ТЕАТРАЛЬНЫЕ_ПОДМОСТКИ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральные подмостки»
Возраст детей: 10- 16 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Кудрявцева Мария Петровна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск, 2023год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Предметом театрального творчества как учебной дисциплины является
реализация основ театрального искусства в сфере дополнительного
образования детей. Театральное творчество предполагает овладение не
только узконаправленными навыками театрального искусства, но и развитие
личностных качеств, овладение ребенком коммуникативными навыками,
развитие творческого потенциала. Занятия театральным творчеством
способствуют всестороннему развитию личности. Прохождение программы
подразумевает изучение материала по театральному искусству, включающее
в себя речевое развитие, изучение сценического пространства, способов
декорирования и создания афиш, развитие навыков работы в команде и
индивидуально, способностей к ролевому перевоплощению, опыта
театральной постановки.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы - создание современной творческой
образовательной среды, способствующей самореализации и социализации
ребенка, своевременному развитию личности ребенка, раскрытию его
творческого потенциала и развитию коммуникативных навыков.
Идея гармоничного развития личности ребенка посредством
театрального творчества с темами, направленными на социализацию
ребенка, способствует успешному вхождению в социум, проявлению своих
личностных качеств, а также способствует первичной профессиональной
ориентации.
Ключевые понятия
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или
зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие).
Амфитеатр — места, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки.
Артист — художник (умение, мастерство).
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без
слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые
вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие,
украшения).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством
специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности,
необходимой актеру для данной роли.

Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на
театральной сцене (лес, комната).
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма —
сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в
глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в
определенный момент.
Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не
разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение
чередуется с разговором.
Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту
сценах.
Пантомима—выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей
лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер —места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо,
руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по
ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые
определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести
себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток
времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое
действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр — место для зрелищ.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для
зрителей во время антракта.
Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы,
детали декораций.
Направленность программы

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Театральные подмостки» имеет художественную
направленность.
Уровень освоения программы
Программа является разноуровневой.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые
возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в
позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественнотворческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем
человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать
зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и
важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является
не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по
сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки,
где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам
возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это
направление художественного творчества вызывает вполне закономерный
интерес у детей.
Образовательная программа «Театральные подмостки» – результат
многолетней практической работы с детским коллективом. В основе
программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у обучающихся
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт
возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Отличительной особенностью программы «Театральные подмостки»
является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и

специальному театральному образованию и современных образовательных
технологий. Образовательный процесс построен как последовательный
переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
Практическая значимость программы в привлечении детей к
многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает
большие возможности для их многостороннего развития. Программа
дополняет предметы общеобразовательного курса: историю (история
театра), сценическая речь (техника речи), изобразительное искусство (грим),
трудовое обучение (изготовление реквизита и декораций), физическую
культуру (выполнение общефизических и музыкально - ритмических
упражнений). Система плановых речевых и актерских тренингов позволит
совместить работу над драматургическим материалом и психофизическим
аппаратом. Занятия хореографией могут проводиться, как планово, так и по
необходимости (при работе над спектаклем). В целях приобщения
обучающихся к культурным народным ценностям, в программу включены
игры на изучение народных традиций и обычаев, а также посещение
выставочного зала, музея, драматического театра.

2-я ступень - расширенная
«Тропинками творчества»

1-я ступень - начальная
«Первые шаги

Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования,
отличается особенностью содержания, применяемых педагогических
технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях
дидактического и наглядного материала.
Программа
«Театральные подмостки» строится на
следующих
концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции»
и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска
и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Программа «Театральные подмостки» включает несколько основных
разделов:
История театра. Театр как вид искусства.
Актерская грамота.
Художественное чтение.
Сценическое движение.
Работа над пьесой.
Занятия театрального творческого объединения состоят из теоретической и
практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о
развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и
творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас,
профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Этапы обучения
Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного
процесса.
1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой
ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей
детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого
года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области
театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как
основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для
углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой
работы на первом этапе являются театральные игры и упражненияимпровизации.
2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» –
основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с
ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года
обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на

первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость
поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги,
репетиции.
Цель:
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств
личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами
театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в
театральную деятельность.
Задачи программы:
 способствовать формированию: необходимых представлений о
театральном искусстве; актерских способностей – умение
взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над
ролью;
 речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации практических
навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных
физических возможностей ребенка;
 способствовать развитию: интереса к специальным знаниям по теории
и истории театрального искусства; творческой активности через
индивидуальное
раскрытие
способностей
каждого
ребёнка
эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого
воображения;
 создать условия воспитания:
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; творческой
активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Духовно-нравственное
и
художественно-эстетическое
воспитание
средствами традиционной народной и мировой культуры.
Условия реализации программы
Количество детей в группах – 15- 25 человек. Рекомендуемый возраст детей
от 10-16 лет.
Занятия в группах проводятся: 4 раза в неделю по 3 часа.
.
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного
чтения;
должны представлять формы работы актера театра;
должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.
Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением
ряда упражнений на выразительность чтения.

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,
проводятся групповые занятия.
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные
условия работы: возможность использования на занятиях элементы
театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы:
сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для
музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики,
декорации.
Формы подведения итогов и контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы,
проводимые в Доме детского творчества;
итоговый контроль – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка,
раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность
текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются
одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать
развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или
театральное представление.

Планируемый результат:
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:
особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и
жанрах театрального искусства;
народные истоки театрального искусства;
художественное чтение как вид исполнительского искусства;
об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
активизировать свою фантазию;
«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения
место, время, ситуацию;

видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах;
коллективно выполнять задания;
культуру суждений о себе и о других;
выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения
на память физических действий и исполнение воспитанниками текста
(короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
По завершении 2 года обучения обучающиеся должны знать:
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами
искусства;
Должны уметь:
пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом
пространстве;
Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из
заданного текста;
взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
Анализировать работу свою и товарищей;
Выполнять основные элементы вальса.
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие,
включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и
исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию,
расширению своего культурного кругозора.
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками
педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение
программного материала и развитие других качеств ребенка определяются
по трем уровням:
максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью,
воспитанник имеет высокие достижения (победитель всероссийских,
областных, районных конкурсов и т.д.);
средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне
Дома детского творчества, посёлка, района, области., и др.
минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует
в конкурсах на уровне коллектива.
Возрастные особенности
Особенности развития учеников среднего возраста.

Средний школьный возраст (10-14 лет) – переходный от детства к
юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит
бурный рост и развитие всего организма. Характерная особенность
подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно
начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже – с
двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные
изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее
равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте
продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более
целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего
школьника. Характерная черта внимания ребёнка среднего школьного
возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень
увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном
материале или явлении. Легкая возбудимость, интерес к необычному,
яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения
внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного
процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности
отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в
мыслительной
деятельности.
Мышление
становится
более
систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность
к абстрактному мышлению.
В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема
индивидуального подхода в обучении в условиях коллективных форм
воспитания. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими
темпами улучшаются отдельные координационные способности умеренно
увеличивается выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии
гибкости.

1 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 год (432часа)

№
п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Театральные подмостки»

1
2

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Возраст детей

01.09.2022г.
36 учебных недель
9-14 лет (3-7 кл.)

3
4
5

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

6

Время проведения учебных занятий

7
8
9

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

5 дней
4 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа
– 45 минут
Вт. 14-00 – 17-00
Ср.14-00-17-00
Чт. 14- 00 – 17-00
Пт. 14-00 – 17-00
15 минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию

10
11

12.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2022г.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.
В течении учебного года согласно
заявлениям
(при
наличие
свободных мест)

Учебный план
Количество часов
№

Раздел

Формы
аттестации/контроля

теория
2

практика всего
2
4

Нулевой класс актера.
История театра. Театр
как вид искусства.
История театра. Театр
как вид искусства.

