ЭКОЛОГИКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Экологика»
Возраст обучающихся: 8 -12 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель: Круглова Людмила Григорьевна
педагог дополнительного образования

г. Правдинск, 2023год

I.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
-Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27 октября 2020г Москва Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
-Устава Дома детского творчества г. Правдинска.

При всем многообразии разработанных программ (стратегий)
экологического образования, сторонники различных точек зрения
едины в понимании необходимости формирования и развития
экологической культуры детей. То есть учить ребенка не только
замечать, распознавать красоту Природы, но и стремиться к
постижению, изучению и сбережению еѐ.
А такое, на наш взгляд, возможно только благодаря введению в
воспитательно-образовательный процесс практики непрерывного
экологического образования.
Особенностью данного образования детей является его внедрение

на самых ранних стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной
школе. Именно эти ступени оказываются решающими для
формирования экологической культуры будущего человека.
В
раннем, «чувствительном» периоде организм запечатлевает
важные знания, образы, усваивает образцы поведения, которыми он
руководствуется затем на протяжении жизни. Пропустив такой
период, не получив в это время нужной информации, человек теряет
возможность вовремя приобрести ее. И даже получив ее, став
взрослым, человек будет лишь помнить эту информацию, но не
следовать ей.
Поэтому для нас так важно не упустить это поистине драгоценное
время, когда ребенок готов познавать мир, постигать справедливые
законы матушки – природы. Именно поэтому данная программа
носит ярко выраженную естественнонаучную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей
программы заключается
в
том, что в современном обществе проблема повышения уровня
экологической культуры подрастающего поколения является
приоритетной. Пришла пора воспитывать детей не в вековой
потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном
сосуществовании с природой, в психологической готовности
сберегать природные ценности всегда и везде. Программа
«Экологика» отвечает этой потребности общества поскольку:
- комплексный характер программы, наличие психологической и
эстетической составляющих активизируют процессы самопознания и
самовыражения, дают возможность в рамках одной программы
попробовать себя в различных видах деятельности: от простого
созерцания (I год обучения) к азам исследовательской деятельности
(IIгод обучения);
- в результате взаимодействия разных методов и форм проведения
занятий, формируется своеобразная образовательная среда, в
которой происходит самообучение и самовыражение личности
обучающегося; - программа отвечает запросам непрерывного
экологического образования детей и
способна именно сейчас, в настоящее время, воспитывать, развивать
и вести к будущей жизни всесторонне развитую и гуманную
личность.
Модифицированная (дополненная) образовательная программа
«Экологика» сущность экологического воспитания видит в
формировании экологического сознания и определении культуры
экологического поведения.
Новизна:
Исключительной особенностью (новизной) программы можно

считать то, что она является одной из неотъемлемых частей в
формировании непрерывного экологического образования, наряду со
следующими структурами:
- образовательными (школы, детские сады, учреждения
дополнительного образования); - просветительскими (библиотеки,
краеведческий музей); - природоохранными (отдел
Реализация программы невозможна также и без совместной работы с
родителями обучающихся в объединении детей.
Цель программы – реализация идеи непрерывного
экологического образования и формирование у обучающихся
осознанного интереса к изучению окружающей среды.
Данная цель достигается по мере решения в единстве следующих
задач:
обучающие:
учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природой,
анализировать, делать выводы;
расширить представление учащихся об окружающем мире;
углубить знания детей о природе
развивающие:
способствовать развитию основных образовательных компетенций:
развивать память, логическое мышление, внимание, ловкость
посредством экологических, дидактических и подвижных игр,
экскурсий, опытов;
развивать навык работать с географической и другими видами карт,
глобусом, компасом.
воспитывающие:
способствовать развитию общекультурных компетенций:
воспитывать чувство любви к своей Родине, своей семье, умение
замечать и ценить красоту родной природы;
развивать у детей чувство коллективизма, желание работать в
одной команде;
активизировать участие детей в деле защиты окружающей среды.
Цель и задачи программы разработаны и реализуются на практике с
учетом требований, предъявляемых федеральным образовательным
стандартом (ФГОС).
Данная программа является результатом многолетней работы с
детьми
разного возраста (8-12 лет) в системе непрерывного
экологического образования, реализуемого на базе Дома детского
творчества
объединениях I-II -года обучения составляет 3 раза по 3 часа в
неделю (324 часа в год).

Обучение по программе непрерывное, реализуется в течение трех
лет. Это оправданный и закономерный шаг, поскольку данная
программа включает обширный тематический материал (от
элементарных объектов окружающей среды до основных понятий и
терминов экологии) и рассчитана на детей различных возрастных
групп.
I год обучения – первоначальное знакомство с особенностями сезонных
изменений в природе, правилами поведения в лесу, знакомство с историей
родного края, наблюдение и анализ простых опытов, работой в уголке
живой природы. Эта часть программы рассчитана на детей 8 лет, обучения
носит модульный (законченный) характер);
II год обучения – развитие умения наблюдать за живой и неживой
природой, анализировать, делать выводы, знакомство с правилами
здорового образа жизни, применять на практике знания, полученные
после завершения первого года обучения. Эта часть программы
предполагает увеличение числа экскурсий, самостоятельной работы
с природным материалом, включение сведений по краеведению и
рассчитана на учащихся 9-10 лет. Занятия проводятся дважды в
неделю, продолжительностью в 45 мин.;
Количество занятий в неделю и их продолжительность
соответствуют требованиям СанПиНа.
Основными принципами формирования программы на
различных этапах обучения являются:
учет основных образовательных
компетенций и
требований,
предъявляемых
федеральным государственным образовательным стандартом
(ФГОС);
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и
общего развития
личности ребенка;
высокий уровень квалификации и педагогического мастерства
педагога;
доброжелательный психологический климат на занятиях,
целенаправленность
деятельности педагога и учащегося;
 непрерывность обучения
постепенное углубление знаний при переходе от одного года
обучения к следующему;
доступность подобранного учебного материала соответствующей
возрастной группе детей;
реализация принципа наглядности во время занятий посредством
обширного использования демонстративного и раздаточного

