Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический след» Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 3 года Составитель программы: Круглова Людмила Григорьевна, педагог дополнительного образования г. Правдинск 2023год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"; -Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Устава Дома детского творчества г. Правдинска. В настоящее время человечество все больше охватывает череда экологических проблем и кризисов. В связи с чем, происходит экологизация науки в целом и, в частности, географии и биологии. Тема охраны окружающей среды и личного вклада в сохранение природы все чаще выходит на первый план во всех сферах жизнедеятельности человека. В дошкольном, школьном, вузовском образовании все больше уделяется внимания экологической проблематике. Экологическое образование в современных условиях должно формировать экологически ориентированное мировоззрение. Конечно же, чем раньше начать это делать, тем лучше. В связи с чем, целесообразной является реализация данной программы дополнительного экологического образования в начальной школе, включающей в себя формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе, о влиянии человека на окружающую среду, формирование системы умений и навыков экологически дружественного поведения. Новизна программы заключается в том, что: - содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе; - современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного села для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Важный аспект решения данных задач - акция, где её участники собственным примером привлекают местные власти и население к проблемам загрязнения окружающей природы родного села. Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании основ экологической культуры младших школьников. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры. Ребенок учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Направленность программы естественнонаучная Возраст детей, на который нацелена данная программа: 2-4 классы. Преподавание данного курса связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с формированием мировоззренческих, ценностных ориентиров учащихся. Данная программа направлена на формирование творческого подхода к решению проблем охраны окружающей среды. Важным аспектом программы является ориентация на развитие коммуникативных навыков обучающихся и их индивидуальных особенностей. По мере прохождения программы, создания коллективных проектов и проявления индивидуальных интересов обучающихся, предполагается работа с различными видами инструментов и материалов. Например, с различными игровыми материалами, вторичными материалами и т.д. Данная образовательная программа делает упор на развитие доброжелательного и творческого отношения к природе, коммуникативных навыков и навыков работы в разновозрастной группе. Программа имеет практическую значимость, направлена на формирование экологического образа жизни обучающихся, то есть бережного отношения к окружающей среде и друг к другу. Это самостоятельная программа, которая более глубоко знакомит ребят с одной стороны, с наукой экологией и природной средой территории проживания (п.Домново Правдинский городской округи), с другой стороны, с возможностями практического применения экологических знаний в жизни. Данная программа рассчитана на 3 года обучения и фокусируется на формировании основ экологической культуры. Программа является пилотной, в дальнейшем планируется разработка продолжения программы с исследовательским и практическим экологическим уклоном. Логические части программы основаны на сезонных изменениях в природе и наблюдениях за ними, также на поведении и образе жизни людей в различные сезоны года. Принципы программы: - научность; - доступность; - связь теории с практикой; - межпредметность; - аксиологичность; - интерактивность. Результативность усвоения программы может быть различна. Поощряется участие семьи над созданием семейных проектов, может быть работа над индивидуальным проектом, или работа в группе. Требования зависят от интересов ребенка и готовности к различному виду работ. Методы обучения, как и формы, различны, что способствует проявлению творческих способностей учеников, развитию интереса к процессу обучения. Среди методов основными являются: практический, исследовательский, интерактивный, иллюстративный и т.д. Среди форм – беседа, ролевая игра, лекция, дидактическая игра, экскурсия, творческая задача, мастер-класс, праздник, выставка, тренинг, индивидуальные занятия и т.