10

30

40

10

30

40

Актерская грамота.

8

40

48

самостоятельная
импровизация, анализ
работы своей и
товарищей.

Художественное чтение

10

30

40

исполнение каждым
воспитанником работ
из своего чтецкого
репертуара.

Сценическое движение.

12

60

72

танцевальная
композиция на
заданную тему.

Работа над пьесой

12

110

122

премьера (первый
показ спектакля на
зрителя). Обсуждение
премьерного
спектакля (участвуют
все актеры, все
службы).

Конкурсные мероприятия 10
Концертная деятельность

42

52

Итоговые концертные
выступления

Экскурсии

-

10

10

Экскурсии в
краеведческие музеи,
в храмы посёлка, в
природу.
Посещение театра.

Итоговое занятие

1

3

4

самоанализ
деятельности

ВСЕГО:

74

358

432

Вводное занятие.

анкетирование, беседа
блиц-опрос,
самостоятельные
импровизации
игровые
групповые
занятия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста.
Знакомство с театром как видом искусства. Знакомство с планом работы.
Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание детей, проверка
художественных навыков
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со
спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида
искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и
жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр
(опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного
опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления
представлений о театре как виде искусства. Игры «Театр в твоей жизни
(«Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный
театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?».
Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим,
смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в
театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации»,
славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски,
посвящённые
Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые
профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.
Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники
«Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки»,
«Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или

взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший
театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды
кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его
художественные возможности. Особенности выразительного языка театра
кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей.
Изготовление кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая
лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных
сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат
коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо
театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по
театральной программке».
3. Актерская грамота
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом,
музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства
– исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок»,
«Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью
изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность
действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного
предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях
вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи.
Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной
цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов,
упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые
выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные,
групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятие- зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Художественное чтение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.
Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и
гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при
чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном
голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука:
«Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного
дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на
развитие и управление Рече голосовым аппаратом.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о
фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и
пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ
«Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы»,
«Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста,
демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст
литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту
или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного
произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное
действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во чтото другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса:
«Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара.
Сценическое движение
Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием,
работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница»,
«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг :«Тележка»,
«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики:
кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения:
падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об
Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка»,
«Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по
стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман
жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса.
Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг,
переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные»
танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных
элементов.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный
вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»:
«балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый
поворот в паре».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную
тему.
6. Работа над пьесой.
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие
лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая
характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и
диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому
диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное
чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по
ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…,
который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как
один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов
грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками
друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем,
тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны,
бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на
представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в
декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции
с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с
объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Формы
проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Культурно-массовые мероприятия. Концертная деятельность.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий
внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире
театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посёлка, в
природу.
Посещение театра
9. Итоговое занятие
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на
коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы,
ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных
элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами;
упражнения по курсу «Художественное слово». Форма проведения
занятия: блиц-турнир, зачет.

2 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год
№
п/п

1.
2.
3.

Режим
деятельности
Начало учебного
периода
Продолжительность
учебного периода
Продолжительность
учебной недели

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «Театральные
подмостки»
01.09.2023г.
36 учебных недель – 10-15 лет (4-8кл.)
5 дней

Периодичность
учебных занятий
Продолжительность
учебных занятий
Время проведения
учебных занятий

4.
5.
6.

4 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа – 45 минут

Вт. 14-00 – 17-00
Ср. 14-00 – 17-00
Чт. 14-00 – 17Пт. 14-00- 17-00
Продолжительность
перемен
8.
Окончание учебного
года
9. Каникулярное время:
осенние, зимние,
весенние
10.
Летнее время
11.
Аттестация
обучающихся
12. 1 Комплектование
1
групп
7.

15минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию

Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май 2024г.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.

.
13.

Дополнительный
прием обучающихся

В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие
свободных мест)

Учебный план (2-й год обучения)

№
п.п

1.

