ШАХМАТЫ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивно-интеллектуальные игры (шахматы, шашки)»

Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Кацер Василий Михайлович,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023 год

1.Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
- Устава Дома детского творчества г. Правдинска.

Новизна:
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у
детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитикосинтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит
ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: “Уже в дошкольном возрасте
среди детей выделяются теоретики, мечтатели”. Шахматы необходимы и
теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический
аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в
школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс

обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и
слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому
начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно,
на уровне, доступном для ребенка.

Актуальность программы.
Шахматы – одна из популярнейших игр в мире. Они будят, развивают, а
главное – тренируют мысль. Нет ни одной игры, в которой логика и метод
умозаключений в такой степени приближались бы к формам математического
мышления, как шахматы, что позволяет в полной мере развивать способы
умственных
действий
и
самоуправляющие
механизмы
личности
воспитанников. Шахматы – это одновременно спорт и борьба, требующая
чрезвычайного напряжения воли. Бесконечное количество комбинаций,
которые развертываются в процессе шахматной партии, развивает в играющем
ориентировочные способности, находчивость и крайнюю точность расчета, а
также дает эстетическое наслаждение красотой и глубиной внезапно
обнаруживающихся замыслов.
Педагогическая целесообразность.
Современные родители, рассматривая сферу интересов и деятельности
своих детей, весьма прагматично: в первую очередь выбирают в качестве
дополнительного образования занятия иностранными языками, компьютером,
музыкой, каким-либо видом спорта (для общего физического развития), а также
занятия по более глубокому изучению некоторых школьных предметов. Это, по
их мнению, пригодится детям в дальнейшей жизни. Никто не отрицает всех
достоинств шахматной игры, но, ввиду её сложности и время ёмкости, в
«основной» список дополнительных занятий она не входит.
Тем не менее, в масштабах города всегда набирается несколько групп
детей, которым шахматы интересны. Поэтому главной задачей педагога,
особенно на первом году обучения, является поддержка и развитие этого
интереса.
Новый материал должен занимать небольшую часть урока (большие
темы делятся на несколько занятий), оставляя возможность учащимся в
удовольствие поиграть тренировочные партии.
Иллюстрации для новой темы готовятся с избытком и различной
степени сложности, чтобы по ходу занятия можно было варьировать подачу
материала с целью сохранения интереса и внимания воспитанников.
Излагать новый материал предпочтительно (по возможности) в форме
диалога с группой в виде вопросов-ответов, предложений, предположений.
Этим вызывается творческая активность учащихся.
Закреплять изученную тему можно либо давая для решения учебные
примеры, либо предлагая практическую работу: каждый ученик должен
сыграть по очереди за сильную и слабую сторону.
Контрольные занятия дают лишь приблизительную оценку освоения
материала, так как при занятиях шахматами на первый план выходит не знание
отдельных правил, понятий и приёмов, а умение применить их в комплексе в
разнообразнейших ситуациях на шахматной доске. Поэтому, важную роль

играют тематические, тренировочные и итоговые соревнования, где каждый
учащийся показывает свои успехи достигнутым в турнире результатом.
Ситуация, когда пятнадцать участников соревнования показывают одинаковый
результат, практически нереальна, а вот в общеобразовательной школе эти же
пятнадцать человек по итогам года вполне могут получить одинаковую оценку.
Домашние задания имеют значение только для учащихся, у которых
сформировался стойкий интерес к игре. Остальным дополнительная нагрузка
дома часто бывает в тягость, воспитанники, чаще всего, рассматривают занятия
как приятное времяпровождение и не ставят перед собой высоких целей. Тем
не менее, самостоятельная работа, в том числе и с другими шахматными
источниками, приветствуется, так как принцип «Тот, кто работает не только на
занятиях, но и дома – тот быстрее и лучше научится играть» справедлив всегда.
Отличительная особенность.
С помощью шахмат при небольшой доле фантазии можно изобразить
многие ситуации из реальной жизни, поэтому обычно учащиеся хорошо
воспринимают тематические новогодние, первоапрельские, космические и тому
подобные занятия с весёлыми шахматными историями и задачами-шутками.
Поддержка и усиление интереса к шахматным занятиям на протяжении
всего курса обучения приводит к положительным результатам в освоении
шахматной игры.
Кроме чисто шахматной составляющей, занятия включают в себя
воспитание у детей духа коллективизма и взаимопомощи, упорства в
достижении цели, творческой фантазии, умения стойко переносить неудачи и
решают многие другие вопросы современной педагогики в системе
дополнительного образования.
Программа рассчитана на занятия со школьниками любого возраста и
уровня знакомства с шахматами, благодаря возможности подбора
иллюстративного материала различной сложности к одним и тем же темам, а
также дифференцированного подхода к отдельным учащимся.
Учебно-тематический план отражает основные темы занятий, и
примерное количество времени, отведенное на прохождение этого материала.
Однако различный уровень уже имеющихся знаний и способность к
восприятию нового материала у конкретных учащихся подразумевает
возможную коррекцию плана. При этом основное содержание темы должно
стать понятным всем воспитанникам. При знакомстве с историей
возникновения шахматной игры подчеркивается, что шахматы не есть
изобретение одного автора, они являются коллективным творчеством многих
народов в течение продолжительного времени распространения игры по всему
миру. Менялись форма доски, фигуры, правила – лишь последние 400 лет они
существуют в современном виде. Важное значение имеют понятия «шах» и
«мат», без использования которых можно играть только в «поддавки» и
«объедаловку» – незатейливые игры шахматными фигурами. Изобретение
шахматной «азбуки» позволяет сохранять и использовать накопленные
исследования шахматной игры неограниченное количество времени любому
шахматисту. Владение нотацией и терминологией делает доступной работу с
шахматной литературой при самостоятельных занятиях.

