение в жизни».
Теория: Речь - важнейшее средство общения и передачи мыслей и чувств
человека. Значение речи в деятельности человека. Понятие о родном языке.
Устная и письменная речь.
Особенности устной речи: громкость, темп, тембр. Понятие о мимике и жесте.
Роль жестов и мимики в устной речи.
Знакомство с вывесками на улицах города и их назначением.
Практическая работа: составление устного рассказа с опорой на иллюстрации
«Мой город».
Знакомство с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.
Считалка. Языковые особенности считалок. Анализ текстов считалок с целью
выявления их сюжета и композиции. Сочинение считалок.
Составление устных рассказов с опорой на картинку. Разыгрывание эпизодов
из сказок.
Раздел 2. «Текст».
Теория: Текст – речевое произведение, высказывание. Текст как
тематическое единство. Тематический словарь. Заглавие и тема текста.
Соответствие между содержанием текста и его заглавием. Основная мысль
текста. Выделение в тексте непонятных по значению слов. Опорные слова,
вычленение опорных слов в тексте. Структура текста. Связь между
предложениями текста.
Практическая работа: словарные игры.
Теория: Понятие об изложении. Знакомство с правилами изложения. План
текста. Подробный и краткий пересказы текстов.
Знакомство с разными типами текстов: повествование, описание, рассуждение.
Тексты простейших рассуждений. Объяснительно – доказательная часть
рассуждения. Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.
Понятие о тексте – описании, его отличительные признаки, употребление в
учебной и разговорной речи.
Практическая работа: составление плана и написание изложения «Умные
гуси» (по И. Соколову-Микитову).
Теория: Сравнение. Сравнительное описание внешне похожих предметов.
Объявление, в котором дано описание. Анализ объявлений. Составление
объявлений данного типа.
Особенности загадок, включающих признаки предметов. Приёмы
конструирования загадок.
Практическая работа: сочинение загадки (с использованием описания
предмета).
Теория: Понятие о невыдуманном рассказе. Отличие правды от вымысла, рассказа
о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории,
сказки, фантазии. Композиция и структура невыдуманного рассказа. Составление
невыдуманных рассказов.
Практическая работа: сочинение невыдуманного рассказа «Однажды со мной
произошёл такой случай…»

Раздел 3. «Культура общения».
Теория: Различные формы приветствия, поощрения и благодарности.
Правила поведения во время разговора. Навыки культуры речевого поведения во
время телефонного разговора.
Практическая работа: разыгрывание ситуаций (приветствие, прощение,
выражение благодарности).
Употребление различных словесных форм обращения с просьбой. Отличие
просьбы от требования, мольбы. Скрытая (ненавязчивая) просьба. Выбор
уместных для данной ситуации средств выражения просьбы.
Знакомство с различными формами выражения извинения, со словами,
выражающими согласие или отказ.
Теория: Вежливый отказ; слова, смягчающие отказ. Ответы на отказ, уместная
реакция на отказ.
Тон вежливой речи. Разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов.
Практическая работа: игра «Разговор по телефону».
Раздел 4. Волшебные слова.
Теория; Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы,
благодарности. Слова извинения. Знакомство. Что такое вежливость? Вежливо.
Невежливо. Грубо.
Добрые дела-добрые слова. А ты вежлив?
Практика: Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с
учетом ситуации общения с использованием НРК.
Как стать волшебником.
Практика: Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с
учетом ситуации общения. Работа по книге Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Если вы вежливы…
Теория: День рождения. Как нужно вести себя во время разговора. Если вы
вежливы…
Практика: Этикетные задачи. Работа с пословицами и поговорками.
К концу первого года занятий обучающиеся должны знать:
- значение речи в жизни человека;
- особенности устной речи: громкость, темп, окраска голоса;
- роль жестов и мимики в устной речи;
- языковые особенности считалок;
- типы текстов: повествование, описание, рассуждение и их отличительные
признаки;
- правила изложения текста, подробный и краткий пересказ;
- особенности загадок и невыдуманных рассказов, их структуру и композицию;
- различные формы выражения приветствия, прощения, благодарности,
извинения, вежливого отказа;
- правила поведения во время разговора;
- правила культуры речевого поведения во время телефонного разговора;
уметь:

- различать устную и письменную речь;
- использовать в своей речи такие особенности устной речи, как громкость, темп,
окраска голоса (тембр), жесты и мимику;
- анализировать тексты считалок, определять их сюжет и композицию;
- сочинять считалки;
- разыгрывать эпизоды из сказок;
- составлять устные рассказы с опорой на картинку;
- отличать текст от набора предложений на одну тему;
- определять соответствие громкости, темпа и окраски голоса устного
высказывания ситуации общения; использовать громкость, тон и тембр как
средства выразительности речи;
- определять основную мысль текста;
- кратко и подробно пересказывать текст;
- составлять элементарные рассуждение-объяснение, описание, сравнительное
описание, невыдуманный рассказ;
- употреблять различные формы приветствия, прощения, благодарности,
извинения, вежливого отказа в своей речи;
- использовать навыки культуры речевого поведения во время разговора, в том
числе, и телефонного;
- разыгрывать сценки с использованием вежливых слов.
Второй год обучения.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023год
№
п/п

Режим деятельности

14.
15.

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода

16.
17.
18.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

19.

Время проведения учебных занятий

20.
21.
22.

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

23.
24.
25. 1
1
.
26.

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Речь и
культура общения»
1 сентября 2022 года
36 учебных недель
8-11 лет (2-5.)
5 дней
3 раза в неделю по 1-4 часа
Продолжительность учебного часа – 45
минут
Пн. 14-00 – 18-00
Вт. – Пт. 17-00-18-00
15 минут
31 мая 2023 года
Работа по расписанию

Комплектование групп

Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – 2023 года
31мая – 31августа 2022

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно

заявлениям (при наличие свободных мест)

Учебный план
Раздел, тема занятий.

Всего
часов.

Теория.

Практика.

Раздел 1. Речь и её роль в жизни.

77

18.5

58.5

устные
и
письменные
ответы
собственная
творческая
деятельность
самоанализ и
самооценка

Раздел 2. Текст.

111

17

94

Раздел 3. Культура общения.

100

18

72

288

53.5

234.5

Итого

Формы
аттестации/
контроля
Опрос

мини-проекты
и
проектные
работы

Учебно-тематический план
№ п/п Раздел, тема занятий.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Всего
часов.

Раздел 1. Речь и её роль в жизни.
77
Речь нужна, чтобы передавать знания.
2
Речь нужна, чтобы влиять на чувства
3
людей.
Культура речи.
3
Речь без ошибок.
3

Теория.

Практика.

18.5
0.5
1

58.5
1.5
2

1
1

Дистанционное
обучение

2
2

Практическая работа: исправление
ошибок и составление правильной
записи текста.
Учимся говорить легко и свободно.
Словарный состав русского языка.
Изобразительные средства языка.

2

-

2

3
3
3

1
1
1

2
2
2

Чья речь богаче?
Занятие-практикум на тему:
«Правильно ли мы говорим».
Разговорная речь.

3
3

1
-

2
3

-

3

1

2

-

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Учебная (научная) речь.
3
Неподготовленная речь.
3
Подготовленная речь Приёмы
3
подготовки речи.
Средства выразительности речи.
3
Практическая работа: «Учимся
2
говорить выразительно».
Практическая работа: «Учимся
2
изменять темп речи».
Основной тон высказывания.
3
Практическая работа: подготовка и
3
озвучивание речи на заданную тему.
Устные объявления.
3
Устные ответы.
3
Практическая работа: составление
3
устных объявлений.
Художественная речь. Особенности и
3
значение художественной речи.
Устная речь и озвученная письменная
3
речь.
Правильная, грамотная,
3
соответствующая нормам
литературного языка речь.
Занятие-игра «Испорченный
3
телефон».
Практическая работа: выпуск газеты
3
«Родное слово».
Раздел 2. Текст.
111
Границы темы текста.
3
Понятие о широкой и узкой теме
6
высказывания.
Определение основной мысли в тексте,
6
где она прямо автором не
сформулирована.
Сжатое сообщение о теме и основной
6
мысли произведения (аннотация).
Схема или план текста.
6
Понятие о выборочном изложении.
6
Практическая работа: составление
3
аннотации к предложенному тексту.
Как строится рассуждение.
6
Рассуждение-доказательство.
6
Объясняем и доказываем.
6
Роль правила как способа объяснения.
6
Структура рассуждения, в состав
6
которого входит правило.
Цитата в рассуждении.
6
Несколько доказательств в
6
рассуждении.
Практическая работа: оформление и
3
запись цитат из предложенного текста.
Художественное описание.
6
Сравнительное описание, состоящее из
6
двух частей.
Сравнительная характеристика.
6
Практическая работа: сравнительная
3
характеристика времён года (по выбору