Разделы программы и темы занятий

Вводное занятие.
3
Знакомство с планом работы.
Инструктаж по технике безопасности
Анкета «Ваши предложения по работе
кружка»

Часы:
в том числе
Теория
Практика
1

Всего
4

2.

3.

4.

5.

6.

7.

История театра. Театр как вид
искусства.
Страницы истории театра: театр
Древней Греции. Развитие
представлений о видах театрального
искусства: музыкальный театр.
Закрепление представлений и
зрительского опыта воспитанников.
Практическая работа по составлению
произведений различных видов
искусства (воплощение одного сюжета
художественными средствами разных
искусств).
Актерская грамота.
Значение и способы превращения
своей логики действия в логику
действий персонажа. Разные логики
поведения одного и того же
действующего лица в избранном
отрывке.
Работа над одной ролью (одним
отрывком) всех студийцев.
Коллективные показы одного и того
же отрывка в разных составах.
Определение различий в характере
действия

26

Художественное чтение
Чтение произведения вслух как
последний этап освоения текста.
Упражнения на тренировку силы
голоса, диапазона голоса
Сценическое движение.
Пластическая выразительность актера.
Сценическая акробатика,
универсальная разминка,
Танцевальные композиции.
Работа над пьесой
Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
Образы героев.
Выразительное чтение по ролям.
Определение сквозного действия роли.
Репетиции. Показ спектакля.

16

Культурно-массовые мероприятия.
Концертная деятельность.

12

30

16

56

40.

56

56
40

72
16

56

22

122
100

40

52

8.

Экскурсии

-

10

10

9.

Итоговое занятие
ИТОГО:

1
111

3
321

4
432

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого
роста на 2-ом году обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых
дверей».
Форма проведения занятия – игра-путешествие.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства
2.1. Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в
храмах Древнего Востока.
Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе:
завязка, кульминация, промежуточные события, главные герои-противники.
Реконструкция мистерии «Песнь семи Хатхор».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, таблицы
для драматургического анализа мифа.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции.
Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого
театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство
воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной
характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры
древнегреческой драматургии.
Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея
прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный
мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством
зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого
театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.3. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный
театр.

Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом
жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии.
Хореография.
Практическая работа: Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального
театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая
лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с музыкальными спектаклями.
Форма подведения итогов: творческие работы на тему: «О чём рассказала
музыка».
2.4. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники».
Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с
другими видами искусства.
Практическая
работа:
Просмотр
театральных
постановок
драматического театра
г. Калининграда. Закрепление представлений и зрительского опыта
воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по
составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного
сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения
«Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).
Формы проведения занятий: творческая лаборатория.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
поисковый
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: Творческие задания по сопоставлению
литературного прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма,
мультфильма, оперы, балета и т.д.
3. Актерская грамота
3.1. Средства актёрского искусства.
Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику
действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же
действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о
средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность
исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и
видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех кружковцев.
Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах.
Определение различий в характере действия или «Большое зеркало».
Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно,
друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я

буду играть один..».Превращения заданного предмета с помощью действий
во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Актер и его роли.
Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого
воспитанника как средство активизации овладения техникой действий.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность
действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного
предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая
нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов,
упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
3.3. Бессловесные и словесные действия (повторение).
Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Зарождение представления о действенном характере замысла этюда
(парного).
Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без
слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Художественное чтение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.
Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при
чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном
голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука:
«Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы
(логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего
владение «лепкой» фразы.
Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Особенности исполнения лирики.
Практическая работа: самостоятельная подготовка произведения к
исполнению (на материале русской прозы и поэзии).
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара.
4.3. Словесные воздействия.
Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения.
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное
действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощником). Работа над художественным
произведением. Подготовка чтецкого репертуара. Формы проведения
занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара.

