Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности направленности «Творец» (младшая группа) Возраст детей: 10-14 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Леухина Светлана Георгиевна, педагог дополнительного образования г. Правдинск 2023 Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"; -Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196); - Устава Дома детского творчества г. Правдинска. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творец» имеет художественную направленность. Новизна Новизна данной программы заключается в решении проблемы повышения творческой активности обучающихся и умения продуцировать нестандартные идеи. Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в том, что она формирует у обучающихся особый дизайнерский подход в любой области и направлена на получение знаний в различных областях дизайнерского искусства. Важнейшей частью программы является развитие способностей, необходимых для творческого труда: упорства в достижении цели, настойчивости, трудолюбия, умения критически мыслить, фантазии, интуиции, художественного вкуса. Педагогическая целесообразность. Данная программа ориентирована на потребности и интересы обучающихся и их родителей (законных представителей), разработана с учетом сложившимся традициям, включает содержание коррекционной работы и содержание работы, направленной на выявление и развитие у обучающихся выдающихся способностей. Данный вид творчества способствует воспитанию личности не только всесторонне подготовленной и социально адаптированной к современным условиям, но и умеющей нестандартно мыслить, наделенной изобретательностью, конструкторскими способностями. Отличительные особенности программы: -раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей. -учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации. -свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок' является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств. - функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 10-14 лет. Объем и срок освоения программы Срок освоения программы – 2 года. На полное освоение программы требуется 720 часа. Первый и второй год обучения по 360 часов. Основные формы и методы Организация образовательного процесса предполагает очную групповую форму обучения. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия. На первом году обучения, двигаясь от простого к сложному, воспитанники учатся понимать и различать цветовое сочетание ткани различных оттенков, развиваются навыки работы в бумагой в технике «Декупаж», Второй год обучения развиваются навыки работы в технике кинусайга«Пэчворк», основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с и другими материалами. Отличается он и более глубоким изучением различных приемов в работе. Осваивают более сложные техники, отделку изделий, изготовление более трудоемких изделий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • групповой – организация работы в группах; • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Формы организации учебного занятия - традиционное практическое занятие, беседа, выставка, защита проектов, открытое занятие, презентация, творческая мастерская и др. Типовое занятие состоит из теоретического материала: бесед с демонстрацией изделий в технике декупаж, консультаций, работы за компьютером; с одновременным показом техники выполнения декупажа, как педагога, так и воспитанников с обязательным закреплением всех навыков работы на практике. На практику отводится больше времени, чтобы каждый мог отработать все приёмы многократно, поразмышлять о дизайне, форме, стиле, цвете, материалах. Педагогические технологии - технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология группового обучения, технология коллективной творческой деятельности, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология. Особенности организации образовательного процесса. Набор детей в объединение – свободный. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий На каждый год обучения отводится 360 часов, занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа. Занятия организованны по группам, где занимаются не более 15-20 человек. В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков, группы формируются разновозрастные. Состав группы постоянный. Вид группы профильный. В зависимости от местных условий и интересов обучающихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства (художественная вышивка, и др.), для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы. Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. Дети разные по развитию, по характеру, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. На сообщение теоретических сведений отводится 1/3 учебного времени. Регулярные занятия способствуют формированию у обучающихся таких ценных качеств личности, как терпение, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. А главное — творческую активность, что непременно пригодится им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они не избрали. Профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения. Цель программы: Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. Задачи Развивающие: - Развитие творческих способностей воспитанников: воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками. Воспитывающие: - Воспитание эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально ценностного отношения к нему, приобщение к истокам народного творчества. Обучающие: - Формирование знаний, умений и навыков по основам композиции, цветоведения, материаловедения, расширение знаний об истории и развитии новых технологий и HANDMADE. Планируемые результаты освоения обучающимися программы Личностные результаты: формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности обучающихся. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: учащиеся научатся: сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач; находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели); сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели. учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные УУД: обучающиеся научатся: планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы. обучающиеся получат возможность: формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся: организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания. учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий. Предметные результаты: К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями; - правила безопасности труда при работе с ножницами; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - история декупажа; - название основных техник декупажа; - значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно; - подбирать и готовить нужные инструменты и материалы соответственно стилю и технике; - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - оформлять готовые изделия; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. Оценочные материалы по реализации дополнительной образовательной программы Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся: в объединении, в школе, в Доме детского творчества, Участие в конкурсах и фестивалях различного масштаба. Формы подведения итогов реализации программы Планируемые результаты в соответствии с целью программы отслеживаются и фиксируются в формах: аналитический материал, грамота, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, конкурсы творческих работ, фото, самостоятельные работы, отзыв родителей и детей. Механизм оценивания образовательных результатов Для отслеживания результативности обучения по программе на протяжении всего процесса обучения осуществляются: Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной Программы. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года (декабрь) по изученным разделам за первое полугодие, для выявления уровня усвоения содержания Программы. Форма проведения: опрос, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа. Итоговая аттестация - проводится в конце срока обучения по программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2022-2024 год (720час.) № п/п Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Творец» Режим деятельности 1. 2. Начало учебного периода Продолжительность учебного периода 3. 4. 5. Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий 6. 7. 8. 9. Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Комплектование групп 10. 11. 1 1 . 12. Дополнительный прием обучающихся 1 сентября каждого учебного года 72 учебных недель (720час.)– 7-11 лет (2-5кл.) 5 дней 5раз в неделю по 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн.-Пт. 16-00 – 18-00 15минут 31 мая каждого учебного года Работа по расписанию 31мая – 31августа В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Первый год обучения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2022-2023 год (360 часов) № п/п Режим деятельности 1. 2. Начало учебного периода Продолжительность учебного периода 3. Продолжительность учебной недели Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Творец» «СВОИМИ РУКАМИ. ДЕКУПАЖ» 1 сентября 2021года 36 учебных недель (360часов)– 10-13 лет (3-7кл.) 5дней 4. 5. Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий 6. 7. 8. 9. Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Комплектование групп 10. 11. 1 1 . 12. Дополнительный прием обучающихся 5раз в неделю по 2 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн.-Пт. 16-00 – 18-00 15минут 31 мая 2022 года Работа по расписанию 31мая – 31августа 2021 В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебный план 1-ого года обучения № п/п Тема Количество Всего Теория 4. 5 Вводное занятие. Декупаж. Поделки своими руками. «Европейская деревня»- стили кантри, шебби-шик, прованс Художественный декупаж Праздники, выставки 6 Заключительное занятие 1. 2 3 часов Практик а 1 81 2 107 1 26 115 15 100 126 6 22 - 104 6 4 - 4 360 65 Формы контроля/ аттестации Наблюдение Тестирование Практическая работа Выставка работ Отчеты об экскурсиях, выставках Итоговая аттестация 223 Итого: Учебно- тематический план 1-ого года обучения № п/п 1. Раздел Темы Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися, анкетирование, Количество Всего Теория 2 1 часов Практик а 1 Дистант собеседование, тестирование, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда. 2 2.1 2.2 2.3. 2.4. Введение в декупаж Основные материалы и инструменты История возникновения техники декупаж. Приклеивание салфетки классическим способом «Что может декупаж». Дизайнерские 107 2 26 1 81 1 2 - - 2 1 1 4 1 3 10 6 2 2 8 4 5 2 3 2 1 1 возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. 2.5 2.6 Рамка для фотографии. Понятие композиции. Декупаж на Возможности картоне. акриловых красок. 2.7 «Шкатулка». 2.8. Декупаж на Элементы художественного декора. пластике. Информация по специальным грунтам. 2.9 Декор пластиковой баночки. 6 2 4 2.10 Понятие композиции. Декупаж на дереве. Многослойность и протравливание «Салфетка на дереве». Декупаж на стекле. Прямойдекупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими 2 1 1 10 4 2 2 8 2 2.11. 2.12. поверхностями. 2.13. Декупаж стеклянной вазы. 10 2 8 2.14. Обратный декупаж прозрачной стеклянной тарелки. Декупаж цветочного горшка. 10 2 8 10 2 8 Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Декор металлической 9 2 7 9 2 7 4 - 4 115 15 100 3.1 «Европейская деревня»стили кантри, шебби-шик, прованс Романтический стиль Шебби шик. Введение в основы стиля, принципы, детали. Освоение техники потертостей. 6 1 5 3.2. Панно в стиле Шебби шик. 12 1 11 3.3 Стиль Прованс. Декорирование больших поверхностей. 12 1 11 Одношаговый кракелюр. Подносик в стиле Прованс. 17 2 15 3.5 Ключница в стиле Прованс. 16 2 14 3.6 Бидон в стиле Кантри. 18 4 14 3.7 Лейка в деревенском стиле. 16 2 14 3.8 Кашпо в деревенском стиле. 16 2 14 3.9 Зачетное занятие по теме «европейская деревня». 2 - 2 4. Художественный декупаж 126 22 104 2.15. 2.16. 2.17. баночки. 2.18. 3 3.4 Самостоятельная работа. Поделка по выбору. 4 1 3 4.2 4.3 Подрисовка в декупаже. Принципы подрисовки акриловыми красками. Брошь художественная. Композиция в декупаже. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже, подрисовки. 12 12 1 1 11 11 4.4 Стеклянный декоративный подсвечник. 8 2 6 4.5 Дымка при обратном декупаже. Тени на стекле. Декор тарелки. 8 1 7 10 2 8 4.1 4.6 Художественные тени сухой пастелью. Способы закрепления. Художественные тени масляной пастелью. 6 1 5 4.7 Шкатулка. Рамочка для фото Декупаж как живопись. Имитация масляной живописи- «Почувствуйте себя художником». Эффект живописи на холсте Тарелка стеклянная (прямой декупаж) «Балерина». 12 6 10 2 2 1 10 4 9 10 2 8 .Декупаж на ткани. Коробка для хранения фотографий Вторая жизнь старого чемодана 6 10 2 2 4 8 10 2 8 Зачетное занятие по теме «Художественный декупаж». 2 - 2 Праздники, выставки 6 - 6 5.1 Игровая программа «Мы за чаем не скучаем». 2 - 2 5.2 Конкурс мастерства «Основы декупажа». Мастер -класс 4 - 4 Заключительное занятие. Выставка лучших работ 4 1 3 4.8. 4.9 4.10 4.11. 5 6 учебного года. 360 65 223 Итого: СОДЕРЖАНИЕ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Вводное занятие Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися, анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда. Практическая работа №1. Закладка в технике декупаж. 2. Декупаж 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по охране труда 2.Основные материалы и инструменты. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Практическая работа №2. Приклеивание салфетки классическим способом. 3-4. «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. Практическая работа №3. Рамка для фотографии. 5-7. Понятие композиции. Декупаж на картоне. Возможности акриловых красок. Практическая работа № 4. МК «Шкатулка». 8-9. Декупаж на пластике. Элементы художественного декора. Информация по специальным грунтам. Практическая работа № 5. Декор пластиковой баночки. 10-11. Понятие композиции. Декупаж на дереве. Многослойность и протравливание. Практическая работа № 4. МК «Салфетка на дереве». 12-14. Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Практическая работа № 7. Декупаж стеклянной вазы. 14-16. Декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле. Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Практическая работа № 8. Обратный декупаж прозрачной стеклянной тарелки. 16-18. Декупаж на пластике, пластмассе. Принципы работы с пластиком. Практическая работа № 9. Декупаж цветочного горшка. 19-21. Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. Практическая работа № 10. Декор металлической баночки. 22-23. Самостоятельная работа. Творческий проект по теме «Введение в декупаж. Практическая работа №11 Проект 3. «Европейская деревня»- стили кантри, шебби-шик, прованс 1-3. Романтический стиль Шебби шик. Введение в основы стиля, принципы, детали. Освоение техники потертостей. Практическая работа № 12. Расческа в стиле Шебби шик. 4-9. Стиль Прованс. Декорирование больших поверхностей. Одношаговый кракелюр. Практическая работа № 13. Подносик в стиле Прованс. Практическая работа № 14. Ключница в стиле Прованс. 10-12.Стиль Кантри. Повторение приемов работы с металлом. Практическая работа № 15. Бидон в стиле Кантри. 13-17. Деревенский стиль. Продолжение освоения техники работы с металлом и пластиком. Практическая работа № 16. Лейка в деревенском стиле. Практическая работа № 17. Кашпо в деревенском стиле.зачетное занятие по теме «европейская деревня». 4. Художественный декупаж 5.1-3. Подрисовка в декупаже. Принципы подрисовки акриловыми красками. Практическая работа №18. Брошь художественная. 4-6. Композиция в декупаже. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже, подрисовки. Практическая работа № 19. Стеклянный декоративный подсвечник. 7-9. Дымка при обратном декупаже. Тени на стекле. Практическая работа № 20.Декор тарелки. 10-14. Художественные тени сухой пастелью. Способы закрепления. Художественные тени масляной пастелью. Практическая работа № 21. Шкатулка. Практическая работа № 22. Рамочка для фото. 15-18. Декупаж как живопись. Имитация масляной живописи- «Почувствуйте себя художником». Эффект живописи на холсте. Практическая работа № 23. Тарелка стеклянная (прямой декупаж) «Балерина». Практическая работа № 24. Декупаж на ткани. 18-23. Работа с декупажными картами. Практическая работа № 25. Коробка для хранения фотографий. Практическая работа №26. Вторая жизнь старого чемодана 26. Зачетное занятие по теме «Художественный декупаж». 5. Праздники, выставки 1. Игровая программа «Мы за чаем не скучаем». 2. Конкурс мастерства «Основы декупажа». 6. Заключительное занятие 1. Промежуточная аттестация. Подведение итогов учебного года. Промежуточная аттестация. Практическая работа. Выставка лучших работ учебного года. Второй год обучения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2023-2024 год (360часов) № п/п 7. Режим деятельности Начало учебного периода Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Творец» «ЛОСКУТНЫЙ МИР» (Кинусайга) 1 сентября 2023года 8. Продолжительность учебного периода 9. 10. 11. Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий 36учебных недель (360часов)– 8-13 лет (3-6кл.) 5дней 5раз в неделю по 2часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн.-Пт. 16-00 – 18-00 15минут 31 мая 20234года Работа по расписанию Время проведения учебных занятий Продолжительность перемен Окончание учебного года Каникулярное время: осенние, зимние, весенние 16. Летнее время 17. 1 Комплектование групп 1 . 18. Дополнительный прием обучающихся 12. 13. 14. 15. 31мая – 31августа 2023 В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) УЧЕБНЫЙ ПЛАН № пп Название разделов и тем Количество часов Всего Вводное занятие. Техника безопасности. Что такое Кинусайга? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Теория Практика Форма аттестации/ контроля 2 2 - Устный опрос 2 2 - Создания работ в плоской технике Кинусайга. Использование объемных элементов в технике Кинусайга. Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) Подведение итогов. 118 10 108 118 9 109 Практическая работа. Эскиз Творческая работа Творческая работа 118 12 106 2 - 2 Итого 360 35 325 Творческая работа Тестирование. Итоговая выставка Учебно-тематический план второго года обучения № пп 1. Название разделов и тем Количество часов Всего Вводное занятие. Техника безопасности. 2 Теория 2 Практика - Дистанционное обучение 1.1 Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. 1 1 1.2. Знакомство с детьми ―Круг общения Что такое Кинусайга? Историей возникновения техники Кинусайга. Познакомить со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки. 1 1 - 2 1 2 1 - 2.2 Знакомство с видами ткани и её свойствами 1 1 - 3. Создания работ в плоской технике Кинусайга. Правила работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. 118 10 108 1 1 - 3.2 Самостоятельная разметка деталей и вырезание шаблонов. 4 0,5 3,5 3.3. Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Создание эскиза. Выполнение основных этапов по подготовке основы (пенопласта). Выполнение творческой работы тканью. 