Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
Калининградская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ПРАВДИНСКА»
ПРАВДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
238400, Калининградская область, г. Правдинск, ул. Комсомольская , 2
238410, Калининградская область, п. Железнодорожный , ул. Школьная,2
Телефакс 8-(401-57)-2-13-35, 8-(401-57)-2-35-89
E-mail: ddt.pravdinsk@gmai 1.com ; https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru;ddt238410@mail.ru
Принято на педагогическом совете
Дома детского творчества
творчества
г.Правдинска
Протокол № 2 от «23»декабря 2021 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, порядке утверждения, реализации и
корректировки дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ

г.Правдинск
2021г.

1. Общие положения

Настоящее Положение «О разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества
г.ГТравдинска» Правдинского городского округа (далее-Учреждение) (далее - Положение)
разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного
образования детей от 4.09.2014 г. №1726-р, Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 09.11.2018 г. №
196), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года
№41), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении информации»), Методических рекомендаций по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09),
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательныйх общеразвивающих программ Учреждения, Устава Учреждения.
Настоящее Положение регламентирует требования к разработке, порядку утверждения,
реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в Учреждении.
1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - нормативно­
управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного
образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного
образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения,
оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и
материальных) в соответствии с социальным заказом.
1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся в жизни и обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.

2. Требования к разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
2.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается
педагогом дополнительного образования самостоятельно по направленностям
(художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально­
педагогическая, техническая) в соответствии с лицензией на осуществление
образовательной деятельности; с учетом запросов обучающихся, родителей (законных
представителей), потребностей социума, образовательных организаций, детских и
юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социальноэкономического развития региона и национально-культурных традиций.
2.2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, в соответствии с
современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом,
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).
2.3. Учреждение вправе разрабатывать и реализовывать модифицированные
(адаптированные), экспериментальные, авторские программы. По форме организации,
содержания образовательной деятельности программы могут быть предметные,
комплексные, интегрированные, модульные.
2.4 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
должно соответствовать:
•
•
•

•

достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским традициям,
культурно-национальным особенностям региона;
соответствующему уровню общего образования (дошкольного, начального,
общего, основного общего, среднего общего (полного) образования);
направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ: (художественной, физкультурно-спортивной, технической, социально­
педагогической, естественнонаучной, туристско-краеведческой);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и
методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечне
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого
обучающегося в объединении).

2.5 Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со
следующими уровнями сложности:
2.5.1 «Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. Дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы с количеством часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1 час в
неделю), 72 часа (2 часа в неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в
неделю).
Срок реализация: 3 года.
Возраст: 5-18 лет (разновозрастный).
К стартовому уровню относятся адаптированные дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы по обучению учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год - 72 часа (2 часа в
неделю).
2.5.2 «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с количеством
часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в
неделю), 324 часа (9 часов в неделю).
Срок реализации: 3 года.
Возраст: 8 - 1 8 лет (разновозрастный).
2.5.3 «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в
рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает
углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с количеством
часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в
неделю), 324 часа (9 часов в неделю).
Срок реализации: 3 года
Возраст: 10-18 лет (разновозрастные).
2.6 Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
включает следующие структурные элементы:
Титульный лист;

Комплекс основных характеристик программы;
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
2.6.1. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и
служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с
указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат
программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и
год ее разработки).
2.6.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно­
спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
- актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу
от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе
своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным
обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные
характеристики, потенциальные роли в программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения и виды занятий (лекции, теоретические, практические и семинарские
занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
- срок освоения программы - определяется содержанием программы- количество недель,
месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы:
цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима;
задачи - это те конкретные результаты реализации программы; суммарным выражением
которых и является поставленная цель.
Содержание программы:
- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических
и практических часов, и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
№ Название раздела, Количество часов
п/п
темы
Всего Т еория Практика

Формы
аттестации/контроля

- содержание учебно-методического плана - это реферативное описание разделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой
теме.
Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств,
компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых
обучающимися при освоение программы по ее завершению и формулируются с учетом
цели и содержания программы.
2.6.3.Комплекс организационно-педагогических условий:
- календарный учебный график - это составная часть
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, являющейся
комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных
недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, дата начала и окончания
учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным
приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и
составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий
реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы,
информационные, методические и иные ресурсы;
- формы аттестации/контроля - зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка,
конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные индивидуально для
определения результативности усвоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, отражают цели и задачи программы;
- оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов
по программе; описание используемых методик и технологий; современные
педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы
обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами
организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав
дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы (для модульных,
интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
- список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу
(учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов, практических
работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для

разных участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся; оформляется в
соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

3. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

3.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может иметь
внутреннюю и внешнюю экспертную оценку (рецензию). Рецензентом дополнительной
общеобразовательнаой общеразвивающей программы педагога может выступить
методист, педагог-новатор, заместитель директора по УВР Учреждения, преподаватели
высшей школы и работники других образовательных организаций.
3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы , Примерными
требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №061844 и Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
3.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
рассматриваются педагогическим советом и утверждаются директором.
3.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, претендующая
на авторство, должна иметь лицензию специализированной организации.

4. Требования к реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ

4.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются
педагогами дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых
форм их реализации в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ могут применяться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные и электронное обучение в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются
как для детей, так и для взрослых, могут быть рассчитаны на различный срок обучения,
предусматривать различные формы организации образовательного процесса и решение
различных образовательных целей и задач.
4.4. Количество часов, сроки обучения определяются особенностями дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, с учетом санитарноэпидемиологических правил и норм (Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»),
4.5. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать
необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей).

5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ
5.1. Педагоги Учреждения ежегодно обновляют, пополняют содержание дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
5.2. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и
качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых
нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе
проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в
п. 3.3
На основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
педагогом дополнительного образования ежегодно разрабатывается индивидуальный
учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации
образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».