Чемпионы мира по шахматам – личности, творившие историю. В
течение обучения воспитанники знакомятся с системой розыгрыша первенства
мира, с выдающимися шахматистами — это часть шахматной культуры.
Отдельное место в программе обучения занимает ортодоксальная
шахматная композиция. Задачи и этюды даются в качестве домашних заданий,
а также служат яркой иллюстрацией к различным темам. Отсутствие лишних,
не нужных для выражения идеи, фигур, способствует лучшему усвоению
материала. Кроме того, композиция имеет и самостоятельное значение. Она
развивает аналитическое мышление и вносит в процесс игры элемент эстетики,
художественности.
Все начинается с начала…, поэтому учащиеся должны познакомиться с
основными шахматными дебютами. На первых порах начинающим
рекомендуется играть открытые начала, так как борьба в них носит
тактический характер и более привлекательна, нежели длительные
стратегические маневры.
Особо отмечается, что следует запоминать не многочисленные длинные
варианты, а общие идеи в основных разветвлениях различных дебютов.
Большое место в программе отведено практике. Решение шахматных
композиций и комбинаций, тренировочные партии и, конечно же, проведение
турниров оживляет учебный процесс, вносит элемент соревнования,
воспитывает волевые качества и является проверкой усвоения материала
Шахматы – многогранный пласт человеческой культуры. Для некоторых
– это просто игра, приятное времяпровождение, а для честолюбивых –
возможность стать чемпионом двора, города, мира. Иных привлекает поиск
истины при исследовании многочисленных «белых пятен» шахматной теории, а
кто-то отдает свое предпочтение решению шахматных композиций. Кому-то
интересна психология шахматного творчества, а другие с удовольствием
читают шахматную беллетристику. Немало поклонников есть и у
нетрадиционных разновидностей шахмат, а шахматный юмор не оставляет без
улыбки никого.
Программа знакомит учащихся с прекрасным миром шахмат. Но это
лишь первые шаги. Есть крылатая фраза: «Научиться играть в шахматы трудно,
а разучиться – вообще невозможно!»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности (далее – Программа) является
модифицированной, реализуется по уровням сложности содержания.
Общекультурный (ознакомительный) уровень (1- год обучения)
предполагает минимальную сложность заданий, развитие познавательных
интересов детей, расширение кругозора, обогащения опыта общения.
Общекультурный (базовый) уровень (2-3 год обучения) предполагает
знакомство с терминологией, основами шахмат: тактика, дебют, сведениями
исторического характера.
Цель:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:
 познакомить обучающихся с шахматной игрой, занимающей заметное
место в жизни развитого человеческого общества;
 раскрыть обучающимся триединую сущность шахмат (шахматы – спорт,
наука, искусство);
 обучить детей правилам и приёмам игры;
 развивать логическое мышление и фантазию учащихся;
 воспитывать дух коллективизма и морально-волевые качества личности в
процессе ведения шахматной борьбы;
 формирование эстетического восприятия на примерах классических
образцов шахматных партий, композиций и стремления к
самовыражению обучающихся.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности – создание учебно-тренировочной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса
принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Формы подведения итогов: участие в турнирных соревнованиях.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 7 - 12лет. В учебные
группы принимаются все желающие, без специального отбора. Для успешной
реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы
численностью от 15 до 20 человек.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на три года
обучения. Всего:648 часов- по 216 часов в год
Формы и режим занятий. В процессе реализации программы
используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ преподавателя,
сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс
одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с

использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз
меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся
и позволяет
избежать их переутомления.
К
практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут
привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с
педагогом).
При
определении
режима
занятий
учтены
санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования
детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 15мин
Общекультурный (ознакомительный) уровень (1- год обучения)
Общекультурный (базовый) уровень (2-3 год обучения)
Предметные результаты
Обучающийся освоит:

историю шахмат;

простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном,
пешечном), борьбу ферзя против пешки;

основные термины (открытая линия, 7-я, 2-я горизонталь и т.д.);

лучшее пешечное расположение в эндшпиле;

технику расчёта;

основные положения Шахматного кодекса РФ;