д. Программа основана на опыте в сфере экологии и охраны окружающей среды, в сфере экологического образования школьников, особенно, в процессе работы совместно с Экологическим Центром г. Калининграда. Отличительная особенность программы: формирование экологического образа жизни. В ходе реализации программы планируется взаимодействие с другими педагогами, а также со школами и общественными экологическими организациями в г. Калининграде и г. Правдинске. Цель и задачи программы: Целью данной дополнительной образовательной программы является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием, через наглядное и практическое изучение науки экологии и основ экологичного образа жизни Задачи : o обучающие: получение обучающимися адекватных знаний в сфере экологии; понимание учащимися путей практического применения своих знаний; развитие экологически грамотного поведения; o воспитывающие: формирование экологического мировоззрения; социализация личности; формирование экологической культуры; формирование уважительного и делового взаимоотношения между педагогами и обучающимися ; формирование социально - одобряемых стратегий поведения; o развивающие: развитие социальных, коммуникативных навыков обучающихся ; развитие навыков практической работы; развитие познавательного интереса к окружающей среде и науке экологии. Планируемые результаты: К концу первого года обучения ребенок будет знать: 1) чем занимается наука экология; 2) что такое экологичный образ жизни, как жить экологично; 3) особенности окружающей природы. К концу первого года обучения ребенок будет уметь: 1) на практике применять знания; 2) работать в различных формах групповой деятельности; 3) принимать участие в проектной деятельности. Условия реализации программы: Количество детей—10 человек Срок реализации программы - 3 года Количество часов-2 часа в неделю Данная образовательная программа адресована учащимся 2-4 классов. Формы подведения итогов Для отслеживания результатов обучения педагог пользуется дневником наблюдений, применяет тестирование, организует защиту творческих работ, анализирует участие детей в играх, выставках, конкурсах и т.д Например, общеобразовательный аспект оценивается методами устного контроля, тестированием, самостоятельными практическими работами, творческими работами. Развивающий аспект – оценивается через дневник наблюдений. Воспитательный аспект - через наблюдение педагога, тестирование, практическую деятельность обучающихся. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2020-2023 (216 часов) № п/п Режим деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий 6. 7. 8. 9. 10. 11. Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 12. 13. Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экологический след» 01.09. каждого года 108 учебных недель – 8-11 лет (2-5кл.) 5 дней 1раз в неделю 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Сб. 12-00 – 14-00 15 минут 31 мая каждого года . Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май каждого года. Май –август каждого года В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на2022/2023.г. № п/п Режим деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экологический след» 01.09.2022г. 36 учебных недель – 8-9лет (2-3кл.) 5 дней 1раз в неделю 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 10. 11. Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 12. 13. Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся 6. 7. 8. 9. минут Сб. 12-00 – 14-00 15 минут 31 мая 2023г. Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2023г. 31.05.2022г. – 31.08.2022г. В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения Количество часов № Раздел 1 2 Вводное занятие Наш друг ЛЕС теория 1 5 практика 16 всего 1 21 3 Зимние чудеса 4 16 20 4 Весна идет – весне дорогу 4 12 16 5 Экологические проекты 2 12 14 Итого часов 16 56 72 Форма аттестации/ контроля Игра Беседа.Практи ческая работа Беседа.Практи ческая работа Беседа.Практи ческая работа Практическая работа Учебно-тематический план 1 года обучения № 1 Тема занятий Вводное занятие Знакомство с коллективом Количество часов теория практика всего 1 1 Дистант Азбука безопасности Сборник (все серии) | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы Введение в программу Техника безопасности. 2 Наш друг ЛЕС 5 16 21 2.1 Экология растений. Экология животных 1 4 5 Ярусность леса. 1 2.2 ВКонтакте — источник видео 11 апр 2020 HD Лес, презентация для школьников, окружающий мир. YouTube Экология животные 4 5 YouTube Ярусность леса. Презентация. 2.3 2.4 2.5 «Ядовитые растения», «Лечебные травы» 1 Дары леса. Бумага. Вторая жизнь бумаги – наша помощь лесу. 1 Проблема мусора и свалок в лесу 1 3 4 Яндекс.Эфир самых ядовитых растений 3 4 YouTube Вторая жизнь бумаги 2 3 YouTube Стихийная свалка на погосте. Как бороться с разрастающимся мусором у захоронений? 3 Зимние чудеса 5 16 20 Яндекс.Эфир Как сделать елочное украшение из бумаги. Зимние подел 3.1 Изменения в зимнем лесу. 1 3 4 YouTube Зимний лес 3.2 Откуда берется тепло и зачем его беречь? 1 3 4 YouTube 3.3 Скоро Новый год и Рождество 1 3 4 3.4 Полезные комнатные растения. 1 3 4 Фильм "Берегите с детских лет воду, газ, электросвет!" Мультики про Новый Год в Lego City | Сказка в Рождество Яндекс.Эфир Одноклассники Какие цветы должны быть в доме (Самые полезные комнатные растения) 3.5 Загрязнение почвы. 1 3 4 YouTube Истощение и загрязнение почвы 3.6 Поделки для дома из ненужной домашней утвари. 