материалов;
подкрепление теоретических знаний практическими навыками.
Основными формами занятий с учащимися являются:
- проведение бесед с включением тематических дидактических игр;
изготовление поделок из природного материала, бросового
материала, бумаги, пластилина;
- проведение опытов;
- проведение экскурсий;
- организация работы кукольного экологического театра;
- участие в различных природоохранных акциях и мероприятиях.
Для выяснения степени успеваемости учащихся и
результативности процесса обучения используются различные
виды контроля. Данная программа предусматривает следующие
виды контроля: входной, тематический и итоговый.
Задачей входного контроля является оценка первичных
естественнонаучных знаний и интересов детей. По усмотрению педагога
он может проходить в виде беседы или тестирования.
Тематический контроль призван отслеживать динамику
усвоения материала по отдельным темам и (или) разделам
посредством выполнения практических заданий, тестов и др.
Идея непрерывного экологического образования детей
предполагает параллельное взаимовыгодное развитие школьного
образовательного процесса и дополнительного экологического
образования.
Именно с целью успешной реализации данной программы, а также
повышения качества знаний учащихся начальных классов
(естественнонаучной направленности) в последние годы
применяется внедрение в школьный образовательный процесс
экологических модулей.
В данном случае, модуль – это занятие или цикл занятий,
который имеет четкую цель, определѐнную структуру и форму
проведения (интегрированные занятия, тематические беседы,
экскурсии, походы, занятия вместе с родителями) и объединены
общей темой. Экологические модули предполагают усиление
акцента естественнонаучной направленности содержания учебного
процесса. Включение экологических модулей в школьный учебный
процесс в рамках данной программы осуществляется за счет часов
резервного учебного времени.
Именно посредством данных экологических модулей реализуется
на практике система метапредметных связей. Разработанные нами
экологические модули уже нашли своё применение на уроках

литературы, окружающего мира, математики и русского языка (МБО
«Правдинская школа»). Разработан также ряд интегрированных
занятий. Так,
например, во время урока по теме: «Времена года. Весна»
интегрируются следующие предметы: окружающий мир, литература,
музыка, изобразительное искусство
Компетенции естественнонаучной направленности, полученные
детьми на уроках в школе и занятиях в объединениях Станции юных
натуралистов по программе «Экологика» разнообразны.
Возможность их реализации на практике осуществляется
посредством участия детей в экологической смене летнего
пришкольного лагеря с дневным пребыванием. В работе лагеря
предусмотрен ряд развлекательно-познавательных мероприятий,
направленных на закрепление приобретённых ранее знаний
и навыков у детей, а также экскурсии и практические занятия на
природе
Таким образом, прослеживается четкая неразрывная цепь в деле
реализации непрерывного экологического образования детей: семья
– детский сад – начальная школа
– среднее школьное звено.
Программа носит сквозной характер, поскольку предполагает
возрастание учебной нагрузки от года к году.
Программа «Экологика», отвечая запросам непрерывного
экологического образования, носит комплексный характер и
предусматривает своѐ становление уже с младшего возрасте,
дальнейшее развитие – в начальной школе, закрепление и
завершение в среднем школьном звене.
Дополнительному упрочению образовательных компетенций
обучающихся способствуют и школьные экологические модули, и
работа в летнем пришкольном лагере. В этом и заключается
характерное отличие данной программы от уже существующих.
Формированию и развитию общекультурных компетенций
способствует и то, что программа «Экологика» изобилует
разнообразным литературным материалом и элементами устного
народного творчества: русские народные сказки, приметы, стихи и
рассказы о каждом времени года классиков русской литературы.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2025 год (648часа)

№
п/п

Режим деятельности

1.

Начало учебного периода

2.

Продолжительность учебного
периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных
занятий
Время проведения учебных занятий

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.1
1
.
13.

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние,
зимние, весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

Комплектование групп
Дополнительный прием
обучающихся

Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа «Экологика»
1 сентября каждого учебного
года
72 учебных недель 648 часа)–
8-12 лет (2-6кл.)
6 дней
3 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного
часа – 45 минут
Пн. 14-30 – 17-30
Пт. 14-30 – 17-30
Сб.14-30 – 17-30
15 минут
31 мая каждого учебного года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце
каждой четверти
Итоговая – май каждого
учебного года
31мая – 31августа
В течении учебного года
согласно заявлениям (при
наличие свободных мест)

1 год обучения
Учебный план
дополнительной образовательной программы «Экологика»
( 324 часа)
№
п/п

Количество
учебных
часов
Наименование
тем
Вводное
занятие

1.

2.

3.
4.

5.

Теори
я
1

Форма
аттестации/кон
троля

Практика

Всего

1

2

Сказка –
окошко в мир

Правила дорожного
движения (ПДД) для
детей: безопасность
на дороге
Беседа.
Экскурсия

Это рыжая
страница

4

32

36

Это белая
страница
Мы и
здоровый
образ жизни
(ЗОЖ)

8

64

72

6

30

36

Край родной

6

30

36

Дистанционное
обучение

Беседа.
Экскурсия.И
гра.Виктори
на.

НАСЕКОМЫЕ для
ДЕТЕЙ
Развивающие
ВИДЕО про
насекомых для детей
в HD качестве
Великие сказочники
мира
Кто как зимует.
Детям про животных
и птиц.

Беседа.
Экскурстия
.Игра.Викторин Как НЕ ПРОСТЫТЬ и
а.
беречь ЗДОРОВЬЕ!
Мультфильм про
ГИГИЕНУ и
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ для ДЕТЕЙ.
ЗОЖ.
Беседа.
Экскурстия

Благоустройство
городского парка г
Правдинск
Калининградской
области

.Игра.Викторин
а.
Достопримечательно
сти Калининграда.
Правдинск. Кирха
Friedland.

6.

Весенний
перезвон

4

16

20

Беседа.
Экскурстия.Игр Что делают животные
а.Викторина.
весной.
Презентация-мультф
ильм для самых
маленьких

7.

Весенние
заботы

4

16

32

ПрезентацияЭк
скурстия.Игра.
Викторина.

8.

Итоговое
занятие

4

16

20

викторина от
Эколошки

9.

Скоро лето

2

6

8

Игра.Викторин
а.

10.