темы шахматной стратегии (разноцветные слоны в миттельшпиле,
форпост на открытой и полуоткрытой линии, борьба за открытую линию, роль
центра при фланговых операциях);

способы борьбы фигуры против пешек в эндшпиле;
сможет:

решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные,
тяжело фигурные, комбинации с сочетанием идей и др.);

играть шахматную партию с записью и часами;

играть по правилам шахматную партию от начала до конца;

решать комбинации на разные темы;

играть турнирные партии.
Метапредметные результаты:

проявляет интерес к игре в шахматы;

слышит и слушает педагога;

самостоятельно работает с шахматной литературой;

дает самооценку своей игры и игры товарищей;

умеет взаимодействовать в группе, в паре;

сформированы умения производить логические операции;

повысится уровень развития абстрактно-логического и творческого
мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей,
спортивной работоспособности;

проявляет самостоятельность и творческую инициативность;

участвует в соревнованиях.
Личностные результаты:

трудолюбие;








собранность;
дисциплинированность;
сознательность;
активность;
доброжелателен;
осознание ценности ведения здорового образа жизни.

Планируемые результаты и способы их проверки. Планируемые
результаты соотнесены с задачами и содержанием программы,
дифференцированы по годам обучения.
Планируемые результаты после 1-го года обучения:
1. Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к
самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах,
сеансах одновременной игры, конкурсах).
2. Превращение игры в «автоматический тренажер» развития
мышления и активного творчества обучающихся.
3. Корректировка и совершенствование психических свойств:
наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
4. Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
5.Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.
Объективно независимый показатель планируемых результатов повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую
планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным
дисциплинам, особенно по дисциплинам математического цикла.
Планируемые результаты после 2-го года обучения:
1. Более глубокое изучение основ шахматной игры, повышение мастерства.
Развитие комбинационного зрения.
2. Формирование необходимых элементов умственной культуры,
психических свойств и устойчивого характера подростков.
3. Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм
самоутверждения обучающихся.
4. Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.
Объективно независимые показатели достигнутых результатов - более
глубокое изучение школьных предметов, повышение дисциплинированности и
самоконтроля в процессе учебы в школе. Объем полученных по программе
Планируемые результаты после З-го года обучения:
1. Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового
мастерства до уровня спортсменов 11 и I спортивных разрядов.
2. Приобщение обучающихся к самостоятельной работе над шахматной
литературой.
Формы подведения итогов реализации программы. Отслеживание

(проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего,
промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на
каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере
накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы
одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения
материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы
среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные
турниры, квалификационные и командные соревнования.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2024 год (648 часа)
№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Шахматы»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

1 сентября каждого учебного года
108учебных недель (648 часа)–
12-15 лет (5-9кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. -15-00-18-00
Ср- 15-00 – 18-00
15минут
31 мая каждого учебного года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май каждого учебного
года
31мая – 31августа
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

1 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022 год (216 часов)
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Шахматы»
1 сентября 2021

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель (216 часов)–
12-13 лет (5-7кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. -15-00-18-00
Ср- 15-00 – 18-00
15минут
31 мая 2022
Работа по расписанию

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2022
31мая – 31августа 2021
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Учебный план

№п/п
1.
2
3

Практика

2

2

-

Форма
аттестации/контроля
Опрос

8

20

Опрос

8

28

Беседа

4

20

Анализ
решенных
шахматных

4

24

8

40

Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
Турниры

Вводное занятие
Объяснение игры
28
Цель игры. Способы еѐ
завершения
36

4
5

Основные принципы
разыгрывания дебюта

7

Теория

Наименоване разделов

Техника расчета в
эндшпиле

6

Общее
Количество часов

24
28

Тактика (первый
уровень сложности)
Турниры. Подведение
итогов обучения

48
50

2

48

Итого:

216

36

180

Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем

Общее
количество

Теоретиче
ских

Практиче
ских

Дистанционное
обучение

часов
1. Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
2. Объяснение игры
2.1. Шахматная доска, фигуры и
пешки
2.2. Алгебраическое обозначение
вертикалей, горизонталей, полей,
диагоналей
2.3. Шахматная нотация. Условные
обозначения. Запись положения
2.4. Специфика действий фигур:
ладьи,
слона, ферзя, короля, коня
2.5. Специфика действий пешек
2.6. Измерение ударной силы
одиночных фигур и пешки в
зависимости от их размещения на
разных полях доски
2.7. Типовая и относительная
ценность
фигуры пешек. Размены.
3. Цель игры.
Способы ее завершения
3.1. Шах. Три способа защиты.
Типовые матовые конструкции
3.2. Ничья. Пат. Типовые патовые
конструкции
3.3.Вечный шах. Бешенные фигуры
3.4. Техника матования одиночного
короля ферзем и ладьей, двумя
ладьями, ферзем и королем, ладьей и
королем, двумя слонами и королем,
4.Техника расчета в эндшпиле
4.1. Правила квадрата
4.2. Подсчет ходов (или полей)
4.3. Подсчет количества ударов
4.4. Блуждающий квадрат
4.5. Критические поля проходной
пешки
4.6. Критические поля
блокированной
пешки