1
1
1

2
2
2

1
-

2
2

-

2

1
-

2
3

1
1
-

2
2
3

1

2

1

2

1

2

-

3

-

3

17
1
1

94
2
5

1

5

1

5

1
1
-

5
5
3

1
1
1
1
1

5
5
5
5
5

1
1

5
5

-

3

1
1

5
5

1
-

5
3

47.
48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.
66.
67.

68.
69.
70.
71.

72.

школьников).
Весёлые рассказы. Что делают
6
писатели, чтобы рассказ был весёлым.
Практическая работа: вспомнить
3
отрывок из рассказа Н. Носова
«Мишкина каша», рассказать его
смешно и задорно.
Раздел 3. Культура общения.
100
Виды общения.
3
Вежливое общение.
3
Один-немного-много. (межличностное,
3
групповое, массовое общение.)
Словесное и несловесное общение.
3
Знакомство.
6
Употребление при знакомстве
4
различных словесных форм.
Практическая работа: игра «Давай
3
знакомиться».
Хорошее настроение.
6
Добрые дела – добрые слова.
6
Практическая работа: составление
6
устного рассказа о добрых делах (из
своего жизненного опыта).
Устное и письменное приглашение.
3
Особенности построения вежливого
6
приглашения.
Вежливое поведение в гостях.
6
Практическая работа: составление и
3
написание приглашения на День
рождения.
Поздравление.
3
Виды поздравлений.
6
Устное и письменное поздравление.
6
Памятка «Как писать поздравление».
6
Практическая работа: составление,
3
написание и оформление поздравления
(по выбору школьников).
Учимся слушать.
3
Кто и как слушает.
3
Слушаем и стараемся понять.
3
Правила культурного слушателя.
Практическая работа: игра –
3
соревнование в умении слушать и
понять.
Практическая работа: итоговый урок
3
– путешествие «В мире слов».
Итого
288

1

5

-

3

18
1
1
1

72
2
2
2

1
1
1

2
5
3

-

3

1
1
-

5
5
6

1
1

2
5

1
-

5
3

1
1
1
1
-

2
5
5
5
3

1
1
1

2
2
2

-

3

-

3

53.5

234.5

Содержание.
Раздел 1. «Речь и её значение в жизни».
Теория: Речь нужна, чтобы передавать знания и влиять на чувства людей.

Грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует
успешному, эффективному общению. Неправильная речь, т.е. речь с ошибками,
затрудняет понимание одного человека другим. Разговорная и учебная (научная)
речь. Речь подготовленная и неподготовленная. Приёмы подготовки речи.
Средства выразительности речи. Определение основного тона высказывания.
Устные объявления. Устные ответы.
Художественная речь. Особенности и значение художественной речи. Устная
речь и озвученная письменная речь.
Практическая работа: выпуск газеты «Родное слово».
Раздел 2. «Текст».
Теория: Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы текста.
Определение основной мысли в тексте, где она прямо автором не
сформулирована.
Аннотация - сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения.
Составление аннотации к тексту. Схема или план текста. Понятие о выборочном
изложении.
Практическая работа: составление аннотации к предложенному тексту
Структура рассуждения. Рассуждение – доказательство. Несколько
доказательств в рассуждении. Роль правила как способа объяснения. Структура
рассуждения, в состав которого входит правило. Цитата. Оформление и запись
цитат.
Практическая работа: оформление и запись цитат из предложенного
текста.
Теория: Художественное описание. Сравнительное описание и сравнительная
характеристика.
Весёлые рассказы. Что делает автор, чтобы рассказы были весёлыми.
Практическая работа: вспомнить отрывок из рассказа Н. Носова «Мишкина
каша», рассказать его смешно и задорно.
Раздел 3. «Культура общения».
Теория: Вежливое общение. Виды общения: межличностное, групповое,
массовое. Словесные и несловесные формы общения.
Правила знакомства. Употребление при знакомстве различных словесных
форм.
Практическая работа: игра «Давай знакомиться».
Теория: как создать хорошее настроение.
Практическая работа: составление устного рассказа о добрых делах (из своего
жизненного опыта).
Теория: Устное и письменное приглашение и поздравление.
Практическая работа: составление и написание приглашения на День
рождения.
Теория: Правила культурного слушателя.
Практическая работа: составление, написание и оформление поздравления (по
выбору школьников).
Теория: Итоговое занятие: Умение слушать и понять.
Практическая работа: итоговый урок – путешествие «В мире слов».
К концу второго года занятий обучающиеся должны знать:

- для чего нужна речь;
- нормы литературного языка;
- признаки разговорной и научной речи;
- средства выразительности речи;
- особенности и значение художественной речи;
- как строятся рассуждение, рассуждение – доказательство;
- структуру рассуждения, в состав которого входит правило;
- роль цитаты в рассуждении;
- особенности художественного и сравнительного описания;
- особенности межличностного, группового и массового общения;
- правила знакомства;
уметь:
- говорить правильно, легко и свободно;
- готовить и озвучивать речь с использованием правил и норм литературного
языка;
- определять основную мысль в текстах, где она прямо автором не
сформулирована;
- составлять элементарное рассуждение – доказательство, сравнительное
описание, состоящее
из двух частей;
- рассказывать предложенные тексты весело, смешно и задорно;
- передавать в устной речи эмоциональную окраску текста и выбирать
интонацию,
соответствующую речевой ситуации;
- составлять устные и письменные приглашения и поздравления;
- внимательно слушать и понимать услышанное.

Третий год обучения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2024год
№
п/п

Режим деятельности

1.
2.

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода

3.
4.
5.
6.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Речь и
культура общения»
1 сентября 2023года
36 учебных недель
9-12 лет (3-6кл.)
5 дней
3 раза в неделю по 1-4 часа
Продолжительность учебного часа – 45 минут
Пн. 14-00 – 18-00

10.
11.

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

12. 11.
13.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

7.
8.
9.

Вт. – Пт. 17-00-18-00
15минут
31 мая 2024 года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – 2024 года
31мая – 31августа 2023
В течении учебного года согласно заявлениям
(при наличие свободных мест)

Учебный план
Раздел, тема занятий.

Всего
часов.

Теория.

Практика.

77

18.5

58.5

Раздел 2. Текст

142

24

118

Раздел 3. Культура речи.

69

17

52

288

59.5

228.5

Раздел 1. Речь и её роль в жизни.

Итого

Формы
аттестации/
контроля
опрос
устные и письменные
ответы
Тесты, практические
работы
презентация
мини-проекты
и
проектные работы
тесты
тесты
практические работы

Учебно-тематический план
№ п/п

1.

Раздел, тема
занятий.
Раздел 1. Речь и её
роль в жизни.
Вводная часть

Всего
часов
.
77

Теори
я.

2

0.5

1.5

3

1

2

3

1

2

18.5

Практика.

58.5

Влияние речи на
поступки людей.
2.
3.

Как различать
формы речи.
Что такое диалог?

Дистанционное обучение

4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.

16.
17.

18.

19.

20.

