Лего-Мастер

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего -Мастер»
Возраст детей: 5- 7 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Черкасова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023год

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования
и науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации
от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017
г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра
помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В
играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость,
эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Они играют со всем, что
попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные
вещи. Именно лего-конструкторы дают им возможность для
экспериментирования и самовыражения.
Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных
вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько
далеко может зайти детское воображение.
Лего-конструкторы имеют особое значение в жизни детей. Благодаря
огромному разнообразию строительных деталей дети максимально активны
во время игры. Они полностью включаются в игру, им постоянно хочется
новых ощущений в прямом смысле этого слова. Многофункциональные
игрушки побуждают детей к новым экспериментам.
Актуальность. Ежедневно педагогам приходится сталкиваться с

возрастающими требованиями к образованию учащихся. Педагоги учатся
овладевать новыми технологиями, постоянно находятся в поиске
актуальных видов деятельности, стараясь идти в ногу со временем. Очень
часто решения таких задач находятся среди обыкновенных детских
увлечений. В последнее время большую популярность у детей завоевали
конструкторы Лего. Ассортимент магазинов игрушек предлагает широкий
выбор разнообразных наборов конструктора, детали которых прекрасно
комбинируются друг с другом и дают большой простор для детской
фантазии. Поэтому такой материал для творчества легко может быть
применим в дополнительном образовании.
В соответствии с этим, была разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Легоконструирование» для дошкольников и учащихся младшего
школьного возраста по конструированию.
Основной идеей создания программы «Легоконструирование»
послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым
схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы
эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Направленность данной программы – техническая. Программа по
виду является модифицированной, по признаку – общеразвивающей.
Отличительные особенности программы.
Первый блок программы включает занятия по легоконструированию
и адаптирована для детей 5-6 лет.
Одна из основных задач развития умственных способностей детей активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве
обучающей среды мы используем конструктор Ведо. Занятия с этим
конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются
неизменным успехом. Для наборов Ведо характерны высочайшее качество,
эстетичность, необычайная прочность, безопасность. Широкий выбор
кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить
различные модели.
Второй блок программы включает занятия для ребят подготовительной
группы. Робототехника в детском саду - не просто занятия по
конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент.
Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном
процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей
практически всех возрастных групп. Программа помогает детям
адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе
менее болезненным и более эффективным.
Подобные занятия — это своеобразная тренировка навыков. На этом
этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые
так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять
талантливых детей и подростков, помогать им реализовать свой потенциал
и талант.
Третий блок программы включает занятия для ребят 6- 7 лет по
усложнённой программе Лего- Профи

Новизна программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Легоконструирование» составлена с учетом тенденций развития
современных технологий, что позволяет сохранять актуальность
реализации данной программы. Программа является базовой площадкой
для программ технической направленности «Робототехника» и
«ТехноМир».
Адресат программы. Данная программа рассчитана на возраст учащихся
5-7 лет. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от
национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей
(или законных представителей). Детская учебная группа формируется из
учащихся предпочтительно одной возрастной группы, но возможен
разновозрастной состав.
Цель программы: создание условий для овладения учащимися
навыками начального технического конструирования через его
собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
Предметные:
 содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции,
симметрии, понятии части и целого;
 создать условия для овладения основами конструирования;
 способствовать формированию знания и умения ориентироваться в
технике чтения элементарных схем.
Метапредметные:
 создать условия для развития внимания, памяти, образного и
пространственного мышления;
 способствовать развитию творческой активности учащегося;
 способствовать расширению кругозора и развитию
представлений об окружающем мире.
Личностные:
 содействовать формированию умения составлять план действий и
применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и
оценку проделанной работы;
 содействовать воспитанию организационно-волевых качеств
личности (терпение, воля, самоконтроль);
 создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.


Объем и срок реализации программы, режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Объем учебных часов– 648
часов: 216 часов в год. Продолжительность занятий в учебную неделю 6
часов. Занятия проходят 6 раз в неделю. Учебный год начинается 1
сентября и заканчивается 31 мая.