4 0,5 3,5 11 1 10 панно 14 2 12 панно 14 1 13 2. 2.1 3.1 3.4 3.5 3.6 Изготовление «Котята» Изготовление «Матрёшки» 3.7 Коллективная работа. Изготовление елочных игрушек в 14 1 13 14 1 13 стиле «Кинусайга». 3.8 Подарок маме на 8 марта. Оформление фоторамки. 3.9 Ключница «Щенок»- 14 1 13 3.10 Мягкая игрушка «Цветок» 14 0.5 13.5 3.1 Изготовление игрушки в 14 0.5 13.5 стиле «Тильда» 4. Использование объемных элементов в технике Кинусайга. 118 9 109 4.1 Правила присборивания ткани, формирование складок, придание объема. Используемые материалы. Изготовление панно «Снегирь» Изготовление композиции 14 1 13 14 1 13 14 1 13 новогодней 14 1 13 Фотопортрет с элементами 14 1 13 панно 14 1 13 4.2 4.3 «Зима» 4.4 Изготовление композиции. 4.5 кинусайги. 4.6 Изготовление «Бабочки и цветы» 4.7 Изготовление «Маки» панно 14 1 13 4.8 Изготовление панно «Совушка» Изготовление панно «День 14 1 13 6 1 5 118 12 106 4.9 победы» 5. Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) 5.1 «Весна на пороге» 5.2 Коллективная 20 2 18 20 2 18 Работа над объемным панно «Вербное воскресенье». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. Декорирование панно нитками, бисером, пайетками. Работа над объемным панно«Сказочный мир». Композиция в технике кинусайга «Голубь мира». 20 2 18 18 2 16 20 2 18 20 2 18 Подведение 2 1 1 360 35 325 Композиция работа. из цветов. Панно в технике Кинусайга 5.3 5.4 5.5 5.6 6. Оформление итогов. выставки творческих работ Итого Содержание программы 2 года обучения Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности Тема 1. Знакомство. Теория: Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Практика: Знакомство с детьми ―Круг общения. Раздел 2. Что такое Кинусайга? Тема 1. История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды. Теория: Историей возникновения техники Кинусайга. Познакомить со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки. Практика: Знакомство с видами ткани и её свойствами. Тема 2. Подготовка эскиза композиции. Теория: Правила работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Практика: Самостоятельная разметка деталей и вырезание шаблонов. Раздел 3. Создания работ в плоской технике Кинусайга. Тема 1. Изготовление панно «Котята» Теория: Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Практика: Создание эскиза. Выполнение основных этапов по подготовке основы (пенопласта). Выполнение творческой работы тканью. Тема 2. Изготовление панно «Матрёшки» Теория: закрепить навыки изготовления поделок в плоской технике Кинусайга. Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции. Практика: Самостоятельное изготовление панно, декорирование изделия. Тема 3. Коллективная работа. Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга». Теория: Понятие «Коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Знакомство с пенопластовыми заготовками: шор, конус, колокольчик, кольцо и т.д. Практика: Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга. Тема 4. Подарок маме на 8 марта. Оформление фоторамки. Теория: Знакомство с примерами оформления фото рамки в стиле Кинусайга. Просмотр презентации «Фоторамка». Формы фоторамок. Практика: Разработка дизайна фоторамки, эскиз. Выполнение заготовок. Оформление фоторамки тканью. Тема5: Ключница «Щенок» Изготовление шаблонов. Подбор ткани. Раскрой деталей сувенира. Изготовление верхней части ключницы с применением аппликации. Соединение ушей щенка с головой. Соединение верхней и нижней деталей ключницы. Оформление ключницы. Тема 6. Мягкая игрушка «Цветок». Анализ образца. Подбор материалов для работы. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей по шаблонам. Изготовление деталей цветка. Изготовление деталей цветка. Изготовление стебля. Сборка игрушки. Оформление игрушки. Тема 7: Изготовление игрушки в стиле «Тильда» Беседа: «Мир игрушек Тильда». Материалы для работы. Выбор эскиза. Подбор материалов для работы. Изготовление выкройки куклы. Изготовление выкройки. Раскрой деталей куклы. Изготовление головы и туловища. Изготовление головы и туловища. Изготовление рук. Изготовление рук. Изготовление ног. Изготовление ног. Сборка куклы. Изготовление прически. Изготовление юбки. Отделка куклы. Раздел 4. Использование объемных элементов в технике Кинусайга. (Пэчворк) Тема1. Правила присборивания ткани, формирование складок, придание объема. Используемые материалы. Тема 2 Изготовление панно «Снегирь» Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление новогодней композиции с объемными элементами. Тема 3. Изготовление композиции «Зима» Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление новогодней композиции с объемными элементами. Тема 4. Изготовление новогодней композиции. Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление новогодней композиции с объемными элементами. Тема 5. Фотопортрет с элементами кинусайги. Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление композиции с объемными элементами. Тема 6. Изготовление панно «Бабочки и цветы» Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление композиции с объемными элементами. Тема 7. Изготовление панно «Маки» Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Тема 8. Изготовление панно «Совушка» Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. Практика: Изготовление композиции с объемными элементами. Тема 9. Изготовление панно «День победы» Теория: Просмотр документального кино о ВОВ. Практика: Работа над эскизом. Выполнение творческой работы на военную тему. Раздел 5. Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) Тема 1. «Весна на пороге» Практика: Выполнение эскиза и заготовки. Выполнение творческих работ на весеннюю тему. Тема 2. Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно в технике Кинусайга Теория: Познакомить с новым понятие «композиция», способами и правилами ее составления. Практика: Коллективная работа. Композиция из цветов. Тема 3. Коллективная работа Работа над объемным панно «Вербное воскресенье». Особенности работы над объемными поделками, техника безопасности и подручные приспособления. Тема 4.Декорирование панно нитками, бисером, пайетками. Тема 5. Работа над объемным панно «Сказочный мир». Тема 6. Композиция в технике кинусайга «Голубь мира». Раздел 6. Подведение итогов Тема 1. Оформление выставки творческих работ Практика: Тестирование. Оформление работ для выставки. Оформление выставки. Организационно-педагогические условия реализации программы. Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» . Материально- техническое обеспечение Организации учебного процесса –творческое занятие в оборудованном кабинете. Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина. Для занятий по программе необходимо достаточно светлое, просторное помещение. Столы должны стоять так, чтобы на них падало как можно больше естественного света. Для хранения материалов и незавершённых работ желательно для каждого учащегося иметь прочную картонную коробку. После каждого занятия коробки ставят в специально отведённый для этого шкаф. В помещении объединения должны быть шкафы для хранения поделок, инструментов и материалов, методической литературы. На стенах учебного кабинета целесообразно оформить стенд «Правила техники безопасности», а также учебные стенды и постоянно действующую выставку детских работ. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться. Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия: помещение – мастерская; краски акриловые; прозрачнее акриловые лаки на водной основе; акриловый грунт; клей ПВА (клей для декупажа); инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др.; рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стеклянные вазы, тарелки, старая мебель, чемоданы и пр.; клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды. Технические средства обучения Материалы, инструменты, оборудование общего пользования Материалы, инструменты, оборудование индивидуального пользования ПК Проектор Демонстрационный экран - бумажные салфетки с рисунками; - клей для декупажа (или клей ПВА); - ножницы; - акриловый лак на водной основе; - акриловые краски; - акриловый грунт; - кисти синтетика; - мелкозернистая наждачная бумага; - спонж для нанесения краски или грунта; - одноразовые тарелки для грунтовки. - основа для декупажа (ваза, тарелка, разделочная доска, цветочный горшок и т.д.) - бумажные салфетки с рисунками; - кисти синтетика; - ножницы; - коробка для хранения материалов и инструментов; - хлопчатобумажная салфетка. Также в обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декупажа, готовых работ кружковцев, игры и викторины. Информационное обеспечение Презентации Microsoft Office PowerPoint: 1. Декупаж. 2. Новогодние украшения в стиле Декупаж. Воспитательная работа: 1 Сентябрь 2 3 Сентябрь Октябрь 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ноябрь Декабрь В течении года Февраль Февраль Март Апрель Май Май Май Откровенный разговор «Хорошо ли мне в новом объединении «Волшебные ленты». Час общения «Как я провел лето» День добрых дел, посвященный Дню пожилого человека: поздравление ветеранов Беседа: «18 правил этикета, не знать которых стыдно» Анкетирование «Друг — это ...» День именинников Мероприятие ко дню 23 февраля Изготовление подарков «Валентиночки» Мероприятие ко дню 8 марта Беседа «Странный человек» День семьи Праздник, посвященный окончанию учебного года Чаепитие «Здравствуй, лето!» Видео – файлы: 1. Декупаж новогодних шариков. 2. Декупаж разделочной доски. 3. Декорируем кашпо. Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org Методическое обеспечение Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения. Применяются следующие методы обучения: метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих; метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления; поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений. игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков; метод коллективных творческих дел в осуществлении практической деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума. Применяются следующие методы воспитания: -убеждения -предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Как приемы убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу, объяснение, диспут. -упражнения -обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде. -поощрения -возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию. Форма организации образовательного процесса: групповая. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ по программе. Технология группового обучения – учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Список литературы. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009. Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008. 3. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил. 4. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия) 5. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008 6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности. - М., - 2008. 7. Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г. 8. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». М.: Учебная литература, 2007г. 9. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Твори. Выдумывай. Пробуй». Самара: Корп. Федоров,2004г. 10. Интернет-ресурс:http://stranamasterov.ru 11. Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья». Издательство «Экзамен» 2014г. 12. Журнал «Чудесные мгновения. Пэчворк на пенопласте» №9-10, 2009г. 1. 2. Для обучающихся: 1. 2. 3. 4. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.,- 2000. Джен Кренц Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., - 2005. Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. АСТ Сталкер 2007г. Для родителей: 3. Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г. 1. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия) Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. АСТ Сталкер 2007г 2. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные источники информации, может сам для себя определять способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка. Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного образования. Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней. Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения (обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий. К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях 1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о переходе на дистанционное обучение в электронном формате. 2.Дистанционное образование будет организовано с использованием платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн). 3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber. В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам варианты обучения. 4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться: - через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/ - по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru - через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru организуют: -Занятия по расписанию, -Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во второй половине дня. - Составляют тематическое планирование дистанционных занятий -Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети могут выполнить самостоятельно - Готовят задания, как минимум, на неделю вперед. - Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами, которые вам доступны. -Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто. - Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время. -Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко. Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей): У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму. Рекомендации: Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время. Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя. Организуйте для ребенка стационарное рабочее место. На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное поведение своим примером. На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены. Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику. Регулируйте время, проведенное за компьютером. Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов. Интересуйтесь успехами своего ребенка. Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность