Я_и_природа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Я и природа»

Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Столярова Тамара Павловна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023

I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
- Устава Дома детского творчества г. Правдинска.

Актуальность программы.
Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе – это забота о
сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение ребят с
детских лет заботиться о природных богатствах. Деятельность обучающихся
будет способствовать реализации задач экологического воспитания. Данное
направление является одним из приоритетных направлений работы с молодежью
и является актуальным.
Новизна программы

Программа разработана для углубления знаний по экологии на
межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого
содержания. Новизной образовательной программы является интеграция ею
различных областей знаний: краеведения, экологии, географии, биологии,
медицины. Она дает возможность расширить и обогатить предметы школьного
курса. Программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям
через активное познание окружающего мира войти в современные социальноэкономические отношения и получить опыт здорового образа жизни.
Основными принципами программы «Я и природа» являются: доступность,
научность, систематичность, добровольность, связь с жизнью. Включенный в
содержание программы материал соответствует последним достижениям науки
об охране окружающей среды и ее пропаганде. Материал подбирается с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их
подготовленности, что делает материал доступным для восприятия. Занятия
строятся с учетом интересов ребенка и личностного подхода.
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Программа рассчитана на добровольную разновозрастную группу
обучающиеся 5 – 7 классов, имеет естественнонаучную направленность и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и
развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные
основы экологической ответственности обучающихся.
Цель:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, вовлекая их в
природоохранную деятельность.
Задачи:
1. Обучающие:
- раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- научить обучающихся пользоваться научной литературой
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса обучающихся, их творческой активности;
- развитие любознательности и желания получать знания об окружающем
мире;
3. Воспитательные:
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- овладение навыками поведения в окружающей природной среде и
простейшими способами самостоятельного постижения природных
закономерностей;

- воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками,
природным материалом.
Планируемый результат.
В ходе реализации программы обучающиеся должны проявлять:
- познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
- бережное отношение к природе;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в
нем, соблюдать основное правило поведения в природе: не навреди!
- самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
- духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и
гражданина.
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских проектов;
духовно-творческое: выставки рисунков, фотовыставки;
просветительское: проведение тематических экскурсий по изучению природы
родного края, изготовление листовок, плакатов на экологическую тему,
изготовление тематических альбомов;
природоохранное: озеленение классных комнат и уход за комнатными
растениями, изготовление скворечников и кормушек, экскурсии экологическими
тропами;
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий:
По программе занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, что составляет 162
часа.
Планируемые результаты
Данная программа ориентирована на формирование универсальных
учебных действий
1. Личностные универсальные учебные действия. Формирование:
- потребности и готовности к самообразованию в рамках самостоятельной
деятельности вне учебных учреждений;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих.
2. Предметные универсальные учебные действия. Формирование:

- умения планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей и
условиями реализации;
- умение корректировать выполненную работу после его завершения на
основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
3. Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнений учебных
заданий, используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
- выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижении
цели.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями других
членов кружка при выработке общего решения в совместной деятельности.
Оценочный материал:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в
постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги
разноплановых контрольных форм работы:




самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров
для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их
защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, конференции познавательные игры,






экологические спектакли;
стенд достижений;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой внеурочной деятельности;
разработка памяток экологического содержания

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год
№
п/п

11.

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Я и природа»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий

01.09.2023г.
36 учебных недель – 11-13 лет (5-7кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3часа
Продолжительность учебного часа – 45 минут
ВТ. 15-00 – 17-30
Чт. 14-30 – 17-30

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

15 минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май 2043г.
31.05.2022г. – 31.08.2023г.
В течении учебного года согласно заявлениям (при
наличие свободных мест)

Учебный план
№

Раздел

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации/контрол
я

1

Раздел 1
Вводное
занятие

Знакомство с коллективом
Введение в программу
Техника безопасности.

4

2

2

опрос

2

Раздел 2

Охранять и защищать

22

2

20

Презентация
«Календарь

экологических
дат».
Альбом
«Профессии,
которые стоят на
страже охраны и
преобразования
природы».
3

Раздел 3

Природа вокруг нас

25

23

Проект
«Почему нужно
защищать
природу?»