Формы обучения; Очная с дистанционными элементами.
Основной формой обучения является учебное занятие. Ведущая
форма организации занятий является - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к учащимся.
Формы организации занятий:
теоретические занятия;
занимательные конструкторские игры;
игры-эксперименты;
демонстрация и анализ схем, макетов;
самостоятельная конструкторская деятельность, работа в парах,
работа в мини- группах.
Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных
знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск
разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная
игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое
моделирование (создание рисунка модели), викторина.
На занятиях применяются три основных вида конструирования:
 по образцу
 по условиям
 по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что учащийся сам, без
каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и
воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Планируемые результаты
В результате первого года обучения воспитанники должны знать:
Закономерности конструктивного строения изображаемых
предметов;
Различные приёмы работы с конструктором
Виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное
соединение деталей;
Технологическую последовательность изготовления несложных
конструкций.
Уметь:
• Работать в группе;
Решать задачи практического содержания;
•
Моделировать и исследовать процессы;
• Контролировать качества результатов собственной практической
• деятельности;
Самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

Реализовывать творческий замысел.
В результате второго года обучения воспитанники должны знать: правила
безопасной работы;
основные компоненты конструктора
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов, роботов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык
программирования
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе
В результате третьего года обучения воспитанники должны знать основы
технического конструирования и моделирования;
-научиться конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
- научиться работать со схемами и чертежами;

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на2023/2024г.г.
(648часов)

№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного
периода
Продолжительность учебной
недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных
занятий
Время проведения учебных
занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние,
зимние, весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием
обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «ЛегоМастер»
01.09.каждого года
108учебных недель – 5-7 лет (д/сад/подготовка)
5 дней
5 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность учебного часа – 45 минут
Пн. 11-00 – 11-40
Вт. 11-00 – 11-40
15минут
31 мая каждого года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май каждого года
С мая по август каждого года обучения
В течении учебного года согласно заявлениям
(при наличие свободных мест)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на2023/2024г.г.

№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Лего-Мастер»
01.09.2023г.
36 учебных недель – 5 лет (д/сад)
5 дней
5 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн.- Ср. 9-00 – 10-00
Чт. – Пт. 16-00- 17-00
15минут
31 мая 2024 года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024года
С 31 мая2023года по 30.08.2023 года
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
Наименование

№

1

разделов и тем
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности на
занятиях.
Знакомство с
конструктором

Всего
часов
2

В том числе
Теория
1

Практика
1

Опрос

2

Исследователи
кирпичиков

29

5

24

3

Путешествие по стране
«Легоконструирование»

23

3

20

4

5
6.

7

Исследователи форм

Плоскостное
моделирование
Транспортное
моделирование

В мире животных

23

3

20

23

3

20

23

3

20

23

3

20

23
8

9

10

Устойчивость
конструкций
Конструирование
по образцу, по
условиям и
замыслу
Итоговое занятие «В
мире

Форма
аттестации/контроля

3

20

23

24

3

20

4

20

Опрос
Контроль выполнения
упражнений
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение моделей

Выставка

фантазии Лего»
Итого

216

31

185

Учебно –тематический план
Наименование

№

Всего часов

В том числе
теория

Разделов/тем

практика

1

Вводное
занятие.
Знакомство с
конструктором

2

1

1

2

Исследователи
кирпичиков

29

5

24

2.1.

Форма и размер
деталей

14

3

11

2.2.

Виды скрепления
деталей

15

2

13

3

Путешествие по
стране
«Легоконструиро
вание»
Исследование
цвета

23

3

20

6

1

5

3.2.

Виды крепежа

6

1

5

3.3.

Конструирование
по образцу
«змейки»,
заборчика, ворот.

6

0.5

5,5

3.4.

Конструирование
по замыслу

5

0.5

4.5

4

Исследователи
форм
Словарь Лего

23

3

20

6

1

5

3.1.

4.1.

Дистанционное
обучение
LEGO Duplo. Собираем
конструктор
вместе.конструктор lego
Знакомство
Обзор Duplo Lego 10835
Семейный домик | Строим
дом из конструктора I
Строительные игрушки
Гигантский конструктор!
Ekotoys Production

Лего конструирование в
детском саду

LEGO-конструирование.
Конкурс «Сказки народов
России»

Конструирование для
дошкольников. Ворота из
конструктора.
enlighten74
Лего-конструирование "Лес"

Анимации LEGO Minecraft
2019

4.2.

Форма и размер
деталей

6

1

5
Лицевой лего кирпич
PRO Ремонт

4.3.

Конструирование по
образцу

6

0.5

5.5

4.4.

Конструирование по
замыслу

5

0.5

4
.
5

5

Плоскостное
моделирование
Плоскостное
моделирование

23

3

20

6

1

5

5.2.

Конструирование по
образцу

6

1

5

5.3.

Конструирование по
условиям

6

0.5

5,5

5.4.