Сценическое движение
Основы акробатики.
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.
Техника безопасности.
Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого
пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на

забор». Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на
месте». Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад
на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная.
Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы
современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной
импровизации.
Практическая работа: Учебно-тренировочная работа: универсальная
разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание
основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную
координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса:
«Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».
Основные элементы бального танца «Венский вальс»: вальс – простая
перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый поворот,
фигура перемена направлений ( правая и левая). Кружева. Волчок.
Приблизительная схема танца на 8 тактов.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: Составление и разучивание танцевальной
композиции с выученными элементами.
6. Работа над пьесой
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие
лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая
характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и
диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому
диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста»,выразительное
чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по
ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…,
который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как
один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов
грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками
друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем,
тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны,
бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4.Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на
представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в
декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции
с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с
объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7.Культурно - массовые мероприятия. Концертная деятельность.
Ежегодные творческие конкурсы
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий
внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире
театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии
Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посёлка, в природу.
Посещение театра.
9. Итоговое занятие
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность;
этюды на оправдание заданных словесных действий; чтецкие работы по
курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: экзамен-выступление.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: самоанализ деятельности.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В процессе реализации программы педагогом проводится контроль деятельности
обучающихся и фиксация результатов работы. Для выявления уровня освоения
знаний, умений и навыков обучающихся и своевременного внесения
корректировок в образовательный процесс не реже 2 раз в год проводятся
промежуточные и контрольные срезы. На протяжении первого года обучения
педагогом проводится наблюдение за деятельностью обучающихся в течении
всего периода работы. Выявление запросов, проблемных ситуаций происходит в
формате рефлексии – беседы с обучающимися, в моменте подведения итогов
работы. Контрольными точками первого года обучения являются участие в
конкурсе чтецов в конце первого полугодия и совместная постановка спектакля
в конце второго полугодия. На протяжении второго года обучения педагогом
проводится наблюдение за деятельностью обучающихся. Выявление запросов,
проблемных ситуаций происходит в формате рефлексии – беседы с
обучающимися, в моменте подведения итогов работы. Контрольными точками
первого года обучения являются самостоятельная разработка и реализация
мероприятия в конце первого полугодия и самостоятельная подготовка и
постановка спектакля в конце второго полугодия. Организационнопедагогические условия реализации образовательной программы Качество
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обеспечивается за счет: − соответствия программы возрастным
особенностям обучающихся; − доступности, открытости, привлекательности для
детей и их родителей (законных представителей) содержания программы; −
комфортной развивающей образовательной среды; − качественного состава
педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала
Кадровые условия реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без
предъявления требований к стажу работы. Оценочные и методические
материалы Оценочная система складывается из наблюдений педагога за работой
каждого обучающегося, уровнем вовлеченности в деятельности, из рефлексии
обучающихся, обратной связи как детей, так и родителей, а, также, из
результатов творческих работ как каждого обучающегося отдельно, так и
театрального коллектива группы в целом. Методическое обеспечение − сборник
игр и упражнений на знакомство и командообразование (Приложения 1, 2); −
фотоматериалы и видеоматериалы по темам; − аудиоматериалы (готовые
театральные звуки); − методические рекомендации педагогу; − сборник пьес и

постановок (список литературы); − сборник детских стихотворений. Уровневая
дифференциация образовательной программы Программа «Основы театрального
мастерства» является разноуровневой и подразумевает изучение материала на
протяжении двух лет обучения. В первый год обучения ребенком осваивается
ознакомительный уровень программы, включающий в себя знакомство с
театральным искусством, курс личностного развития и практическое
применение полученных знаний. Во второй год обучения по программе
обучающиеся осваивают базовый уровень. Прохождение программы на базовом
уровне подразумевает большее количество практических часов, погружение в
театральное искусство, занятия направлены на освоение практически-значимых
навыков и самостоятельную работу обучающихся.