Итоговое
занятие

2

2

викторина от
Эколошки
викторина от
Эколошки

277

324

Итого

47

Сказка ПРО
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
РАСТЕНИЯ
БОЖЬИ КОРОВКИ //
ОБЪЕМНАЯ
АППЛИКАЦИЯ
своими руками //
ПОДЕЛКИ с
ДЕТЬМИ // DIY

2 год обучения
Учебный план
дополнительной образовательной программы «Экологика»
(324 часа)
№
п/п

Наименование
тем
теория

Вводное
занятие

1.

По страницам
осени

Количество учебных часов
практика всего

Форма
Дистанционное
аттестации/ко обучение
нтроля
Правила
дорожного
движения (ПДД)
для детей:
безопасность на
дороге

1

4

1

32

36

1
3Беседа.Экскур Мир растений и
6стия
его секреты
Часть 1
Движения
растений
Работа над
постановкой

2.

Театр юного
зрителя

3.

Зоопутешествие
по
10

4.

материкам
Здорово быть
здоровым

4

30

34

5.

Зимние забавы 8

40

48

2

26

20

26

36

2
0

3Беседа.
Для
6Экскурстия.Иг детей|животные
ра.Викторина. разных
континентов.
Развивающее
видео
Игра.Виктори
на.
Быть здоровым
— здорово! Игра.Виктори Азбука здоровья |
на.
Зимние забавы
Работа над
постановкой

6.

Театр юного
зрителя

4

24

28

DIY Кукольный
театр своими
руками из
картонной
коробки. Куклы
для кукольного
театра для детей.

DIY Кукольный
театр своими
руками из
картонной

коробки. Куклы
для кукольного
театра для детей.

7.

Весенняя
капель

Беседа.
Экскурстия.Иг Весенняя капель
ра.Викторина. Л Козловой на
основе фильма
Весенние
мелодии Автор
Щедрова Елена
2

24

28
Экскурстия.Иг
ра.Викторина. Путешествие по
Калининградско
й Области в

8.

Мой Правдинск 4

24

28
Беседа.
Викторина.

9.

Неизвестное об
известном
8

20

28

10.

Дела весенние 4

28

32

11.

Итоговое
занятие

4

4

273

324

Итого

51

7 ЧУДЕС
СВЕТА.
Удивительные
сооружения

Беседа.
.Игра.Виктори Сказка ПРО
на
ЛЕКАРСТВЕНН
ЫЕ РАСТЕНИЯ
викторина от
Эколошки

III. Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие (Повторение основных понятий, планирование
работы на год. Инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения во время занятий в объединении)
Тема 1. Это рыжая страница
Экскурсия «В багрец и золото одетые леса» (Красота осенних
листьев. Значение листопада для леса)

«Осенины» (Стихи, рассказы, пословицы об осени)
«Во саду ли, в огороде…» (Дары Осени. Домашнее задание –
выполнить художественную работу на тему: «Мои любимые овощи
(фрукты)»)
Что такое дневник наблюдения за природой? (Условные
обозначения, правила заполнения)
Экскурсия « Где будут зимовать насекомые?» (Занятие в осеннем
дворе: заполнение таблицы «Насекомые осенью» в дневнике
наблюдений).
«Осенняя карусель» (Подвижные экологические игры на свежем
воздухе: «Сова и мыши», «Крот в огороде»
Беседа: «Жизнь животных и растений осенью» (Дидактическая игра
«Времена года»).
« Мастерская Природ Природыча» (Поделки из осенних листьев).
Чтение рассказа А.Клыкова «В воде осенью» ( Беседа о
прочитанном).
Беседа « Птицы перелетные и зимующие. Как им помочь?»
(Дидактическая игра «Ожившая картина леса»)
Чтение рассказа В. Бианки «Готовятся к зиме» ( Беседа о
прочитанном).
«Осенние деньки» (Обобщающее занятие: викторина от Природ
Природыча, выставка рисунков «Мои любимые овощи (фрукты)»,
дидактическая игра «Вода, земля, воздух»).
Тема 2. Сказка – окошко в мир
Беседа « Кто придумал сказки? Великие сказочники мира»
Сказки о цветах: «Анютины глазки», «Голубая роза» (Домашнее
задание – выполнить
художественную работу на тему: «Чудо-цветок»).
Сказки о животных: «Лиса и тетерев», «Три медведя» (Домашнее
задание – выполнить
художественную работу на тему: «Моѐ любимое животное»).
«Сказка о гордом шиповнике» (экологическая сказка для детей)
Беседа «Что такое семейные реликвии?» (чтение рассказа
Н.Павлова «Бабушкины сказки», беседа о прочитанном).
«Путешествие по сказам П.Бажова» (Географическое положение,
полезные ископаемые Урала) (2ч.)
«Сказка – окошко в мир » (Обобщающее занятие: викторина
«Животные – герои русских народных сказок»)
Тема 3. Это белая страница
Экскурсия «Приметы зимы. Что такое иней, снег?» (Наблюдение за
толщиной снежного покрова, почками деревьев, внесение
соответствующих данных в дневник наблюдений)

« У кого домик лучше?» (Разнообразие видов жилья у животных.
Дидактическая игра
«Кто как зимует?»).
Беседа «Если мы простудились» (Рецепты из «Зеленой аптеки»).
«Что такое закаливание организма» (Виды и особенности
закаливания детей).
Беседа: «Какие опасности таят в себе сосульки на крышах и лед на
водоемах»
(Инструктаж по технике безопасности (ТБ) и правилам поведения на
водоѐмах в зимний период; возможность получения серьѐзных травм
от сосулек во время капели).
Беседа « Что за дерево – Ёлка?» (Виды хвойных пород деревьев.
Когда появился обычай украшать новогоднюю ѐлку? Почему нужно
отдавать предпочтение искусственной ѐлочке?) «Мастерская
дедушки Мороза» (Игрушки на новогоднюю красавицу).(1ч.)
Экологическая игротека: дидактическая игра «Время года»,
подвижная игра «Волк и зайцы», игра на внимание «Ящик
ощущений».
Чтение рассказа В.Бианки «Январь» (Беседа о прочитанном).
Практическая часть: «Уход за комнатными растениями зимой:
полив, освещенность, температура »
(Дидактическая игра «Узнай и назови»)
«Поѐт зима, аукает…» (Великие русские поэты о зиме.)
«Здравствуй, зимушка, зима!» (Обобщающее занятие: викторина от
Снегурочки, подвижная игра «Метелица»).
Итоговое занятие за полугодие: викторина от Эколошки,
дидактическая игра «Кто как зимует», проверка дневников
наблюдения за природой.
Тема 4. Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)
«Что

же такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?» - просмотр
видеослайдов о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма
человека.
«Вкусная отрава» - беседа о вреде употребления чипсов, газировки,
жевательной резинки
«Движение - жизнь» - беседа о вреде малоподвижного образа жизни.
Игры, эстафеты на свежем воздухе.
«Опасности в розетке» - инструктаж по технике безопасности при
обращении с электроприборами.
«Как не стать бездушным роботом» - беседа об опасности
компьютерной игромании.

