Мастерская_успеха

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Мастерская успеха»
Возраст детей: 12- 17 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Соловьёв Сергей Васильевич,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023 год

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская успеха» относится к технической направленности.
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации
от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г.
N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
Резьба по дереву, как всякое творческое старинное ремесло, имеет
глубокие традиционные корни. Она имеет угасший характер,
несвоевременно забыта и ждет своего возрождения. Проблема актуальна в
том, что необходимо приобщить учащихся к народным традициям
художественной обработки дерева через самостоятельную деятельность и
сохранить культуру традиций. Самым распространенным материалом
передачи своих художественно-этнических чувств было дерево.
Из древесины воздвигали не только жилища и хозяйственные
постройки, но также бытовую утварь, посуду, игрушки украшенные
узорами.

Изготовление резьбы на объектах труда - это творчество. Творчество,
фантазия детей безгранична. Эти качества необходимо совершенствовать и
развивать. Художественная обработка дерева имеет большое значение для
всестороннего развития детей. Изготавливая резьбу на объектах труда, они
получают сведения о декоративно - прикладном искусстве, осваивают
мудрость простоты исполнения, умение владеть простым инструментом и
выполнять ими художественную работу, эмоционально воспринимать
красоту художественного оформления.
Раскрывая огромную ценность художественной обработки предметов
быта путем резьбы по дереву, они позволяют вооружить учащихся
техническими знаниями, развивать в них трудовые умения и навыки, вести
психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору
профессии.
В ходе работы детского объединения будут вноситься изменения,
дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами
занятия тоже.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и
физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и
долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на
познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева
– самого распространенного природного материала, на раскрытие
потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна программы заключается в объединении традиций русского народа в
изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации
творческой индивидуальности каждого обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья; в программе рассмотрены все элементы
технологии обработки древесины, выжигание, резьбы по дереву, начиная с
формирования художественного образа изделия из природного материала и
заканчивая его представлением на выставках.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы от других программ
работы с древесиной - заключается в том, что она многопрофильна. От
задуманной идеи, до последнего штриха, обучающийся выполняет все
операции самостоятельно, под руководством педагога. Начиная с черновой
обработки древесины, до раскраски.
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой
творческий замысел и фантазию, и после первых начальных упражнений
смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых
бесконечно разнообразен.

Цель программы: Всестороннее развитие личности учащегося через
овладение приемами художественной обработки древесины.
Задачи программы:
Обучающие:
- Приобретение знаний о безопасных приемах работы с инструментами и
оборудованием;
- Приобретение знаний о породах древесины и её свойствах, о
пиломатериалах (древесина, ДВП, ДСП, фанера);
- Получение представлении об изображениях (чертёж, эскиз, технический
рисунок);
- Приобретение личного опыта, навыков по обработке древесины;
- Формирование способностей к самостоятельному конструированию
изделий.
Развивающие:
- Развитие внимания, логического и образного мышления, творческих
способностей учащихся;
- Развитие художественного вкуса, ориентированного на качество готового
изделия;
- Развитие коммуникативных качеств личности учащихся
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к материалам, инструментам,
оборудованию;
- Формирование навыков работы в творческом разновозрастном
коллективе, где младшие учатся у старших, старшие помогают младшим.
- Формирование таких ценных личностных качеств и достоинств, как:
целеустремленность, терпение, настойчивость, умение доводить начатое
до конца, самоуважение и уважение труда других, веру в себя и свои силы.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю( 3часа) на
базе школьной мастерской МБОУ СОШ п. Крылово.
Первый год обучения обучающиеся знакомятся с наиболее простыми
видами резьбы по дереву: геометрической. Этот вид резьбы не требует
сложных инструментов. Резную композицию практически можно
выполнить одним резцом на любой из пород древесины.
Несмотря на простоту исполнения геометрической резьбы, резные
работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют
обучающимся приобрести определенные умения и навыки. Кроме того,
обучающиеся получают общее представление о

флористике, учатся собирать материал, выполнять его предварительную
обработку: зачистку, шлифовку, выполнять простейшие поделки без
изменения фактуры материала.
На втором году обучения обучающиеся знакомятся с
разновидностями плосковыемчатой резьбы - скобчатой и контурной, а
также с более сложным видом резьбы: плоскорельефной и ее
разновидности.
На третьем году обучения обучающиеся знакомятся - с глухой и ажурной
резьбой и с основами токарного дела.
Продолжительность занятия 45 минут, с использованием перерыва (10
мин.).
1) Форма занятий: индивидуальные и групповые.
Планируемые результаты
По окончании изучения программы «Мастерская успеха » выпускники будут
знать:
• Принципы организации рабочего места и основные правила техники
безопасности: при работе с инструментами;
• Общие сведения о народных ремёслах;
• Инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
• Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду
деятельности, по свойствам материалов;
• Породы древесины и их свойства, классификацию пиломатериалов
(древесина, ДВП, ДСП, фанера);
• Технологию резьбы по дереву;
• Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз,
технический рисунок);
• Способы разметки по шаблону и чертежу;
• Основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности
древесины к отделке;
• Особенности отделки древесины лакокрасочными материалами
(морение, воскование, лакирование, полировка);
• Виды резьбы по дереву (геометрическая, рельефная, контурная,
сквозная, скульптурная скобчатая, глухая, накладная, ажурная);
• Виды орнаментов;
» Типы и виды художественной обработки;
• Способы экономного расходования материалов, электроэнергии,
бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
• О разъемных и неразъемных соединениях деталей из древесины;
• О соединениях с помощью гвоздей и шурупов;
• Назначение и применение клея для склеивания древесины.
Уметь:
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания,
различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и
инструментами.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуче
ния

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
1.09.2021

Дата
окончания
обучения
по
программе
31.05.2022

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов

36

180

2 год

1.09.2022

31.05.2023

36

180

3 год

1.09.2023

31.05.2024

36

180

Режим занятий

2 дня 2.5 часов в
неделю
2 дня 2.5 часов в
неделю
2 дня 2.5 часов в
неделю

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год

№
п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Мастерская успеха»

1.

Начало учебного периода

01.09.2022г.

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель – 12-15 лет (5-8кл.)

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю по 2,5 часа

5.

Продолжительность учебных занятий

Продолжительность учебного часа – 45
минут

6.

Время проведения учебных занятий

Ср.. 15-00 – 17-30
Пт. 15-00 – 17-30

7.

Продолжительность перемен

15 минут

8.

Окончание учебного года

31 мая 2023г.

9.

Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние

Работа по расписанию

10.