Его элементы
(реплики,
поясняющие слова
автора).
Что такое монолог?
Разные монологи.
Практическая
работа:
восстановление
порядка реплик в
потешках и
разыгрывание
потешек в лицах.
Как вести беседу.
Общение устное и
письменное
(сходство и
различия).
Особенности
говорения.
Слова и несловесные
средства.
Речевая ситуация, её
компоненты.
Речевые отрезки и
паузы.
Стихотворения,
скороговорки и
заклички.
Практическая
работа: сочинение
заклички и её
озвучивание с
регулировкой тона,
темпа и громкости
голоса.
Некоторые правила
художественной
декламации.
Речь газет и
журналов.
Знакомство с
детской газетой.
Особенности
газетных
материалов.
Фотографии в
газетах и журналах и
подписи под ними.
Практическая
работа: составление
текстов подписей к
фотографиям (из
личного детского
альбома).
Речь радио и
телевидения.

3
2
3

1
1

2
2
2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3

-

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

2

-

2

2

-

2

3

1

2

3

-

3

3

1

2

21.
22.

23.

24.
25.

26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Афиша. Реклама.
Практическая
работа: составление
рекламы кружка
«Культура речи и
культура общения» в
котором занимаются
дети.
Раздел 2. Текст
Тема текста и
микротемы
(подтемы) его
частей.
Основная мысль и
заголовок текста.
Основные признаки
текста – его
тематическое,
смысловое и
грамматическое
единство.
Абзацные отступы.
Виды абзацев:
вступительный,
основной и
завершающий.
Практическая
работа: деление
предложенного
текста на части с
соблюдением
абзацных отступов;
редактирование
текста с неправильно
выделенными
частями.
Выборочное
изложение учебного
текста.
Сжатое изложение
статьи из учебника
или газеты.
Отзыв о
прочитанном
произведении с
элементами сжатого
изложения.
Практическая
работа: составление
отзыва о
предложенном
произведении с
использованием
элементов сжатого
изложения.
Художественное
описание.

3
3

1
-

2
3

142
3

24
1

118
2

6

1

5

6

1

5

6
6

1
1

5
5

6

1

5

3

1

2

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

34.
35.

36.
37.
38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.

49.
50.
51.
52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Научное описание.
Сравнительное
описание в
художественной
речи.
Как описать
предмет?
Как описать
животное?
Практическая
работа: описание
животного (по
выбору
школьников).
Рассказы на основе
услышанного.
Рассказы на основе
увиденного.
Аргументы.
Виды аргументов и
требования к ним.
Структура
аргументов.
Практическая
работа: составление
аргументов для
своего поступка.
Письмо знакомому
(близкому) человеку.
Личный дневник.
Устный репортаж.
Практическая
работа: составление
устного репортажа о
проведённом
классном
мероприятии.
Родословная.
Рассказ о себе
(биография).
Один день твоей
жизни.
Практическая
работа: составление
автобиографии.
Раздел 3. Культура
речи.
Обращение к разным
людям.
Извинение и отказ.
Согласие или отказ
(несогласие).
Средства,
смягчающие отказ.
Ответы на отказ.
Спор, но не ссора.
Практическая

6
6

1
1

5
5

6

1

5

3

1

2

6

1

5

6

1

5

6

1

5

3
6

1

3
5

6

1

5

3

-

3

3

1

2

3
3
3

1
1
-

2
2
3

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3

-

3

69

17

52

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3
3
3

1
1
1

2
2
2

60.
61.

62.

63.
64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71-72.

работа: составление
и озвучивание
вежливого отказа.
Будем талантливыми
собеседниками.
Этикетные формулы
– помощники
общения.
Практическая
работа: нахождение
этикетных ошибок в
речевом поведении
героев (в
предложенном
тексте).
Общение в быту.
Общение в
официальной
обстановке.
Общение для
контакта и для
сообщения
информации.
Уместность
выбранных средств
общения.
Практическая
работа: обмен
информацией,
мыслями и
чувствами в кругу
знакомых
(одноклассников).
Общение –
общительный
человек. Твоя
общительность.
Виды общения по его
основной цели
(сообщить,
поддержать контакт,
обменяться
информацией и др.).
Установка на
неприятие грубых
слов и выражений.
Практическая
работа: выпуск
газеты «Я люблю
свой родной язык!»
Итого

3

1

2

6

1

5

3

-

3

3
3

1
1

2
2

6

1

5

3

1

2

3

1

2

6

1

5

3

1

2

6

1

5

3

-

3

288

59.5

228.5

Содержание.