Конструирование по
замыслу

5

0.5

4.5

23

3

20

6.1.

Транспортное
моделирование
Виды транспорта

5

0.5

4.5

6.2.

Колесная ось и колеса.

5

0.5

4.5

6.3.

Построение транспорта по
схемам

5

0.5

4.5

6.4.

Игры с моделями
транспорта

5

0.5

4.5

5.1.

6

Конструирование по образцу

Игровой замысел для занятия №18
"Мост". Постройки из Лего

Робототехника для детей. Урок 1.
Наборы Lego WeDo и Lego
Mindstorms.
Конструирование по образцу

Игровой замысел для занятия №18
"Мост". Постройки из Лего

Игровой замысел для занятия №18
"Мост". Постройки из Лего

Собираем самолет B0666C Слубан.
Лего конструктор сборка
КАК СДЕЛАТЬ ИЗ ЛЕГО
МАШИНУ ДЖИП
DIY Что
можно сделать конструктор для
детей игрушка
МАШИНКА МУСОРОВОЗ Мистер
Дасти поедающий конструктор
ЛЕГО Развивающее и весёлое видео
для детей

Мультики для самых маленьких все
серии подряд без остановки
Мультфильмы про машинки

6.5.

Проектная работа

3

1

2

7
7.1.

В мире животных
Мир животных

23
8

3
1

20
7

7.2.

Конструирование по
образцу

8

1

7

7.3.

Конструирование по
замыслу

7

1

6

8

Устойчивость
конструкций
Равновесие,
устойчивость

23

3

20

6

1

5

8.2.

Башня.

6

1

5

8.3.

Лестница.

6

0.5

5,5

8.1.

Машинки Лего Сити БОЛЬШОЙ
Lego ОБЗОР - Полицейские и
Пожарные #Машинки.
Исследователи вулканов
LEGO-мультфильм "Интересные
факты в мире животных"

Конструктор БОЛЬШОЙ ЗООПАРК
- Копия ЛЕГО ДУПЛО ЗООПАРК Развивающее видео для детей
РЕДКИЕ ФИГУРКИ: НОВИНКА!!!
ЛЕГО СЛОН И ВЕРБЛЮД ИЗ
КИТАЯ

10 САМЫХ НЕВЕРОЯТНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ЛЕГО

10 Самых Гигантских Конструкций
из Лего

LEGO City 60107 Fire Ladder Truck
Лего Сити Пожарный автомобиль с
лестницей

8.4.

9

9.1.

9.2.

9.3.
10

10.1

Конструирование
устойчивой модели по
замыслу

5

0.5

4.5

Конструирование по
образцу, по условиям и
замыслу транспорта
Улица полна
неожиданностей

23

3

20

8

1

7

Конструирование
транспорта по условиям

8

1

7

7

1

6

Лего-город.
Итоговое занятие «В мире
фантазии Лего»

24

4

20

Игровая программа».
Обсуждение работ и
подведение итогов.

12

2

10

Вместе строим мост (лего
моделирование)

#ТАНК из конструктора Кроха

Инфопорт-2018. Лего
конструирование и робототехника.
Транспорт для перевозки
автомобилей, Лего 60060
Обзор лего города

Мультфильм Город Х Детство Зона отчуждения
Мой лего город

10.2

Игровая программа».
Обсуждение работ и
подведение итогов.

12

2

10

Lego Мультфильм Город Х (19
серия)

Содержание программы
1. Практическая часть: Игра на знакомство Инструктаж по технике
безопасности при работе с конструктором. Выработка навыка различения
деталей в коробке, классификация деталей
Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации
деталей
Индивидуальная игра; расширение словарного запаса терминами.
Закрепление навыков соединения
деталей; расположения деталей в рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, умения создавать прочную, устойчивую
постройку; конструировать симметричные и несимметричные модели,
постройка устойчивых пирамид.
Конструирование по образцу «змейки», заборчика, ворот
Конструирование по замыслу, обыгрывание
построек, выставка работ.
2 Составление Лего-словаря
Использование различных деталей в соответствии с заданным цветом и
формой.
Составление различных узоров, с помощью мелких и крупных деталей
конструктора на плите.
Выполнение с деталями конструктора упражнений на развитие логического
мышления по темам: «Классификация», «Развития внимания и памяти»,
«Пространственное ориентирование.
Спонтанное конструирование детей по заданию педагога. Конструктивная
деятельность под руководством педагога. Конструирование устойчивых и
симметричных моделей.
Конструирование по образцу. Выполнение узоров. Выставка моделей.
3. Конструирование на свободную тему и умение передавать форму
объекта средствами конструктора.
Выполнение заданий на правильный подбор цветового решения моделей.
Конструирование узоров. Выставка моделей. Создание объемной модели на
основе плоскостного моделирования
4. Выполнение узоров. Конструирование по образцу
«Мой любимый цветок». Конструктивная деятельность под руководством
педагога. Выставка работ и их обсуждение
5. Конструирование плоскостных моделей по условиям, заданным
педагогом. Выставка работ и их обсуждение
Конструирование плоскостных моделей на свободную тему. Выставка
работ и их обсуждение