4 Весна идет – весне дорогу 1 4 12 Яндекс.Эфир Потрясающих Поделок Которые Вы Можете Смастерить Дома 16 YouTube Презентация "Весна идёт, весне дорогу!" 4.1 Весенние изменения в лесу 1 3 4 4.2 Тает снег: талые воды – чистые 1 воды? 3 4 YouTube Волшебница Весна Для детей про весенние изменения в природе КиноПоиск Профессор Почемушкин Сезон 1 - Серия 46 - Почему снег белый? 4.3 Правила поведения в лесу. 1 «Вредные советы». Комиксы. 3 4 YouTube Соблюдайте правила поведения в лесу 4.4 Экология города 3 4 YouTube 1 Экология города 5 5.1 Экологические проекты Разработка проектов экотроп Итого часов 2 2 16 12 12 56 14 14 72 Содержание программы 1 года обучения Вводное занятие. Игра по станциям «Экологический след». Раздел 1 Наш друг ЛЕС Тема 1.1. Наука экология. Природное разнообразие. Кто живет в лесу, в реке, в пустыне, в море. Экология растений. Экология животных. Осень в лесу. Обучающие игры «Зарисуй дерево», «Кто больше запомнит», «Ноев ковчег», «Кто где живет», «Крокодилы и лягущки» и другие. Тема 1.2. Природные сообщества леса. Ярусность леса. Экология растений. Экология животны. Все живое имеет право на жизнь. Обучающие игры «Экологическая сеть», «Экологическая ниша» и другие. Тема 1.3. Дары леса. Положительное и отрицательное влияние человека на лесных обитателей. Красная книга. Заповедники и другие ООПТ. Обучающие игры «Ядовитые растения», «Лечебные травы» и другие. Фильмы про ООПТ России и мира. Поделки из природных материалов: розы из листьев, оформление рамок для фотографий, панно, применение листьев в технике декупаж, рисование штампами из листьев. Макет «Наш заповедник»: из природных материалов мастерятся модели животных и растений. Тема 1.4. Дары леса. Бумага. Вторая жизнь бумаги – наша помощь лесу. Мультфильмы о переработке бумаги. Полезные и развивающие поделки из макулатуры (газеты, журналы, картон): контейнеры и корзины для хранения, ручки из бумаги, применение различных техник плетения. Создание настольных игр из картона из бумаги. Тема 1.5. Проблема мусора и свалок в лесу. Откуда берется мусор? Наши потребности. Как сдать отходы на переработку. Мультфильмы про мусор. Групповые и индивидуальные проекты (рисунки) по уменьшению количества образующихся отходов и раздельному сбору «Наша школа без отходов», «Моя семья бережет природу». Раздел 2 Зимние чудеса Тема 2.1. Изменения в зимнем лесу. Как животные и растения приспосабливаются к зиме. Что хорошего в зиме? Обучающая игра «Собери свой корм» и другие. Тема 2.2. Зима в городе. Хорошо, когда дома тепло. Откуда берется тепло и зачем его беречь? Творческие проекты по сбережению тепла. Тема 2.3. Скоро Новый год и Рождество. Изготовление елки и игрушек из вторичных материалов. Полезные поделки и подарки из вторичных материалов: игрушки, подсвечники, украшения, поделки для дома. Тема 2.4. Пока на улице зима. Значение микроклимата в квартире и в школе. Полезные комнатные растения. Практикум по уходу за комнатными растениями. Тема 2.5. Зима и пища: откуда берется еда зимой? Еда полезная и вредная: как выбрать. Загрязнение почвы. Обучающие игры «Семена», «Вода-почва» и прочие. Практикум «Изучаем состав продуктов питания». Настольная игра «Экослед». Тема 2.6. В преддверии весны: полезные поделки для дома из ненужной домашней утвари. Раздел 3 Весна идет – весне дорогу! Тема 3.1. Природа оживает. Весенние изменения в лесу. Развивающие игры. Готовим креативные кормушки. Тема 3.2. Весна в городе. Тает снег: талые воды – чистые воды? Негативное влияние человека на природу. Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Как сберечь воду в домашних условиях. Мультфильмы про воду. Групповые и индивидуальные проекты. Моделирование макетов местности и процессов загрязнения природных сред из вторичных материалов. Стихи, рассказы «Вредные советы». Обучающая игра «Что дымит?» и другие. Тема 3.2. Скоро лето. Готовимся в поход: что с собой взять, лесные опасности. Правила поведения в лесу. «Вредные советы». Комиксы. Тема 3.4. Кто такие экологи? Чем занимаются экологи? Каждый человек может быть экологом. Экология города. Настольная игра «Зеленый город». Тема 3.5. Как изменился мой «экологический след». Игра и анкетирование. Раздел 4 Экологические проекты Разработка проектов экотроп «Путь до дома» - реальных и фантастических. Разработка групповых и индивидуальных интегрированных экопроектов «Экошкола», «Экодом», «Экологичный образ жизни». Роспись экосумок. Оформление информационного экологического уголка (в течение всего года). Подготовка к концерту. Возможны разнообразные тематики поделок на конкурсы. Второй год обучения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на2023/2024г.г. № п/п Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 11. Комплектование групп Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экологический след» 01.09.2023г. 36 учебных недель – 9-10 лет (3-4кл.) 5дней 1раз в неделю 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Сб. 12-00 – 14-00 15 минут 31 мая 2024г. Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2024г. 31.05.2023г. – 31.08.2023г. Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план второго года обучения (2-4 класс) Наименование раздела, темы Всего часов Теория Практика Формы аттестации/контроля 1.Введение 2 1 1 2.Мир вокруг нас 14 5 9 Поэтический клуб «Слышу голос родной природы» 3.Экология растений 14 7 7 Конкурсная программа «Чудо-дерево» 4.Экология животных 14 7 7 Устный журнал «Удивительные животные» 5.Охрана природы 14 6 8 6.Экология нашего края 14 7 7 Итого: 72 11 61 Решение экологических задач Игра «Экологическое ассорти», Викторина «Знатоки природы» Учебно-тематический план 2 года обучения № 1 Тема занятий Вводное занятие 2 2.1 2.2 2.3 Мир вокруг нас Живая и неживая природа Роль природы в жизни людей Человек – часть природы Количество часов теория теория практи всего ка 1 1 14 5 9 2 1 2 2 1 2 4 1 2 Дистанционное обучение Земли. 2.4 Экологическая игра «Живое неживое» 2 1 2 2.5 Проблема мусора и свалок в лесу Экология растений Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения-хищники. Растения-барометры. Грибы съедобные и ядовитые Игра «Угадайте по описанию». Экскурсии: «Где растут деревья?», «Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Листопад». 2 1 1 14 2 2 2 7 1 1 1 7 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3.6 Конкурс рисунков «Они опасны», оформление альбома «Живые барометры», изготовление поделок из природного материала, раскрашивание трафарета «Грибы». 2 1 1 4. Экология животных 14 7 7 4.1 Какие бывают животные. Вымершие животные. Домашние животные. 2 1 1 4.2 Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Зимующие птицы нашей местности. 2 1 1 4.3 Значение насекомых для природы и человека. 2 1 1 4.4 Экскурсии: «Наблюдение за прилетом и поведением 2 1 1 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 грачей», 4.5 Викторины: «Знаешь ли ты 2 домашних животных?», «Узнай по описанию», «Назови животное 1 1 4.6 4.7 Аукцион знаний «Зоомир». 2 2 1 1 1 1 5. Охрана природы 14 6 8 Природа просит защиты. Охрана природы в мире и в нашей стране. 2 1 1 Заповедники и заказники. Путешествие по заповедным тропам нашей страны. 2 1 1 Растения под нашей защитой. Животные под нашей охраной 2 1 1 Составление заповедей защитников природы 2 1 1 Устный журнал «Удивительные животные». Оформление альбома редких растений Калининградской области, лепка из пластилина фигур редких охраняемых животных,решение экологических задач 2 2 1 Творческая мастерская «Создаем свою Красную книгу». 4 1 2 6. Экология нашего края 14 7 7 6.1 Животный мир Калининградской области 2 1 1 6.2 Жизнь диких животных весной. 2 1 1 6.3 Составление кроссвордов «О чем поют птицы?», 2 1 1 «Изучение животных, сбор раннецветущих растений для изготовления гербария, зарисовка лекарственных растений, запись рецептов блюд из дикорастущих растений 2 1 1 2 1 1 6.6 Определение птиц по голосам 2 1 1 6.7 Игра «Экологическое ассорти» 2 1 1 6.4 6.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения 1.Введение Знакомство с планом работы объединения. Цели и задачи. Правила поведения детей на занятиях в объединении. Практическая работа: Экскурсия: на учебно-опытный участок. 2.Мир вокруг нас Живая и неживая природа. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы Земли. Практическая работа: Экологическая игра «Живое - неживое» Поэтический клуб «Слышу голос родной природы» 3.Экология растений Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Этажи леса. Части растений. Их функции. Азбука цветов. Цветочные часы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни человека. Плоды растений. Овощные культуры, их значение для человека. Путешествие в мир комнатных растений. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения-хищники. Растения-барометры. Грибы съедобные и ядовитые. Практическая работа: Дидактическая игра «Угадайте по описанию». Экскурсии: «Где растут деревья?», «Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Листопад». Практические работы: «Собери растение», «Карнавал осенних листьев», «Дикорастущие и культурные растения», «Распространение плодов и семян», «Найди овощи и фрукты», «Создание плана-схемы озеленения помещений (классных комнат, уголка живой природы, квартиры, офиса и т.п.), конкурс рисунков «Они опасны», оформление альбома «Живые барометры», изготовление поделок из природного материала, раскрашивание трафарета «Грибы». Викторины: «Цветочный этикет», «Зеленая аптека». Устный журнал: «Удивительные растения». Конкурсная программа: «Чудо дерево». 4.Экология животных Какие бывают животные. Вымершие животные. Домашние животные. Сезонные изменения в жизни домашних и диких животных. Обитатели воздушного пространства. Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Зимующие птицы нашей местности. Насекомые. Значение насекомых для природы и человека. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Млекопитающие. Животные защищаются. Живые барометры. Практическая работа: Практические работы: «Что любят есть животные?», конкурс рисунков «Парк юрского периода», конкурс рисунков «Мой любимчик», сценки «На лесной опушке», составление словесного портрета птиц, «Наряди птицу», «Аквариум», изготовление фигурок млекопитающих в технике оригами, оформление альбома «Живые барометры». Викторины: «Знаешь ли ты домашних животных?», «Узнай по описанию», «Назови животное». Игра-тренинг «Правила дружбы». Аукцион знаний «Зоомир». Дидактическая игра «Узнай птицу по портрету», «Эрудит» (насекомые), «Подводный мир» Проект «Покормите птиц зимой!»: столовая для птиц, выпуск листовок. Экскурсии: «Изучение фауны зимующих птиц города». Устный журнал «Удивительные животные». 5.Охрана природы Природа просит защиты. Охрана природы в мире и в нашей стране. Красная книга. Заповедники и заказники. Путешествие по заповедным тропам нашей страны. Растения под нашей защитой. Животные под нашей охраной. Практическая работа: Практические работы: Составление заповедей защитников природы, оформление альбома редких растений Калининградской области, лепка из пластилина фигур редких охраняемых животных,решение экологических задач. Творческая мастерская «Создаем свою Красную книгу». 6.Экология нашего края Животный мир Калининградской области. Жизнь диких животных весной. Перелетные птицы нашей местности. Насекомые нашего края. Раннецветущие растения нашей области. Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные дикорастущие растения. Практическая работа: Практические работы: Составление кроссвордов «О чем поют птицы?», «Изучение животных, сбор раннецветущих растений для изготовления гербария, зарисовка лекарственных растений, запись рецептов блюд из дикорастущих растений, изучение пернатого населения, определение птиц по голосам, наблюдение за поведением насекомых. Экскурсии: «Наблюдение за прилетом и поведением грачей», «Обитатели временных пресных водоемов», по экологической тропе учебно-опытного участка, «По страницам Красной книги». Викторины: «Птичьи секреты», «Знатоки природы». Аукцион знаний «Лекарственные растения». Игра «Экологическое ассорти» Обучающиеся должны знать: -что такое живая и неживая природа, компоненты, составляющие природу; - видовое разнообразие растительного мира, жизненные формы растения; части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; разнообразие растений: дикорастущие и культурные, лекарственные и ядовитые растения, комнатные; некоторые съедобные и несъедобные грибы; сезонные изменения в жизни растений; -видовое разнообразие животных; классы животных: насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие; особенности домашних и диких животных; некоторых зимующих и перелетных птиц; сезонные изменения в жизни животных; способы защиты животных; -что такое Красная книга; примеры редких и исчезающих растений и животных нашей местности; понятия: заповедник, заказник, национальный парк; правила поведения на природе; Обучающие должны уметь: -определять наиболее распространенные в нашей местности растения и животных; -различать деревья, кустарники, травянистые растения; отличать диких животных от домашних; различать группы животных; определять растения и животных по описанию и внешнему виду. -вести простейшие наблюдения за растениями и животными; -изготовлять кормушки и гнездовья для птиц, развешивать их, вести правильную подкормку птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы; -выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость, пропагандировать знания об охране природы; -объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; Третий год обучения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на2024/2025г.г. № п/п Режим деятельности Начало учебного периода Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 11. Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экологический след» 01.09.2024г. 36 учебных недель – 10-11 лет (4-5кл.) 5 дней 1раз в неделю 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Сб. 12-00 – 14-00 15 минут 31 мая 2025г. Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май 2025г. 31.05.2024г. – 31.08.2024г. В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план третьего года обучения №п/п Наименование раздела, темы Всего Теория Практ Формы часов ика аттестации/контр оля 1 Введение 1.1 3 1 1 Вводное занятие. Мир вокруг нас. Введение в программу. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности. 3 - Входящий контроль: устный опрос 1 Практическая работа 1.2 Знакомство детей с целями и задачами занятий. Оформление эмблемы кружка Входящий контроль: устный опрос 2 1 2 4 Экскурсия Практическая работа 4 Беседа Фотовыставка 4 Беседа Экскурсия 2. Путешествие в осень. 6 2 3. Удивительный мир животных. 6 2 4. Наши пернатые друзья 6 2 5. 6. Сад на подоконнике 6 Мир похож на цветной луг. 4 Беседа Практические задания 4 Беседа Конкурс Проект 4 Конкурс рисунков «Природа глазами художников». 4 Беседа Семинар 2 6 2 7. Организм и окружающая среда 6 2 8. Место человека в природе 6 2 9. Здоровье человека и окружающая среда. 