2
28

2
8

20

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2

2

4
4

1
1

3
3

4

1

3

36

8

28

8

2

6

8

2

6

8
12

2
2

6
10

24
2
2
2
2

4
0.5
0.5
0.5
0.5

20
1.5
1.5
1.5
1.5

2

1

1

2

1

1

5.Основные принципы
разыгрывания дебюта
5.1 Три главных дебютных принципа
5.2. Центр. Атака Греко из его
«Парижской тетради» (1623 г.)
5.3. Мобилизация. Из
творчества Пол
Морфии
5.4. Безопасность. Из творчества
Андерсена
5.5. Итальянская партия:
стратегические идеи, типичные
планы,
тактические приемы
5.6. Анализ дебютных ошибок в
коротких партиях
6. Тактика (первый уровень
сложности)
6.1. Двойной удар. Возможные
защиты
6.2. Связка. Возможные защиты от
связки
Открытое нападение

28
4

4
0.5

24
3.5

4

0.5

3.5

4

0.5

3.5

4

0.5

3.5

6

1

5

6

3

3

48

8

40

4

0.5

3.5

5

4.5

4

05
1

3

5

1

4

6.6. Комбинации на освобождение
поля

5

1

4

6.7. Комбинации на освобождение
линии

5

1

4

5

0.5

4.5

5

1

4

5

1

4

6.4. Открытый шах. Двойной шах
6.5. Комбинация на завлечение
Блокировка
Спертый мат
Комбинации на отвлечение

6.8. Комбинации на уничтожение
защитника
Перекрытие
6.9 Разрушения пешеходного
прикрытия короля
6.10 Промежуточный ход. Выигрыш
темпа. Рентген

6.11 Преследование
Ограничение материала
Игра на мат
7. Турниры.
Турнир по круговой системе с
записью партий и контролем
времени
(1 час на партию каждому игроку)
Подведение итогов обучения
ИТОГО ЗА ГОД

5

0.5

4.5

50
50

2
2

48
48

216

36

180

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
2.Формирование навыков игры.
Теоретический компонент:
Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения
положения.
Практический компонент:
Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы
выигрыша темпа.
3.Формирование комбинационных навыков
Практический компонент:
Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.
4.Изучение техники пешечного эндшпиля
Теоретический компонент:
Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая
проходная пешка.
Практический компонент:
Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь
потив пешки. Ладья и пешка против ладьи.
5.Изучение дебютов
Теоретический компонент:
Открытые начала. Полуоткрытые начала.
Практический компонент:
Закрытые дебюты.
6.Изучение основ стратегии
Теоретический компонент:
Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на
полуоткрытой линии. Проходная пешка.
Практический компонент:
Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую
линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.
7.Турниры. Подведение итогов обучения
Практический компонент:

Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов
обучения.

2 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 год (216 часов)
№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Шахматы»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

1 сентября 2022
36учебных недель (216 часов)–
13-14 лет (6-7кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. -15-00-18-00
Ср- 15-00 – 18-00
15минут
31 мая 2023
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023
31мая – 31августа 2022
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
Часы
Всего

Теория

Практика

2

2

-

Форма
аттестации/
контроля

№ п/п Наименование разделов

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности

Инструктаж
технике
безопасности

1.
Формирование навыков
игры с соблюдением
2. главного
шахматного закона –
ограничения ударной
силы фигур

Опрос викторина
24

12

12

по

соперника
Формирование
комбинационных навыков игры
фигурами,
имеющих различные
3. логические действия (1)

Проверка
решенных
шахматных
задач
32

Изучение техники пешечного
4. эндшпиля (2)

32

Изучение дебютов в объеме
5. формирующего уровня (3)

32

Изучение основ стратегии в
объеме формирующего уровня
6. (4)
Турниры. Подведение итогов
7. обучения
Итого:

16

16

16

16

16

Проверка
решенных
шахматных
задач

16

Проверка
решенных
шахматных
задач

46

23

23

48
216

2
79

46
137

Проверка
решенных
шахматных
задач
Турниры

Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем

Общее
Количество
часов

Теоретиче
ских

Практиче
ских

Дистанционное
обучение

1.Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности

2

2

-

2. Формирование навыков
игры с соблюдением главного
шахматного закона –
ограничения ударной силы
фигур соперника
2.1.Приемы заграждений
2.2. Приемы отрезания полей

24

12

12

Опрос викторина

4
4

2
2

2
2

Проверка
решенных

2.3. Приемы стеснения положения,
оттеснения фигур соперника на край
доски

4

2

2

шахматных
задач
шахматных

2.4. Приемы перегрузки по защите
важных пунктов
2.5. Приемы связки

4
4

2
2

2
2

задач
работа, анализ
решенных

2.6. Прием выигрыша темпов (во
времени) по перемещению фигур на
активные позиции
3. Формирование
комбинационных
навыков игры фигурами,
имеющих
различные логические действия
3.1Ладья
3.2. Слон
3.3. Ферзь
3.4. Конь
3.5. Пешка
3.6. Король
4. Изучение техники пешечного
эндшпиля
3.1. Оппозиция
3.2.Поля соответствия. Треугольник
3.3. Правило квадрата
3.4. Отдаленная проходка
3.5. Игра на поле
3.6. Отталкивание плечом
3.7. Прорыв
3.8. Пространство
3.9. Ферзь против пешки, стоящей на
предпоследней горизонтали и
поддерживаемой королем
3.10. Ладья и пешка против ладьи
5. Изучение дебютов в объеме
формирующего уровня
5.1. Открытие начала
итальянская партия, гамбит
Эванса
защита двух коней, дебют слона
дебют четырех коней,
латышский гамбит
венская партия, центральный
дебют
королевский гамбит. Русская
партия
испанская партия, шотландская
партия
5.2. Полуоткрытые начала
сицилийская защита
защита Филидора
французская защита

4
32

2
16

2
16

6
6
6
6
4
4

3
3
3
3
2
2

3
3
3
3
2
2

32
2
2
2
2
4
4
4
4

16
1
1
1
1
2
2
2
2

16
1
1
1
1
2
2
2
2

4

2

2

4

2

2

32

12

20

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3
3
2

1
1
1

2
2
1

шахматных
задач

Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
решенных
шахматных
задач
Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
Анализ качества
партий
Анализ качества
партий

Анализ
решенных
шахматных
задач
Анализ
решенных
шахматных
задач
Анализ
решенных
шахматных
задач
Анализ
решенных
шахматных

5.3. Закрытые дебюты
принятый ферзевой гамбит.
Дебют ферзевых пешек,
отказанный ферзевый гамбит
защита Грюнфельда
защита Нимцовича
6. Изучение основ стратегии в
объеме формирующего уровня
6.1. Пешечные слабости
6.2. Сдвоенные пешки
6.3. Отсталая пешка на
полуоткрытой
линии
6.4. Проходная пешка
6.5. Слабые поля в лагере
противника
6.6. Использование открытых и
полуоткрытых линий
7.7. Борьба за открытую линию
6.8. Форпост на открытой и
полуоткрытой линии
6.9. Слабость комплекса полей
6.10. Открытые и полуоткрытые
линии
и атака на короля
7. Турниры.
Подведение итогов обучения
7.1. Квалификационный турнир по
круговой системе с записью партий
и
контролем времени (1 час на партию
каждому игроку)
Подведение итогов обучения
ИТОГО ЗА ГОД

2
2

1
1

1
1

2
46

1
23

1
23

6

3

3

6

3

3

6

3

3

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

50

2

48

48

2

48

216

79

137

задач
Анализ
решенных
шахматных
задач
Анализ решенных
Шахматных задач

Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ решенных
Шахматных задач
Анализ шахматных
задач
Анализ шахматных
задач
Анализ шахматных
задач
Итоги турниров

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
2. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры
Теоретический компонент:

Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие
слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.
Практический компонент:
Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из
игры.
3. Поиск матовых комбинаций.
Практический компонент:
Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь.
Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.
4.Решение проблем центра
Теоретический компонент:
Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра.
Фигуры против пешечного центра.
Практический компонент:
Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
5.Тренировка техники расчёта
Теоретический компонент:
Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом
количестве ходов кандидатов. Анализ обучающимися предложенной позиции.
Нахождение выигрыша.
Практический компонент:
Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.
6.Анализ типичных положений
Теоретический компонент:
Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре.
Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.
Практический компонент:
Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек.
Игра с атакой на королевском фланге.
Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
Работе
Теоретический компонент:
Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций
с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным
изучением шахматной литературы.
7. Турниры. Подведение итогов обучения
Теоретический компонент:
Подведение итогов обучения.
Практический компонент:
Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий

3 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2024 год (216 часов)
№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Шахматы»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

1 сентября 2023
36 учебных недель (216 часов)–
14-15 лет (8-9кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. -15-00-18-00
Ср- 15-00 – 18-00
15минут
31 мая 2024
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024
31мая – 31августа 2023
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
№п/п

1.

2.

Наименование разделов

Вводное занятие.
Анализ пешечной
конфигурации и составление
плана игры. Прием
выключения фигур соперника
из игры

Общее
количество
часов

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

2

2

-

Беседа. Инструктаж по
технике безопасности

24

12

12

Опрос

3.

Поиск матовых комбинаций,
требующих взаимодействия
фигур с различными
логическими свойствами

32

16

16

Анализ качества
партий
решенных
шахматных

4.

Решение проблем центра

20

10

10

5.

Тренировка техники расчета

20

10

10

6.

Анализ и синтез типичных
положений с поиском
вариантов
ведения игры

46

23

23

Анализ качества
партий
решенных
шахматных
Анализ качества
партий
решенных
шахматных
Анализ качества
партий
решенных
шахматных

24

12

12

48
216

2
87

46
129

7.