Зарисовка видов транспорта. Сборка деталей
Чтение и зарисовка схем. Построение простейших видов транспорта по
схемам. Выставка работ и их обсуждение.
6.Создание объемной модели на основе плоскостного моделирования
Выполнение узоров. Конструирование по образцу
«Мой любимый цветок». Конструктивная деятельность под руководством
педагога.
Конструирование плоскостных моделей на свободную тему. Выставка
работ и их обсуждение. Зарисовка видов транспорта
Сборка деталей Чтение и зарисовка схем. Построение простейших видов
транспорта по схемам. Выставка работ и их обсуждение.
7.Сюжетно-ролевая игры «Мой транспорт»
Конструирование моделей транспорта. Зарисовка транспорта, составление
плана, зарисовка схемы.
8.Построение модели. Защита проекта. Выставка моделей и их обсуждение.
Игровые упражнения. Подбор необходимых и специализированных деталей
для передачи формы объекта. Отгадывание загадок о животных.
9. Разгадывание кроссвордов и ребусов о животных.
Моделирование животных по карточкам с моделями, прилагаемыми к
конструктору
Создание модели любимого животного.
Конструирование на темы: «Зоопарк», «Животные нашего края», «Дары
осени». Конструирование
симметричной бабочки. Плоскостные работы по теме. Конструирование
цветов. Создание сюжетной композиции.
Конструирование устойчивых и симметричных моделей. Наблюдение над
устойчивостью
конструкций.
Зарисовка башни, зарисовка и чтение схемы. Подбор необходимых и
специализированных деталей для передачи формы объекта.
Конструирование модели.
Выставка моделей и их обсуждение.
Зарисовка лестницы, зарисовка и чтение
схемы. Подбор необходимых и специализированных деталей для передачи
формы объекта.
Конструирование модели. Выставка моделей и их обсуждение.
Конструирование на свободную тему и умение передавать форму объекта
средствами конструктора. Эскиз модели. Выполнение заданий на
правильный подбор цветового решения моделей.
Конструирование моделей. Выставка моделей и их обсуждение
9.Моделирование дорожной ситуации.
Конструирование воздушного транспорта. Конструирование военной
техники, обучение конструированию гусениц танка. Моделирование
машины специального транспорта, безопасного автобуса. Конструирование
космической ракеты, развитие умения
передавать форму объекта средствами конструктора; создание
космического пространства.

Конструирование одноэтажного и двухэтажного домов. Конструирование
домика своей мечты.
Конструирование городского дома и сельских построек. Конструирование
плоского многоэтажного дома. Создание крыш различной формы.
10. Конструирование на тему «Наш любимый город»,
«Наша улица», «Наш двор», «Школа», «Домик в деревне». Эскиз. Создание
сюжетной композиции.
Спонтанная игра «Я в мире Лего». Обсуждение и подведение итогов.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на2024/2025г.г.

№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «ЛегоМастер»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

01.09.2024г.
36 учебных недель –6 лет (д/сад/подготовка)
5 дней
5 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность учебного часа – 45
минут
Пн.- Ср. 9-00 – 10-00
Чт. – Пт. 16-00- 17-00

Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

10минут
31 мая 2025 года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой четверти
Итоговая – май 2025года
С 31 мая2024года по 30.08.2024 года
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных мест)

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Учебный план
№ п/п
Раздел программы

Общее
количество
часов
2

1.

Введение
Правила техники безопасности
при работе с конструктором.
Знакомство с ЛЕГО.

2.

Плоскостное конструирование

29

В том числе
Теория
1

5

Практика
1

24

Форма
аттестации/контроля
Опрос

Опрос

3.

Лего-математика

23

3

20

23

3

20

23

3

20

23

3

20

3

20

3

20

3

20

Животный и растительный мир
4.
Человек
5.
Архитектура и мосты
6.
Интерьер, мебель
23

7.
Техника, транспорт

23

8.
Мир сказок

23

9.
10.

