ЭКОЛЯТА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Эколята»
Возраст обучающихся: 8-12
Срок реализации 2 года

Составитель: Круглова Людмила Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г.Правдинск,2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации
от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г.
N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020г Москва Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей
- Устава Дома детского творчества г. Правдинска.
Экологическое образование и воспитание обучающихся — это не дань
моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы
сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,
нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и
в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из
главных
задач,
стоящих
перед
обществом.
Чтобы
избежать
неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических
ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный
человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым
экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания
учащихся во многом определяется состоянием культуры их
взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.
Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в

процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время
специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии,
экологические акции, решение задач с экологическим содержанием,
практические работы, а также при проведении ролевых игр.
1.Новизна программы заключается в том, что:
- содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации во взаимоотношениях с природой, ситуации
оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации
свободного выбора поступка по отношению к природе;
- современный научный исследовательский метод в образовательный
процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного села
для решения проблемных ситуаций экологобиологического плана.
2.Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
формирования у детей экологического сознания – сознательного отношения
к окружающей природной среде с целью охраны и рационального
использования природных ресурсов. Важный аспект решения данных задач акция, где её участники собственным примером привлекают местные власти
и население к проблемам загрязнения окружающей природы родного села
или города .
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании
основ экологической .
3.Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
данная Программа выходит за рамки программы общеобразовательных
учреждений – введение новых методов обучения, типов занятий, в том числе
нестандартного характера, введение регионального компонента. Опыт
кружковой работы показывает: большой интерес у подрастающего
поколения вызывает живой уголок природы, интерес к исследовательской
работе.
Данная программа разработана с учетом инновационных методов, различных
форм организации занятий - экскурсии (краеведческие, природоведческие,
исторические), занятия, путешествия, клуб «Почемучек», занятия-встречи,
этические беседы, экологические сказки, дидактические игры, творческая и
практическая деятельность, дискуссии, работа с природоведческой
литературой и поиск в ней необходимой информации.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную,
эмоционально-поведенческую природу ребенка ,личную активность, где он
выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На
занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера,
организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой
Идея программы: формирование активно-действенного отношения к
природе, личной ответственности за состояние окружающей среды,
вовлечение подростков в разные виды деятельности с целью их
занятости во внеурочное время.
Цель программы:


Формирование ответственного отношения к природе и готовности к
активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и
эволюции органического мира.

Задачи программы:
Образовательные:

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в
соответствии с его возрастом и способностями;

научиться применять на практике полученные знания;

формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге
и верности Отечеству.
Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться
красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки
при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом
его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,
реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к
окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через
приобщение к воинским традициям.

Условия реализации программы:
Количество детей—20 человек.
Срок реализации программы - 2 года
Количество часов- 9 час. в неделю
Данная образовательная программа адресована учащимся 3-8 классов.
Периодичность занятий – понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница . суббота – выездной день.
Основные формы работы

Групповые
Индивидуальные.
 экологические уроки, классные и библиотечные часы;
 исследовательская работа (проектная деятельность) – научные
исследования
обучающихся
под
руководством
преподавателей
экологического центра г. Калининграда
 экологические
праздники
и
мероприятия,
театрализованные
представлеия, экскурсии
 лекторская работа - организация совместно с педагогами просмотр
фильмов, презентаций на экологические темы;
 участие в экологических конкурсах, конференциях, слётах;
 практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники по
благоустройству территорий, экологические акции, экскурсии и т.д.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности
обучающихся
в
местном
сообществе,
ее
ориентация
на
общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и
практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое
место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс
экологического становления обучающихся.
Методы
- наблюдения и практические работы
- дидактические игры
- беседы
- работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод
- экологическое моделирование
- прогнозирование и проектирование
- фиксирование результатов (дневник наблюдения)
Типы занятий
- практические занятия на базе экологического центра, на природе
- КВН, экологические игры, викторины
- встречи и практические занятия со специалистами экологического
центра г. Калининграда
- театрализованные представления «Лесной театр»
- экскурсии, походы, клубы выходного дня
- уроки фантазирования и открытых мыслей

Принципы организации экологического воспитания и образования:

 Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно
только по его желанию).
 Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и
связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых
учебных групп школьников).
 Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и
умений.
 Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть
доступен пониманию ребёнка).
 Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от
занятия).
 Принцип ориентации на успех.
 Принцип взаимоуважения.
 Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
(индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
 Принцип связи обучения с жизнью.
 Принцип связи обучения с жизнью.
 Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности
учащихся.
 Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
 Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
 Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:









Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Обучающиеся должны уметь:








Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под
руководством руководителя кружка.
Оценочный материал:

Отслеживание результативности образовательного процесса
осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге,
через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений,
обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения
реферативных работ, их защита в группе;
 контрольные формы работы: тесты, конфкренции контрольно –
познавательные игры, экологические спектакли;
 стенд достижений;
 открытые занятия в игровой форме;
 участие в массовой внеурочной деятельности;
 разработка памяток экологического содержания
Критерии оценки знаний ,умений, навыков:
1.Любознательность:
-мне интересно учиться;
-я люблю мечтать:
-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
-мне нравится выполнять домашние задания;
-я стремлюсь получить хорошие отметки
2.Трудолюбие:
-я стараюсь в учебе;
-я внимателен;
-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;
-мне нравится дежурство в школе
3.Бережное отношение к природе:
-к земле;
-к растениям;
-к животным;
-к природе.
4.Красивое в моей жизни:
-я аккуратен в делах;
-я опрятен в одежде;
-мне нравится все красивое вокруг меня;
-я вежлив в отношениях с людьми.
5.Как я отношусь к себе:
-я самоуправляю собой;
-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
-у меня нет вредных привычек.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на2022/2023г.г.
№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Эколята»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

01.09. каждого года
72 учебных недель – 8-15 лет (3-9кл.)
6 дней
3 раз в неделю 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. 15-00 – 18-00- Пт.15-00-18-00
Сб. 15-00 – 18-00 (выездной день)
15 минут
31 мая каждого года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май каждого года
С мая по август каждого года
обучения
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Первый год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Эколята»
01.09.2022г.
36 учебных недель – 8-13 лет (3-7кл.)
6 дней
3 раз в неделю по 34 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. 15-00 – 18-00- Пт.15-00-18-00
Сб. 15-00 – 18-00 (выездной день)
15 минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
1 год обучения
№
занят
ия
1

2
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5

2.6

2.7
2.8

2.9

2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.2

3.3

3.4

Тема занятия
Знакомство с детьми. Правила
техники безопасности на
занятиях.
Осень золотая. Мы - юные
друзья ПРИРОДЫ.
Экскурсия в осенний лес
Сбор природного материала.
Изготовление простейших
поделок.
Мы – друзья природы.
Рисунки о природе
Стихи, пословицы, поговорки,
приметы об осени.
Разгадывание загадок.
Операция «Большие дела для
маленьких рук» (сбор корма
для птиц)
Просмотр в/фильмов об осени.
Начало работы над проектом
«Моё дерево»(опыт питание
листа)
Писатели о природе.
Сочинение об осени.
Изготовление букета из
осенних листьев
Вечер экологической сказки.
Акция «Наш зоопарк» (выезд в
г. Калининград)
Проект «Мои домашние
питомцы»
Красавица зима
Экскурсия в зимний лес. Игры
на природе.
Рисунки о зимней красоте
природы «Снежные узоры»
Рисунки о птицах зимующих в
наших краях.
Звери и птицы зимой.
Праздник птиц. Кто как
зимует.
Операция «Синица»
(изготовление и развешивание

Количество занятий
Всего
Теория
Практик
а
2
2

Форма аттестации/
контроля
Беседа

110

14

96

11
15

1
1

10
14

Экскурсия
Практическая работа

2
10
10

2
1
1

9
9

Беседа
Участие в конкурсе
Участие в конкурсе.

15

2

13

Практическая работа

4
15

2

4
13

Просмотр в/фильмов
Практическая работа

4

2

2

Беседа. Написание
сочинений.

4

1

3

15

-

15

Развлекательное
мероприятие
Практическая работа

5

1

4

Практическая работа

92
14

7
-

85
14

Беседа
Экскурсия

10

1

9

Практическая работа

2

-

2

15

2

13

Беседа
Развлекательное
мероприятие
Практическая работа

кормушек, подкормка птиц)
Практикум на базе
экологического центра
Путешествие в царство
комнатных растений
Выставка "Зимний букет".
Конкурсы чтецов, певцов,
музыкантов /по
произведениям о природе/.
Операция «Елочка»
Экологический КВН.