Раздел 1. «Речь и её значение в жизни»
Теория: Влияние речи на поступки людей.
Формы речи. Диалог и монолог. Разные виды монологов, использование их в
своей речи.
Практическая работа: восстановление порядка реплик в потешках и
разыгрывание потешек в лицах
Теория: Правила ведения беседы. Сходство и различие устного и письменного
общения. Особенности говорения. Слова и несловесные средства общения.
Речевая ситуация и её компоненты. Речевые отрезки и паузы.
Выразительное чтение стихотворений, скороговорок, закличек. Сочинение
закличек и их озвучивание с регулировкой средств выразительности речи.
Практическая работа: сочинение заклички и её озвучивание с регулировкой
тона, темпа и громкости голоса.
Знакомство с детскими газетами и журналами, особенностями материалов
периодической печати. Фотографии в газетах и журналах, подписи под ними.
Речь радио и телевидения.
Особенности афиши и рекламы, их роль в жизни человека.
Раздел 2. «Текст»
Теория: Основные признаки текста – его тематическое, смысловое и
грамматическое единство. Тема текста и микротемы его частей. Основная мысль
и заголовок текста.
Практическая работа: деление предложенного текста на части с соблюдением
абзацных отступов; редактирование текста с неправильно выделенными частями.
Теория: Виды абзацев: вступительный, основной, завершающий. Абзацные
отступы.
Выборочное (сжатое) изложение учебного текста или статьи из газеты.
Теория: Художественное и научное описание.
Теория: Сравнительное описание в художественной речи.
Практическая работа: описание животного (по выбору школьников).
Практическая работа: составление отзыва о предложенном произведении с
использованием элементов сжатого изложения.
Теория: Рассказы на основе услышанного или увиденного.
Аргументы. Структура аргументов. Виды аргументов и требования к ним.
Письма разным адресатам.
Практическая работа: Виды аргументов и требования к ним.
Особенности устного репортажа.
Теория: Личный дневник, правила его ведения.
Родословная.
Автобиография – рассказ о себе.
Практическая работа: составление автобиографии
Раздел 3. «Культура общения».
Теория: Вежливое обращение к разным людям.
Слова, выражающие извинение или отказ (в просьбе). Ответы на отказ.
Средства, смягчающие отказ.
Умение быть собеседником. Основные правила беседы.

Практическая работа: составление и озвучивание вежливого отказа.
Теория: Формулы речевого этикета (приветствие, прощение, знакомство,
извинение, просьба и др.)
Практическая работа: нахождение этикетных ошибок в речевом поведении
героев (в предложенном тексте).
Теория: Анализ и оценивание повседневного общения (диалоги и
монологи), уместность выбранных средств общения. Обмен информацией,
мыслями и чувствами в кругу знакомых. Виды общения. Установка на неприятие
грубых слов и выражений.
Практическая работа: обмен информацией, мыслями и чувствами в кругу
знакомых (одноклассников).
Итоговое занятие:
Практическая работа: выпуск газеты «Я люблю свой родной язык!»
К концу третьего года занятий обучающиеся должны
знать:
- влияние речи на поступки людей;
- формы речи (устная и письменная);
- что такое диалог, монолог, реплика;
- правила ведения беседы;
- особенности материалов периодической печати, афиши и рекламы;
- основные признаки текста – его тематическое, смысловое и грамматическое
единство;
- виды абзацев (вступительный, основной, завершающий);
- особенности выборочного и сжатого изложения; художественного и научного
описания;
- структуру и виды аргументов;
- что такое автобиография;
- слова вежливого извинения и отказа;
- этикетные формулы общения.
уметь:
- различать формы речи;
- грамотно анализировать и интерпретировать литературный текст на основе
анализа произведения;
- выявлять художественные особенности литературного произведения,
изобразительные средства языка, помогающие автору выражать свой творческий
замысел;
- читать и разыгрывать диалог в лицах;
- приводить примеры ситуаций, когда в речи используется монолог;
- участвовать в дискуссиях, диалогах и других формах работы, требующих
умения отвечать на вопросы сверстников, спрашивать, развёрнуто обосновывать
свою позицию;
- анализировать и восстанавливать речевую ситуацию;
- озвучивать предложенные тексты с регулировкой средств выразительности
речи;