Обучение

Беседы

Этюды

Сюжетноролевые игры

Воспитание

Воспитательные
беседы

Упражнения на
коллективное
взаимодействие

Тренинги

Репетиции

Развитие

Экскурсии, заочные
путешествия

Игры-импровизации

Конкурсы, викторины

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие
дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;
иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
иллюстрации по темам
«Сценический костюм», «Театральный грим»,
«Сценография».
таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
раздаточный материал:
карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
карточки с заданиями к разделу «История театра»;
вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам
программы;
творческие задания;
тесты по разделу «История театра»;
кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие
музеи, театры, вечера-встречи с деятелями театрального искусства,
воспитательные мероприятия, посещение спектаклей профессионального и
любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт
воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от
«лживого», приходить к правильному нравственному суждению.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Система оценивания.
1 – низкий уровень образованности
2 – уровень ниже среднего
3 – средний уровень образованности
4 – уровень выше среднего
5 – высокий уровень образованности
Шкала уровней.

Знаний.
1 – критический уровень, ребенок практически не имеет знаний по предмету
2 – элементарная грамотность, имеет отрывочные знания или обладает общими
представлениями о предмете.
3 – обучающийся обладает знаниями, но не в полной мере, меньшими, чем того
требует программа.
4 – полностью владеет знаниями в объеме, заложенном программой, знает весь
теоретический материал.
5 – имеет углубленное и расширенное представление о предмете, чем того
требует программа, самостоятельно пополняет багаж знаний, устойчиво
мотивирован на самообразование.
Умений.
1 – не обладает элементарными умениями по предмету, основными способами
действий.
2 – затрудняется в решении практических задач, обращается за помощью к
педагогу или другому обучающемуся..
3 – умеет использовать полученные знания при решении практических задач,
выполняет основные действия.
4 – самостоятельно выполняет действия более сложного порядка, вносит в
деятельность авторский компонент, умеет оказать помощь другому.
5 – умения доведены до автоматизма, готов к продуктивной творческой
деятельности.
Диагностическая карта обучающихся
Разделы
1. Актерское
мастерство

2. Ритмопластика

3. Сценическая
речь

4. Основы
театральной
культуры

5. Постановка
спектакля

Качество освоения материала
5 – активно участвует, правильно выполняет все задания
4 – активно участвует, допускает одну ошибку
3 – не очень активно участвует, требует дополнительных вопросов
2 – пассивен, работает без особого интереса
1 – не выполняет, данные задания
5 - двигается пластично, без ошибок выполняет все задания
4 – двигается пластично, допускает одну ошибку
3 – двигается скованно, не все движения выполняет верно
2 - неправильно выполняет движения, допускает много ошибок
1 – отказывается выполнить то или иное движение
5 – выразительно, четко выполняет задания по тексту
4 – старается выполнить все задания, допускает одну ошибку
3 – небрежно выполняет задание, допускает две ошибки
2 – не старается, слабо выполняет задание
1 – плохо выполняет задание
5 – верно отвечает на все вопросы
4 – верно отвечает на все вопросы, допускает одну ошибку
3 – старается, допускает две ошибки
2 – слабо знает материал, не старается
1 - не знает материал
5 – работает последовательно, точно выполняет все задания, проявляет
самостоятельность
4 – точно выполняет все задания педагога, но недостаточно
самостоятелен
3- старается, но не может выполнить все задания

2 – не старается, не выполняет все задания
1- к занятиям относится пассивно

Воспитательная работа
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям
организации воспитания и социализации обучающихся: 1) гражданскопатриотическое; 2) нравственное и духовное воспитание; 3) воспитание
положительного отношения к труду и творчеству; 4) интеллектуальное
воспитание; 5) здоровьесберегающее воспитание; 6) правовое воспитание и
культура безопасности; 7) воспитание семейных ценностей; 8) формирование
коммуникативной культуры; 9) экологическое воспитание. Цель – формирование
гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным
багажом теоретических знаний и практических навыков. Используемые формы
воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и
позиций, проектный, поисковый. Планируемый результат: повышение
мотивации к театральному искусству и личностному развитию;
сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению
качественного законченного результата; умение работать в команде;
сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного
потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название мероприятия,
события

Направления
воспитательной работы

Форма
проведения

1.

Инструктаж по технике
безопасности при занятиях
в специализированном
помещении,
правила
поведения на занятиях

Безопасность и здоровый
образ жизни

В рамках
занятий

2.

Игры на знакомство и
командообразование

Нравственное воспитание

В рамках
занятий

3.