4

Раздел 4

Экология – наука о нашем
доме

4

4

Опрос
Дискуссия

5

Раздел 5

Человек и природа

22

2

20

26

6

20

Составление и
оформление
листовок о вреде
сжигания травы в
осеннее - весенний
период.
Беседа
фотовыставка

6

Раздел 6

7

Раздел 7

Загрязнение окружающей
среды бытовыми и
промышленными
отходами
Экология нашего дома

28

4

24

8

Раздел 8

Экология человека

27

2

25

9

Раздел 9

Заключительные занятия

4

2

2

Итого:

162

26

136

2

выставка «Вторая
жизнь ненужных
вещей».
Беседы в
начальных классах
на темы: «Режим
дня», «Как
правильно
питаться».
«Правила
здорового образа
жизни».
Круглый стол
Праздник «Живому
– жить»

Учебно-тематический план

№

Наименование разделов Общее
В том числе
и тем
количе
теория практик
ство
а
учебны
х часов

1 Вводное занятие
Знакомство с
коллективом
Техника безопасности.

1

1

-

2

1

1

1
1

1
1

-

Дистанционное обучение

Техника безопасности на
занятиях в кружках, секциях...
ohrana-tryda.com›Техника безопасности на
кружках

Введение в программу
Что такое экология?

Урок по окружающему миру на тему
"Что такое экология?"
urok.1sept.ru›статьи/619306/

Экскурсия на природу.
Конкурс рисунков о
природе

1

1

Презентация на тему
"Экскурсии в природу в начальной...
infourok.ru›prezentaciya-na…v-prirodu-vnachalnoy…

2

Охранять и защищать
Календарь
экологических дат

22
6

2
1

20
5

Экологический календарь | Будем жить
ЭкоЛогично!
eco.liplib.ru›calendar

Создание презентации
«Календарь
экологических дат»

5

5

Презентация "Календарь экологических дат
"
infourok.ru›…kalendar-ekologicheskih-dat…

Профессии, которые
6
стоят на страже охраны и
преобразования
природы.

1

5

Презентация на тему:
"Профессии связанные..."
myshared.ru›slide/1021429/

Создание тематического
альбома

5

5

Альбом по природе
и преобразования природы. — смотрите
картинки
Яндекс.Картинки›альбом по природе и
преобразования природы.

Природа вокруг нас

25

2

23

Экологические связи в
природе

5

1

4

Законы и правила
единства человека и
природы. Многообразие
растительного и
животного мира
Калининградской
области.

4

Чтение и обсуждение
сказки ««Ландыш –
цветок майский или
Сказка о том, как
человек чуть не погубил
свою Землю».

5

Работа над проектом
«Почему нужно
защищать природу?»

7

3
Что такое экология. Природа в опасности!
(Окружающий мир 3 класс)
Урок 3. Что такое экология. Природа в
опасности! (Окружающий мир 3 класс) Автор:
Гараева Петимат Ахметовна мы узнаем: об экологии; мы научимся: - приводить
примеры экологических связей; мы...
Яндекс.Эфир
04:30
19 октября

4
YouTube
Источник видео
На сайт
Окружающий мир 3 класс (Урок№3 - Что
такое экология. Природа в опасности!)

1

4

Познавательная сказка «Ландыш»
Слушаем сказку «Ландыш» Эдуарда Шима и
узнаем секреты этого красивого цветка.
Видеоклип можно использовать на занятиях
по литературному чтению в начальной школе,
в детском саду, а также в домашнем...
YouTube

7
YouTube
Источник видео
На сайт
Почему нужно беречь природу

Конкурс на лучший
проект

4

4
YouTube
Почему нужно беречь природу

4

Экология – наука о
нашем доме

4

4
YouTube
Источник видео
На сайт
Экологический мультфильм для детей
“Мальчик и Земля“

История возникновения 1
и развития экологии.

1
YouTube

Источник видео
На сайт
История экологии

Общая характеристика
экосистем

1

1
YouTube
Источник видео
На сайт
Компоненты экосистемы

5

Приспособленность к
совместному обитанию.
Цепи питания.

2

Человек и
природа

22

2

20

Влияние деятельности
человека на природу.
Использование
природных богатств.

5

1

4

2

пищевые цепочки
закос под Кхана)...
YouTube
03:30

YouTube
Источник видео
На сайт
. Человек и мир. Влияние человека на
природу Земли

Викторина
5
«Экологические загадки»

1

4
YouTube
Источник видео
На сайт
Экологическая викторина «Загадки
природы».

Изготовление листовок о
вреде сжигания травы

12

12
zen.yandex.ru
Источник видео
На сайт
Не сжигайте сухую траву!!!!