8.

Приобщение обучающихся к
самостоятельной
аналитической
работе с шахматной
литературой
Турниры. Подведение итогов
обучения
Итого:

Анализ качества
партий
решенных
шахматных
Турниры

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем
1.Вводное занятие.
2. Анализ пешечной
конфигурации и составление
плана игры.
Прием выключения фигур
соперника из игры
1.1. Пешечная структура и положение в
ней фигур
1.2. Хорошие и плохие слоны
1.3. Слон сильнее коня
1.4. Конь сильнее слона
1.5. Разноцветные слоны в
миттельшпиле
1.6. Выключение фигур соперника из
игры
3. Поиск матовых комбинаций,
требующих взаимодействия фигур с
различными логическими
свойствами

Общее
Количество
часов
2

Теоретиче
ских
2

Практиче
ских
-

24

12

12

4
4
4
4
4

2
2
2
2
2

2

4

2

2

32

16

16

2
2
2

Дистанционное
обучение

31. Две ладьи
3.2. Ладья и слон
3.3.Ладья и конь
3.4. Два слона
3.5. Два коня
3.6. Слон и конь
3.7. Ферзь и слон
3.8. Ферзь и конь
3.9. Три фигуры
4. Решение проблем центра
4.1. Борьба за создание пешечного
центра
4.2. Подрыв пешечного центра

6
6
6
4
4
4
4
4
4
20

3
3
3
2
2
2
2
2
2
10

3
3
3
2
2
2
2
2
2
10

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4
4

2
2

2

20
4

10
2

10
2

4

2

2

4

2

2

5.4. Анализ обучающимися
4
предложенной позиции (при 20минутном обдумывании), нахождение
выигрыша и доказательство в игре с
сеансером

2

2

5.5. Анализ обучающимися
4
предложенной позиции (при 10минутном обдумывании), нахождение
выигрыша и доказательство в игре с
сеансером

2

2

46

23

23

4

2

2

4

2

2

4.3. Фигуры против пешечного
центра
4.4. Фигурно-пешечный центр
4.5. Роль центра при фланговых
операциях
5. Тренировка техники расчета
5.1. Отбор целесообразных
продолжений (ходов кандидатов).
«Дерево расчета»
5.2. Длинный вариант с малым числом
ответвлений. «Голый ствол»
5.3. Сеть коротких вариантов при
большом количестве ходов
кандидатов. «Кустарник»

6. Анализ и синтез типичных
положений с поиском вариантов
ведения игры
6.1. Использование пешечного
перевеса на ферзевом фланге
6.2. Использование пешечного
перевеса в центре и на королевском

фланге
6.3. Борьба с пешечным перевесом на
фланге
6.4. Пешечная цепь. Определение
целесообразности атаки базы
пешечной цепи.

4

2

2

4

2

2

6.5. Атака базы, приводящая к
разрушению пешечной цепи.

4

2

2

6.6. качественное пешечное
превосходство.

4

2

2

6.7. Ограничение подвижности пешки 4
или пешек и их блокада
6.8. Пешечная пара «с4 + d4» на
полуоткрытых линиях и борьба против
нее

2

2

6.9. Пешечная пара «с4 + d4» на
полуоткрытых линиях с активностью
фигур на королевском фланге
6.10. Изолированная пешка в центре
доски как слабость и как средство
усиления борьбы
6.11. План игры против изолированной
пешки в центре доски, связанный с
упрощениями и переходом в эндшпиль
6.12. План игры с изолированной
пешкой в центре доски при перевесе в
развитии и прорывом d4 – d5
6.13. План игры с изолированной
пешкой в центре доски с атакой на
королевском фланге при поддержке
форпостного коня е5 (е4) или игрой на
открытой линии при слабости поля с6
(с3)
6.14. Висячие пешки и их слабости
6.15. План игры против висячих
пешек, связанные с упрощениями и
переходом в эндшпиль (план 1),
фигурным давлением на них (план 2),
подрыв висячих пешек пешкой «е»
(план 3). Подрыв висячих пешек
пешкой «b»
6.16. План игры с висячими пешками,
связанные с прорывом d4 – d5 (d5 – d4)
при активности фигур или
использованием полуоткрытой
вертикали на ферзевом фланге для

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

давления на пешку «b»
7.Приобщение обучающихся к
самостоятельной аналитической
работе с шахматной литературой
7.1. Организация и контроль за
самостоятельным анализом детьми
позиций с пешечной формацией под
названием «Карлсбадская» структура и
возможными планами игры

24

12

12

14

7

7

7.2. Организация и контроль за
самостоятельным изучением
литературы, подбираемой
индивидуально для каждого ребенка, в
соответствии с наклонностями и
успехами в обучении

10

5

7

8. Турниры.
Подведение итогов обучения

48

2

46

8.1. Квалификационный турнир по
круговой системе с записью партий и
контролем времени (1 час на партию
каждому игроку)
Подведение итогов обучения