«Мойдодыр и Я» - беседа о правилах личной гигиены.
«Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)» - обобщающее занятие. Эко
КВН «В здоровом теле
– здоровый дух».
Тема 5. Край родной
Территория нашей области, района (Дидактическая игра «Кто наши
соседи?») Заповедники нашей области (Домашнее задание –
выполнить художественную работу на тему: «Красота родной
земли»)
«
Самые удивительные животные и растения нашей области»
(Подвижная игра
«Ожившая картина леса»)
Поэты и писатели земли Калининградской. (Чтение некоторых
произведений)
Дидактические экологические игры «Детки на ветке», «Вода, земля,
воздух».
Подарок для папы своими руками. (Поделки к празднику Защитников
Отечества) «Край родной» (Обобщающее занятие: викторина «Юные
знатоки родного края», выставка рисунков на тему: «Красота родной
земли»)
Тема 6. Весенний перезвон
Экскурсия «Весна красна». (Занятие в весеннем дворе: наблюдение
за снегом, почками деревьев, первыми проталинами, внесение
данных в дневник наблюдений)
Беседа « Лѐд на водоѐмах. Падение сосулек с крыш зданий во время
капели» ( Инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения на водоѐмах в весенний период; возможность получения
серьѐзных травм от сосулек во время капели) (1ч.) «Подарок маме
своими руками» (Поделки к празднику 8 марта
Подвижные экологические игры на свежем воздухе: «Солнечные
зайчики», эстафета с флажками. (Домашнее задание – выполнить
художественную работу на тему: «Весеннее солнышко»)
«Капитошка и его друзья» (Занятие, посвященное Дню воды)
Практическое занятие «Посадка семян гороха во влажную и сухую
почву» (Дидактическая игра «Времена года»)
Что такое микроскоп? ( Устройство микроскопа. Практическая
часть – листья комнатных растений под микроскопом.)
Занятие в уголке живой природы Станции юннатов. Наблюдение за
морскими свинками, хомячками. Инструктаж по ТБ.

Чтение рассказа В.Бианки «Апрель» (Беседа о прочитанном)
«Скворцы прилетели» (Занятие, посвященное Дню птиц)
«Весенний переполох в лесу» (Жизнь животных и растений весной.)
Практическое занятие «Учимся ухаживать за комнатными
растениями весной»
(Дидактическая игра: «Узнай и назови растение»)
Практическое занятие «Наблюдение за изменениями семян гороха»
(Запись полученных сведений в дневник наблюдений)
«Весенний перезвон» (Обобщающее занятие: викторина от Веснянки,
выставка детских рисунков и поделок).
Тема 7. Весенние заботы
Экскурсия «Весенние лекарственные растения»: правила сбора и
хранения, зарисовки растений в дневнике наблюдений.
Беседа «Значение первоцветов для насекомых» (Дидактическая игра:
«Пчелка на лугу»).
Беседа «Букет первоцветов – красота или ущерб для природы»
(Домашнее задание – выполнить художественную работу на тему:
«Первоцветы в лесу и на лугу») Мастерская Природ Природыча»
(Поделки из семян, злаков, бобов)
Беседа «Чем мы можем помочь взрослым в весенней уборке дома, во
дворе?» (Игра на внимание «Ящик ощущений»)
Беседа «Домашние опасности» (Инструктаж по технике
безопасности и правилам обращения с электроприборами, газовым
оборудованием, столовыми и швейными приборами.)
«Весенние заботы» (Обобщающее занятие: выставка рисунков,
ЭкоКВН
«Тайны леса», инструктаж по технике безопасности на природе, на
улице и дома во время летних каникул.)
Итоговое занятие: ЭкоКВН «Знатоки родного края», проверка
дневников наблюдения за природой, подготовка к участию в
экологической смене летнего пришкольного лагеря с дневным
пребыванием.

Планируемые результаты после завершения первого года обучения
обучающийся должен знать:
изменения, происходящие в жизни растений и животных наших
лесов с приходом очередного времени года;
- разнообразие видов жилья у животных;
- основные виды закаливания и их особенности;
- что означает понятие «здоровый образ жизни» и правила ЗОЖ;
- популярные лекарственные растения;
краеведческую информацию (расположение города (района) на
карте области, заповедникии Калининградской области);
- правила работы с комнатными растениями;
- устройство и работу микроскопа;
- правила ведения дневника наблюдения за природой.
Обучающийся должен уметь:
- различать силуэты некоторых деревьев, животных;
- определять возраст дерева по годичным кольцам;
- собирать и хранить гербарии листьев деревьев и трав;
проводить опыты с пророщенным зерном, отростками
комнатных растений, водой, глиной, песком;
- делать кормушки для птиц;
- четко и осмысленно отвечать на заданные педагогом вопросы;
- правильно и своевременно заполнять дневник наблюдения за
природой.
Второй год обучения
Вводное занятие (Повторение основных понятий первого года
обучения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике
безопасности и правилам поведения во время занятий в объединении.
Проверка наличия дневников наблюдения за природой (ДН))
Тема 1. По страницам осени
Экскурсия «В гости к осени» (осенние изменения в неживой и живой
природе; наблюдение за растениями и насекомыми; сбор природного
материала; запись нужной информации в ДН)
Беседа «Что такое погода? От чего она зависит»: работа с
дневником наблюдения
Беседа «Семена у разных видов растений». (Опыт «Летающие
семена»)
Беседа «Дары осени. Грибное царство». (Инструкция по технике
безопасности при контакте с грибами. Домашнее задание – рисунок на
тему «Гриб на опушке») «Мастерская Природ Природыча». (Работа с
природным материалом.)
Беседа «Растения и животные леса. Как им живется вместе?»
(Домашнее задание – прочитать на выбор 1 рассказ или повесть М. М.

