Окно_в_природу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Окно в природу»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Огаркова Анна Игоревна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023 год

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
Постановление Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
- Устава Дома детского творчества г. Правдинска.

Направленность:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Окно в природу» имеет естественнонаучную
направленность.
Актуальность программы
Меняется время – меняется ребенок, меняется отношение к нему.
Окружающая предметная среда ребенка становится все более насыщенной
разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в
мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир
игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые схемы. Дети
воспринимают информацию посредством телевидения, персонального
2

компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для
развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и
приемами эффективной мыслительной деятельности, основы которой
закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок
для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития
способности познавать новое, исследовать, думать.
Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к
образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого
периода для обогащения опыта исследовательского поведения и
познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому
развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного
познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые
самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания
мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие
интеллектуальные усилия.
При изучении тем, предусмотренных программой, развивается
мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь,
внимание, восприятие.
Ведущей формой организации педагогического процесса является
интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр,
наблюдений,
использование
ИКТ,
экологических
инсценировок,
лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал
конкретизирован для занятий в старших группах детского сада в рамках
кружковой работы по познавательному развитию.
Новизна программы
Программа разработана для углубления знаний по экологии на
межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого
содержания. Новизной образовательной программы является интеграция ею
различных областей знаний: краеведения, экологии, географии, биологии,
медицины. Она дает возможность расширить и обогатить развитие ребенка еще
в дошкольном возрасте. Программа выполняет важную социальную функцию,
помогая детям через активное познание окружающего мира войти в
современные социально-экономические отношения и получить опыт здорового
образа жизни.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью
данной
программы
от
уже
существующих,
является
развитие
познавательно–исследовательской
активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории.
Набор состоит из четырех мини-игр, каждая из которых посвящена
своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При
этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат
эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:

Ручную настройку выбора заданий;
3


Свободный режим;

Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах.
Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух
показателей.
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
адресована детям старшего/ подготовительного дошкольного возраста 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Курс программы рассчитан на 9 месяцев обучения, 144 часа. Один
академический час приравнивается к одному занятию, составляет 25 - 30
минут.
Формы и режим занятий
Возраст
5 – 7 лет

Длительность
занятия
25-30 минут

Количество
занятий в неделю
2

Общее количество
занятий
72

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть в
виде экспериментирования с цифровой лабораторией.
Формы организации
индивидуальная.

деятельности

обучающихся:

групповая,

Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей в объединение – свободный. Занятия проводятся в
разновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на
протяжении всего срока обучения. Учебная группа состоит из 10 человек- 2
группы.
Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для формирования познавательно –
исследовательской активности дошкольников средствами физического
эксперимента.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- формировать целостную картину мира и расширение кругозора;
- способствовать формированию, расширению и углублению
4

представлений дошкольников о свете, звуке, электричестве и магнитном поле.
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную
(конструктивную) деятельность;
- формировать интерес к исследованию окружающего мира и
стремления к новым знаниям;
- развивать представления об основных физических явлениях
(магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление
света и т.д.)
Воспитательные:
- воспитывать общепринятые нормы и правила взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками;
- воспитывать навыки здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов
познавательной деятельности, где востребованы практически любые
способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания
интереса обучающегося, как к индивидуальной деятельности, так и к
коллективной.
Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и
культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового
теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой
практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам
увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования.
Планируемые результаты
По окончании обучения у дошкольников будут:
- сформированы первичные ценностные представления о себе, о
здоровье и здоровом образе жизни; представления о целостной картине мира
и расширен кругозор; представления дошкольников о свете, звуке,
электричестве и магнитном поле.
- сформирована познавательно – исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность; сформирован интерес к исследованию
окружающего мира и стремления к новым знаниям;
- сформирована потребность соблюдать общепринятые нормы и
правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, использовать
навыки здорового образа жизни.
5

Учебный план
№
Название
п/п
раздела/темы
1. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие/
«Кто такой
ученый?»
2.
Вводное занятие/
«Правила
безопасности для
ученых»
3.
Свет/
«Свет вокруг нас»

Всего
2

Количество часов
Теория
Практика
2
0

2

2

0

Наблюдение, опрос

4

1

3

Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа

4.

Свет/
«Волшебные лучи»

4

1

3

5.