- определять тему текста и микротемы его частей;
- делить текст на части с соблюдением абзацных отступов;
- составлять выборочное и сжатое изложение текста;
- составлять рассказы на основе услышанного или увиденного;
- делать подписи под фотографиями;
- писать письма разным адресатам;
- вести личный дневник;
- составлять краткую автобиографию;
- определять сходство и различия устного и письменного общения;
- аргументировать свои поступки и поступки других людей;
- употреблять слова, выражающие извинение и отказ (в просьбе);
- использовать в ситуациях повседневного общения нормы русского речевого
этикета.
Система мониторинга результативности освоения программы.












Показателем эффективности действий любой методической системы
является результативность обучающихся в её различных аспектах.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся отражают
динамику их индивидуальных достижений, продвижение в достижении
планируемых результатов.
Результаты итоговых работ характеризуют уровень освоения
обучающимися основных формируемых способов действий к опорной системе
знаний.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
устные и письменные ответы;
практические работы;
изложения и сочинения;
мини-проекты и проектные работы;
презентации;
собственная творческая деятельность;
наблюдения4
тесты;
олимпиады;
самоанализ и самооценка и т.д.
Результативность деятельности обучающихся в кружке отслеживается
посредством критериальной системы оценивания творческих работ. Результаты
фиксируются в виде четырёх уровней, качественное раскрытие которых
представлено в каждом случае. Принцип определения уровня общий для всех
заданий. Он заключается в выявлении основных для данного этапа обучения
показателей правильного выполнения работы.

Воспитательная работа
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации
воспитания и социализации обучающихся:
гражданско-патриотическое;
нравственное и духовное воспитание;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
формирование коммуникативной культуры;
экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с
серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы,
диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций,
проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к театральному искусству и личностному
развитию; сформированность настойчивости достижении цели, стремление к получению
качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность
нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Примерный план воспитательной работы
Примерные сроки
№

1.

2.
3.
4.
5.

Цели проведения

Названия блоков и мероприятий
проведения
мероприятий
Блок мероприятий «Наши традиции»:
Праздник начала учебного года «Азъ да
октябрь
Создание
традиций
коллектива
буки, а там и другие науки»
детского
.
Праздник Наума Грамотника
14 декабря
Формирование
Рождественский праздник
Декабрь-январь сплоченного
детского
Организаци
Семейный праздник
Весенние каникулы коллектива.
я
День славянской письменности и
культуры
(праздник окончания учебного года)

24 мая

досуга.
Развитие
творческой активности
обучающихс
я

Блок мероприятий «Действие»:
6.

7.
8.

9.

Акция «Письмо учителю» в

5 октября

Международный день учителя
Экскурсия в городской краеведческий
музей
Участие в городской акции «Протяни
руку

Ноябрь
каникулы

помощи» в день памяти Николая
Чудотворца
Акция «Пять добрых дел во Всемирный
день здоровья»

19 декабря

7 апреля

10. Акция «Поздравление ветерану» в день
Май
Победы
Блок мероприятий «Творчество»:
11. Концерты, посвященные литературным
В течение года
датам
Формирование альбома лучших
12. творческих
В течение года

Приобщение
к
общественно
й
деятельности и
благотворительности,
воспитание способности к
состраданию,
милосердию
и деятельной помощи
нуждающимся,
формирование культуры
здорового образа жизни

Выполнение программы,
развитие творческой

работ обучающихся
активности обучающихся,
13. Прогулки в парк, лес с последующей
творческой литературной работой по

Октябрь

формирование и

май
поддержание мотивации к

личным впечатлениям
Подготовка и участие в городском
14. конкурсе
художественного чтения