Пришвина.)
Путешествие по городскому парку. (Особенности развития
растительного и животного миров в данном сообществе. Запись
собранного материала в ДН.)
Экскурсия «Наш дом – фруктовый сад» . (Растения и животные
наших садов. Занятие проводится в школьном саду.)
Самостоятельная работа обучающихся (сочинение) на тему: «Жизнь
растений и животных в условиях города»
Практическое занятие «Осенние листья под микроскопом»
(Сравнение пожелтевших и еще зеленых листьев под микроскопом.)
Обсуждение прочитанного рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»
Практическое занятие: работа над экоплакатами на тему: «Судьба
Земли в руках человека», «Живой исток реки»»
Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями осенью:
освещенность, развитие отростков»
Экологическая игротека: подвижные экологические игры на свежем
воздухе «Ветер», «Пантомима»
«По страницам осени». (Обобщающее занятие: игры, викторина по
рассказам М. Пришвина, выставка рисунков на тему «Гриб на
опушке»)
Тема 2. Театр юного зрителя
Что такое сцена, сценарий, декорации в театре кукол. (Чтение
сценария «Пожар в лесу», распределение ролей.)
Работа над постановкой «Пожар в лесу» (первая репетиция: работа
над интонацией при чтении)
Подготовка кукол (персонажей) к спектаклю «Пожар в лесу»
Работа над декорациями к спектаклю «Пожар в лесу»
Показ постановки «Пожар в лесу»
Тема 3. Зоопутешествие по материкам
Беседа «Что такое глобус» (Дидактическая игра «Ночь и день»)
Что такое материки и острова. (Дидактическая игра «А если
вдруг…»)
Евразия. Особенности животного мира самого большого материка.
Кроссворд «Эти забавные животные»
Северная Америка. Сходство и различия с материком Евразия. (Игра
на внимание «Ящик ощущений»)
Разнообразие животного мира Африки. Викторина «Кто живѐт в
саванне?»
Южная Америка. Дождевые леса Амазонии. Игра «Третий лишний».
(На доску выставляются карточки с животными. Нужно выбрать и
назвать одно животное, которое по каким – либо признакам
отличается от двух других.
Австралия – материк сумчатых животных. Викторина от Коалы.

(Домашнее задание
– выполнить художественную работу для выставки «Зоопутешествие
по материкам»)
Антарктида – жизнь вопреки всему. (Вклад русских
путешественников в открытии ледяного материка)
Экологическая игротека: дидактические игры «Пингвины на льдине»,
«Саванна».
Особенности животного мира островов. (Загадки от Робинзона, игра
«Третий лишний»)
Экологическая акция «Синичкина столовая». (Беседа «Покормите
птиц зимой». Выполнение эскизов кормушек)
Чтение рассказа Р. Киплинга «Откуда взялись броненосцы».(Беседа о
прочитанном «Зоопутешествие по материкам». (Обобщающее
занятие. ЭкоКВН «Живая планета»,
выставка художественных работ)
Тема 4. Здорово быть здоровым
«Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)» - повторение и обобщение
понятия здоровый образ жизни, полученного во II г. о. (просмотр
видеослайдов).
Беседа «Среда обитания человека – важнейший фактор его
здоровья». Дидактическая игра «А если вдруг…».
Беседа: «Что такое шумовое загрязнение окружающей среды?».
Дидактическая ролевая игра «Совы, жаворонки, голуби» о значении
биоритмов человека.
Беседа: «Что означает понятие «стресс»?» (стресс-факторы и
стресс-реакция). «Как преодолеть информационную перегрузку» памятка для лучшего усвоения учебного материала.
Инструктаж: «Первая медицинская помощь при ушибах и ссадинах,
солнечном тепловом ударах, обморожении. Правила наложения
повязки и жгута». Дидактическая игра: «Если мы заблудились» правила ориентирования на местности, умение работать с компасом и
читать план местности.
«Здорово быть здоровым» - обобщающее занятие. Конкурс «Все на
старт».
Тема 5. Зимние забавы
Экскурсия «В гости к зиме». (Инструкции по технике безопасности и
правилам поведения во время экскурсии на природе. Наблюдение за
живой и неживой природой зимой. Заполнение дневника
наблюдения.).)
Практическое занятие: «Талая вода и вода из аквариума под
микроскопом»
«Мастерская Деда Мороза». (Изготовление игрушек на новогоднюю
елку.)
«День Варенья» (Ароматное варенье, душистые отвары из разных

лекарственных трав,
как профилактика простудных заболеваний.)
Экологическая акция «Синичкина столовая»- изготовление и
развешивание кормушек для птиц.
Беседа «Город под снегом». (Рассказ о том, как проходит жизнь
растений, мелких грызунов и птиц под снегом.)
Беседа «Жизнь растений под снегом» (дидактическая игра «Силуэты
деревьев») Практическое занятие: «Жизнь растений под снегом».
(наблюдение за состоянием растений, находящихся под снежным
покровом разной высоты, запись в дневник наблюдений.)
Экологическая игротека. (Подвижные игры на свежем воздухе: «Чей
запас лучше», «Что рисует Мороз» (Домашнее задание – выполнить
художественные работы на тему «Зимняя акварель»)
Беседа «Что такое здоровый образ жизни?» (Занятие на
спортплощадке: подвижные игры на свежем воздухе «Стрижи»,
«Белка в дупле»)
Беседа «Режим дня школьника». (Значение утренней гимнастики,
разучивание основного комплекса упражнений)
Практическое занятие: «Знакомство с растениями Станции юных
натуралистов». Общее количество, группы, виды.
Работа над проектом «Растения с высокой фитонцидной
активностью.
Практическое занятие: анализ материала по
учебно-исследовательской работе «Растения с высокой фитонцидной
активностью.
Беседа: «Какие опасности таят в себе сосульки на крышах и лед на
водоемах»
(Инструктаж по технике безопасности (ТБ) и правилам поведения на
водоѐмах в зимний
период; возможность получения серьѐзных травм от сосулек во время
капели.
«Чудеса из мусорной корзины». Коллективная творческая работа из
вторсырья «Город
будущего»
Экскурсия: «Почерк у животных (Как «читать» следы животных,
зарисовка замеченных следов в ДН.)
Занятие в уголке живой природы. Ведение дневника наблюдений.
«Зимние забавы». (Обобщающее занятие: выставка детских поделок и
рисунков, викторина по рассказам В. Бианки)
Тема 6.Театр юного зрителя
Выбор сценария будущей постановки, распределение ролей
Работа над постановкой «Зеленая аптека» (первая репетиция: работа
над интонацией и громкостью голоса)
Подготовка кукол (персонажей) к спектаклю «Зеленая аптека»
Работа над декорациями к спектаклю «Зеленая аптека»