Свет/
«Сила света»

4

1

3

6.

Свет/
«Влияние света на
жизнь живых
организмов»

4

1

3

4

1

3

7.

Свет/
«Свето-фильтр»

Формы
аттестации/контроля
Наблюдение, опрос

Игровые
диагностические

6

8.

Свет/
«Волшебные
краски»

4

1

3

9.

Свет/
«Экспериментируем
со светом»

4

1

3

10.

Звук/
«Что такое звук?»

4

1

3

11.

Звук/
«Исследование
звука»

4

1

3

12.

Звук/
«Как мы слышим?»

4

1

3

13.

Звук/
«Создаем звук»

4

1

3

14.

Звук/
«Вредные звуки»

4

1

3

15.

Звук/
«Звук в космосе»

4

1

3

16.

Звук/
«Эхо»

4

1

3

17.

Электричество/
«Что такое
электричество?»

4

1

3

18.

Электричество/
«Батарейка»

4

1

3

19.

Электричество/
«Солевая
батарейка»

4

1

3

задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа

7

20.

Электричество/
«Электрические
фрукты»

4

1

3

21.

Электричество/
«Электрическая
лампочка»

4

1

3

22.

Электричество/
«Доброе и злое
напряжение»

4

1

3

23.

Электричество/
«Экспериментируем
с напряжением»

4

1

3

24.

Электричество/
«Электрическое
яблоко»

4

1

3

25.

Магнитное поле/
«Магнитные
фокусы»

4

1

3

26.

Магнитное поле/
«Два магнита»

4

1

3

27.

Магнитное поле/
«Тянем – потянем»

4

1

3

28.

Магнитное поле/
«Почему все падает
на землю?»

4

1

3

29.

Магнитное поле/
«Сила магнита»

4

1

3

30.

Магнитное поле/
«Волшебство
магнита»

4

1

3

31.

Магнитное поле/
«Как измерить
магнитное поле?»

4

1

3

32.

Магнитное поле/
«Магнитные
рыбки»

4

1

3

Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические

8

33.

Итоговое занятие/
«Что мы знаем про
свет и звук?»

5

1

4

34.

Итоговое занятие/
«Что мы знаем про
электричество и
магнитное поле?»
Итоговое занятие/
«Давайте поиграем»

5

1

4

5

1

4

Итоговое занятие/
«Давайте поиграем»

5

1

4

144

38

106

35.

36.

Итого:

задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа
Игровые
диагностические
задания, опрос, беседа,
самостоятельная работа

9

Содержание программы
№

Раздел/тема

1.

Вводное занятие
«Кто такой
ученый?»
(2 занятия –
теория)

2.

3.

4.

5.

Задачи

Создать
благоприятную
атмосферу и
установить
доброжелательные
отношения с
детьми. Объяснить
такие понятия, как
«ученый»,
«лаборатория»,
«опыт»,
«эксперимент»,
«исследование».
Вводное занятие Ознакомить с
«Правила
основными
безопасности для правилами
ученых»
проведения опытов
(2 занятия –
и техники
теория)
безопасности при
работе с
лабораторией
(проведение
ознакомительных
опытов)
Свет
Познакомить детей
«Свет вокруг
с понятиями
нас»
«свет», «фотоны»,
(1 занятие –
«скорость света»,
теория, 2 занятие «освещенность»
– практика)
Свет
Учить сравнивать
«Волшебные
освещенность
лучи»
разных объектов,
(1 занятие –
измерить силу
теория, 2 занятие света
– практика)
(освещенность) в
комнате, измерить
силу света
фонарика.
Свет
Учить сравнивать
«Сила света»
освещенность
(1 занятие –
разных объектов,
теория, 2 занятие измерить силу
– практика)
света компьютера,
измерить силу
света возле окна

Методы
и
приемы

Методическое
обеспечение

Беседа

Исследовате
льская
лаборатория,
ноутбук.

Беседа,
наблюдени
е,опыт

Исследовате
льская
лаборатория,
ноутбук.

Беседа,
наблюдени
е

Исследовате
льская
лаборатория,
ноутбук.

Беседа,
наблюдени
е,опыт

Исследовате
льская
лаборатория,
ноутбук,
фонарики по
количеству
детей.

Беседа,
наблюдени
е,опыт

Исследовате
льская
лаборатория,
ноутбук.

6.