Беседа о сохранении
материальных ценностей,

Гражданскопатриотическое

В рамках
занятий

бережном отношении к
оборудованию

воспитание, нравственное
воспитание

4.

Работа над творческими
заданиями внутри группы

Нравственное воспитание,
трудовое воспитание

В рамках
занятий

5.

Участие в соревнованиях
различного
уровня

Воспитание

В рамках

интеллектуальнопознавательных интересов

занятий

6.

Беседа о празднике «День
защитника Отечества»

Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей

В рамках
занятий

7.

Беседа о празднике «8
марта»

Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей

В рамках
занятий

8.

Беседа о празднике «День
победы»

Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное

В рамках
занятий

воспитание; воспитание
семейных ценностей
9.

Открытые занятия для
родителей

Воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству;
интеллектуальное
воспитание;
формирование
коммуникативной
культуры

Список литературы:
Нормативно-правовые документы:

В рамках
занятий

Декабрь,
май

1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №
599.
4.
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5.
Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
Для педагога дополнительного образования:
1.
Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы [Текст]/
С.Г. Андрачников. - М., 2006. – 263 с.
2.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя [Текст]/ Н.П.
Аникеева. – М.: Просвещение, 2004. - 156 с.
3.
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского [Текст]/ Н.М.
Горчаков. - М., 2001.- 358 с.
4.
Гиппиус З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой
психотехники [Текст]/ З.В. Гиппиус. – Л.: Искусство, 2002. – 234 с.
5.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера [Текст]/ Б. Е. Захава. М.:Просвещение, 1978. – 287 с.
6.
Когтев Г. В. Грим и сценический образ [Текст]/ Г. В. Когтев. - М.:
Советская Россия, 2006. - 135 с.
7.
Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное
положения и тенденции [Текст]/ С. Г. Косарецкий // Школа здоровья. – 2007.№ 3.-с. 52-57.
8.
Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера[Текст]/
М.Курбатов. -М., 2004. – 167 с.
9.
Новицкая Л.П. Тренинг и муштра [Текст]/ Л.П. Новицкая. - М.,
2002. - 245 с.
10.
Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
Пьесы [Текст]/ А. М. Поламишев - М.: Просвещение, 2006.- 187 с.
11.
Станиславский К.С. Работа актера над собой [Текст]/ К.С.
Станиславский. -М., 1989. -151 с.
12.
Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг
[Текст]/ М. Ю. Суркова. Методическая разработка. - С.: СГАКИ, 2009.– 34 с.
13.
Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. [Текст]/ Т.А. Товстоногов. - Т.12.-Л.,1980. – 600 с.

14.
Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры
[Текст]/ Н. Е. Щуркова - М.: Педагогический поиск, 2005. – 110 с.
15.
Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст]/ М.И. Чистякова. -М:
Просвещение, 2004.- 96 с.
16.
Эфрос А.В. Профессия:режиссер[Текст]/А.В. Эфрос. - М., 2000.236 с.
17.
Эриксон Э. Детство и общество [Текст]/Э. Эриксон. –М.:
Университетская книга, 1996. – 350 с.
18.
Сборник пьес, инсценировок победителей Всероссийского конкурса
драматургии «ШКОЛЬНАЯ ПЬЕСА». Выпуск № 2 /составители: Л.Г.
Комиссарова, М.Г. Силина. – М.: Граница: Театральный институт имени Бориса
Для обучающихся и родителей:
1.
Вархолов Ф. М. Грим [Текст]/Ф. М. Вархолов. - М.: 2005. - 68 с.
2.
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки) [Текст]/
Т. И. Васильева. Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС,
2004. – 26 с.
3.
Генералова И.А. Мастерская чувств [Текст]/ И.А. Генералова. –
М., 2006. – 145 с.
4.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе [Текст]/ И. П.
Козлянинова. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных
училищ. - М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
5.
Невский Л. А. Ступени мастерства [Текст]/ Л. А. Невский. - М.:
Искусство, 2005. – 134 с .
6.
Петрова Л. Н. Сценическая речь [Текст]/ Л. Н. Петрова. - М.: 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».