Летнее время

-

11.

Аттестация обучающихся

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.

12. 11.
13.

Комплектование групп

31.05.2022г. – 31.08.2022г.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
1 год обучения
№

Наименование
разделов, тем

Количество часов
Всего

Теория Практика

часов
1.

Вводное занятие

2

2

Формы
аттестации/

Дистанционное
обучение

контроля
Беседа
YouTube
Источник видео
Правила техники
безопасности в
школьных мастерских

2.

Игра как средства
социальной
адаптации ребенка

4

4

Беседа
YouTube
Источник видео
Подростки, я-человек,
социальная адаптация?
жизнь, игра, российская
федерация

3.

Знакомство с
предприятиями
народных
промыслов

4

4

Беседа
YouTube
Источник видео
Резьба по дереву:
история, традиции,
промысел

4.

Знакомство с
экспонатами
музеев. Экскурсия
на предприятия и
музеи.

8

8

Беседа.
Презентация

YouTube
Источник видео
Виртуальная экскурсия
по Музею деревянного
зодчества в городе
Кострома.

5.

Основные
сведения о
древесине и ее
свойствах

5

Беседа
Устный
опрос,
технический
диктант

5

YouTube
Источник видео
Мультик про дерево.
Учим деревья. Свойства
древесины. Как делают
древесину. Лист

6.

Рабочее место
резчика по дереву
и его
оборудование.

5

2

3

Технический
диктант

YouTube
Источник видео
Резьба по дереву.
Обустройство рабочего

места. [Урок 1]

7.

Инструменты для
резьбы по дереву

7

2

5

Беседа
YouTube
Источник видео
Резьба по дереву для
начинающих. Уроки.
Инструменты для
резьбы.

8.

Измерительные
инструменты

7

2

5

Беседа
Яндекс.Дзен
Источник видео
Измерительный
инструмент в столярной
мастерской.

9.

10.

Знакомство с
художественными
и техническими
приемами резьбы
по дереву

24

Подготовка
инструментов для
резьбы

10

2

22

Беседа

YouTube
Источник видео
Практические советы и
уроки резьбы по дереву

3

7

Беседа
YouTube
Источник видео
Резьба по дереву. правка
и заточка инструмента.

11.

Создание
неполных
композиций
узоров резьбы на
бумаге и перевод
созданных узоров
на изделия из

24

2

22

Практическая
работа
YouTube
Источник видео
Резьба для начинающих.
простеший орнамент

дерева

12.

Выполнение
узоров
геометрической
резьбы на
изделиях из дерева

коса, эскиз, резьба

24

4

20

Открытое
занятие
YouTube

Зачет

Источник видео
Геометрическая резьба
по дереву - резьба по
дереву геометрия, узоры,
фрагменты

13.

Отделка готовых
изделий,
подготовка их к
выставке

24

4

20

Практическая
работа
YouTube
Источник видео
Разработка эскиза
изделия Подготовка
материалов и
оборудования

14.

Копирование
образцов народной
резьбы

20

4

16

Практическая
работа

Яндекс.Дзен
Источник видео
Резьба по дереву для

.

начинающих

15.

Создание
индивидуальных
композиций

12

-

12

Устный
опрос
Практическая
работа

Яндекс.Дзен
Источник видео
Резьба по дереву для
начинающих.

Всего;

180

32

148

Содержание
1.Вводное занятие
Теория:
Знакомство с искусством деревянной резьбы и ее современное состояние.
Ознакомление с программой и режимом работы студии. Правила
безопасности труда.
2. Игра как средство социальной адаптации ребенка
Практика:
Знакомство. Развитие социально-коммуникативных навыков. Мир общения.
Мир эмоций и чувств. Саморегуляция.
3. Знакомство с предприятиями народных промыслов
Теория:
Посещение цеха по обработке древесины механическим путем. Встреча с
народными умельцами или мастерами резьбы по дереву.
4. Знакомство с экспонатами музеев
Теория:
Посещение музеев: музея школы, местного музея, районного музея, выезд в
краеведческий музей, а также на выездные художественные экспозиции.
5. Основные сведения о древесине и ее свойствах
Теория:
Строение дерева, макроскопические признаки строения различных
древесных пород, применяемых в резьбе (хвойные породы, лиственные
породы, экзотические породы), показ образцов различных древесных пород.
Пороки и дефекты древесины. Показ образцов с пороками древесины
(трещины, сучки, гребки, повреждения насекомыми). Физические и
механические, свойства древесины; цвет, текстура, запах. Демонстрация на
образцах. Влажность, усушка и разбухание. Механические свойства
древесины: твердость и прочность, упругость и пластичность. Наглядные
примеры на образцах.
Практика:

-определение породы деревьев по образцам;
-определение пороков и дефектов древесины по образцам;
-определение физических и механических свойств древесины на образцах.
6. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование
Теория:
Столярный верстак. Устройство версточной доски, стул резчика по дереву,
приспособление резчика по дереву: упорная пластина, стусло, струбцины,
зажимы, деревянный чурбан, державки. Столярный инструмент.
Набор резчицкого инструмента, измерительный и электроинструмент,
осветительные приборы.
7. Инструменты для резьбы по дереву
Теория:
Техника безопасности при работе с инструментом. Столярный инструмент:
топор, тесло, рубанки, фуганки, пилы, сверла, стамески, долота. Прочий
инструмент (молотки, киянки, цикли, напильники, рашпили). Устройство и
назначение инструмента в зависимости от рода выполняемых работ.
Резчицкий инструмент.
Практика:
Описание устройства инструмента по образцам. Определение инструментов,
классификация инструментов.
8. Измерительные инструменты
Теория:
Классификация измерительного инструмента. Перечень и демонстрация
измерительного и разметочного инструмента: линейки, карандаши, чертилки,
столярный угольник, ярунок, малка, чертежные угольники, циркули,
транспортир, рулетка. Устройства и способы применения.
Практика:
Определение вида инструмента по образцам и описание его устройства.
9. Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по
дереву
Теория:

Краткий обзор видов резьбы. Контурная и геометрическая резьба.
Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнения
задания по образцу (на светлом фоне). Контурная резьба (контурное
гравирование) по светлой и тонированной древесине.
Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из
истории народного декоративно-прикладного искусства (ярославские прялки,
мордовские свадебные сундуки и др.). Материалы. Инструменты. Характер
подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой
нож).
Практика:
Изготовление строганой основы по размерам образца. Работа над эскизом.
Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение
резной композиции.
10. Подготовка инструментов для резьбы
Теория:
Технология изготовления инструментов. Зависимость резьбы от
инструмента. Приобретение и изготовление инструментов. Правильный
выбор сырья для изготовления инструментов. Закалка инструмента. Заточка
инструмента. Изготовление рукояток для инструмента, выбор формы и
породы древесины для рукояток. Техника безопасности при изготовлении
инструмента.
Практика:
Выбор обучающимися формы инструмента и его изготовление.
11.Создание неполных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод
созданных узоров на изделия из дерева
Теория
Использование раздаточного материала с элементами узоров, азбука
геометрической резьбы. Выполнение узоров в рабочих тетрадях с отработкой
точности, четкости в необходимом для этого количестве. Перенос узоров на
изделия из дерева. Подготовка тренировочных досок из мягких пород
древесины. Строгание, циклевание и шлифовка.
Практика:
Использование рабочих тетрадей с готовыми рисунками и чертежами.
Изготовление тренировочных досок и перенос азбучных элементов.

12. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева
Теория:
Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов, работа
по образцам. Использование резной пластины с азбукой в качестве
справочного материала при сочинении композиции. Возможные
композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования
одного или нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности
композиции от глубины вырезания элементов. Ритм работы над
геометрической резьбой.
Практика:
Изготовление по образцу декоративной резной пластины с несложной
композицией.
13. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке
Теория:
Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов. Техника
шлифовки и полировки. Задача отделки поверхности резных изделий.
Прозрачная отделка: масляный лак, растительные масла, нитролак, морение,
отбеливание.
Практика:
Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого
изделия.
14. Копирование образцов народной резьбы
Теория
Использование готовых декоративных пластин с композициями из
растительных элементов или анималистического характера (сочетание
контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). Примеры
из истории народного декоративно-прикладного творчества. Композиция из
растительных элементов или анималистического характера. Особенности
декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в
зависимости от породы дерева.
Практика:
Создание декоративных пластин для оформления помещений по готовым
образцам, работа над эскизами композиций в заданном формате. Исполнение
в материале.

15. Создание индивидуальных композиций
Теория:
Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной
заставкой (вид резьбы по выбору учащегося). Учет функционального
назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Проект
изделия. Разработка резной заставки. Разработка способов отделки в
зависимости от назначения изделия,
Практика:
Создание проекта изделия.
16. Выполнение композиций народной резьбы
Теория:
Орнаментальная композиция (работа по образцам). Характерные
особенности композиционного построения народной резьбы, ее
специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного
рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Стадии выполнения
резьбы. Приемы обработки фона.
Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Виды и
классификация клеев для древесины, их свойства, способы изготовления и
рекомендации по применению. Выбор материала. Подготовка основы под
резьбу, виды отделки резных поверхностей.
Практика:
Зарисовки орнаментальных резных композиций с образцов народного
искусства. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на
материал. Выполнение резьбы. Разработка орнаментальных резных
композиций на произвольную тему и выполнение ее в материале (резные
пластины по сюжетам народных сказок).

17. Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по
дереву
Теория:
Выбор изделия, создание технологических карт. Описание операций.
Разработка чертежей, эскизов, шаблонов. Изготовление на примере
комплексного изделия, состоящего из двух и более деталей. Декоративные
технологические, особенности при выборе и изготовлении комплексных

изделий. Обязательное изготовление пробных строганных основ под резьбу и
некоторых сложных элементов.
Практика:
Подготовка деревянных основ для выполнения тренировочных элементов, а
так же для основных составляющих частей комплексного изделия. Разметки
резного поля по эскизам и чертежам, выполненным ранее. Выполнение
резьбы соответственно технологических карт вначале на тренировочных
основах, а затем на основных. Сборка готового изделия с учетом технологии.
Зачистка готового изделия.
18. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке
Теория:
Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов, техника
шлифовки и полировки. Задача отделки поверхностей резных изделий.
Прозрачная отделка: растительные масла, нитролак, морение, отбеливание.
Практика:
Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого
изделия. Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы
выполняемого изделия.
19. Выставка
Практика:
Сбор всех работ воспитанников. Отбор лучших работ в зависимости от
качества. Тематика проводимых выставок и степень сложности
изготовленных изделий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2023/2024 учебный год

№
п/п

1.

Режим деятельности

Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Мастерская успеха»

Начало учебного периода

01.09.2023г.

Продолжительность учебного периода

2.

36 учебных недель – 13-16 лет
(6-10кл.)

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Продолжительность учебных занятий

Продолжительность учебного часа –
45 минут

6.

Время проведения учебных занятий

Ср. 15-00 – 17-30
Пт. 15-00 – 17-30

7.

Продолжительность перемен

10минут

8.

Окончание учебного года

31 мая 2024г.

9.

Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние

Работа по расписанию

10.

Летнее время

-

11.

Аттестация обучающихся

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024г.

12. 1
1
.
13.

Комплектование групп

31.05.2023г. – 31.08.2023г.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
2-й год обучения
№ Наименование разделов,
блоков, тем

Количество часов
Всего
часов

Теория

1.1 Вводное занятие

2

2

1.2 Материалы, инструменты.

4

2

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Резьба по дереву
Беседа
2

Беседа

Выполнение задания по образцу
1.3 Контурная резьба по
тонированному фону

10

2

8

Беседа

1.4 Технология и декоративные
особенности геометрической
(трехгранно - выемчатой) резьбы.
Азбука геометрических
элементов

22

2

20

Устный опрос,
технический
диктант

1.5 Узоры геометрического
орнамента из изученных
(азбучных) элементов, работа по
образцам

10

2

8

Практическая
работа

1.6 Декоративная пластина с
композицией из растительных
элементов или
анималистического характера
(сочетание контурной и
геометрической резьбы на
темном или светлом фоне)

12

2

10

Практическая
работа

1.7 Выполнение простого предмета
(строганного или точеного) с
резной заставкой (резьба по
выбору)

12

2

10

Практическая
работа

1.8 Отделка готовых изделий,
подготовка работ к выставке

2

1

1

Зачет,
выставка
работ

2.1 Знакомство с токарными
работами по дереву

4

4

2.2 Общее устройство токарного
станка по дереву. Технический
уход.

12

4

4

Устный опрос,
технический
диктант

2.3 Инструменты для работы на
токарном станке, подготовка их к
работе

4

2

2

Практическая
работа

2.4 Рабочее место токаря по дереву

6

2

4

Устный опрос,
технический
диктант

2.5 Основные сведения о древесине

4

2

2

Устный опрос,
технический
диктант

2.6 Основные приемы работы на
токарном станке по дереву

18

4

14

Устный опрос,
технический

2.