Свет
«Влияние света
на жизнь живых
организмов»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Объяснить, как
освещенность
влияет на жизнь
растений и других
живых организмов.

Проблемная
ситуация,
беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

7.

Свет
«Свето фильтр»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

8.

Свет
«Волшебные
краски»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

9.

Свет
«Экспериментир
уем со светом»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

10.

Звук
«Что такое
звук?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Беседа,
проблемная
ситуация

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук, детские
струнные
инструменты

11.

Звук
«Исследование
звука»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Способствовать
развитию интереса
детей к
исследованиям и
экспериментам,
прохождение света
через объекты,
эксперимент со
светофильтром.
Способствовать
развитию интереса
детей к
исследованиям и
экспериментам,
опыт с красителем,
эксперимент со
шторами
Способствовать
развитию интереса
детей к
исследованиям и
экспериментам,
опыт с фильтрами,
опыт с
отражателями.
Дать первичные
знания о звуке как
о физическом
явлении,
познакомить с
понятиями «звук»,
«звуковая волна»,
«высокие и низкие,
громкие и тихие
звуки»
Развивать умение
детей
устанавливать
причинно –
следственные
связи: зависимость
высоты звука от
размера звучащего
предмета.

Беседа, опыт.

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

8

12.

13.

Звук
«Как мы
слышим?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)
Звук
«Создаем звук»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

14.

Звук
«Вредные
звуки»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

15.

Звук
«Звук в
космосе»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

16.

Звук
«Эхо»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Закреплять навыки
работы с датчиком
звука цифровой
лаборатории.
Знакомить детей с
органом слуха,
исследовать голос
воспитателя,
исследовать голос
ребенка
Обогащать и
уточнять
представление
детей об
устройстве и
функционировании
человеческого
организма, опыт
«кто крикнет
громче», «создать
звук по заданию»
Объяснять детям
вред громких
звуков, рассказать
о плохом
воздействии
длительного шума
на организм
человека, опыт
«Создай тишину»,
полезные звуки,
игра на
музыкальных
инструментах.
Способствовать
развитию интереса
детей к
исследованиям и
экспериментам,
исследовать шум за
окном, почему в
космосе нет звука
Способствовать
развитию интереса
детей к
исследованиям и
экспериментам,
«Где живет эхо?»,
«Как видят летучие
мыши?»

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Проблемная
ситуация,
беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Проблемная
ситуация,
беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Проблемная
ситуация,
беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Проблемная
ситуация,
беседа,
эксперимент

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук, пустая
стеклянная 3-х
литровая банка,
ведра

9

17

18

19

20

Электричество
«Что такое
электричество?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Познакомить детей
с понятием
«электричество»,
правилами
безопасного
пользования
датчиком
электричества
цифровой
лаборатории.
Электричество
Познакомить детей
«Батарейка»
с получением
(1 занятие –
электричества с
теория, 2 занятие помощью
– практика)
батарейки. Опыты
с батарейкой,
измерение
напряжения в
батарейке.
Электричество
Познакомить детей
«Солевая
с понятиями
батарейка»
«электрический
(1 занятие –
ток»,
теория, 2 занятие «напряжение».
– практика)
Измерение
напряжения
использованной и
новой батарейки.
Солевая батарейка
– устройство и
принцип действия.
Электричество
«Электрические
фрукты»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Познакомить детей
со способом
использования
некоторых плодов
вместо батарейки.
Опыты с
картофелем,
лимоном,
измерение
напряжения в
различных вещах.

Беседа,
наблюдение

Беседа, опыт

Проблемная
ситуация,
беседа, опыт

Проблемная
ситуация,
беседа,
эксперимент

пластмассовые и
металлические
Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук
,батарейки
по
количеству
детей
Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
батарейки
разной
величины,
карандаши,
альбомы,
картинки с
электроприбора
ми.
Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук, лимон,
яблоко,
картофель,
«Чудесный
мешочек»,
алгоритм
проведения
опыта.

10

22

Электричество
«Доброе и злое
напряжение»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Познакомить со
способами снятия
напряжения.
Доброе и злое
напряжение.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

23

Электричество
«Экспериментир
уем с
напряжением»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)
Электричество
«Электрическое
яблоко»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Закрепить основы
безопасного
экспериментирован
ия с напряжением.
Опыты с
напряжением.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Познакомить с
многообразием
электрических
приборов. Опыт
«Электрическое
яблоко»
Первоначальные
понятия об
электрических
цепях.
Магнитное поле Познакомить с
«Магнитные
понятием
фокусы»
«магнит», показ
(1 занятие –
Магнитных
теория, 2 занятие фокусов. Полюсы
– практика)
магнита. Виды
магнитов.

