РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Калининградская область МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ПРАВДИНСКА» ПРАВДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 238400, Калининградская область, г. Правдинск, ул. Комсомольская , 2 238410, Калининградская область, п. Железнодорожный , ул. Школьная,2 Телефакс 8-(401-57)-2-13-35, 8-(401-57)-2-35-89 E-mail: ddt.pravdinsk@gmai 1.com ; https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru;ddt238410@mail.ru Принято на педагогическом совете Дома детского творчества творчества г.Правдинска Протокол № 2 от «23»декабря 2021 г ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ г.Правдинск 2021г. 1. Общие положения Настоящее Положение «О разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества г.ГТравдинска» Правдинского городского округа (далее-Учреждение) (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. №1726-р, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 09.11.2018 г. № 196), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»), Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательныйх общеразвивающих программ Учреждения, Устава Учреждения. Настоящее Положение регламентирует требования к разработке, порядку утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Учреждении. 1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - нормативно управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. 1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы направлены на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся в жизни и обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации. 2. Требования к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно по направленностям (художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально педагогическая, техническая) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности; с учетом запросов обучающихся, родителей (законных представителей), потребностей социума, образовательных организаций, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социальноэкономического развития региона и национально-культурных традиций. 2.2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9). 2.3. Учреждение вправе разрабатывать и реализовывать модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские программы. По форме организации, содержания образовательной деятельности программы могут быть предметные, комплексные, интегрированные, модульные. 2.4 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно соответствовать: • • • • достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; соответствующему уровню общего образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего (полного) образования); направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (художественной, физкультурно-спортивной, технической, социально педагогической, естественнонаучной, туристско-краеведческой); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). 2.5 Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 2.5.1 «Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с количеством часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю). Срок реализация: 3 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный). К стартовому уровню относятся адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год - 72 часа (2 часа в неделю). 2.5.2 «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю). Срок реализации: 3 года. Возраст: 8 - 1 8 лет (разновозрастный). 2.5.3 «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю). Срок реализации: 3 года Возраст: 10-18 лет (разновозрастные). 2.6 Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы: Титульный лист; Комплекс основных характеристик программы; Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации. 2.6.1. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки). 2.6.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Пояснительная записка (общая характеристика программы): - направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая; - актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы - отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; - адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе; - объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; - формы обучения и виды занятий (лекции, теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.); - срок освоения программы - определяется содержанием программы- количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; - режим занятий - периодичность и продолжительность занятий. Цель и задачи программы: цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; задачи - это те конкретные результаты реализации программы; суммарным выражением которых и является поставленная цель. Содержание программы: - учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме; № Название раздела, Количество часов п/п темы Всего Т еория Практика Формы аттестации/контроля - содержание учебно-методического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоение программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы. 2.6.3.Комплекс организационно-педагогических условий: - календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, дата начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5); - условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы; - формы аттестации/контроля - зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные индивидуально для определения результативности усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, отражают цели и задачи программы; - оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); - методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); - рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). - список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. 3. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может иметь внутреннюю и внешнюю экспертную оценку (рецензию). Рецензентом дополнительной общеобразовательнаой общеразвивающей программы педагога может выступить методист, педагог-новатор, заместитель директора по УВР Учреждения, преподаватели высшей школы и работники других образовательных организаций. 3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы , Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №061844 и Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 3.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рассматриваются педагогическим советом и утверждаются директором. 3.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, претендующая на авторство, должна иметь лицензию специализированной организации. 4. Требования к реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 4.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются педагогами дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, могут быть рассчитаны на различный срок обучения, предусматривать различные формы организации образовательного процесса и решение различных образовательных целей и задач. 4.4. Количество часов, сроки обучения определяются особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, с учетом санитарноэпидемиологических правил и норм (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»), 4.5. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). 5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ 5.1. Педагоги Учреждения ежегодно обновляют, пополняют содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 5.2. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 3.3 На основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогом дополнительного образования ежегодно разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.