Токарное дело
Устный опрос,
технический
диктант

диктант
2.7 Выполнение простых фигур на
токарном станке по дереву

16

4

12

Практическая
работа,

2.8 Отделка готовых изделий,
подготовка их к выставке

4

2

2

Устный опрос,
технический
диктант

2.9 Разработка простого изделия,
состоящего из двух-трех деталей

20

4

16

Практическая
работа,

2.10 Изготовление несложного
изделия с отработкой точности

12

2

10

Практическая
работа,

2.11 Отделка готовых изделий,
подготовка работ к выставке

6

2

4

Практическая
работа,
выставка
работ

180

57

123

Итого:

Содержание

Раздел 1. Контурная резьба по дереву
1.1. Вводное занятие
Теория:
Краткий обзор итогов первого года обучения. Вопросы охраны труда и
техники безопасности. Организация рабочего места. Ознакомление с
программой.
1.2. Материалы, инструменты. Выполнение задания по образцу
Теория:
Подготовка рабочего места. Технология контурной резьбы. Материалы.
Инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне). Контурная
резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной древесине.
Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из
истории народного декоративно-прикладного искусства (ярославские прялки,
мордовские свадебные сундуки и др.). Инструменты. Характер
подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой
нож), деревянной поверхности, естественного цвета дерева, тонированной
древесины.
Этапы выполнения контурной композиции.
Практика:

Изготовление строганой основы под резную композицию растительного
характера по размерам образца (возможно использование в качестве основы
под резьбу крышки школьного пенала). Работа над эскизом.
Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение
резной композиции.
1.3 Контурная резьба по тонированному фону
Теория:
Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону.
Технология тонирования рисунка на темный фон. Приемы работы сидя, стоя
(с поворотом заготовки, без поворота).
Практика:
Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка
основы. Работа над эскизом (на темном фоне). Использование набросков,
зарисовок животных, декоративная трактовка форм животного мира.
Выполнение резьбы.
1.4 Технология и декоративные особенности геометрической
(трехгранно-выемчатой резьбы) Азбука геометрических элементов
Теория:
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.
Примеры резных композиций из истории народного декоративноприкладного искусства (прялки, валенки, рубели Архангельской,
Вологодской,
Калининской областей России. Изделия армянских и грузинских мастеров,
геометрическая резьба народов Средней Азии, изделия прибалтийских
мастеров). Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок
разметки и последовательность выполнения.
Практика:
Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.
Разметки (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы
под соответствующие элементы азбуки (каждый из резных элементов
повторяется многократно на протяжении всей полосы). Выполнение резьбы.
1.5. Узоры геометрического орнамента из изученных (азбучных)
элементов, работа по образцам
Теория:

Использование резной пластины с азбукой в качестве справочного материала
при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных
элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре.
Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов.
Ритм работы над геометрической резьбой.
Практика:
Исполнение по образцу декоративной пластины с несложной композицией.
1.6 Декоративная пластина с композицией из растительных элементов
или анималистического характера (сочетание контурной и
геометрической резьбы на темном и светлом фоне)
Теория:
Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства
композиций из растительных элементов или анималистического характера
(например, пряничные доски Кировской, Московской областей).
Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического
узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной
поверхности.
Практика:
Создание декоративных пластин для оформления помещений начальных
классов (коллективное задание), работа над эскизами композиции в заданном
формате. Зарисовка с натуры животных, птиц, аквариумных рыб, рисование
листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Использование
зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под
сочетанием геометрической и контурной резьбы. Исполнение в ' материале.
1.7 Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной
заставкой (резьба по выбору)
Теория:
Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным
декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Способ отделки и его
зависимость от утилитарного назначения изделия.
Практика:
Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным способом)
основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки. Отделка
готового изделия - тонирование, лакирование, полирование — производится
в зависимости от выбранного вида резьбы (геометрическая или контурная
резьба по светлому или темному фону).

1.8. Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке
Теория:
Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов, техника
шлифовки и полировки. Задача отделки поверхностей резных изделий.
Прозрачная отделка: растительные масла, нитролак, морение, отбеливание.
Практика:
Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого
изделия.
Раздел 2. Токарное дело
2.1. Знакомство с токарными работами по дереву
Теория:
История развития токарных работ по дереву. Правила безопасности труда.
2.2. Общее устройство токарного станка по дереву. Технический уход
Теория:
Назначение токарного станка СТД. История происхождения СТД.
Классификация и назначение СТД. Общее устройство СТД. Подетальное
устройство станка СТД. Технический уход.
Практика:
Опрос учащихся по устройству СТД, технический диктант.
2.3. Инструменты для работы на токарном станке, подготовка их к
работе
Теория:
Виды классификации инструментов для работы на токарном станке. Способы
и методы заточки инструментов. Техника безопасности при заточке
инструментов.
Практика.
Подготовка инструментов к работе. Проверка инструментов на пригодность к
работе.
2.4. Рабочее место токаря по дереву

Теория:
Оборудование и инструменты токаря по дереву. Правила техники
безопасности при работе на СТД. Подготовка СТД к работе. Закрепление
заготовки. Правильное расположение инструментов при работе на СТД.
Практика:
Закрепление заготовки на СТД.
2.5. Основные сведение о древесине
Теория:
Выбор древесины для изготовления заготовки. Классификация пород
древесины. Демонстрация образцов с породами древесины.
Практика:
Выбор заготовки для токарных работ, обработка заготовки (первичная).
2.6. Основные приемы работы на токарном станке по дереву
Теория:
Правила техники безопасности при работе на СТД. Работа на станке СТД.
Сочетание различных приемов при изготовлении простых фигур.
Практика:
Выполнение обучающимися основных приемов работы на СТД.
2.7. Выполнение простых фигур на токарном станке по дереву
Теория:
Демонстрация готовых образцов проектных фигур, выполненных на СТД.
Показ техники выполнения простых фигур на СТД.
Практика:
Выполнение обучающимися простых фигур на СТД по образцам.
2.8. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке
Теория:
Технология отделки готового изделия на СТД. Методы ручной доводки
изготовленного изделия. Отделочные работы.