Беседа, опыт,
проблемная
ситуация

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук, яблоко,
картинки с
изображением
электроприборов

Беседа,
наблюдение,
опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
различные
магниты.

26

Магнитное поле
«Два магнита»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Выявить
особенность
взаимодействия
двух магнитов –
притяжение и
отталкивание.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
магниты

27

Магнитное поле
«Тянем –
потянем»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Познакомить детей
с понятиями
«магнитное поле
Земли»,
«магнитные и
немагнитные
материалы», учить
измерять поле
различных

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук, компас,
магниты, медная
и стальная
пластины.

24

25

11

магнитов. Показать
на примере
взаимодействие
магнитов.
28

Магнитное поле
«Почему все
падает на
землю?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Объяснить детям,
что Земля обладает
силой притяжения.
Умение понимать
взаимосвязь силы
притяжения и веса
предмета.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,предме
ты из разных
материалов
(дерево, металл,
пластмасса,
бумага, пух),
емкость с водой,
песком,
металлические
шарики.

29

Магнитное поле
«Сила магнита»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Закрепить
представления
детей о том, что
магнит обладает
магнитной силой.
Опыты с
магнитами и
металлическими
предметами.

Проблемная
ситуация,
опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
магниты, разные
материалы.

30

Магнитное поле
«Волшебство
магнита»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Познакомить детей
со свойствами
магнита:
прохождение
магнитной силы
через различные
материалы и
вещества.

Проблемная
ситуация,
опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
магниты, стакан
с водой,
скрепки, мелкие
металлические
предметы.

31

Магнитное поле
«Как измерить
магнитное
поле?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Закрепить умение
пользоваться
датчиком при
измерении
магнитного поля.
Воспитывать
познавательную
активность.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
магниты

12

32

Магнитное поле
«Магнитные
рыбки»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)

Изучить явления
остаточного
магнетизма, опыты
с отверткой.
Измерение
остаточного
магнетизма.

Беседа, опыт

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук,
магниты,
отвертки.

33

Итоговое занятие
«Что мы знаем
про свет и звук?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)
Итоговое
Занятие
«Что мы знаем
про
электричество и
магнитное
поле?»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)
Итоговое занятие
«Давайте
поиграем»
(1 занятие –
теория, 2 занятие
– практика)
Итоговое занятие
«Давайте
поиграем»
( 2 занятия –
практика)

Закрепить
изученный
материал по темам
«свет», «звук».

Беседа,
игровые
диагностическ
ие задания

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Закрепить
изученный
материал по темам
«электричество»,
«магнитное поле»

Беседа,
игровые
диагностическ
ие задания

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Формировать у
детей
познавательно –
исследовательскую
активность,
самостоятельность
Формировать у
детей
познавательно –
исследовательскую
активность,
самостоятельность

Игровые
диагностическ
ие задания

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

Игровые
диагностическ
ие задания

Исследоват
ельская
лаборатория
,
ноутбук.

34

35

36

13

Календарный учебный график
(с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года)

1

Неделя

Месяц

№п/п

1

2

2

3
сентябрь

3

4

4

Форма
заняти
я

Количеств
о
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –
17.00

очная

4

Вводное

Кабинет

Наблюдени

занятие

дополнит.

е, опрос

«Кто такой

образован

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –
17.00

очная

ученый?»
Вводное занятие

ия
Кабинет

Наблюдени

«Правила

дополнит.

е, опрос

безопасности для

образован

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –
17.00

очная

ученых»
Свет

ия
Кабинет

Игровые

«Свет вокруг нас»

дополнит.

диагност-

образован

ические

ия

Время/
день
проведения
заняти
я

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –

очная

2

2

2

Свет

Кабинет

задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые

«Волшебные

дополнит.

диагност-

лучи»

образован
ия

ические
задания,
опрос,
беседа,
самостоя14

6

1

октябрь

5

2

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –
17.00

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15:00 –

очная

очная

2

2

Свет

Кабинет

тельная
работа
Игровые

«Сила света»

дополнит.