6 2 10 Влияние человека на окружающую 6 2 12. Природные катаклизмы 6 2 13 Итоговое занятие 3 Итого 72 4 4 Просмотр фильма Экскурсия 4 Экологическая викторина Защита проекта 3 20 Беседа Мини-сочинение 52 Учебно-тематический план 3 года обучения Количество часов № 1 1.1 Тема занятий Вводное занятие Вводное занятие. Мир вокруг нас. Введение в программу. Правила поведения в кабинете. теория всего 3 1 теория 2 1 практик а 2 - Дистанционное обучение 1.2. 2. Инструктаж по технике безопасности Знакомство детей с целями и 2 задачами занятий. Оформление эмблемы кружка Путешествие в осень. 6 Изучение текстов о природе. Реферат «Лиственные и 3 хвойные растения осенью». - 2 2 1 4 2 3 1 2 Удивительный мир 6 животных. Знакомство с экзотическими 3 животными. Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными. 2 4 1 2 1 2 Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за солнцем и ветром. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям 3. 3.1 3.2 4. Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». 3 Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). "Мой маленький друг" - о животных, содержащихся дома. Наши пернатые друзья 6 2 4 Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые 3 1 2 края. Экскурсия в парк. Наблюдение 3 за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. 1 2 6 2 4 5.1 : Наблюдение за комнатными 3 растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. 1 2 5.2 Составление правил ухода за 3 комнатными растениями. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения. 1 2 6. 6.1 Мир похож на цветной луг. 6 Наблюдение за 3 дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями. 2 1 4 2 6.2 Наблюдение растений 3 клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия. 1 2 5. Сад на подоконнике Организм и окружающая 6 среда Организм и окружающая 3 среда Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой. Составление правил экологически целесообразного поведения личности. 2 4 1 2 7.2 Конкурс рисунков «Природа 3 глазами художников». Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу». 1 2 8. 8.1. Место человека в природе Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Здоровье человека и окружающая среда. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Люди и паразиты. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Проблема мусора. . Тест «Здоровье человека и окружающая среда». Заполнение папки исследователя. 6 3 2 1 4 2 3 1 2 6 2 4 3 1 2 3 1 2 7. 7.1 8.2 9. 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 11. 11.1 11.2 12. 12.1 12.2 13 13.1 Влияние человека на окружающую Просмотр видеофильма «Угроза богатствам живой природы». Наблюдение за влиянием человека на окружающую среду. Что такое экологическая катастрофа. Что такое экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды Нитратные катастрофы Природные катаклизмы Информация о сущности происходящих экологических катаклизмов, о причинах и мерах борьбы с ними. Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. 6 2 4 3 1 2 3 1 2 2 3 6 3 1 2 3 6 3 1 2 1 2 4 2 Экологическая викторина 3 "Предприятия – загрязнители природы Итоговое занятие 3 Защита исследовательских 3 работ и творческих проектов учащихся «По экологической тропе – к экологии души». Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами. 1 2 3 3 Содержание программы 3 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Мир вокруг нас Теория: Введение в программу. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Практика: Оформление эмблемы кружка. Утренник «Мир вокруг нас» Тема 2. Путешествие в осень. Теория: Изучение текстов о природе. Реферат «Лиственные и хвойные растения осенью». Практика: Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за солнцем и ветром. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям Тема 3. Удивительный мир животных Теория: Знакомство с экзотическими животными. Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными. Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке. Практика: Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). "Мой маленький друг" - о животных, содержащихся дома. Тема 4. Наши пернатые друзья Теория: Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. Практика: Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Праздник птиц. Тема 5.Сад на подоконнике Теория: Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. Практика: Составление правил ухода за комнатными растениями. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения. Тема 6.Мир похож на цветной луг. Теория: Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями. Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Практика: Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Тема 7. Организм и окружающая среда Теория: Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой. Составление правил экологически целесообразного поведения личности. Практика: Конкурс рисунков «Природа глазами художников». Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу». Тема 8. Место человека в природе. Теория: Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда. Теория: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Люди и паразиты. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Проблема мусора. Экология у нас дома. Тест «Здоровье человека и окружающая среда». Заполнение папки исследователя. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя» Тема 10 Влияние человека на окружающую среду Практика: Просмотр видеофильма «Угроза богатствам живой природы». Экскурсия. Наблюдение за влиянием человека на окружающую среду. Тема 11. Что такое экологическая катастрофа Теория: Что такое экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. Тема 12. Природные катаклизмы Теория: Информация о сущности происходящих экологических катаклизмов, о причинах и мерах борьбы с ними. Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. Практика: "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями. Экологическая викторина "Предприятия – загрязнители природы Тема13. Итоговое занятие. Теория: Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся «По экологической тропе – к экологии души». Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами. Методическое обеспечение программы № Тема программ ы (раздел) 1 Вводное занятие 2 Наш друг ЛЕС Форм а орган изаци и занят ия Игра, комби ниров анное занят ие. Методы и приемы Словесный (беседа), наглядный (презентация, фото-, видеоматериал), практический (игра-тренинг), частично-поиско вый, групповой и индивидуальный . Дидактическ ий материал и техническое оснащение Яблоки, тарелки, туалетная бумага, атлас, картинки, фотографии, упаковка, анкеты, ручки, компьютерн ые программные средства. Комб Словесный Компьютерн иниро (беседа, устное ые ванны изложение), программные е наглядный средства, занят ( иллюстрации, дидактическ ия, видеоматериалы, ие карточки, практ наблюдение, бумага, ическ работа по картон (в том ие образцу), числе Формы аттестации/ контроля Опрос, обсуждение, сводная таблица. Обсуждение, запись в дневник достижений, презентация творческих работ, выставки, конкурсы, тестирование. 3 Зимние чудеса занят ия, игры (роле вые, обуча ющие ), творч еские масте рские, проек тная деяте льнос ть, иссле дован ие, экску рсии. Комб иниро ванны е занят ия, практ ическ ие занят ия, игры (роле вые, обуча ющие ), творч еские масте рские, проек практический (игры, тренинги, мастерские, лабораторная работа), объяснительно-и ллюстративный, репродуктивный , исследовательск ий, коллективный, индивидуальнофронтальный. макулатура), письменные принадлежно сти, клей ПВА, скотч, линейка, ножницы, плакаты, раздаточный материал, природные материалы, микроскоп. Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (иллюстрации, видеоматериалы, наблюдение, работа по образцу), практический (игры, тренинги, мастерские, лабораторная работа), объяснительно-и ллюстративный, репродуктивный , частично-поиско вый, исследовательск ий, Компьютерн ые программные средства, дидактическ ие карточки, бумага, картон (в том числе макулатура), письменные и рисовальные принадлежно сти, раздаточный материал, вторичные материалы, комнатные растения. Обсуждение, запись в дневник достижений, презентация творческих работ, выставки, тестирование. 4 5 тная деяте льнос ть, иссле дован ие, экску рсии. Весна идет Комб – весне иниро дорогу ванны е занят ия, практ ическ ие занят ия, игры (роле вые, обуча ющие ), творч еские масте рские, иссле дован ие, экску рсии. Экологиче Комб ские иниро проекты ванно е занят ие, защит а проек коллективный, индивидуальнофронтальный. Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (иллюстрации, видеоматериалы, наблюдение, работа по образцу), практический (игры, тренинги, мастерские), объяснительно-и ллюстративный, репродуктивный , исследовательск ий, коллективный, индивидуальнофронтальный. Компьютерн ые программные средства, дидактическ ие карточки, бумага, картон (в том числе макулатура), письменные и рисовальные принадлежно сти, раздаточный материал, вторичные материалы, емкости для воды, микроскоп. Обсуждение, запись в дневник достижений, анкетирование. Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (иллюстрации, видеоматериалы, наблюдение, работа по образцу), Сумки из хлопка, акриловые краски по ткани, рисовальные принадлежно сти, ватманы, журналы для Защита проектов, запись в дневнике достижений, отчетный концерт. тов. практический конце (проекты, рт. репетиция), частично-поиско вый, исследовательск ий, индивидуальный , групповой. вырезок, компьютерн ые программные средства, бумага, картон, письменные принадлежно сти, клей ПВА, линейка, костюмы и декорации из вторичных материалов. Материальное обеспечение реализации образовательной программы Помещение: учебный класс (биологии), оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотоаппарат, компьютерные программные средства, микроскоп, емкости для воды. Принадлежности для творчества: бумага различного формата и цвета, картон (в том числе макулатура), ручки, карандаши, кисти