Практика.
Отделка готовых изделий согласно технологической карте.
2.9. Разработка простого изделия, состоящего из двух-трех деталей
Теория:
Показ готовых образцов. Изготовление чертежей и эскизов. Правила
составления технологической карты.
Практика:
Разработка эскизов, изготовление чертежей, составление
технологических карт.
2.10. Изготовление несложного изделия с отработкой точности
Теория:
Правила техники безопасности при работе на СТД. Вводный инструктаж по
выбору и установке заготовок на СТД. Текущий инструктаж в ходе работы.
Практика:
Изготовление заготовок. Выбор и заточка инструментов. Установка и
обработка заготовок. Уборка рабочего места.
2.11. Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке
Теория:
Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.
Практика:
Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка.
Отделочные работы. Подготовка изделий и участие в выставках, конкурсах.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024/2025 учебный год

№
п/п

Режим деятельности

Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Мастерская успеха»

14.

Начало учебного периода

01.09.2024г.

15.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель – 14-17 лет
(7-11кл.)

16.

Продолжительность учебной недели

5 дней

17.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

18.

Продолжительность учебных занятий

Продолжительность учебного часа –
45 минут

19.

Время проведения учебных занятий

Ср.. 15-00 – 17-30
Пт. 15-00 – 17-30

20.

Продолжительность перемен

15 минут

21.

Окончание учебного года

31 мая 2025г.

22.

Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние

Работа по расписанию

23.

Летнее время

-

24.

Аттестация обучающихся

Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2025г.

25. 1
1
.
26.

Комплектование групп

31.05.2024г. – 31.08.2024г.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план 3-й год обучения

№

Наименование разделов,
блоков, тем

Количество часов

аттестации/

Всего
часов

Теория

Вводное занятие

12

12

-

1.2

Основы православной
культуры

4

4

-

Беседа

1.3

История театра

4

4

-

Беседа

1.4

Русское деревянное зодчество

4

4

-

Беседа.
Презентация.

2.

Токарное дело

60

18

42

1.1

Контрольно – измерительные
инструменты

4

2

2

Практическая
работа

1.2

Создание собственного
комплексного изделия на
бумаге

8

2

6

практическая
работа

1.3

Изготовление комплексного
изделия в материале

18

6

12

практическая
работа

1.4

Сборка и отделка готового
изделия

6

2

4

практическая
работа

1.5

Копирование образцов с
наименьшей допустимой
погрешностью

18

4

14

Открытое
занятие,
практическая
работа

1.6

Отделка готовых изделий

4

2

2

1.7

Организация выставки работ

2

-

2

3.

Рельефная резьба

102

32

70

3.1

Оборудование и инструменты

4

4

3.2

Общие сведения о резьбе и ее
видах, общие правила
безопасности при резьбе

8

2

6

Устный опрос,
технический
диктант

2.3

Подготовка древесины под
резьбу. Инструменты для
резьбы

12

4

8

Устный опрос,
технический
диктант

1

Практика

Формы
контроля

Зачет, выставка
работ

Устный опрос,
технический
диктант

3.4

Безопасные приемы работы с
инструментами

4

2

2

Зачет

3.5

Композиция из простейших
фигур (работа по образцам)

6

2

4

практическая
работа,

3.6

Резанье древесины.
Приспособления и
оборудование для резанья
древесины

8

2

6

Практическая
работа

3.7

Резьба геометрического,
растительного или
смешанного характера
(творческая работа)

16

6

10

практическая
работа,

3.8

Выполнение резьбы с
созданием анималистических
изображений (зверей, птиц и
т.д.)

18

4

14

практическая
работа,

3.9

Выполнение контурной
резьбы произвольной
тематики.

18

4

14

Устный опрос,
технический
диктант

3.10

Отделка готовых изделий,
подготовка их к выставке

8

2

6

Зачет,
практическая
работа, выставка
работ

Выставка

6

-

6

180

64

116

4.

Итого:

Учебно –тематический план 3-й год обучения
№

1
1.2

1.3

Наименование разделов,
блоков, тем

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практика

Вводное занятие

12

12

-

Основы православной
культуры

4

4

-

История русского терема

4

Дистанционное
обучение

Русское деревянное
зодчество

4

-

РУССКОЕ
ЗОДЧЕСТВО РУССКАЯ СКАЗКА
ТЕРЕМА

1.4

Русское деревянное зодчество

4

4

РУССКОЕ
ДЕРЕВЯННОЕ
ЗОДЧЕСТВО

2.

Токарное дело

60

18

42

1.1

Контрольно – измерительные
инструменты

4

2

2

Веселый инженер
•

1.2

Создание собственного
комплексного изделия на
бумаге

8

2

6

6.Урок - Создание
собственного
комплексного
компонента–
Часть 1, видео 1/3

1.3

Изготовление комплексного
изделия в материале

18

6

12

6.Урок - Создание
собственного
комплексного
компонента–
Часть 1, видео 1/3

1.4

Сборка и отделка готового
изделия

6

2

4

Мастер класс Токарные работы
по дереву

1.5

Копирование образцов с
наименьшей допустимой
погрешностью

18

4

14

1.6

Отделка готовых изделий

4

2

2

1.7

Организация выставки работ

2

-

2

3.

Рельефная резьба

102

32

70

3.1

Оборудование и инструменты

4

4

Приспособление
для токарного
станка. Чертеж
Токарный Клуб.
Отделка токарных
изделий.

Инструмент для
резьбы по дереву

3.2

Общие сведения о резьбе и ее
видах, общие правила
безопасности при резьбе

8

2

6

Резьба по дереву ВИДЫ РЕЗЬБЫ.

2.3

Подготовка древесины под
резьбу. Инструменты для
резьбы

12

4

8

О выборе
древесины для
резьбы по дереву

3.4

Безопасные приемы работы с
инструментами

4

2

2

. Резьба по

Композиция из простейших
фигур (работа по образцам)

6

3.5

дереву.
Подготовка
рисунка для
резьбы. Часть 6

2

4

Урок технологии в
5 классе. Пиление
заготовок из

древесины

3.6

Резанье древесины.
Приспособления и
оборудование для резанья
древесины

8

2

6

Каждый должен
увидеть видео
этого столяра
плотника. Современная
резка по дереву. ⏩
3

3.7

Резьба геометрического,
растительного или
смешанного характера
(творческая работа)

16

6

10

Урок
геометрической
резьбы для
начинающих часть
1

3.8

Выполнение резьбы с
созданием анималистических
изображений (зверей, птиц и
т.д.)

18

4

14

Уроки резьбы по
дереву. Резьба по
дереву для
начинающих.

3.9

Выполнение контурной
резьбы произвольной
тематики.

18

4

14

Резьба по дереву.
Урок 3

Отделка готовых изделий,
подготовка их к выставке

8

2

6

Выставка

6

-

6

180

64

116

3.10

4.