диагност-

образован

ические

ия

Свет

Кабинет

задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые

«Влияние света на

дополнит.

диагност-

жизнь живых
организмов»

образован
ия

ические
задания,
опрос,
беседа,
самостоя-

15

7

3

8

4

9

1

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15.00-17.00

очная

Пн.
15:00 –
17.00
Вт.
15.00-17.00

очная

2

Свет
«Волшебные
краски»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

очная

2

Свет
«Эксперименти
ру
ем со светом»

Кабинет
дополнит.

Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагност-

образован

ические

ия

Кабинет
дополнит.

задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагност-

образован

ические

ия

задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,

Пн.
15:00 –17.00

2

2

Пн.
15:00 –17.00

Свет
«Све
тофильтр»

Вт.
15.00-17.00

10

очная

2

Звук
«Что такое
звук?»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

ноябрь

Вт.
15.00-17.00

11

3

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Звук
«Исследование
звука»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

12

4

тельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельнаяработа

Пн.
15:00 –17.00
Вт.
15.00-17.00

очная

2

Звук
«Как мы
слышим?»

Кабинет
дополнит.
образован

беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические

ия

задания,
16

опрос, беседа,
самостоятельнаяработа

13

1

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Звук
«Создаем звук»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

14

2

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Звук
«Вредные звуки»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

3

декабрь

15

16

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Звук
«Звук в космосе»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

4

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Звук
«Эхо»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

17

5

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Электричество
«Что такое
электричество?»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

18

1

Пн.Вт.

очная

2

Электричество

Кабинет

Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
17

15:00 –17.00

«Батарейка»

дополнит.

диагност-

18

образован
ия

19

2

Пн.

очна
я

2

15:00 –17.00

Электричество

Кабинет

«Солевая
батарейка»

дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

20

3

Пн.

очна
я

2

15:00 –17.00

Электричество

Кабинет

«Электрические
фрукты»

дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

21

1

Пн.

очна
я

2

15:00 –17.00

Электричество

Кабинет

«Электрическая
лампочка»

дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

2
февраль

22

Пн.

очна
я

2

15:00 –17.00

Электричество

Кабинет

«Доброе и злое
напряжение»

дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

23

3

Пн.
15:00 –17.00
Вт.
15.00-17.00

очна
я

2

ические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,

Электричество

Кабинет

беседа,
самостоятельная
работа
Игровые

«Экспериментиру
ем с
напряжением»

дополнит.
образован
ия

диагностические
задания,
19

опрос,
беседа,
самостоятельная
работа

20

24

4

25

1

Пн. Вт.
15.00-17.00

очная

2

Электричество
«Электрическое
яблоко»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Игровые
диагностические
задания, опрос,
беседа,
самостоятельнаяработа

очная

2

Магнитное поле
«Магнитные
фокусы»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Игровые
диагностические
задания,
опрос,

Пн.
15:00 –17.00
Вт.
15.00-17.00

26

2

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Два магнита»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

27

март

Вт.
15.00-17.00

3

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Тянем –
потянем»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

28

4

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Почему все
падает на землю?»

Вт.
15.00-17.00

1

Пн.
15:00 –17.00

а
п
р
е
л
ь

29

очная

2

Магнитное поле
«Сила магнита»

беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,

Кабинет
дополнит.
образован
ия

самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,

Кабинет
дополнит.
образован

опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
21

ия
Вт.
15.00-17.00

задания,
опрос,
беседа,
самостоя-

22

30

2

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Волшебство
магнита»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

31

3

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Как измерить
магнитное поле?»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

32

4

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Магнитное поле
«Магнитные
рыбки»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

33

1

Пн.
15:00 –17.00

очная

2

Итоговое занятие
«Что мы знаем
про свет и звук?»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

м
а
й

Вт.
15.00-17.00

34

2

Пн.
15:00 –17.00
Вт.
15.00-17.00

очная

2

Итоговое занятие
«Что мы знаем
про электричество
и магнитное
поле?»