3.5

3.6
3.7

3.8
3.9
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6

4.7
4.8
4.9

4.10
4.11

Весна
Экскурсия в весенний лес
Операция: «Живая клумба»
(посев однолетних цветов)
День птиц. Встреча пернатых
друзей.
Уборка мусора на территории
школы и возле дома.
Встреча пернатых друзей.
(изготовление и развешивание
скворечников)
Устный журнал "В мире
природы". Составление и
отгадывание ребусов о
природе. Игра-путешествие
"По заповедным уголкам
мира".
Стихи и сочинения о природе.
Акция «Первоцветы»
Изготовление
природоохранных знаков «Как
вести себя в лесу»
Как мы помогаем природе!
(фотоотчёт)
Лесной карнавал.
(выспупление перед
воспитанниками
школы-интернат № 6 п.
Севское)
Всего:

10

-

10

Практическая работа

5
10

1
1

4
9

Участие в конкурсе
Участие в конкурсе

20
6

2
-

18
6

120
15
15

17
2
2

103
13
13

Практическая работа
Внеклассное
мероприятие
Беседа
Экскурсия
Практическая работа

5

1

4

12

-

12

Внеклассное
мероприятие
Практическая работа

14

2

12

Практическая работа

4

1

3

Внеклассное
мероприятие

10
15
15

2
2
2

8
13
13

Участие в конкурсе
Практическая работа
Практическая работа

5

1

4

Беседа

10

2

8

Развлекательное
мероприятие

324

40

284

Учебно-тематический план1 года обучения
№

Наименование разделов и тем

1

Знакомство с детьми. Правила техники

Общее
В том числе
количеств теория
практика
о учебных
часов
2
2

Дистанцио
нное
обучение
Азбука

безопасности на занятиях.

2

Осень золотая. Мы - юные друзья
ПРИРОДЫ.

безопасно
сти Пешеходн
ые
правила Сборник
(все
серии) |
Смешарик
и 2D.
Обучающ
ие
мультфил
ьмы
110

14

96

Очаровательная
осенняя
природа в 4K
Ultra HD
Золотые
пейзажи осени

2.1

Экскурсия в осенний лес

11

1

10

Видеопрог
улка по
осеннему
лесу.

2.2

Сбор природного материала.
Изготовление простейших поделок.

15

1

14

2.3

Мы – друзья природы.

2

2

2.4

Рисунки о природе

10

1

9

2.5

Стихи, пословицы, поговорки, приметы
об осени. Разгадывание загадок.

10

1

9

#2
Пословиц
ыи
поговорки
об осени

2.6

Операция «Большие дела для маленьких
рук» (сбор корма для птиц)

15

2

13

2.7

Просмотр мультфильмов об осени.

4

-

4

nsportal.ru
Яндекс.Ви
део
Осенние
Мультики
Сборник

поделки из
природного
материала

mir-olymp.
ru
Яндекс.Ви
део
Как
нарисовать
ОСЕННИЙ
ПЕЙЗАЖ/
Уроки
рисования

Золотая

коллекция
Союзмуль
тфильм
HD
2.8

Начало работы над проектом «Моё
дерево»(опыт питание листа)

15

2

13

Осенний
букет.
Розы из
листьев
своими
руками

2.9

Писатели о природе. Сочинение об
осени.
Изготовление букета из осенних листьев

4

2

2

Осенний
букет.
Розы из
листьев
своими
руками

Вечер экологической сказки.

4

1

3

2.11

Акция «Наш зоопарк» (выезд в г.
Калининград)

15

-

15

2.12

Проект «Мои домашние питомцы»

5

1

4

infourok.ru
Яндекс.Ви
део
Яндекс.Кар
ты
Яндекс.Ви
део
infourok.ru
youtube.co
m

3
3.1

Красавица зима
Экскурсия в зимний лес. Игры на
природе.

92
14

7
-

85
14

3.2

Рисунки о зимней красоте природы
«Снежные узоры» Рисунки о птицах
зимующих в наших краях.

10

1

9

3.3

Звери и птицы зимой. Праздник птиц.
Кто как зимует.

2

-

2

Зимующи
е птицы.
Детям про
птиц
зимой.

3.4

Операция «Синица» (изготовление и
развешивание кормушек, подкормка
птиц)

15

2

13

Как
сделать
кормушку
для птиц
из
бутылки

3.5

Практикум на базе экологического
центра Путешествие в царство
комнатных растений
Выставка "Зимний букет".

10

-

10

5

1

4

infourok.ru
Яндекс.Ви
део
DIY

2.10

3.6

infourok.ru
Яндекс.Ви
део
Зимующи
е птицы.
Детям про
птиц
зимой.

Зимний
букет из
шишек
3.7

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов
/по произведениям о природе/.

10

1

9

3.8

Операция «Елочка»

20

2

18

3.9

Экологический КВН.