Итого:

(геометрическая)
Лекала,
Трафареты,
Узоры, Резьба по
дереву для
начинающих

Содержание 3 года обучения
1.1. Вводное занятие
Теория:
Программа, задачи и план работы студии. Оборудование и
инструменты. Повторение пройденного за прошлый год. Материалы.
Хранение инструментов, материалов, изделий. Общие правила
безопасности труда.
1.2. Основы православной культуры
Теория:
История зарождения православной культуры. Становление
православной культуры в России. Православные праздники. Традиции
православной культуры в современном обществе.

1.3. История театра
Теория:
Театр - синтез искусств. Современный театр. Театральнодекорационное искусство.
1.4. Русское деревянное зодчество
Теория:
Возникновение и развитие деревянного зодчества в России. Просмотр
иллюстраций, посещение музеев, просмотр видео и фотоматериалов.

2. Токарное дело
2.1. Контрольно-измерительные инструменты
Теория:
Виды и назначение контрольно-измерительных инструментов (КИИ).
Устройство и техника использования КИИ.
Практика:
Лабораторная работа по теме «Измерение заготовок при помощи КИИ.
1.6. Создание собственного комплексного изделия на бумаге
Теория:
Текущий инструктаж при выборе и разработке эскизов, чертежей,
лекал, шаблонов.
Практика:
Изготовление эскизов, чертежей, лекал, шаблонов, технологических
карт.
1.7. Изготовление комплексного изделия в материале
Теория:

Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж при выборе
и изготовлении заготовок. Текущий инструктаж в процессе
изготовления изделия.
Практика:
Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на
токарном станке с учетом технологической карты.
1.8. Сборка и отделка готового изделия
Теория:
Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.
Практика:
Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная
доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.
1.9. Копирование образцов с наименьшей допустимой
погрешностью
Теория:
Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж
при ' выборе и изготовлении заготовок. Текущий инструктаж в
процессе изготовления изделия. Выполнение работы с использованием
КИИ, при этом допустимая погрешность должна быть минимальной.
Практика:
Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на
токарном станке с учетом технологической карты.
1.10. Отделка готовых изделий
Теория:
Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.
Практика:
Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная
доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.
1.11. Организация выставки работ
Практика:

Сбор всех работ. Отбор лучших работ в зависимости от качества.
Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных
изделий.
Участие в выставке.
Раздел 2. Рельефная резьба
2.1. Оборудование и инструменты
Теория:
Программа, задачи и план работы студии. Закрепление рабочих мест,
культура труда. Материалы. Хранение инструментов, материалов,
изделий. Общие правила безопасности труда.
2.2. Общие сведения о резьбе и ее видах, общие
правила безопасности при резьбе
Теория:
История резьбы по дереву. Разновидности резьбы. Демонстрация
дидактического материала с разновидностями резьбы. Инструменты
для рельефной резьбы. Общие правила безопасности труда при резьбе
по дереву.
Практика:
Упражнения по заточке и доводке инструмента.
2.3. Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы
Теория:
Инструменты для резьбы. Древесина, ее строение, свойства, породы
деревьев. Необходимость бережного отношения к природе. Пороки,
влажность древесины. Особенности подбора древесины под резьбу.
Пиление, строгание, циклевание древесины. Крашение древесины
Основные требования к качеству изделий из древесины. Безопасность
труда при выполнении технических операций при обработке
древесины.
Практика:
Определение пород и пороков древесины. Выбор заготовок. Обработка
основы при помощи пил, струг, цикли под резьбу по образцу.

2.4 . Безопасные приемы работы с инструментами
Теория:
Техника безопасности при работе с резчицким инструментом.
Практика:
Изготовление приспособлений для безопасной работы.
2.5. Композиция из простейших фигур (работа по образцам)
Теория:
Ритм, композиция. Использование образцов при выборе рисунка.
Перевод рисунка на основу. Приемы увеличения и уменьшения
рисунка. Рациональные способы получения рисунка.
Практика:
Составление простой композиции из геометрических фигур.
Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на основу.
2.6. Резанье древесины. Приспособления и оборудование для
резанья древесины
Теория:
Приемы резанья древесины ножом-резаком. Безопасность труда.
Практические занятия:
Практика:
Практические упражнения по резанью в различных направлениях
древесины (на оборотной стороне плашки). Контурная резьба по
образцам.
2.7. Резьба геометрического, растительного или
смешанного характера (творческая работа)
Теория:
Основные требования, предъявляемые к созданию композиции из
геометрического и растительного орнаментов. Привлечение всех
студийцев к обсуждению и подбору объектов работ. Организация
индивидуальной и коллективной работы, творческой взаимопомощи и
соперничества. Безопасность труда.
Практика:

Создание композиции для резьбы. Подготовка основы. Нанесение узора
на основу. Выполнение контурной резьбы на изделие. Контроль
качества изделия.
2.8. Выполнение резьбы с созданием
анималистических изображений (зверей, птиц и т. д.)
Теория:
Стилизация рисунка под контурную резьбу. Основные принципы
стилизации. Ознакомление с устройством и приемами пользования
техническими средствами обучения: кодоскопом, эпидиаскопом,
фотоувеличителем. Меры электробезопасности при пользовании ТОО
на занятиях студии. Лаки для прозрачного покрытия. Приемы
лакирования и распиливания поверхности. Безопасность труда при
отделке изделий из древесины.
Практика:
Стилизация рисунка под контурную резьбу; его увеличение или
уменьшение. Подготовка поверхности заготовки с применением лаков.
Перевод рисунка. Процесс резьбы. Контроль качества выполнения
резьбы. Исправление допущенных погрешностей. Отделка изделия.
2.9. Выполнение контурной резьбы произвольной тематики
Теория:
Анализ работ профессиональных художников декоративноприкладного искусства (репродукции, слайды, фотографии).
Посещение и анализ выставок декоративно-прикладного искусства»
художественных музеев, просмотр кинофильмов по народному
искусству. Встречи с художниками-профессионалами и любителями
декоративно-прикладного творчества. Выбор композиции
произвольной тематики.
Практика:
Коллективное обсуждение тематики творческих работ, их назначения.
Выполнение (коллективное или индивидуальное) резьбы произвольной
тематики. Контроль качества изготовляемого изделия, его соответствия
художественным требованиям.
2.10. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке
Теория:
Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.