Кабинет
дополнит.
образован
ия

тельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
23

35

3

36

4

Пн.
15:00 –17.00
Вт.
15.00-17.00

Пн.
15:00 –17.00

очная

очная

2

2

Итоговое занятие
«Давайте
поиграем»

Итоговое занятие
«Давайте
поиграем»

Кабинет
дополнит.
образован

Игровые
диагностические

ия

задания,

Кабинет
дополнит.
образован
ия

Вт.
15.00-17.00

опрос,
беседа,
самостоятельная
работа
Игровые
диагностические
задания,
опрос,
беседа,
самостоятельная
работа

Воспитательная работа.
Мероприятия
1

3
4

5

1
2

3
4
5

Сроки
СЕНТЯБРЬ
Контроль уровня воспитанности
В течение
учащихся, социальномесяца
психологического климата
коллектива
Беседа: «Безопасный маршрут»
2 неделя
Беседа: «Знаем правила
движения как таблицу
умножения»
Беседа «Предупреждение
заболеваний»
Контроль за успеваемостью
и посещением уроков учащимися
Принять участие в акции
«Давайте делать добрые дела»,
посвященного
Международному дню пожилых
людей
Принять участие в празднике посвящённому Дню учителя.
Принять участие в конкурсе
рисунков «Золотая осень»
Оказание помощи ветеранам
воины, учителям-

2 неделя
4 неделя
ОКТЯБРЬ
В течение года
1 октября

октябрь
2-3 месяца
В течение
месяца

Ответственные

Анализ

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

24

6

7
8

ветеранам, ветеранам труда

Старосты групп

Участие в областном детском
экологическом празднике «Земля
наш дом»
Родительское собрание

Руководитель
кружка
3 неделя

Всероссийский урок
безопасности школьников в сети
интернет

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

НОЯБРЬ
1
2
3

Принять участие в конкурсе
поделок из бросового материала
Блиц – викторина « Я люблю
тебя, Россия!»
Всемирный День отказа от курения

7

День народного единства
Беседа «Толерантность: «за» и
«против»
Проведение инструктажа по ТБ на
время каникул
Беседа по профилактике
наркомании
День матери

8

День отца

4

5
6

Старосты групп
Вторая неделя
Третий четверг
4 ноября
Перед
каникулами
В течение
месяца

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
Старосты групп
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка

ДЕКАБРЬ
1

2
3

4
5

6

Всемирный День прав человека.
«Урок России, посвящённый
Дню
Конституции. (12.12.)
Книжная выставка «День
Российской Конституции»
Операция «Кормушка»
Проведение операции «Защита»
по
выявлению случаев жестокого
обращения с ребёнком,
вовлечения его алкоголизацию,
наркотизацию, безнадзорное
существование
Праздник в кружке «
Новогодний серпантин»
Инструктаж по
правилам пожарной безопасности
Проведение инструктажа по ТБ на
время каникул

08.12-09.12

В течение
месяца
В течение
месяца

Перед новогодними
утренниками
Перед
каникулами

Руководитель
кружка. Старосты.
Социальный
педагог

Руководитель
кружка. Старосты.
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
25

7

Родительское собрание.

8
9

День героев России
25 лет со дня образования
Содружества Независимых
Государств
День борьбы с коррупцией

10

Руководитель
кружка
5,7
27, 28

9

ЯНВАРЬ
1
2
3

4
5
6

1

2
3

4

5
6

7

Рождественские
праздники
Беседа « Мы и этикет»
Благоустройство
вокруг памятника «Скорбящая
мать»
Операция «Крошка»
Вахта памяти, посвященная
победе под Сталинградом
27 января Международный день
памяти жертв Холокоста
Принять участие в районном
этапе областного конкурса
творческих работ «Зеркало
природы»
Книжная выставка «Защитники
Отечества»
Принять участие в районном
военно-историческом чтении «О
войне мы не забыли»
Принять участие во
Всероссийской
антинаркотической акции «За
здоровье и безопасность наших
детей»
День юного героя антифашиста
15 февраля День памяти о
россиянах, и исполнявших
служебный долг за пределами
отечества
Урок Мужества, посвященный
Всероссийской общественно-государственной инициативе
"Горячее сердце".

Третья неделя

24,25
ФЕВРАЛЬ
В
течение месяца

Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка. Старосты.
Старосты
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.

7,8
14,15

Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.

21,22

МАРТ
26

1

22 марта День Земли.

2

Праздник в группе «8 марта» «
Всё начинается с женщины»
Эстафета добрых дел

3

7,8

Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка. Старосты.
Руководитель
кружка. Старосты.