Свободное творчество
Итоговое занятие. Аттестация.

24

4

28

Итого

216

31

185

Контроль
выполнения
упражнений
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Опрос
Выставка
Обсуждение
моделей
Выставка

Учебно-тематический план

№ п/п
Раздел программы

Общее
количество
часов
2

1.

Введение
Правила техники безопасности
при работе с конструктором.
Знакомство с ЛЕГО.

2.

Плоскостное конструирование

29

В том числе
Теория
1

5

Практика
1

24

Дистанционное
обучение

Конструирование различных
объектов на плоскости по схемам
Конструирование различных
2.2 объектов на плоскости по
замыслу.
2.1

3

3.2 Понятие числа, цифры.
построение форм с плоскими и
объемными фигурами

Животный и растительный мир
Животные. Разнообразие
4.1.
животных
Домашние питомцы
4.2
4.

4.3

2.5

12

14.5

2.5

12

23
8

3
1

20
7

8

1

7

7

1

6

23

3

20

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

23
12

3
1.5

20
10.5

11

1.5

9.5

23
8

3
1

20
7

8

1

7

7

1

6

23

3

8

1

Лего-математика

Понятие пространства,
изображение объемных фигур,
3.1
выполнение расчетов и
построение моделей

3.3

14.5

Дикие животные.

Животные лесов, пустынь,
4.4 степей.
Человек
5.
5.1

Построение фигуры человека

5.2
Архитектура и мосты
6.
Знакомство с понятиями
строительство и архитектура. Род
6.1
деятельности строителя,
архитектора
Типы зданий по назначению, по
принципу
6.2
конструкции, по используемым в
строительстве материалам
Конструктивные
особенности зданий, в
6.3
зависимости от назначения.
Моделирование макетов зданий.
Интерьер, мебель
7.
Понятие интерьра. Разделение
7.1 помещения по зонам в
зависимости от назначения

20
7

7.2
7.3

Виды мебели. Конструирование
мебели.
Моделирование макетов зданий.
Техника, транспорт

8.

Машины и механизмы и их роль в
жизни людей. Исторический
обзор технического
8.1
совершенствования средств
передвижения.
Классификация средств
передвижения по назначению
(транспортировка грузов,
8.2
пассажирские перевозки;
наземный, водный, воздушный
транспорт.
Моделирование макетов
автомобилей - легковых,
грузовых; макетов
8.3 железнодорожных поездов
;макетов плавучих средств
передвижения- парусник,
пароход.
Космические ракеты.
8.4
Мир сказок
9.

8

1

7

7

1

6

23

3

20

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

5

0.5

4.5

23

Русские народные сказки. Сказки
9.1 русских писателей
Сказки зарубежных писателей.
9.2

8

3
1

20
7

8

1

7

Любимые сказочные герои.
Инсценировка и обыгрывание
9.3
различных сказок.

7

1

6

Свободное творчество
Итоговое занятие. Аттестация.
Выполнение работ по выбору

24

4

20

24

4

20

Итого

216

31

185

10.
10.1

Содержание
1.
Введение. Знакомство с ЛЕГО
Правила техники безопасности при работе с конструктором. Знакомство с
ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Путешествие по ЛЕГОстране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные
кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.

2.
Плоскостное конструирование
Понятие симметрии. Конструирование различных объектов на плоскости по
схемам, по личному замыслу.
3.
Лего-математика
Понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов
и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа
с геометрическими плоскими и объемными фигурами. Понятие числа,
цифры.
4.
Животный и растительный мир
Животные. Разнообразие животных. Домашние питомцы. Дикие животные.
Животные лесов, пустынь, степей.
5.
Человек
Построение фигуры человека. Мир профессий.
6.
Архитектура и мосты
Знакомство с понятиями строительство и архитектура. Род деятельности
строителя,
архитектора. Типы зданий по назначению, по
принципу
конструкции, по используемым в строительстве материалам. Основные
части зданий и
сооружений и этапы их строительства.
Конструктивные
особенности зданий, в зависимости от назначения. Моделирование макетов
зданий.
7.
Интерьер, мебель
Понятие интерьра. Разделение помещения по зонам в зависимости от
назначения. Виды мебели. Конструирование мебели. Конструирование
внутреннего обустройства квартиры по чертежу.
8.
Техника, транспорт
Машины и механизмы и их роль в жизни людей. Исторический обзор
технического совершенствования средств передвижения. Классификация
средств передвижения по назначению (транспортировка грузов,
пассажирские перевозки;
наземный, водный, воздушный транспорт. Моделирование макетов
автомобилей - легковых, грузовых; макетов железнодорожных поездов
;макетов плавучих средств передвижения- парусник, пароход. Космические
ракеты.
9.
Мир сказок
Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных
писателей. Любимые сказочные герои. Инсценировка и обыгрывание
различных сказок.
10. Свободное творчество
Выполнение работ по выбору.
Третий год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на2025/2026г.г.