Практика:
Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная
доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.
2.11. Выставка
Практика:
Сбор всех работ. Отбор лучших работ в зависимости от качества.
Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных
изделий.
Участие в выставках, конкурсах.
1.4.Планируемые результаты:
По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Резьба по дереву» учащиеся должны
демонстрировать следующие результаты:
1-й год обучения.
образовательные (предметные):
- знать технику безопасности при работе с инструментом
- уметь пользоваться измерительными инструментами;
личностные:
- уметь изготовить инструмент для резьбы по дереву;
- уметь создать и выполнить узоры геометрической резьбы;
метапредметные:
- знать технологию выполнения приемов резьбы.
2-й год обучения.
образовательные (предметные):
- уметь подобрать материал (древесину) для изготовления изделия;
- знать устройство токарного станка;
личностные:
- уметь выполнить основные фигуры на токарном станке по дереву;
метапредметные:

- уметь сочетать резьбу по дереву с токарными работами;
- знать правила безопасной работы.
3-й год обучения.
образовательные (предметные):
- знать общие сведения о резьбе и ее видах;
- уметь выполнить резьбу с созданием анималистических
изображений;
личностные:
- уметь выполнить резьбу геометрического, растительного или
смешанного орнаментов;
метапредметные:
- знать правила безопасной работы.

Способы определения результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- педагогический мониторинг;
- мониторинг образовательно й деятельности;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы и более качественного
усвоения учащимися учебного материала необходимы следующие
условия:
1. материально-техническое обеспечение должно соответствовать
следующим требованиям:
- светлый, просторный, хорошо освещенный кабинет,
(соответствующий нормам и требованиям СанПиН);
- учебные мастерские;

2. перечень оборудования, инструментов и материалов - столярные
верстаки, стулья, шкафы для хранения работ детей, инструментов и
материалов;
- классная доска, чертежные принадлежности;
- настольные осветительные приборы;
- библиотека резчика по дереву;
- технические средства обучения, ИКТ;
- раздаточный демонстрационный материал, выставочные образцы;
- средства доврачебной медицинской помощи.
3. Необходимые инструменты и материалы:
- наборы резчицкого инструмента;
- ручной столярный инструмент;
- заточной ручной и электроинструмент;
- приспособления для резьбы по дереву;
- ручной электроинструмент, для обработки древесины;
- деревообрабатывающие станки;
- деревянные пластины и бруски мягких пород дерева;
- расходные материалы;
- средства для отделки деревянных изделий.
3. информационное обеспечение (компьютер для оформления
проектной деятельности учащихся, интерактивная доска,
медиапроектор, фотографии, видеофильмы).
Формы аттестации.
Для подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Резьба по
дереву» используются следующие формы промежуточной и
итоговой аттестации:
- устные фронтальные опросы, мини-викторины, беседы и т.п.;
- выставки с выполненными работами учащихся;
- оформление стенда с работами учащихся в учебном кабинете;

- размещение фотографий работ учащихся, информации о
деятельности объединения на официальном сайте учреждения;
- защита готового изделия, оформленного в виде творческой
работы или проекта;
- участие в выставках, конкурсах декоративно-прикладного
искусства различного уровня.
Аттестация (промежуточная и итоговая) организуется в порядке,
установленном локальным нормативным актом УДО. Учащиеся,
успешно прошедшие аттестацию в конце учебного года,
переводятся в группы следующего года обучения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
служат: журнал посещаемости, демонстрация готовых работ,
материал анкетирования и тестирования, порфолио учащегося.
Формами предъявления и демонстрации образовательных
материалов могут быть следующие: выставка, демонстрация
готового изделия, участие конкурсах и выставках различного
уровня, защита творческих работ по итогам освоения программы,
открытое занятие и т.п.

Сроки

Наименование разделов, тем

Способы и формы
аттестации

1 год обучения
1-е полугодие
Знакомство с видами резьбы

Открытое занятие

Изготовление инструмента

Зачет

Техника выполнения
геометрического рисунка

Устный опрос

2-е полугодие

Выполнение резьбы в материале

Практическая работа
Выставка,
Технический диктант

2 год обучения
1-е полугодие
Азбука контурной резьбы

Зачет, выставка работ

Геометрическая резьба

Практическая работа

Азы токарных работ по дереву

Устный опрос, технический
диктант

2-е полугодие

Выполнение токарных работ в
материале

Практическая работа, выставка
работ.

3 год обучения
1-е полугодие
Рельефная резьба

Открытое занятие,
практическая работа

Плоскорельефная резьба
Контурная и геометрическая
резьба

Зачет, выставка работ

2-е полугодие
Токарное дело с отработкой
точности

Зачет, практическая работа,
выставка работ.

Оценочные материалы
Перечень контрольно-измерительных методик, позволяющих определить
достижения учащимися планируемых результатов:
- тест «Резьба по дереву» (предъявляется в конце 1 года обучения;
- тест «Творческие задания»

2.5. Методические материалы
Занятия резьбой по дереву возможны со школьниками средних классов, но
чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям
больше навыков, лучше проводить набор из старших классов.
Рабочее место резчика для занятий резьбой можно оборудовать на старом
верстаке или ученическом столе.
При организации студии руководитель должен позаботиться о том, чтобы
показать детям различные изделия, пусть не самые сложные в исполнении.
Но они должны быть выразительными и убедительными. Одно изделие
может быть незавершенным, в процессе работы, чтобы можно было наглядно
показать этапы работы. Хорошо иметь эскизы, чертежи этих изделий:

сначала показать рисунок, эскиз, затем чертеж. Руководитель должен
объяснить обучающимся, что без всего этого изделие невозможно
изготовить, но при этом эскизы и чертежи должны быть очень наглядны и
понятны, и не должны отпугивать своей невыполнимостью и сложностью.
Поэтому занятия в студии нужно начинать с простых, быстрых в
изготовлении, но эффектных изделий.
Работа может быть коллективной и индивидуальной. Это зависит от
характера задания и, особенно, от психологических особенностей каждого
ребенка. Принуждать ни в коем случае нельзя. Если ребенок застенчив и
нетороплив в своих действиях, то не следует сразу же заставлять его работать
в компании других. Он должен начать сам, присмотреться, привыкнуть и,
уже потом, влиться в коллектив. Поэтому руководитель студии должен
планировать не только коллективные, но и индивидуальные занятия. По
окончании первого года обучения необходимо подвести итоги за год,
отметить каждого ребенка с лучшей стороны, а недостатки, если они есть,
предложить назвать самим. После этого предложить ребятам принять участие
в районной выставке детского творчества.
Педагог может применять такую форму обучения, как мастер-класс, где
старшеклассники, воспитанники третьего года обучения, проводят занятия
для подготовительной группы, чем закрепляют свои знания, и знакомят с
творческим процессом новичков.
Педагог дополнительного образования может ограничиться обучением детей
только одному виду резных работ (например, геометрической резьбе), но
может изучить с ними и другие доступные им виды резного декора,
например: ажурную и рельефную домовую резьбу.
Заниматься резьбой лучше в удобном для этого помещении, мастерской.
Необходимые условия: хорошее освещение, постоянная комнатная
температура и умеренная влажность - для комфорта работы и
предотвращения коробления изделий, как в процессе работы, так и уже
готовых; возможность оставлять недоделанные изделия и материалы.
В ходе обучения у детей могут наблюдаться индивидуальные предпочтения,
особые симпатия к тем или иным работам. Это естественно, и педагогу не
следует насильно заставлять ребят выполнять те виды работ, к которым у них
не лежит сердце. Нужно быть очень чутким к проявлению детского
художественного творчества, что, несомненно, благотворно скажется на
духовном развитии, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании
ребят. Такие занятия позволят детям под руководством педагога
дополнительного образования приобщаться к истокам народного творчества,
которые обогатят их внутренний мир, заполнят интересным творческим
трудом свободное время и, в конечном счете, могут стать дальнейшим
источником существования.