Показ постановки «Зеленая аптека»
Тема 7. Весенняя капель
Экскурсия «В гости к весне» (Наблюдение за снегом, почками
деревьев, погодой, заполнение дневника наблюдений.)
Беседа «Лед на водоемах. Опасность падения сосулек с крыш зданий».
(Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на
водоѐмах в зимний период; возможность получения серьѐзных травм
от сосулек во время капели)
Практическое занятие - посадка семян фасоли во влажную и сухую
почву. Подготовка к реферативной работе «Значение воды для жизни»
«От капельки до океана» (Занятие, посвященное Дню воды) (1ч.)
Практическое занятие «Огород круглый год» (Наблюдение за
изменением роста и развития семян фасоли во влажной и сухой
почве.)
Занятие в уголке живой природы.
Практическое занятие: закладка опыта «Развитие плесени на хлебе
под влиянием соков растений»
«Птица-огонѐк» (Птица горихвостка. Как выглядит, чем питается, где
живет). (Домашнее задание – выполнить художественную работу на
тему: «Птичка-огонѐк»)
Беседа «Что такое весенний авитаминоз» (как пополнить запас
витаминов в организме весной)
Беседа « «Марш Парков» - международная природоохранная акция»
«Весенняя капель» (Обобщающее занятие: викторина от Веснянки,
проверка ДН.
Тема 8. Отечество мое
«Они весну на крыльях нам несут…» (Занятие, посвященное Дню
птиц)
«Моя малая родина». Экскурсия в краеведческий музей. (Домашнее
задание – выбрать и выучить наизусть одно стихотворение поэтов,
вошедшее в сборник «Что мне пророчит новая строка»)
Заповедники России: (редкие растения и животные заповедника,
конкурс кроссвордов). Видеопрезентация.
Конкурс кроссвордов «Растения и животные Калининградской
области, занесённые в Красную книгу» Беседа на тему: «Ровесник
мамонта» (удивительное животное – русская выхухоль)
«Реки и озера калининградской области» (исток реки, притоки,
протяженность, источники загрязнения воды)
Экскурсия к водоему. (Домашнее задание – выполнить
художественную работу на тему «Половодье весной») (2ч.)
Обобщающее занятие: ЭкоКВН «Знатоки родного края», конкурс
чтецов)

Тема 9. Неизвестное об известном
«Путешествие Белки и Стрелки». (Занятие, посвященное Дню
космонавтики)
«Семь чудес Света»: египетские пирамиды, китайская стена и др.
(Домашнее задание –
выполнить художественную работу на тему: «Семь чудес Света»)
Что такое оригами? (выполнение фигурок «Журавлик», «Лилия»)
Дымковская игрушка (выполнение фигурок из соленого теста)
«Расписные чудеса» (Роспись фигурок из соленого теста в традициях
дымковской игрушки
Что означают аббревиатуры ООПТ, СОПР, ЮНЕСКО?
«Кто такие волонтеры?» (организация «зеленого патруля»)
«Черная книга» (вымершие или истребленные виды животных)
Беседа «Заповедные уголки России» (обозначение заповедников
России на картах РФ)
Экологическая тропа «Деревья школьного двора»
«Чудеса из мусорной корзины» (поделки из вторсырья)
«Неизвестное об известном» (Обобщающее занятие: выставка
художественных работ на тему: «Семь чудес света», поделок из
соленого теста)
Тема 10. Дела весенние
«Сами с усами» (Конкурс детских стихов, сказок, рассказов о
природе.)
«Поля и рощи, и леса – свидетели живые» (Занятие, посвященное Дню
Победы.) Беседа «Букет первоцветов – утрата природы». (Домашнее
задание – написать самостоятельную работу на тему: «Значение
первоцветов для насекомых») Экскурсия «Весенние заботы
насекомых»: наблюдение за муравейником весной, запись
полученных данных в ДН.
Практическое занятие: «Луковая плѐночка под микроскопом»
(зарисовать увиденное. Домашнее задание – прочитать рассказ М.
Пришвина «Золотой луг»)
Экскурсия «Растения и животные луга» (Наблюдение за природным
сообществом луга, сбор материала для гербария травянистых
растений луга, заполнение дневника наблюдений.)
«Вторая жизнь пластиковой бутылки» (Поделки из вторсырья)
«Реки и озера калининградской области» (исток реки, притоки,
протяженность, источники загрязнения воды)
Экскурсия к водоему. (Домашнее задание – выполнить
художественную работу на тему «Половодье весной») (2ч.)
Обобщающее занятие: ЭкоКВН «Знатоки родного края», конкурс
чтецов)

Планируемые результаты после завершения второго года обучения
Обучающийся должен знать:
- ярусность леса, значение леса для человека;
- устройство микроскопа;
- правила оформления учебно-исследовательской работы;
особенности основных природных сообществ (лес, луг, река,
городской парк, фруктовый сад, аквариум);
- материки Земли, их отличительные особенности от островов;
- что такое экологический театр кукол;
- что входит в понятие «первая медицинская помощь»;
- основные экологические даты и памятные дни.
Обучающийся должен уметь:
- отличать различные виды деревьев и кустарников;
- работать с различными видами карт, глобусом, лупой;
- работать с микроскопом;
- ориентироваться на местности: работать с компасом, читать план
местности;
- характеризовать погоду;
распознавать и передавать характер персонажа во время работы
над экологическими постановками кукольного театра;
самостоятельно обрабатывать данные, полученные в ходе
экскурсий в природу, наблюдений за животными;
- оформлять с помощью педагога свои учебно-исследовательские
работы;
- осмысленно и связно передавать (излагать) свою мысль;
- оформлять свои творческие работы для выставки.
IV.