6

-

6

4.
4.1

Весна
Экскурсия в весенний лес

120
15

17
2

103
13

Яндекс.Ви
део
infourok.ru
Новогодн
ие
игрушки
для елки
своими
руками
infourok.ru
Яндекс.Ви
део
#Рисуем
весенний
пейзаж!

4.2

Операция: «Живая клумба» (посев
однолетних цветов)

15

2

13

4.3

День птиц. Встреча пернатых друзей.

5

1

4

4.4

Уборка мусора на территории школы и
возле дома.
Встреча пернатых друзей. (изготовление
и развешивание скворечников)

12

-

12

14

2

12

Устный журнал "В мире природы".
Составление и отгадывание ребусов о
природе. Игра-путешествие "По
заповедным уголкам мира".

4

1

3

4.7

Стихи и сочинения о природе.

10

2

8

4.8

Акция «Первоцветы»

15

2

13

4.9

Изготовление природоохранных знаков
«Как вести себя в лесу»

15

2

13

4.5

4.6

ok.ru
Яндекс.Ви
део
awqust.com
Яндекс.Ви
део
Яндекс.Ви
део
vk.com
Яндекс.Ви
део
Что такое
заповедни
к?
Яндекс.Ка
ртинки
Весна.
Апрель.
Первоцвет
ы
Рисование
«Запреща
ющие и
разрешаю
щие
природоох
ранные
знаки»

4.10

Как мы помогаем природе! (фотоотчёт)

5

1

4

4.11

Лесной карнавал. (выспупление перед
воспитанниками школы-интернат № 6 п.
Севское)
Всего:

10

2

8

324

40

284

maam.ru
Яндекс.Кар
тинки
Яндекс.Ви
део

Второй год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

№

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Эколята»
01.09.2023г.
36 учебных недель – 9-14 лет (4-8кл.)
6 дней
3 раз в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. 15-00 – 18-00- Пт.15-00-18-00
Сб. 15-00 – 18-00 (выездной день)
15 минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024г.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
Второй год обучения.
Тема занятия
Количество занятий

Форма

заня
тия

Всего

Теория Практик аттестации/
а
контроля

СЕНТЯБРЬ
1

1.1

2

3
4

Правила техники безопасности на
занятиях
Десять заповедей друзей леса.
Знакомство с детьми.
Учимся наблюдать. Различаем
деревья по кроне.
Экскурсия. Сбор природного
материала
Конкурс поделок из природного
материала.
Всемирный день моря.
Экологические уроки,

36

12

24

4

4

7

2

12

Практическая работа.

10

2

12

8

4

12

Участие в конкурсе,
выставка работ
Беседа,опыты

Беседа

Просмотры презентаций о морях,
водопадах
ОКТЯБРЬ

36

14

22

5

Международные наблюдения птиц

6

4

10

Беседа, наблюдения и
подсчёт птиц

6

Театрализованное представление
«Сказка о рыбаке и рыбке» на
новый лад (1 группа)

12

2

10

Выступление СДК
п.Домново

7

Просмотры презентаций

14

Выступление СДК п.
Зайцево

7

8

9

Театрализованное представление
«Сказка о рыбаке и рыбке» на
новый лад (2 группа)
Лес – кормитель и врачеватель.
Съедобные и ядовитые грибы и
растения

12

6

4

4

Экологические уроки,
презентации, викторины

Акция « Журавли над Родиной»

11

2

2

Беседа. Изготовление
журавликов, митинги у
братских могил

36

2

34

10
2

НОЯБРЬ

10

. Экскурсия в Ботанический сад г.
Калининграда

7

7

Практическая работа

11

Областной конкурс творческих
работ « Осенний вальс»

6

12

Знакомство с Красной книгой.
Изготовление Красной книги
Калининградской области

4

1

3

Беседа, Практическая
работа

Продолжение работы по
оформлению Красной Книги

2

-

2

Беседа
Практическая работа

Учимся пользоваться приборамикомпас
Выставка поделок из природного
материала «Дары природы»

4

1

3

Практическая работа

4

Практическая работа

3

Практическая работа.
Концерт

13

14
15

6

4

Практическая работа

16

17
18
19

20

21

22

23
59

Праздник Королевы Осени

3

ДЕКАБРЬ

36

Подготовка к областному конкурсу
« Новогодняя фантазия»
Акция « Поможем зимующим
птицам».
Работа над новогодними
представлениями
.Инсценирование сказок
Работа над новогодними
представлениями
.Инсценирование сказок
Работа над новогодними
представлениями
.Инсценирование сказок
Работа над новогодними
представлениями
.Инсценирование сказок
Репетиция сказки
Новогоднее представление

5

ЯНВАРЬ

24

Вода в нашей жизни

25

Экскурсия на водоём
Подготовка к областному конкурсу
« Три состояния воды»

6

30
5

Практическая работа
Развлекательное
мероприятие
Беседа

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Работа с текстом и
декорациями

4

1

3

Работа с текстом и
декорациями

4

1

3

Моделирование
костюмов

5
6

1
-

4
6

Практическая работа
Практическая работа

36

6

30

2

2

14

4

беседа
10

Практическая работа

26

Акция «Чистый ручей», «
Чистый родник».