№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа «ЛегоПрофи»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся
Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

11.

01.09.2025г.
36 учебных недель –7 лет (подготовка -1
класс)
65дней
5 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность учебного часа – 45
минут
Пн.-Ср. 9-00 – 10-00
Чт. – Пт. 16-00- 17-00
15 минут
31 мая 2026 года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2026года
С 31 мая2025года по 30.08.2025 года
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план программы «Лего-профи»

Название
Количество часов
раздела
№ п/п программы
Всего
Теория
Вводное
1
занятие
4
2
2
52
6
Знакомство с
магнитным
конструктором
«Магформерс»
3
52
6
Создание
аттракционов

Практика
2
46

46

4
5

Высотные
здания
Виды
транспорта

52
52

6
6

46
46

6

Итоговое
занятие

4

-

4

26

190

Итого:

216

Формы аттестации/ контроля
Беседа
Опрос
Обсуждение моделей
Опрос
Обсуждение моделей
Наблюдение
Опрос
Обсуждение моделей
Наблюдение
Опрос
Обсуждение моделей
Выставка

Учебно –тематический план программе «Лего-профи»

№ п/п
1
2

Название раздела
программы
Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
2
2
52
6
46

Знакомство с магнитным
конструктором
«Магформерс»
2.1

2.2

26

3

23

26

3

23

52

6

46

17

2

15

17

2

15

Постройка трех
пространственных
моделей.Сборка сложных
конструкций
Высотные здания
Устойчивость моделей в
зависимости от ее формы и
распределения веса
Прочность
конструкции от способа
соединения ее отдельных
элементов, связи между
формой конструкции и ее
функциями.

18

2

16

52
17

6
2

46
15

17

2

15

Работа с магнитным
конструктором по схеме.
Планирование и
воплощение конструкций.

18

2

16

6

46

2

15

Конструкторские
возможности конструктора
Магформерс.
Разбор простейшей схемы.

3
3.1

3.2

3.3

4

4.1

Создание аттракционов
Основные принципы
магнитного притяжения,
способ их соединений, об
устойчивости моделей в
зависимости от ее формы и
распределения веса
Разбор схем для
создания сложных
структур.

4.2

4.3
5

Виды транспорта

5.1

Виды транспорта

52
17

Дистанционное
обучение

5.2

Основные принципы
механики, магнитное
притяжение способ их
соединений

17

2

15

5.3

Сборка автомобилей по
схеме. Сборка сложных
конструкций
Итоговое занятие
Подведение итогов года с
обучающимися.
Презентация проекта.

18

2

16

-

4
4

6
6.1

Итого:

4
4

216

26

190

Содержание программы
1.Вводное занятие
Знакомство с программой и режимом работы объединения.
Конструкторские возможности конструктора Магформерс. Свойства
магнита. Разбор простейшей схемы.
2.Знакомство с магнитным конструктором «Магформерс»
Теория. Детали и элементы конструктора Магформерс, их назначение, их
конструкторские возможности. Знакомство с основными геометрическими
формами, делением их на части, составлением новых (магнитное
притяжение, устойчивость моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса).
Практика. Построение геометрических форм и деление их на части,
составление новых. Соединение геометрических магнитных фигур в
простейшие конструкции.
3.Создание аттракционов
Теория. Основные принципы магнитного притяжения, способ их
соединений, об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса. Разбор схем для создания сложных структур.
Практика. Постройка трех пространственных моделей. Научить
собирать по схеме более сложные конструкции. Сборка сложных
конструкций.
4.Высотные здания
Теория. Устойчивость моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса Прочность конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов, связи между формой конструкции и ее функциями.
Практика. Работа с магнитным конструктором по схеме. Планирование
и воплощение конструкций.
5.Виды транспорта
Теория. Виды транспорта. Основные принципы механики, магнитное
притяжение способ их соединений

Практика. Сборка автомобилей по схеме. Сборка сложных конструкций.
6.Итоговое занятие
Подведение итогов года с обучающимися. Презентация проекта.