Методическое обеспечение программы «Экологика»

Методические рекомендации по реализации данной
общеобразовательной программы, разработки конспектов занятий и
многое другое.
Материальное обеспечение программы «Экологика»
Осуществление учебного процесса, реализация всех
запланированных разделов программы требует наличия
определенного оборудования, технических средств обучения и
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Оборудование, необходимое для проведения занятий, различных
опытов, экскурсий, следует различать на общее (предоставляемое
учебным заведением) и частное (индивидуальное у каждого
учащегося).
Формы проведения занятий - занятия состоят из теоретической
части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части.
беседа

экскурсия
практическая работа
рассказ
викторины
праздники
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
фронтальная – при беседе, показе, объяснении;
коллективная – при организации проблемно-поискового или
творческого взаимодействия между детьми;
групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении
лабораторных опытов, исследовательских работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов:
грамоты;
дипломы;
отзывы детей и родителей;
журнал посещаемости;
материалы тестирования.
Материально-техническое обеспечение: для занятий требуется
просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом
воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним
освещением.
Оборудование:
шкафы для пособий со стеклом - 1 шт.;
стол для педагога - 1шт.;
стулья ученические - 14 шт.;
столы - 7 шт.
Технические средства:
компьютер-1шт;
проектор-1шт.;
экран -1 шт.;
принтер лазерный -1шт.
Дидактический материал:
Гербарий
Иллюстративный материал
Микроскопы
Карточки
Настольные игры
Видеокассеты, диски,
Презентации
Оценочный материал:

Отслеживание результативности образовательного процесса
осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении,
мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:








самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений,
обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения
реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, конфкренции контрольно –
познавательные игры, экологические спектакли;
стенд достижений;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой внеурочной деятельности;
разработка памяток экологического содержания
Критерии оценки знаний ,умений, навыков:
1.Любознательность:
-мне интересно учиться;
-я люблю мечтать:
-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
-мне нравится выполнять домашние задания;
-я стремлюсь получить хорошие отметки
2.Трудолюбие:
-я стараюсь в учебе;
-я внимателен;
-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;
-мне нравится дежурство в школе
3.Бережное отношение к природе:
-к земле;
-к растениям;
-к животным;
-к природе.
4.Красивое в моей жизни:
-я аккуратен в делах;
-я опрятен в одежде;
-мне нравится все красивое вокруг меня;
-я вежлив в отношениях с людьми.
5.Как я отношусь к себе:
-я самоуправляю собой;
-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
-у меня нет вредных привычек.

Воспитательная работа
Цель и задачи воспитания:
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого
воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в образовательной
организации – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике
(то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
Задачи воспитания:
1.Реализовывать
воспитательные
возможности
ключевых
дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в детском объединении.
2.Инициировать и поддерживать самоуправление учащихся на уровне
детского объединения.
3.Организовывать для учащихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал.
4.Организовывать профориентационную работу с учащимися.
5.Организовать работу медиа детского объединения, реализовывать их
воспитательный потенциал.
6.Развивать предметно-эстетическую среду детского объединения и
реализовывать ее воспитательные возможности.
Виды, формы и содержание деятельности
Виды
деятельности: познавательная,
досугово-развлекательная
деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Формы деятельности: организация общественно-полезных дел, досуговые
мероприятия.
Содержание деятельности: содержание и построение рабочей программы
воспитания обеспечивает преимущественное внимание к всестороннему
развитию личности.
Календарный план воспитательной работы

№
п\п

Направления воспитательной
работы

Форма и
название
мероприятия,
события
День открытых
дверей (на
уровне
объединения)
Беседа
«Безопасный
маршрут в
учреждение
Участие в
творческих
конкурсах
различного
уровня
Организация и
проведение на
уровне
объединения
мероприятий к
международному
дню птиц

1.

Формирование коммуникативной
культуры

2.

Культурно-творческое и
эстетическое воспитание

3.

Развитие социальных институтов
воспитания.

4.

Гражданское воспитание

Акция
«Спасем ёлки в
новый год»

5.

Приобщение детей к культурному
наследию

1.

Развитие самоуправления

1.

Профориентационная деятельность

Экскурсия по
родному городу,
поселку
Выбор старосты
группы,
дежурных и
помощников (На
уровне
объединения)
Участие в
профильных
мастер –классах,
конкурсах,
профильных
сменах.

1.

Культурно-творческое и
эстетическое воспитание.
Формирование коммуникативной

Интернет-группа
в ВК

Цель и краткое
содержание

Сроки
проведения

Познакомить с
работой детского
объединения.
Повысить интерес
у учащихся к
занятиям.

Сентябрь

Развитие
творческих
способностей

В течение года

Воспитание
уважительного
отношения к
родителям.
Выбор и
изготовление
кормушек для
птиц.
Формирование
патриотических
чувств у детей,
любви к своей
Родине
Развитие интереса
детей к истории
родного края
Формирование
ответственности и
самостоятельности.

Март-апрель

Март-апрель

Ноябрь
Сентябрь

Формирование
В течение года
психологической
готовности к
совершению
осознанного
профессионального
выбора,
соответствующего
индивидуальным
особенностям
каждой личности
Развитие медиа
В течение года
компетенций у
учащихся;

культуры

Культурно-творческое и
эстетическое воспитание

Событийное
дизайн
–оформление
кабинета для
конкретных
событий.

повышение медиа
грамотности и
культуры
поведения в
Интернете.
Формирование
доброжелательных
отношений в
коллективе детей;
формирование
положительной
самооценки
каждого ребенка;
воспитание
культуры и чувства
прекрасного.