6

6

Экскурсии

26

Изготовление поделок из

14

14

Практическая работа

природного материала.
Областной конкурс «История
принцессы Флора»
ФЕВРАЛЬ
28

29
30
31
32

33
34

Проект «мой цветок» (посадка
и выращивание
цветов)Выгонка луковичных
растений
Царство растений
Областная викторина
«Занимательная ботаника»
Предсказания погоды по
приметам (растения)
Практикум «Хлебные
крошки». Кто улетает, а кто
остается»
Областной конкурс « Золотая
рыбка»
Областной конкурс «
Флорариум» по комнатному
цветоводству

36

6

30

10

1

9

Практическая работа Беседа

4
6

1

3
6

Беседа

4

1

3

Практическая работа

4

1

3

Развлекательное
мероприятие, викторина

4

1

3

Практическая работа

4

1

3

Практическая работа

36

6

30

7
2

1
1

6
1

Практическая работа. Беседа
Беседа

7
7

1
1

6
6

Экскурсия
Беседа, игры.

7
6

1
1

6
6

Практическая работа
Практическая работа

36

4

32

МАРТ
35
36
37
38

39
40

Лекарственные растения
Зависимость человека от
природы
Акция «Первоцветы»
Почему птицы живут на
деревьях, насекомые в цветах,
растения- в полях, лугах,
лесах?
Акция «Время встречать птиц»
Акция «Помоги природе».
Изготовление скворечников
АПРЕЛЬ

41

Конкурс рисунков «Весенние
узоры»

8

1

7

Конкурс рисунков

42

Здоровье и спорт.

8

1

7

43

Участие в охране памятников
природы ( изготовление и
установка плакатов, табличек,
призывов)
Экологические Игры.

8

1

7

Спортивное
мероприятие
Практическая работа

8

1

7

Акция « Марш парков» (2
группы)

4

-

4

36

5

31

44
45

МАЙ

Игровое мероприятие
На свежем воздухе
Экскурсия на Куршскую косу

46
47
48

49

Изготовление презентации
«Водоемы просят о помощи»
Экскурсия в Ботанический сад
г. Калининград (2 дня)
Устный журнал «что ты
можешь сделать для своего
двора?»

14

2

12

Практическая работа

8

-

8

Экскурсия

8

2

10

Беседа. Практическая работа

Вахта « памяти»

6

1

Всего:

324

61

Практическая работа

5
263

Учебно-тематический план 2 года обучения

№
занят
ия

Тема занятия

Количество занятий
Всего

Теория

Дистанционное
обучения

Практи
ка

СЕНТЯБРЬ

1.1

2

3

Десять заповедей друзей леса.
Знакомство с детьми. Правила
техники безопасности на занятиях
Учимся наблюдать. Различаем
деревья по кроне.
Экскурсия. Сбор природного
материала
Конкурс поделок из природного
материала.

36

12

4

4

7

2

24
Правила поведения в лесу

12
Изучаем деревья. Деревья для
детей.

10

2

12
Поделки для детей из
природного материала

Всемирный день моря.
Экологические уроки,

8

Просмотры презентаций о морях,
водопадах
ОКТЯБРЬ

7
36

14

22

5

Международные наблюдения птиц

6

4

10

6

Театрализованное представление «
Сказка о рыбаке и рыбке» на новый
лад (1 группа)

12

2

10

4

7

4

12
Водопады. Как же мало мы о них
знаем.

14

biodat.ru
vk.com

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказки Пушкина

Золотая

коллекция Союзмультфильм

Сказка о рыбаке и рыбке

8

9

Театрализованное представление «
Сказка о рыбаке и рыбке» на новый
лад (2 группа)
Лес – кормитель и врачеватель.
Съедобные и ядовитые грибы и
растения

12

Акция « Журавли над Родиной»
НОЯБРЬ

11

2

2

36

2

34

10

Сказки Пушкина

2
6

4

Золотая

коллекция Союзмультфильм

4

Грибы Съедобные и
несъедобные. Познавательное
видео для детей.