АПРЕЛЬ
1

2
3
4
5
6
7
8
1
2

3

Принять участие в районном
слете юных экологов и
лесоводов
Праздник «День птиц»
Презентация , посвященная Дню
Космонавтики
Беседа «Безопасность дорожного
движения»
Беседа о Профилактике пожарной
безопасности.
Принять участие в
Международном Дне здоровья
Проведение инструктажа
по ТБ в праздничные дни
30 апреля День пожарной охраны.
9 мая Митинг, посвящённый
Дню Победы
Операция «Забота» (поздравление
ветеранов ВОВ,
военнослужащих»
Инструктаж по ТБ во время
летних каникул

Руководитель
кружка. Старосты.

11,12
17,18
17,18
7

Руководитель
кружка. Старосты.
Руководитель
кружка. Старосты.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.

25,27
МАЙ
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.
Руководитель
кружка.

27

Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Стол для учащихся
Стул для учащихся
Стол для педагога
Стул для педагога
Стеллажи для хранения дидактических пособий
Ноутбук
Цифровой микроскоп
Интерактивная панель с мобильной стойкой
Цветные карандаши

10.

Фломастеры

11.

Альбом

12.

Оборудование цифровой лаборатории «Наураша в стране
Наурандии»
Дополнительное оборудование для изучения темы
«Электричество»: яблоко, лимон, клубень картофеля,
емкость с соленой водой, б/у батарейки.
Дополнительное оборудование для измерения магнитного
поля: пластмассовая или мягкая игрушка,
различные магниты (магнитные буквы,
магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,
скрепки.
Дополнительное оборудование для измерения звука:
различные предметы, издающие шумовые и музыкальные
звуки;
фрагменты записи голосов живой природы;
схема строения органов слуха человека.

13.

14.

15.

Наименование

Количество
6
12
1
1
2
1
4
1
По количеству
детей
По количеству
детей
По количеству
детей
1
По количеству
детей
По количеству
детей

По количеству
детей

28

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
имеет высшее образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению «Образование и педагогика» .
Реализацию программы осуществляет педагог высшей
квалификационной категории.
Формы аттестации
открытое занятие для родителей
журнал посещаемости
фотоотчет
диагностика
отзывы родителей







Оценочные материалы
Дата
проведения
Педагог дополнительного образования_

н

к

н

к

н

к

н

5. Отношение к результату
экспериментирования. Оценка
результата экспериментирования

4. Отношение к помощи воспитателя
в процессе экспериментирования

3. Процесс решения задачи в
экспериментировании

Фамилия, имя
ребенка

2. Проявление интереса к
экспериментированию

№

1. Принятие ребенком проблемной
задачи, требующей
экспериментирования

Уровни оценки исследовательской активности детей 5 – 6 лет

к

н

к

Итог
Примечание

Схема оценки исследовательской активности старшего дошкольника в
условиях экспериментирования
29

1.
Принятие ребенком проблемной задачи,
экспериментирования.
Адекватно принимает задачу в полном объеме – 3 балла.
Принимает задачу частично – 2 балла.

требующей

Не принимает задачу экспериментирования или подменяет задачей
знакомства с материалами или предметами – 1 балл.
2. Проявление интереса к экспериментированию.
Активно проявляет интерес и сохраняет его в процессе решения задачи
– 3 балла.
Активно проявляет интерес на начальном этапе решения задачи, но
наблюдается снижение интереса в процессе решения – 2 балла.
Проявляет неустойчивый интерес на начальном этапе (в основном к
новым материалам и предметам), затем утрачивает интерес к решению задачи
– 1 балл.
3. Процесс решения задачи в экспериментировании.
Осуществляет активный поиск решения проблемы, использует перебор
разных способов и средств решения, анализирует, рассуждает, не
ограничивается одним решением, по своей инициативе предпринимает
дальнейшее исследование, активно использует возможности для нового
варианта решения – 3 балла.
Осуществляет поиск решения проблемы, ограничивается одним
вариантом решения, после чего прекращает поиск – 2 балла.
Не пытается организовать поиск решения, использует случайный выбор
средств решения проблемы, переводит экспериментирование на
манипулирование с предметами, не пытается рассуждать и анализировать свои
действия – 1 балл.
4.
Отношение
к
помощи
воспитателя
в
процессе
экспериментирования.
Действует самостоятельно, настойчиво преодолевает трудности,
отказывается от помощи – 3 балла.
Действует
преимущественно
самостоятельно,
принимает
эпизодическую помощь в виде совета или предложения – 2 балла.
Действует неуверенно, постоянно обращается за пошаговой помощью
воспитателя, повторяет показанные действия и приемы – 1 балл.
5. Отношение к результату экспериментирования. Оценка
результата экспериментирования.
Выражает радость от решения проблемы и активно проявляет
готовность к дальнейшему исследованию – 3 балла.
Отмечает удовлетворение от решения проблемы, но самостоятельно
инициативы для будущего решения аналогичных задач не проявляет, на
соответствующее предложение взрослого откликается положительно – 2
балла.
Не выражает личного отношения к решаемой задаче (неопределенная
или неопределенно – негативная оценка), на предложение взрослого вновь
30