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей

Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии.
Технология дистанционного обучения одна из перспективных в
системе образования. Она позволяет решать задачи формирования
информационно-коммуникационной культуры обучающихся,
развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её
особенность в том, что у детей есть возможность получать знания
самостоятельно. Благодаря современным информационным
технологиям, обучающиеся могут использовать различные
информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда
находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка.
Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно
приобретает знания, он использует самые разные источники
информации, может сам для себя определять способы познавательной
деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная
деятельность носит активный характер, способствует раскрытию
внутренних резервов ребёнка.
Деятельность Дома детского творчества г. Правдинска условиях
дистанционного образования
.
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных
представителей) о переходе на дистанционное обучение в
электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим
вам варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества
https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru
;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют :
-занятия по расписанию,
-онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет
организовано во второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий.
Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания
дети могут выполнить самостоятельно. Готовят задания, как

минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми
средствами, которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации
дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем,
надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже
приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то
же время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их
успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных
представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь
ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации,
когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь
для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая сфера
деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно
останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на
дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для
него время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется
вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо
вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих
факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен
находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за
столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом.
Показывайте ему правильное поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть
выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит
от ненужной негативной информации. Вы сами должны быть
спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры,
направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом.
Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не
окрепшую психику.

Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в
новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если
педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте
ему о назначенном уроке (не менее, чем за 15 минут), чтобы он был
психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на
самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для
саморазвития, а также возможность проявить так желанную для
каждого ребенка самостоятельности
VI.Список литературы, рекомендуемой для педагогов
1.
Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки.
Домашние животные. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль,. 1993. –
462(2) с.: ил.
2.
Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и
пресмыкающиеся. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль,. 1998. – 462(1)
с.: ил.
3.
Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т1
(Деревья и кустарники). Изд. 2-е, исправл. Энциклопедия природы
России. – М.: АБФ/ABF. 2000.-560 с., 48 цв.ил.
4.
Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т 2
(Травянистые растения). Изд. 2-е, исправл. Энциклопедия природы
России. – М.: АБФ/ABF. 2000.-608с., 48 цв.ил.
5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль:
«Академия развития»,
1998.
6.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
7.
Васильев В.В., Вовняков П.П., Козырева С.А., Рябченко Т.Н.
Это родина моя. Метод. рекомендации по краеведению
Новохопѐрского района. – Воронеж: Воронежская областная
типография. 2000.
8.
Гайсина Р.С. Моделируя – познаем окружающий мир /
Учебно-методический журнал «Начальная школа». – М.: ОАО
«Молодая гвардия», 2006, №6, с. 67.
9.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и еѐ охрана:
Кн. Для учителя. М.:Просвещение, 1985. – 191 с., ил.
10. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие
игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,
2002. – 288 с.

11. Двинина Г.Г. Уроки в «зелѐном классе» /Учебно-методический
журнал «Начальная школа». – М.: ОАО «Молодая гвардия», 2005, №
8, с. 53.
12. Дополнительная образовательная программа «Экопатруль»:
программно-методическое издание / сост.: Е.Г.Дунаева, С.А.Ныркова,
М.Г.Сивкова; ГОУ ДОД «Коми республиканский
эколого-биологический центр».- Сыктывкар, 2013.- 36с.
13. Ердаков Л.Н. Особенности непрерывного экологического
образования / Учебно-методический журнал «Начальная школа». –
М.: ОАО «Молодая гвардия», 2006, №6, с.
14. Животный мир островов / Пер. с англ. Г.Бажановой. – М.:
ТЕРРА, 1997. – 136 с.: ил. 15.Зверев А.Т. Экологические игры. – М.:
Дом педагогики, 1998.
16.Иванов А.А., Хахин Г.В. Выхухоль. – М.: Агропромиздат, 1990. – 191
с.:(8) л. ил.
17.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы
обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во
«Флинта», 1998. – 192 с.: ил.
VII. Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние
животные. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: Мысль,. 1993. – 462(2) с.: ил.
2. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и
пресмыкающиеся. – 4-е
изд., испр. и доп. – М.: Мысль,. 1998. – 462(1) с.: ил.
3. Бианки В.В. Собрание сочинений в 4-х томах. – Л.: Дет. лит., 1972.
4. Михайлов С. Волнистые попугайчики. – М.: ООО «Аквариум Принт»,
2005. – 64 с.: ил.
5. Моя первая энциклопедия: Дикие животные. – Смоленск: Русич, 1997.
ил.
6. Мышковская М. Азбука животного мира. – М.: изд-во АСТ, 1996. –
104 с.: ил.
7. Остроум Н., Киселева А. Твои домашние питомцы. – М.: Эгмонт
Россия ЛТД., 2000. –
156 с.; ил.
8. Пришвин М.М. Кладовая солнца. Рассказы и повести. – Казань:
Татарское книжное издво, 1987.
9. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Дет. лит.,
1975.-303 с.: ил.
10.Рахманов А.И. Хомяки и морские свинки. – М.: Аквариум, К.:
ФГУИППВ, 2003. – 160
с.: ил.

11.Русские народные сказки / Составитель Т.А. Ведихина. – Воронеж:
Инфа, 1992. – 432
с.: ил.
12.Семаго Л.Л. Сто свиданий с природой. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1995. –
264 с.: ил.
13.Скребицкий Г.А. Веселые ручьи. Рассказы и сказки. Рис. Г.
Никольского. – М.: Дет.
лит., 1973
14.Соколов- Микитов И. От весны до весны. Избранное. – Л.: Дет. лит.,
1971.
15.Соколов- Микитов И. Русский лес. – М.: Дет. лит., 1984. – 40 с.: ил.
16. Хилл Р.Моя первая книга о природе: мои любимцы / Пер. с англ.
С. Ильина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. ил.
17. Хилл Р.Моя первая книга о природе: птицы / Пер.с англ. С.
Ильина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. ил.
18.Эйнар Г. Мир леса / Пер. с франц. канд. биол. наук А. Васильева. – М.:
Махаон, 2006. –
130 с.: ил.
19.Я познаю мир: Детская энциклопедия: животные в доме. – М.: Олимп,
2001.ил.
20.Я познаю мир: Детская энциклопедия: растения / Сост. Л.А. Багрова;
под ред. О.Г.Хинн.
– М.: ТКО «АСТ», 1995. ил.
Интернет – ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

http://crazy-hand.ru/
http://www.mastera-rukodeliya.ru/
http://nitochka.zx6.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,267/
http://samodelki.com.ua/
http://by-hand.ru/
http://stranamasterov.ru/
http://www.livemaster.ru/masterclasses.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».