Яндекс.Видео

Яндекс.Видео

10

. Экскурсия в Ботанический сад г.
Калининграда

7

7

kp.ru

11

Областной конкурс творческих работ
« Осенний вальс»

6

6

shag-v-iskusstvo.ru
detsad76klgd.ru
Яндекс.Видео

Знакомство с Красной книгой.
Изготовление Красной книги
Калининградской области

4

Продолжение работы по
оформлению Красной Книги
Учимся пользоваться приборамикомпас

2

-

2

Красная книга

4

1

3

Новые МультФильмы - Фиксики

15

Выставка поделок из природного
материала «Дары природы»

4

16

Праздник Королевы Осени

3

ДЕКАБРЬ

36

Подготовка к областному конкурсу «
Новогодняя фантазия»
Акция « Поможем зимующим
птицам».
Работа над новогодними
представлениями .Инсценирование
сказок
Работа над новогодними
представлениями .Инсценирование
сказок
Работа над новогодними
представлениями .Инсценирование

5

12

13
14

1

3
Лебеди Калининградской
области

- Компас

4

-

17
18
19

20

21

nsportal.ru

3

6

Яндекс.Видео

Яндекс.Видео

30
5

nsportal.ru
Яндекс.Видео

4

1

3

maam.ru
Яндекс.Картинки

4

1

3

Яндекс.Видео
youtube.com

4

1

3

Яндекс.Видео
youtube.com

4

1

3

Яндекс.Видео
youtube.com

23

сказок
Работа над новогодними
представлениями .Инсценирование
сказок
Репетиция сказки

59

Новогоднее представление

22

4

1

3

Яндекс.Видео
youtube.com

5

1

4

Яндекс.Видео

6

-

6

Яндекс.Видео

youtube.com

youtube.com

ЯНВАРЬ

24

36

6

2

2

30
ПОЧЕМУ ВОДА

Вода в нашей жизни

НЕОБХОДИМА ДЛЯ НАШЕЙ
ЖИЗНИ? (ДЛЯ ДЕТЕЙ)

25

Экскурсия на водоём
Подготовка к областному конкурсу «
Три состояния воды»

14

4

10
Три состояния вещества:
жидкое, твердое, газообразное.
Испарение воды

26

Акция «Чистый ручей», « Чистый
родник».

6

6

Яндекс.Видео
Яндекс.Картинки
Яндекс.Видео

26

Изготовление поделок из
природного материала. Областной
конкурс «История принцессы
Флора»

14

ФЕВРАЛЬ

14

36

6

30

28

Проект «мой цветок» (посадка и
выращивание цветов)Выгонка
луковичных растений

10

1

9

29

Царство растений

4

1

3

30

Областная викторина
«Занимательная ботаника»
Предсказания погоды по приметам
(растения)
Практикум «Хлебные крошки». Кто
улетает, а кто остается»
Областной конкурс « Золотая
рыбка»

6

Областной конкурс « Флорариум»
по комнатному цветоводству

31
32
33
34

6

Яндекс.Видео
Яндекс.Картинки

foxford.ru
Яндекс.Видео
О РАСТЕНИЯХ - Сборник
любимых серий
Растения, которые могут
предсказать погоду

4

1

3

4

1

3

Яндекс.Видео

4

1

3

zlt-rybka.ru

4

1

3

Яндекс.Видео
estalsad9.edumsko.ru
Яндекс.Видео

36

6

30

МАРТ

35

Лекарственные растения

7

1

6

36

Зависимость человека от природы

2

1

1

37
38

Акция «Первоцветы»
Почему птицы живут на деревьях,

7
7

1
1

6
6

ru.wikipedia.org
Яндекс.Коллекции
ecology.md
Яндекс.Видео
urok.1sept.ru
mdou171.edu.yar.ru

39
40

насекомые в цветах, растения- в
полях, лугах, лесах?
Акция «Время встречать птиц»
Акция «Помоги природе».
Изготовление скворечников

7

1

6

6

1

6

36

4

32

sov.minsk.gov.by
Яндекс.Видео
Яндекс.Видео

АПРЕЛЬ

41

Конкурс рисунков «Весенние
узоры»

8

1

7

vk.com
Яндекс.Видео

42

Здоровье и спорт.

8

1

7

builderbody.ru
Яндекс.Видео

43

Участие в охране памятников
природы ( изготовление и
установка плакатов, табличек,
призывов)
Экологические Игры.