Методическое обеспечение программы
Методические условия реализации программы:
1. Материалы по истории развития резьбы по дереву.
2. Наличие методических разработок: методические указания к
практическим занятиям, конспекты занятий.
Методы и приемы:
- словесные: беседы, лекции;
- практические: разработка и творческая защита проектов, упражнения;
- наглядные: фотографии, видеофильмы, плакаты;
- наблюдение: анализ полученных результатов по окончании практических
занятий.
Материально-техническое обеспечение программы
№ Наименование Количество
Станки
1. Станок сверлильный 1 шт.
2. Станок токарный
деревообрабатывающий
4 шт.
3. Станок токарно-винторезный 2 шт.
4. Станок фрезерный 2 шт.
5. Станок заточный 2 шт.
6. Верстак столярный
Инструменты
1. Рубанок 16 шт.
2. Ножовка столярная 20 шт.
3. Ножовка слесарная 1 шт.
4. Молоток 18 шт.
5. Клещи 1 шт.
6. Зубило 1 шт.
7. Плашка для нарезания резьбы 3 шт.
8. Метчик 4 шт.
9. Ножницы по металлу 1 шт.
10. Сверло 8 шт.
11. Рунная дрель 1 шт.
12. Коловорот 1 шт.
13. Напильники 10 шт.
14. Стамески 12 шт.
15. Отвертки 16 шт.
16. Плоскогубцы 6 шт.
Контрольно-измерительные инструменты
1. Штангенциркуль 2 шт.
2. Угольники 9 шт.
3. Рейсмус 3 шт.
4. Транспортир 2 шт.

Оборудование
1. Верстаки 10 шт.
2. Тиски 2 шт.
3. Помещение 1
4. Тетрадь, ручка, карандаш простой. По мере необходимости
План воспитательной работы кружкового объединения « Мастерская успеха»

№

месяцы

Патриотгражданин

Нравственность

1.

сентябрь

2.

октябрь

История
нашего района.

Беседа
«Правила
поведения среди
общества и
коллетива »

3.

ноябрь

Беседа «Что
такое малая
Родина».

4.

декабрь

Изготовление
подарков для
воспитанников
Д\С

5.

В
течение
года

6.

январь

7.

февраль

8.

март

Интелл Здоровь Общение и досуг
ектуал е
ьные
возмож
ности
Беседа
Участие внутришкольной
об
мероприятие.
охране
«Осенний бал».
здоровья

Виктор
ина:
«
Угадай
ка »

Беседа:
Участие на улусных
Предохр олимпиадах
анение
от
отморож
ения.
Участие внутришкольной
мероприятие.
«Новогодний бал».

Интелл
ектуал
ьная
игра
(ММА)
«Богатство
родного языка»
Участие к дню
защитника
Отечества.
Турнир
по
шашка

Посещение исторического
музея

м
9.

апрель

10.

май

Беседа:
Опаснос
ти во
время
весеннег
о
паводка.
Чествование
героев тыла
ВОВ

Экскурсия. Поход природе
« Рыбалка»

Список литературы
Литература для педагога
1. Ариарский С. Сто удивительных поделок. - Москва, 2016
. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - Москва, Московский рабочий,
1988
. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - Москва, ЭКСМО, 2016
. Бешенков А.К. Технология. Технический труд: Метод, пособие: 5-7кл.
- Москва, Аркти, 2017
. Гришин В.А. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. - Москва,
2007
. Климов ЕА , Как выбирать профессию. - Москва, 1990
. Леонтьев Д, Знай и умей, - Москва, 1978
. Манжулин А.В. Песьяков А.С. Резчикам по дереву, альбом орнаментов.
- Москва, Народное творчество, 2014
. Маркуша А.М. Мастерская дома. - Минск, 1991
0. Новиков В.В. Резьба по дереву. - Москва, Лабиринт Пресс, 2018
1. Пособие для учителей графики. - Москва, Владос, 2015
2. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - Москва, 1989
3. Робертс Д.Г. Интарсия. - Москва, 2016
4. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву в интерьере. - Минск, 2019
5. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск, Современное слово, 2017
6. Соколов Ю.В. Альбом для выпиливания. - Москва, 1992
7. Справочник по техническому труду/Под ред. А.Н.Ростовцева и др. Москва, Просвещение, 1996
8. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - Москва,
1991
Интернет-ресурсы, мультимедийные издания
Видеоуроки: htin://viaeo. vandex. ru/#search?tex£=
%D 1 %80%D0%B5%D0%B7%D 1 %8C%D0%B 1 %D0%B0%20%D0°/oBF

%D0%BE
%2 0 % D 0% В 4 % D 0 % В 5 % D i %80%D0%B5%IX)%B2%D 1
%83%20%D0%
B2 '
%D0%B8%PO%B4%D(>%B5%P0%B£%20%Dl%83%Di%8O%D0%BE
%D0%BA%D0%B8&where-ali£id-28194237-06-12
2.http://derevo-rez.narod.ru/yjdco/video-uroki rezibv po dereyu video .
html bttp://w\yy^\tatiaaka,ruycliibs/bl6^^ianka-woodc^^^l76.htm1
5. http://samodelkm.ucoz.lv/index/rezba po derevu videouroki ot viktora
ub ovika/0-49
Литература для учащихся
1. Ариарский С. Сто удивительных поделок. - Москва, 2017
2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - Москва, Гамарт, 1998
3. Гришин В.А. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. - Моск
2017
4. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин, А.В.
Москва, «Спектр», 2016
5. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву в современном интерьере». - Минс
2004
6. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск, Современное слово, 2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».