участвовать в эксперименте отвечает отрицательно или неопределенно,
подчеркивает трудность решения – 1 балл.
Результат.
Высокий уровень исследовательской активности лежит в диапазоне 12 –
15 баллов; средний уровень – 8 – 11 баллов; низкий уровень – 5 – 7 баллов.
Характеристики уровней исследовательской активности старших
дошкольников в экспериментировании.
1 – й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна
выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к
проблеме, принимают поставленную задачу в полном объеме, активно
стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние
ситуации, охотно высказывают предположения по способам ее решения. Их
поисковая деятельность разворачивается как практические действия,
направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.
2 – й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают
поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в
эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь
взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые
действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но, если
воспитатель
эмоционально
поддерживает
их,
продолжают
экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата.
Инициативы по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не
проявляют.
3 – й уровень (низкий). Дети включаются в ситуацию, но их активность
быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы.
Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по
подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают
результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На
предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают
отрицательно.
В процессе наблюдений и ситуаций можно выделить две группы
личностных проявлений исследовательской активности ребенка в
экспериментировании.
Эмоционально – личностные проявления выражаются в интересе
ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности.
Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и
материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно
охотно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами.
Деятельностно – личностные проявления выражаются в активности и
инициативности
ребенка.
Ребенок
самостоятельно
ставит
цели
экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы,
предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует
разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от
промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.
31

Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в очной форме.
Построение программного материала направлено на реализацию
системно – деятельностного подхода, как основного механизма достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО. Занятия кружка
строятся в соответствии со следующими этапами системно – деятельностного
подхода:
1.
Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную
интеллектуальную деятельность
2.
Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме:
вспомнить – узнать – научиться
3.
Экспериментирование (проведение опытов)
4.
Коммуникация
5.
Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового
он узнал и чему научился
Методы обучения:

Наглядные (Демонстрация наглядных пособий)

Практические (Упражнение, экспериментирование)

Объяснительно-иллюстративные

Репродуктивные

Частично-поисковые

Исследовательско - проблемные

Игровые (Дидактические, компьютерные игры)

Словесные (рассказ педагога, беседа)
Формы организации образовательного процесса

Групповая

Индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия

Беседа

Игра

Наблюдение

Практическое занятие
Педагогические технологии:

Технология мини-исследования (постановка проблемы
исследования, определение темы исследования, формулирование цели
исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация
полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы,
применение новых знаний в учебной деятельности).

Игровые технологии (компьютерная игра)

32

Список литературы
№
п/п

Авторы

1.

Веракса Н.Е.
Галимов О.Р.

2.

Михайлова
З.А.
Бабаева Т.И.
Кларина Л.М.
Серова З.А.
Рыжова Н.А.

3.

4.

Тугушева Г.П.
Чистякова А.Е.

5.

Шапиро А.И.

Заглавие
Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для
занятий с детьми 4 – 7 лет.
Развитие познавательно –
исследовательских умений у старших
дошкольников.
Лаборатория в детском саду и дома:
(учеб.-метод.комплект:
метод.пособие).
Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое
пособие.
Первая научная лаборатория. Опыты,
эксперименты, фокусы и беседы с
дошкольниками.

Город,
издательство,
год издания
Москва МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015
СПб. ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013
Москва
Линка-Пресс, 2012
СПб. ДЕТСТВОПРЕСС, 2008
Москва ТЦ Сфера
СПб.Образовательные
проекты, 2017

Интернет-ресурсы:
http://xn--80aaa3cqr1b.xn-p1ai/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=naurasha-google&utm_content
https://nau-ra.ru/education/Preschool-education/naurasha/naurasha-v-strane-naurandii/

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».