литературной работе
Согласно плану
организаторов

Список литературы
Нормативные правовые акты
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599
Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1
"Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и
Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года в Калининградской области"
Список литературы по программе:
 Антонова Л.Г., Развитие речи. «Уроки риторики». – Ярославль, Академия
развития.,2012
 Архипова Е.В., Основы методики развития речи учащихся. - М., Просвещение.
2012.
 Гольдин В.И., Речь и этикет. – М., Искусство.2014.
 Граник Г.Г. Когда книга учит. – М., Просвещение. 2009.
 Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М.,
Просвещение., 2008.
 Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. - М., Вита–Пресс., 20015.
 Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Львов, Гранит. 2008.
 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М., Вита–Пресс., 2011.
Леммерман Х.Учебник риторики: тренировка речи с упражнениями. – М.,
Просвещение., 2007.
 Львова С.И. Развивайте дар слова. – М., Знание., 2015.
 Львова С.И. Язык в речевом общении. –М ., Знание., 2015.
 Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.,
Просвещение.1975.
 Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. – М., Вита-Пресс.,
2015.
 Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного
развития младших школьников. – СПб. 2009.
 Смелкова З.С. Азбука общения. – Самара.Прогресс., 2007.
 Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Интегрированный курс родного языка «Родной
мир»: Хрестоматия. – м., Просвещение. 2011.
 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Просвещение.
2010.
 Фролова Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе. – М.,
Просвещение.2012.
Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над
предложением Нач. шк. – 2012. - № 1.
 Интернет ссылки: http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников


















информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей).
Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека
русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др.
ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.
http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства
«Азбуковник». Постоянно действует бесплатная справочная служба. 12
словарей, в т. ч. Достоевского, Даля и т. п. Словари, форум, ссылки,
консультации. Словари:
Вселенная в алфавите
Грамматические словари, словари сочетаемости
Исторические словари Орфографические словари
Орфоэпические словари
Синонимические словари
Словари антонимов
http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. Возможность добавить свое сообщение.
http://www.megakm.ru/ojigov
Толковый словарь Ожегова
http://www.redactor.ru
Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
http://www.ruscenter.ru
Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека,
фотоархив, найти книгу/предложить книгу-форум, конкурсы.
http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html
Основные правила русского языка на частной странице Игоря Тихонина.
http://rus.lseptember.ru
Электронная версия газеты «Русский язык»: методические статьи, опыты и пр. по
теме. Планы уроков, материалы к урокам и пр. Информационные статьи. Заказ
книг он-лайн - интернет-магазин.
http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по
части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.
http://www.gramma.ru
Лингвистические задачи. Ваши вопросы, доска объявлений. Почтовые рассылки
о новостях (subscribe.ru, maillist.ru). Тесты. Тесты и задачи с гиперлинком
самопроверки. Доска объявлений.
http://speakrus.narod.ru
Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания,
изучения русского языка. Файлы со словарями можно скачать, ссылки, архив
форума.
http://www.slova.ru
Толковый словарь русского языка В.И. Даля (полнотекстовые статьи). Биография
лексикографа. Библиография.
http://www.hi-edu.ru
Учебники и учебные пособия. Методические материалы для студентов и
преподавателей. Работы студентов, интерактивные тесты по русскому языку и
др. Тесты он-лайн.

 http://urok.hut.ru/index.htm
Тесты он-лайн, русский язык, готовые уроки, дистанционные курсы. Проверка
теста - через webmoney - 15 руб.
 http://www.odele.ru/edu/26.htm
Словари, учебники, репетиторы, реклама
 http://www.rbr.narod.ru
Авторская методика и учебные пособия для ускоренного обучения грамотному
письму. Форум, ваши отзывы
 http://rostest.runnet.ru
Сборник тестов, всего 450 заданий, 45 - по русскому языку, регистрация, всего 5
тестов, 2 режима.
 http://cultrechi.narod.ru
«Грамотная речь, или Учимся говорить по-русски». Словари, ссылки.
 http://www.ru/rhetoric
Сайт Московского государственного областного педагогического института.
 http://www.master-ritor.ru
Центр риторики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».