8

1

7

Яндекс.Директ
Яндекс.Видео

8

1

7

sad-sosenka.ru

Акция « Марш парков» (2 группы)

4

-

4

Парки Калининграда

МАЙ

36

5

31

Изготовление презентации
«Водоемы просят о помощи»
Экскурсия в Ботанический сад г.
Калининград (2 дня)

14

2

12

8

-

8

48

Устный журнал «что ты можешь
сделать для своего двора?»

8

2

10

Яндекс.Видео
school24engels.ucoz.ru

49

Вахта « памяти»

6

1

5

vk.com›tgupobeda

Всего:

324

61

263

44
45

46
47

Яндекс.Видео

Ботанический сад в
Калининграде

Яндекс.Видео

Комплекс организационно-педагогических условий.
2.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий по программе включает в себя:
1. Инструкции по технике безопасности.
2. Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
3. Тетради, ручки, карандаши, линейки, бумага миллиметровая.
4. Компьютер с принтером, сканером и модемом.
5. Определители растений.
6. Определители животных.
7. Наглядно-иллюстративный материал.
8. Методики экологического контроля воздушной среды, воды, почв.
9. Словари-справочники по экологии.
Печатные пособия
16. Таблицы по природоведению 4 комплекта
17. Природоведение (комнатные растения) – 3 комплекта
18. Растения вокруг нас -4 комплекта
19. Карта природных зон- 1шт.
38. Карты по природоведению 4 шт
39. Карта природных зон России – 1шт.
Технические средства обучения
1.Компьютер
1.Интерактивная доска.
3.Телевизор
4.Музыкальный центр
5.Слайд-проектор
2.3. Формы аттестации:
1. Текущий контроль проводится на каждом занятии. Используется: метод
наблюде
ния, оценка достижений, викторины, контроль, творческие задания,
контрольные и проверочные работы.
2. Промежуточный контроль используется в течение всего учебного года
после изучения каждого раздела. Используется: анкетирование,
тестирование, индивидуальные и групповые задания.
3. Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по
выполнению учебной программы. Используется: диагностика, итоговую
аттестацию учащихся, которая проходит путем защиты проектов, творческая
работа.
2.4. Оценочные материалы: наблюдение, практические задания, выставки,
написание и защита проектов, диспуты, участие в экологических
мероприятиях.
2.5. Методические материалы

Методы обучения.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:
- природосообразность - приоритет природных возможностей в сочетании с
приобретенными качествами в его развитии;
- доступность - преподавайте теоретического материала в доступной,
игровой форме;
- наглядность - объяснение материала, сопровождаемое демонстрацией
наглядных пособий(картины, макеты, гербарии, диаграммы, карты, атласы,
ТСО и др.);
- систематичность - проведение занятий в определенной последовательности
и системе;
- гуманизация воспитательного процесса - построение занятий по уровням и
с учетом знаний, умений, навыков детей, их психологических возможностей
и способностей.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии
вовзаимоотношениях с природой, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие
формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически
ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития
творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
исследовательские,
практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с
усвоением готовыхзнаний, которые сообщаются учителем и затем
воспроизводятся учащимися. Им соответствуют
такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация
видеофильмов, презентаций.
Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в
природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у
детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, составление памяток.
В ходе реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
Формы организации учебного занятия.
При реализации программы используются следующие формы проведения

занятий:
-устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную
деятельность обучающихся;
-учебная игра;
-конкурсно – развлекательные программы;
-викторины;
-походы, экскурсии, посещение музея;
-беседы и консультации;
-посещение мероприятий, проводимых педагогом – организатором.

Воспитательная работа.
Цель: Создание условий для совершенствования личности ребенка в пространстве
творчески насыщенной образовательно-воспитательной среды учреждения
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия
«социальной ситуации развития» ребенка;
повышение воспитательного эффекта досуговых программ;
формирование ценностных ориентаций детей и подростков средствами
дополнительного образования;
развитие социальных практик в деятельности творческих объединений.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых проектов в
творческих объединениях, структурных подразделениях, учреждении в целом.
Совершенствование системы активного сотруднического взаимодействия с
родительской общественностью.
Активизация работы по формированию команды педагогов, решающих проектные
задачи, повышение их профессиональной компетентности в данном направлении
работы.