48

2

46

ИТОГО ЗА ГОД

216

87

129

Итоги
турниров

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
2. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры
Теоретический компонент:
Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие
слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.
Практический компонент:
Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из
игры.
3. Поиск матовых комбинаций.
Практический компонент:
Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь.
Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.
4.Решение проблем центра
Теоретический компонент:
Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра.
Фигуры против пешечного центра.
Практический компонент:

Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
5.Тренировка техники расчёта
Теоретический компонент:
Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом
количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции.
Нахождение выигрыша.
Практический компонент:
Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.
6.Анализ типичных положений
Теоретический компонент:
Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре.
Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.
Практический компонент:
Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек.
Игра с атакой на королевском фланге.
Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
Работе
Теоретический компонент:
Организация и контроль за самостоятельным анализом
детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за
самостоятельным изучением шахматной литературы.
7.Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
работе с шахматной литературой. Организация и контроль за
самостоятельным анализом детьми
позиций с пешечной формацией под
названием «Карлсбадская» структура и
возможными планами игры. Организация и контроль за
самостоятельным изучением
литературы, подбираемой
индивидуально для каждого ребенка, в
соответствии с наклонностями и
успехами в обучении
8. Турниры. Подведение итогов обучения
Теоретический компонент:
Подведение итогов обучения.
Практический компонент:
Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.
Методическое обеспечение занятий
Программа опирается на объяснительно-иллюстративный, проблемный,
частично поисковый и исследовательский методы обучения. Проблемный
метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи.
Частично
поисковый
метод
предоставляет
детям
возможности
самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи (оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности и
т.д.). Педагог только корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам

процесс поиска решения. Исследовательский метод применяется в анализе
сыгранных партий, исследовании различных позиций для определения
вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара и т.п.

Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной
программы
Оценочные процедуры освоения программы в рамках данной образовательной
программы осуществляются в ходе текущего контроля за успеваемостью,
промежуточной аттестации, итоговой аттестации и представляют собой
совокупность регламентированных процедур, организационную форму
процесса оценивания, посредством которого преподавателем производится
оценка освоения обучающимися образовательной программы.
Оценочные
материалы,
обеспечивающие
реализацию
данной
образовательной программы представлены тестовыми заданиями, партиями для
написания по памяти.
Для оценки освоения программы обучающимися 1-3 годов обучения
используются следующие тестовые задания:
1. «Двойной удар»
2. «Проходная пешка»
3. «Связка»
4. «Итальянская партия»
1. «Освобождение поля»
2. «Слон против пешек»
3. «Северный гамбит
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Кабинет для шахмат, подготовленный в соответствие с требованиями и
нормами СанПиН
2. Комплекты шахмат
3. Шахматные часы
4. Демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур
5. Интерактивный шахматный комплект (мультимедийный проектор, экран,
программное обеспечение для занятий)
6. Персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты.
7. Шахматные программы для ПК (информационно-поисковые и игровые
системы, обучающие программы)
8. Стол для тренера-преподавателя
9. Столы и стулья для учащихся 10. Рабочие тетради для записи
11. Дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам,
пакеты контрольных работ) 1
2. Судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы,
карточки участников)
13. Шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.

План воспитательной работы
План воспитательной работы в группах обучения шахматам корректируется в
соответствии с планом воспитательной работы ДДТ. Мероприятия в течение
учебного года в группах шахматы могут варироваться в зависимости от
интересов и пожеланий детей и их законных представителей.
В результате реализации воспитательной программы у обучающихся
формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,
самому себе.
Приоритетные направления воспитательной работы на протяжении учебного
года и в каникулярный период:
•

Гражданско-патриотическое направление.

•

Безопасная жизнедеятельность, физическое воспитание, ЗОЖ.

•

Самоуправление.

•

Интеллектуальное воспитание.

•

Эстетическое воспитание.

•

Работа с родителями (законными представителями)
Цель: воспитание высоких нравственных ценностей обучающихся, развитие

их интеллектуальных способностей, повышение уровня воспитанности,
развитие творческих способностей в условиях дополнительного образования.
Задачи:
-

способствовать развитию инициативности, самостоятельности,

ответственности;
-

развивать у обучающихся коммуникативные и личностные

качества (доброта, взаимопомощь, усидчивость, настойчивость, трудолюбие и
т. д);
способствовать раскрытию творческого потенциала

обучающихся;
-

способствовать обретению социально значимых ценностей и

приобретению обучающимися положительного социального

опыта:
•

формировать культуру общения с взрослыми и внутри детского

коллектива;
•

создавать условия для развития своих личностны особенностей,

самоопределения и самовыражения.
МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЯ
Дни открытых дверей

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
Экскурсии по ДДТ
Круглый стол

Культура поведения в ДДТ коллективе
Сентябрь

«Техника безопасности», «Пожарная
безопасность».