6

Загрязнение окружаю
среды бытовыми и
промышленными
отходами
Промышленные и
бытовые отходы.
Современные проблемы
утилизации мусора
Оценка загрязненности
мусором своих поселков

26

6

20

5

1

4

Обратная сторона
Канал на Яндекс.Эфире
Мусорные отходы: глобальная проблема
современности

2

2

Канал на Яндекс.Эфире
Мусорные отходы: глобальная проблема
современности

Акция «Мы за чистоту на 7
планете!» (уборка
территории школы)

1

6
YouTube
Источник видео
На сайт
В Калининградской области прошел
экологический квест «Чистые игры»

Работа над проектом
«Самые «грязные»
города России»

7

1

6

Конкурс на лучший
проект
Экология нашего дома

5

1

4

28

4

24

Зачем убирать пыль?

3

1

2

Самые грязные города России
Korshik Fine...
Яндекс.Эфир
07:08
24 сентября

7
YouTube
Источник видео
На сайт
10 советов борьбы с пылью / чистота в доме
/ как уменьшить количество

Фильм «Что происходит 3
с пластиком, который мы
выбрасываем?»

1

2
YouTube
Источник видео
На сайт
Что происходит с пластиком, который мы
выбрасываем

Изготовление поделок с
использованием
ненужных
предметов(мусора)

17

Выставка «Вторая жизнь
ненужных вещей»

5

1

16

БЕРИ И ДЕЛАЙ – Дети
Канал на Яндекс.Эфире
25 Самоделок Из Мусора || Круто и
Экономно!

1

4
Семейный handmade
Канал на Яндекс.Эфире
Поделки для дачи из хлама своими руками

Экология человека

27

Человек – часть природы

2

2

25

8
2
YouTube
Источник видео
На сайт
Человек - часть природы. Онлайн урок
окружающего мира во 2 классе

Поговорим о моде,
косметике и гигиене.

3

1

2
YouTube

Источник видео
На сайт
Средства косметики и гигиены.

История возникновения
косметики

3

Вредные привычки.

2

1

2

История косметики: благодаря кому и как
появилась губная помада!?
Сегодня губная помада для нас самое
привычное и обычное Бьюти- средств оно так
было не всегда! Посмотрев видео вы
узнаете историю появления и развития губной
помады, которой вы пользуетесь...

2
YouTube
Источник видео
На сайт
Вредные привычки: видео для показа в
школах.

Зрение и влияние на него 4
телевизора и компьютера

4
Swich Games
Канал на Яндекс.Эфире
Как монитор и компьютер влияют на
зрение

9

Изготовление листовок
«Береги здоровье
смолоду»

9

Викторина
«Удивительный мир
природы»

5

Итоговое занятие.
Круглый стол
Праздник «Живому –
жить»

4
2
2

2
2

Итого:

162

26

9

1

4

Береги здоровье с молоду
Береги здоровье с молоду.
Одноклассники
03:31 HD
5 июня
ВКонтакте
Источник видео
На сайт
Дистанционная викторина "Удивительный
мир природы"

2
2

136

Одноклассники
Источник видео
На сайт
BBC "Одна жизнь" (Документальный,
природа, животные

Содержание программы
Тема. Введение
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Что такое экология? Простейшая
классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой,
связи внутри живой природы на примере леса (между растениями и животными,
между различными животными); связи между природой и человеком. Значение
экологии на основе анализа примеров.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении
наблюдений в природе, правилами дорожного движения.
Экскурсия в природу.
Тема. Охранять и защищать
Работа с календарем экологических дат. События и знаменательные даты,
связанные с экологическими проблемами страны и мира в целом. Создание
презентации и выступления в начальной школе «Календарь экологических дат».
Профессии, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Значение профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования
природы. Создание тематического альбома на тему: «Профессии, которые стоят
на страже охраны и преобразования природы».
Тема. Природа вокруг нас
Законы и правила единства человека и природы. Многообразие
растительного и животного мира своей местности.
Живая и неживая природа, их взаимосвязь и отличия. Неживые
компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы,
животные, микроорганизмы, человек. Человек – часть природы. Экологические
связи в природе, тесная связь организмов в окружающей среде. Роль хищников,
паразитов, сапрофитов в сообществе. Чтение экологической сказки «Ландыш –
цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю».
Познавательная беседа, обсуждение прочитанного.
Проект на тему: «Почему нужно защищать природу?»
Тема. Экология – наука о нашем доме
История возникновения и развития экологии. Понятие «экосистема»,
общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Жизнь в сообществах.
Приспособленность к совместному обитанию. Цепи питания.
Тема. Человек и природа
Влияние деятельности человека на природу. Использование природных
богатств. Викторина: экологические знаки. Составление и оформление листовок
о вреде сжигания травы в осеннее - весенний период. Разъяснительная работа
среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период.
Тема. Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами

Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твердых отходов.
Современные проблемы утилизации мусора: пищевые отходы, макулатура,
изделия из ткани, деревянные изделия, консервные банки, металлолом, фольга,
банки из-под пива и других напитков, стеклотара, кирпич, упаковки для
пищевых продуктов, батарейки. Оценка загрязненности местности мусором.
Самые грязные города России (захоронение ядерных отходов). Уборка
местности от мусора.
Тема. Экология нашего дома
Зачем убирать пыль? Удобство и вред моющих средств. Почему
пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Спец отходы у
нас дома.
Фильм «Что происходит с пластиком, который вы выбрасываете?».
Способы раздельного сбора и переработки мусора. Проблемно-ценностная
дискуссия. Познавательная беседа.
Изготовление поделок с использованием ненужных предметов
(мусора). Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей».
Тема. Экология человека
Человек - часть природы. В здоровом теле здоровый дух. Режим дня.
Водные процедуры, закаливание водой. Режим дня и его значение.
Поговорим о моде, косметике и гигиене. Ознакомление с историей
возникновения косметики, анатомическим устройством кожи и ее функциями
в организме человека.
Вредные привычки и их влияние на человека. Изучение негативного
воздействия компьютера и телевизора на состояние зрения. Выступление в
начальных классах «Режим дня», «Как правильно питаться». «Правила
здорового образа жизни».
Тема. Заключительные занятия
Круглый стол. Праздник «Живому – жить»
Воспитательная работа:
Успех дополнительной работы по экологическому воспитанию в большой
степени связан с ее содержанием и организацией. Дополнительная работа
должна вызывать у школьников интерес, увлекать их различными видами
деятельности. А это возможно, прежде всего при условии, если ее не будут
превращать в дополнительные занятия для учащихся по изучаемым в школе
предметам, проводить подобно классным урокам. В определенной мере
внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных
занятий.
Можно выделить следующие формы внеклассной работы:
- индивидуальные занятия;
- эпизодические занятия;

- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.
Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе, в которых
участвуют учащиеся класса.
Сентябрь: Участие в осенней ярмарке школьников.
Картины природы на полотнах Шишкина, Репина и т.д. (экологическая беседа)
Октябрь: Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы)
Осенний бал.
Уборка территории участка и прикрепленных цветников.
Посадка кустов и деревьев.
Ноябрь: Генеральная уборка помещения школы.
Утепление окон.
Укрывание многолетних цветов для зимовки.
Декабрь: Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса.
Устный журнал «Зимушка – Зима».
Участие в районной экологической олимпиаде.
Январь: Экология человека: проблемы долгожительства.
Экологические аспекты. Законы об охране природы.
Участие в различных конкурсах и конференциях
Февраль: Проведение экологической конференции.
Сберечь голубое покрывало планеты. (Беседа ко Всемирному Дню воды).
Март: День птиц.
Экологические мероприятия в рамках «Недели детской книги»
Участие в конкурсе «Марш парков».
Апрель: Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрированное
мероприятие к Дню Космонавтики).
Посадка рассады для цветников.
Уборка территории закрепленных участков.
Май: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Генеральная уборка школы.
Ежегодные экологические акции «Мы за чистоту поселка», «Живи, родник».

Список используемой литературы.
1. Плешакова А.А. «Планета загадок», «Экологический букварь»
2. Бродовская З.В. Олимпиады по природоведению и экологии в начальной
школе».
3.Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным?
Журнал «Начальная школа», 2008, №8.
4. А. Юшков Экспериментальное естествознание «Шаг за шагом»
Цифровые образовательные ресурсы
1. http://www.ecosystema.ru – экологическое образование детей и изучение
природы России.
2. www.ecosystema.ru – экологический центр «Экосистема»;
3. www.google.ru – экологические конкурсы;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».