Содержание воспитательной работы

Сроки

Дела, события, мероприятия

Место
проведения

Модуль «Ключевые дела Учреждения»
Традиционные дела учреждения и структурных подразделений
Сентябрь

Праздничные мероприятия,

ДДТ

посвященные Дню знаний
Сентябрь

Танцевально-развлекательные

ДДТ

программы по творческим
объединениям «Праздник
осени»
Октябрь

Мероприятия, посвященные
Дню Учителя

Октябрь

День открытых дверей

Октябрь

Мероприятия, посвященные

ДДТ
Концертные
площадки
района
ДДТ

ДДТ

Декаде пожилых людей «День
Золотого человека»
Экскурсия в музей «Галерея
времени»
Благотворительная акция «За
все мы вас благодарим»
Ноябрь

Дистанционный конкурс

ДДТ

творческих работ «День
Матери»
Декабрь

Новогодние театрализованные
праздники по творческим

Педагоги ТО

объединениям
Январь

Танцевально-развлекательные
программы по творческим

Педагоги ТО

объединениям. «Новогоднее
рандеву»
Январь

Творческие новогодние
Педагоги ТО

мастерские
Февраль

Фестивали творчества:
Педагоги ТО
−

«Звезды нашего дома» -«Удивительный ребенок»

Февраль

Танцевально-развлекательные
Танцевально-развлекательные
программы по творческим

Центр досуга
Педагоги ТО

объединениям.
Февраль

Праздничные мероприятия,

Центр досуга

посвященные Дню Защитника

Педагоги ТО

отечества
Март

Праздничные мероприятия,

Центр досуга

посвященные Международному
Женскому дню
Март

Фольклорный праздник
«Масленица»

Апрель

«Весенняя неделя добра» (по
отдельному плану)
Педагоги ТО

Апрель
Апрель

Участие в акциях регионального
проекта
Праздничные мероприятия,
программы по творческим

май

творческих работ, посвященных

Май
Апрель

Тимошка
Участие в шествии « Бессмертный Полк
Участие в экологических акциях

Педагоги ТО

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она
позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры
обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её
особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно.
Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут
использовать различные информационные ресурсы. В центре дистанционного
обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это
очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он
использует самые разные источники информации, может сам для себя определять
способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная
деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов
ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не
должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным
технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения
общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных
траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно
Концепции развития дополнительного образования. Таким образом, актуальность
дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования
информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации
«Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из
основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения
потенциала человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с применением
электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что
подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней.
Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения
(обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в
современной модели обучения педагог должен выступать в роли
тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между
организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для получения
качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с
использованием современных информационных технологий реализуется
приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной
из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать
онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. В
связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения,
важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд
моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий.
Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в
практику работы дистанционных образовательных технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные
общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления
образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что
особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования
дополнительного образования.

Деятельность Дома детского творчества г. Правдинска в условиях
дистанционного образования
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о переходе
на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием платформы
Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети Интернет, просим
сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с организацией на
портале ПФДО klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во второй
половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий.
- Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети могут
выполнить самостоятельно.
-Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами,
которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного обучения по
вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и
им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность,
повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему восстановить
пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он вынужден общаться с
друзьями только дистанционно – ведь для ребенка, особенно для подростка, общение –
ведущая сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно
останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную
форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и день
пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.

На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если ваш
ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном месте, чтобы
ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это вредит его психике и
здоровью в целом. Показывайте ему правильное поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от ненужной
негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и объяснять ребенку, что
это временные меры, направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы
рядом. Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую
психику.
Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый режим)
Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на связь с ребенком
онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не менее чем за 15 минут),
чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность,
объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность
проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность

Список литературы.
для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.

Арманд – Ткаченко Г.В. Календарь охраны природы. М.: Просвещение, 1978
Гладков Н. Тише, птицы на гнездах. М.: Лесная промышленность, 1983
Иванова И.В. Что растет вокруг тебя? Определитель растений. М.: Учпедгиз, 1969
Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1996
Четыре времени года. /Сост. С.А. Веретенникова и А.А. Клыкова. – М.:
Просвещение, 1971
для педагога:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. М.:
Мозаика-Синтез, 2000
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. –
М.:
Просвещение, 1980
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.:
Просвещение, 1990.
4. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1989.
5. Наблюдение и труд детей в природе. /Сост. А.Ф.Мазурина – М.: Просвещение,
1989
6. Рябинин Н.С. О любви к живому. – М.: Просвещение, 1986
7. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
8. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Интернет – ресурсы:
9. http://crazy-hand.ru/
10. http://www.mastera-rukodeliya.ru/
11. http://nitochka.zx6.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,267/
12. http://samodelki.com.ua/
13. http://by-hand.ru/
14. http://stranamasterov.ru/
15. http://www.livemaster.ru/masterclasses.php
16. http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».