для рисования, краски, стиральные резинки, точилки, линейки, клей ПВА, кисти для клея, ножницы, скотч, вторичная упаковка, природные материалы. Пособия: аудио-, видеоматериалы (мультфильмы тематические), плакаты, карты, атлас, дидактические карточки с изображениями и названиями растений, животных, грибов, природных сообществ, настольные игры. Реквизиты для концерта: ткани и одежда, декорации из вторичных материалов. Воспитательная работа в объединении «Экологический след» на 2023-2024 учебный год № месяц Наименование мероприятия Форма проведения 1. декабрь Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров беседа 2. январь Берегите природу конкурс рисунков 3. февраль Жизнь –это бесценный дар беседа 4. март Дети – герои ВОВ беседа 5. апрель Терроризм – угроза обществу круглый стол 6. май Родительское собрание собрание 7. май Бессмертный полк акция Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные источники информации, может сам для себя определять способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка. Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного образования. Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней. Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения (обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий. К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска в условиях дистанционного образования . 1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о переходе на дистанционное обучение в электронном формате. 2.Дистанционное образование будет организовано с использованием платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн). 3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber. В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам варианты обучения. 4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться: - через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/ - по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru - через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru 5.Педагоги организуют: -Занятия по расписанию, -Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во второй половине дня. - Составляют тематическое планирование дистанционных занятий -Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети могут выполнить самостоятельно - Готовят задания, как минимум, на неделю вперед. - Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами, которые вам доступны. -Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто. - Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время. -Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко. Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей): У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму. Рекомендации: Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время. Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя. Организуйте для ребенка стационарное рабочее место. На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное поведение своим примером. На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены. Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику. Регулируйте время, проведенное за компьютером. Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов. Интересуйтесь успехами своего ребенка. Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность Литература: 1.Баранников А. В. Образование нового поколения. — М.: УЦ «Перспектива», 2013 2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 3.Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011— (Работаем по новым стандартам). 4.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 5.Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда Список литературы для учащихся: 1. Арманд – Ткаченко Г.В. Календарь охраны природы. М.: Просвещение, 1978 2. Гладков Н. Тише, птицы на гнездах. М.: Лесная промышленность, 1983 3. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя? Определитель растений. М.: Учпедгиз, 1969 4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1996 5. Четыре времени года. /Сост. С.А. Веретенникова и А.А. Клыкова. – М.: Просвещение, 1971 Список литературы для педагога: 1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Мозаика-Синтез, 2000 2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980 3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1990. 4. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1989. 5. Наблюдение и труд детей в природе. /Сост. А.Ф.Мазурина – М.: Просвещение, 1989 6. Рябинин Н.С. О любви к живому. – М.: Просвещение, 1986 7. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” 8. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники) Интернет – ресурсы: 9. http://crazy-hand.ru/ 10.http://www.mastera-rukodeliya.ru/ 11.http://nitochka.zx6.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,267/ 12. http://samodelki.com.ua/ 13.http://by-hand.ru/ 14.http://stranamasterov.ru/ 15.http://www.livemaster.ru/masterclasses.php 16.http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie.html