Беседа

«Хорошие манеры или будьте вежливы
друг с другом»
«Взаимопомощь-это важно!»

Игровая программа

«Спешите делать добро»

Беседа, посвященная Дню
пожилых людей
Беседа

«Мои интересы и склонности»
Октябрь

Беседа

Беседа
«Вредные привычки и их последствия»
Просмотр роликов на страничке ВК дистационный формат

«В единстве наша сила»

Беседа, посвященная Дню
народного единства
Игра-опрос

«Права, обязанности, ответственность!»
«Я-личность!»

Беседа

«Что такое толерантность?»

Беседа

Поговорим о маме

Беседа + Презентация

День Единых Действий

Районная акция

Урок мужества

Встреча с участниками боевых
действий
Праздничная программа

Ноябрь

Новогоднее мероприятие.
Декабрь
«Знайте правила движения, как таблицу
умножения»

Викторина

«Умей сказать: «Нет!»»
«Ложь и правда»

Беседа-практикум с элементами
тренинга
Час обсуждения

Январь
«День памяти»

«День защитника отечества»

Час общения на тему вывода
войск из Афганистана
Игровая программа

Женский день 8 Марта

Игровая программа

День призывника

Районный праздник

«Рота уходит в небо»

Митинг , посвященный подвигу
6 роты
Соревнования

Февраль

Март
Школьный этап военно-спортивной игры
«Зарница»
«Удивительный мир космоса»
«ЗОЖ-наше будущее»

Игра-викторина
Беседа

Апрель
«Первомай-как все начиналось.
История возникновения праздника
1 Мая »
«Георгиевская ленточка»
«УРА КАНИКУЛЫ»

Беседа

Акция
Чаепитие

Май
В течении всего года проводятся родительские собрания, а также индивидуальные
консультации с родителями через в онлайн режиме

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она
позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной
культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в
каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать
знания
самостоятельно.
Благодаря
современным
информационным
технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные
ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда находится
самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое
положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует

самые разные источники информации, может сам для себя определять
способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий.
Познавательная деятельность носит активный характер, способствует
раскрытию внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования
тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным
образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор
режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание
индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития
дополнительного образования. Таким образом, актуальность дистанционного
обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного
общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие
образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных
направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения
потенциала человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с
применением электронного обучения поддерживается государством на
различных уровнях, что подтверждено нормативными документами
федерального и регионального уровней. Сегодня смещение акцента от
научения (педагог учит) в сторону изучения (обучающийся изучает) уже не
является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения
педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиаторапосредника или связующего звена между организационно-технологической
средой обучения и обучающимся. Для получения качественного образования
гражданами разного возраста и социального положения с использованием
современных информационных технологий реализуется приоритетный проект
«Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач
которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать
онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных
программ. В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на
обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное
обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением
дистанционных образовательных технологий.
Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на
внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый
уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и
конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Деятельность
Дома
детского
творчества
г.Правдинска
условиях
дистанционного
образования
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о
переходе на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).

3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам
варианты
обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией
на
портале
ПФДО
klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во
второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий.
- Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети
могут выполнить самостоятельно.
-Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами,
которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного
обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого
опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность,
повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему
восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он
вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка,
особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но
образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться! Поэтому
и дополнительное образование вышло на дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и
день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если
ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном
месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это
вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное
поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от
ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и

объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение
здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается
ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику.
Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый
режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на
связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не
менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность,
объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также
возможность проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность

Перечень информационного обеспечения
Список литературы
Эйве Макс «Учебник шахматной игры» Издательство: Москва. «Терра-Спорт»,
2013 г., 480 стр.
Карпов Анатолий Евгеньевич «Учитесь шахматам «Издательство: Москва,
Москва, «Эгмонт Россия», 1997 г., 120 стр.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньскашкола,1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу. / М.: Просвещение.2014.
Сухин И. Шахматы, второй год, или играем и выигрываем. / М.: Просвещение.
2014.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.:
Просвещение. 2014.
Дополнительная литература для детей и родителей
1. Костров В., Рожков П. Решебник. 1000 шахматных задач. - С- Петербург,
2001.
2. Костров В., Белявский Б. Решебник. 2000 шахматных задач. - С.- Петербург,
2003.
3. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания. Тест- партии. С.-Петербург, 2003.
4. Калиниченко H.M. Энциклопедия шахматных комбинаций. - М., 2003.
5. Калиниченко Н.М. Энциклопедия шахматных окончаний. - М., 2003.
6. Сухин И.Г.1000 самых знаменитых комбинаций - М., 2001.

7. Яковлев Н., Костров В. Шахматный решебник-2. Найди лучший ход! - СПетербург, 1998 г.
Перечень Интернет-ресурсов
http://www.anichkov.ru
http://www.chesszone.net.ru
http://webchess.ru
http://elsadchessmaster.ru
http://chess-land.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».