Методическое обеспечение программы
Приёмы и методы
организации
учебновоспитательного
процесса
Беседа, игра,
демонстрация деталей
и готовых моделей
Беседа, рассказ,
работа с
конструктором
Беседа, рассказ,
демонстрация деталей,
работа с
конструктором

Методический
и
дидактический
материал

Техническо
е
оснащение
занятий

Презентация,
инструктаж по
ТБ, схемы
изделий
Схемы

Компьютер,
проектор,
экран, легодетали
Лего-детали

Схемы,
цветовой круг,
инструкции

Лего-детали

Беседа, рассказ,
демонстрация деталей,
работа с
конструктором

Схемы,
инструкци
и

Легодетали,
доска

Беседа, рассказ,
демонстрация деталей,
работа с
конструктором

Схемы,
инструкци
и

Лего-детали

Беседа, рассказ,
демонстрация деталей
и изделий, работа с
конструктором

Схемы,
инструкци
и

Лего-детали

Беседа, рассказ,
работа с
конструктором,
демонстрация деталей
и изделий

Схемы,
инструкци
и

Лего-детали

Текущий контроль
(формы
подведения
итогов)

Опрос
Опрос
Контроль выполнения
упражнений
Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей
Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей

Беседа, рассказ,
работа с
конструктором,
демонстрация деталей
и изделий
Беседа, рассказ,
работа с
конструктором,
демонстрация деталей
и изделий
Беседа, игра

Схемы,
инструкци
и

Лего-детали

Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей

Схемы,
инструкци
и

Лего-детали

Опрос
Контроль выполнения
упражнений Выставка
Обсуждение моделей

Лего-детали

Опрос

ерспективный план работы творческой группы по Lego конструированию на 2019-2020 уч.г.

Задачи:
-Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в структурном
подразделении по конструированию
-Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности
-Создать LEGO центр;
-Повысить образовательный уровень педагогов;
-Повысить интерес родителей к LEGO- конструированию через организацию активных форм работы с
родителями и детьми.
-Разработать механизм внедрения LEGO- конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.

Раздел 2 План работы по реализации
Направления №2:развитие познавательных и творческих возможностей дошкольников, детской
изобретательности средствами конструирования и моделирования.

Мероприятия,
действия

Срок

Ответственны
й

Категория
участнико
в

Предполагаемый
результат

Продукт
деятельности

Повышение профессиональной компетентности педагогов
Анализ
методической
литературы,
наглядно –
дидактических
пособий, ресурсов
сети интернет по
LEGOконструированию и
робототехнике

Анализ состояния
конструктивной,
развивающей

сентябр
ь

Старший
методист

Педагоги

Создание банка
методических,
наглядно –
дидактических
пособий, подбор
литературы.

Банк пособий

методического
обеспечения по
конструктивной

Аналитическая
справка,
составление

предметнопространственной
среды в
учреждении.

Консультацияпрезентация

октябрь

«Программы и
пособия
(классические и
современные)

Старший
методист

Педагоги

Творческая
группа

конструирование,
легоконструировани
е и робототехника в
детском саду»

деятельности и
техническому
творчеству
дошкольников.

плана
обновления и
обогащение
предметнопространственно
й среды

Повышение
педагогической
компетенции
педагогов в
вопросах
разработки и
реализации КОП
ТН

Презентация

Повышение профессиональной компетентности педагогов через консультации, семинары,
самообразование
Консультацияпрезентация

Октябрь

«Как эффективно
подготовиться к
конкурсам»
Разработка
технологических
карт по LEGOконструированию
для всех
возрастных групп.

Старший
методист

Педагоги

Информирование
педагогов о
возможности
участия в конкурсах
тех.направленност
и

Материал
консультации

Педагоги

Получение
педагогами
практического
навыка разработки
технологических
карт

Технологические
карты по LEGOконструированию
для детей
младшего,
среднего,
старшего
дошкольного
возраста
(старшей и
подготовительно
й к школе групп).

Творческая
группа
Ноябрь

Творческая
группа

Организация работы по обогащению предметно-пространственной развивающей среды в
соответствии с ФГОС ДО
Консультацияпрезентация

ноябрь

« LEGO » - уголок»

Руководитель
творческой
группы

Педагоги

Совершенствовани
е
профессионализма
педагогов при
организации
предметноразвивающей
среды

Презентация
Материалы

Конкурс «« LEGO » уголок» »
Внедрение муниципальной модели дошкольного образования в практику структурного
подразделения
Подготовка
командык
краевомуконкурсу
«Детскийтехномир».

В
течение
года

Базовая
площадка

Педагоги
ДОУ

Повышение
педагогической
компетенции
педагогов в
вопросах
разработки и

Материал
консультации

реализации КОП
ТН
Мастер-класс
«Использование
электронных
конструкторов в
образовательном
процессе»

декабрь

Творческая
группа

Педагоги

Повышение
профессионализма
педагогов через
освоение новых
форм работы с
детьми

Презентация,
рекомендации

Воспитательная работа:
Осень

Созданиев ДОУ

Оформление «LEGOуголка »

Младшие группы

Осень

Оформление «LEGOуголка »

Средние группы

Осень

Оформление «LEGOуголка »

Старшие группы

Осень

Оформление «LEGOуголка »

Подготовительные
группы

Акция добрых дел «
Подари конструктор
детям»

Младшие группы

Акция добрых дел «
Подари конструктор
детям»

Средние группы

Я и моя
семья

Акция добрых дел «
Подари конструктор
детям»

Старшие группы

Я и моя
семья

Акция добрых дел «
Подари конструктор
детям»

Подготовительные
группы

Конкурс направлен на:

Конкурс «Животный

Старшие группы

развитие творческой деятельности

LEGOМИР»

LEGO-уголка, оснащенного
образовательнымиробототехническими
и другими LEGOконструкторами.

Я и моя
семья

Я и моя
семья

В мире
животных и
растений

Формирование представлений детей о
людях (взрослых и сверстниках), об
особенностях их внешнего вида, об
отдельных ярко выраженных
эмоциональных состояниях, о делах и
добрых поступках людей, о семье и
родственных отношениях.

детей и педагогов;
В мире
животных и
растений

День
защитника
Отечества

поощрение творчески одарённых
детей, творческих педагогов.;

Конкурс «Животный
LEGOМИР»

1. Воспитание уважения к защитникам Лего – конкурс
Отечества.
военной техники

Подготовительные
группы

Младшие группы

2. Знакомство детей с военными
профессиями (моряк, летчик, танкист).
3. Формирование первичных гендерных
представлений (воспитывать в
мальчиках стремление быть сильными,
смелыми, стать защитниками Родины).

День
защитника

Лего – конкурс
военной техники

Средние группы

День
защитника
Отечества

Лего – конкурс
военной техники

Старшие группы

День
защитника
Отечества

Лего – конкурс
военной техники

Подготовительные

Апрель

Конкурс «« LEGO » уголок» »

Все группы

Май

Оформление фото выставки на тему:
«Вот как мы умеем!»

группы

Все группы

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования.
Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий
потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у
детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря
современным информационным технологиям, обучающиеся могут
использовать различные информационные ресурсы. В центре
дистанционного обучения всегда находится самостоятельная
познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение.
Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые
разные источники информации, может сам для себя определять способы
познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная
деятельность носит активный характер, способствует раскрытию
внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования
тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным
образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор
режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание
индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития
дополнительного образования. Таким образом, актуальность
дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования
информационного общества. В Государственной программе Российской
Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение
названо одним из основных направлений кардинальной модернизации
образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения
поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено
нормативными документами федерального и регионального уровней.
Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения
(обучающийся изучает) уже не является новой образовательной
парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в
роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена
между организационно-технологической средой обучения и обучающимся.
Для получения качественного образования гражданами разного возраста и
социального положения с использованием современных информационных
технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая
образовательная среда в России», одной из задач которого является

принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как
части основных и дополнительных образовательных программ. В связи с
этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения,
важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно
выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных
образовательных технологий. Возможность осуществления дистанционного
обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных
образовательных технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый
уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными
и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях
дистанционного образования
.
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей)
о переходе на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам
варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано
во второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий
-Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети
могут выполнить самостоятельно
- Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми
средствами, которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного
обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого
опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же
время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их
успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.

Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему
восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он
вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка,
особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но
образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться!
Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него
время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым
и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов.
Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на
одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати –
это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное
поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от
ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и
объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение
здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается
ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику.
Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый
режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят
на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном
уроке (не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на
самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для
саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого
ребенка самостоятельность

Список литературы
1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с
использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., №
2, стр. 48-50.
2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.
3.Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду». 2002 г.

4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА,
Москва, 2012г.
Электронные версии:
1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие.
Челябинск-2014г.
http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_legokonstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm
2.Кузнецова О. В. «Лего в детском
саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
3. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития
одарённости»http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209b
b80b30a295eb9d4.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».