Кожаная_пластика

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Художественная обработка кожи»
Возраст детей: 12- 15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Суртаева Надежда Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023 год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196);
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Художественная обработка кожи» - художественная.
Актуальность и значимость программы
Художественная обработка кожи — широко распространенный на территории
России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе
историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.
Обработка кожи сложный и трудоемкий процесс, поэтому необходимо
прочувствовать присущие ей особенности: пластичность, нежность,
удивительную красоту. Из кожи можно создать неповторимую оригинальную
вещь, нужно лишь приложить к этому желание, терпение и любовь.
Не нужно особых усилий, чтобы найти сырье. Есть в нашем обиходе кожаные
сумки, портфели, ремни, перчатки. Что с ними делать, когда они отслужили
свое? Вспомните о когда-то модных и практичных, а теперь потрепанных и

вытертых кожаных куртках и пальто, о голенищах сапог, которые почти не
снашиваются. И у всех этих вещей может быть вторая жизнь – не менее
интересная и разнообразная. Бижутерия и панно из кожи очень популярны
сегодня.
Даже маленькие кусочки этого ценнейшего материала найдут себе применение
в хороших руках. Можно обтянуть кожей пуговицы или сделать оригинальные
заплатки, украсить аппликацией одежду или смастерить закладку для книг.
Возможности этого материала безграничны.
Поэтому занятия данным видом творчества способствует разностороннему
развитию личности обучающихся: формированию трудолюбия, творческих
способностей, эстетического вкуса, общей культуры, помогает адаптироваться
в обществе. Также социальный заказ на развитие художественно эстетического
направления поступает и от родителей.
Программа «Художественная обработка кожи» дает возможность обучающимся
прикоснуться к богатому культурному и историческому наследию нашего
региона, развитию их творческого потенциала, повышению мотивации к
желанию самостоятельно создавать изделия из кожи.
Данная программа имеет свои особенности. Дети занимаются исключительно
ручным трудом, требующим усидчивости и сосредоточенности. Они
знакомятся с этнографическими особенностями изделий из кожи, с
историческими методами обработки материала, которые используют для
создания собственного стиля и техники
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей
обучающихся. Построение занятий программы построено по принципу от
простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное
усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается
сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать
полученные знания на практике.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
она отвечает потребностям общества в формировании компетентной личности в
целом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная обработка кожи» рассчитана на 2 года обучения. В кружке
могут заниматься дети младшего, среднего школьного возрастов. Количество
человек в группе от 12 до 15 человек. В каждой возрастной группе
предусмотрено дифференцированное усложнение задач.
Набор детей в группу для занятий – свободный, по желанию, независимо от
способностей ребенка. Занятия проводятся по следующей схеме 1 год обучения

– 3 раза в неделю по 3 часа – 324 часа; 2 год обучения - 3 раза в неделю по 3
часа, количество часов в год - 324 ч.

Формы занятий
Основной формой работы являются учебные занятия. Теоретические занятия
проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются
различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции,
технология изготовления изделий из кожи, знакомятся со специальной
литературой, изучают историю кожевенного производства. Практические
занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую
часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение
практических навыков по изготовлению изделий из кожи.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий:
беседа,
практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся,
конкурс,
викторина,
выставки.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их
интереса предусмотрены не только практические занятия, но и посещение
экскурсий на выставки прикладного творчества, демонстрацию фотографий
изделий, самостоятельное проведение мастер-классов по художественной
обработке кожи для родителей.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах:
групповой,
парной,
индивидуальной.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование и развитие духовно-культурных ценностей, творческих
способностей обучающихся в процессе овладения ими основными приѐмами и
навыками работы с кожей.

Задачи:
Образовательные:
Обучить различным приемам работы с кожей.

Научить читать и зарисовывать схемы изделий
Познакомить с историей народных кожевенных промыслов.

Научить полученные на занятиях знания применять для создания композиций.

Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:
Развивать познавательную деятельность обучающихся.

Развивать у обучающихся мелкую моторику рук, глазомер

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
обучающихся.

Развивать творческие способности и формировать потребность обучающихся к
самоутверждению через труд
Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся.

Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение.

Развивать стремление к творческой самореализации средствами
декоративно-прикладного творчества (работа с кожей).
Воспитательные:
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки
обучающихся.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой
выполненный труд.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Помогать обучающимся в их желании сделать свои работы общественнозначимыми.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2024 год (648 часа)
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Художественная обработка кожи»
1 сентября каждого учебного года
72учебных недель (648 часа)–
12-15 лет (5-9кл.)
5 дней
4раза в неделю по 3 часа 2 дня и 2
дня по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Вт. 16-00 – 18-00
Пт. 16-00 – 18-00
Ср-Чт. 14-00 – 17-00
15 минут
31 мая каждого учебного года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май каждого учебного
года
31мая – 31августа
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

1год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Художественная обработка кожи»
01.09.2022г.
36 учебных недель – 12-14 лет (58кл.)
5 дней
4раза в неделю по 3 часа 2 дня и 2
дня по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Вт. 16-00 – 18-00
Пт. 16-00 – 18-00
Ср-Чт. 14-00 – 17-00
15 минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план 1 года обучения
№
П/П
1.

НАЗВАНИЕ
раздела\темы\
Вводное занятие

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
всего
теория
практика
4
4

2

Приемы работы с
кожей

40

2

38

3

Аппликация

30

2

28

4

Украшения и
Аксессуары из
кожи

60

2

58

30

5

2

28

Теплообработка
кожи.

ФОРМЫ
Аттестации/контроля
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая;
комбинированное

6

Выжигание.

30

2

28

7

Цветы

20

2

18

(беседа, практика,
игра)
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая; практика

8

Аксессуары из
кожи.

50

2

48

Групповая; практика

9

Украшения дома

50

2

48

Групповая; практика

10

Итоговое занятие

2

2

Групповая; практика

4

4

Групповая; практика

4

4

Зачет

Участие в
выставках.
Выполнение
12
контрольных
нормативов.
ИТОГО:
11

324

20

304

Учебно-тематический план
№

Название

п/п

раздела\темы\

Количество часов
всего

теория

Дистанционное
обучение

практика

1.

Вводное занятие

4

1.1

Знакомство с
применяемыми
инструментами и
материалами.
Правила
безопасности при
работе с
ножницами,
ножами, иголками,
пробойником и
молотком, с
открытым огнем.

2

Владение
различными
приемами
обработки кожи
сделают поделки
качественными,
выразительными.
Применение
инструментов ножницы, шило,
канцелярский нож,
металлическая
линейка.

2

Приемы работы с
кожей
Общие
рекомендации о
том, что от
качества кожи
зависит выбор
приемов работы.
Владение
различными
приемами
обработки кожи
сделают поделки
качественными,
выразительными.

40

2

38

20

1

19

4

1.2

2
2.1

2
YouTube
Уроки Тетушки
Совы - Уроки
осторожности Острые
предметы

2

YouTube
Работа с кожей.
Изделие для
начинающих.
Leather
cardholder

YouTube
—
Уроки работы с
кожей.
Обработка краев

2.2

3
3.1

Применение
инструментов ножницы, шило,
канцелярский нож,
металлическая
линейка.
Ознакомление с
приемами разметка,
раскрой,
соединение деталей
с помощью клея.

20

1

19

Аппликация

30

2

28

Общие
рекомендации по
выполнению
аппликации: эскиз,
изготовление
лекал, раскрой,
сборка деталей.

15

1

14

Делаем вместе
колье кулон из к
ожи "Маркиза"Ч
асть 1
YouTube
30 апреля

15

1

14

Брошь бабочка
Мастер класс
Одноклассники

60

2

58

30

1

29

Инструменты
для разметки под
шов параллельно
краю кожи
YouTube
JackIn shop31
декабря 2016
Разметка для
шва параллельно
краю кожи

Кулон «Оберег».
3.2

Беседа о подборе
цветовых
сочетаний в
изделии. Различные
способы
изготовления
шнуров, крепления
застежки на брошь.
Применение в
работе
пробойников и
ножниц для
вырезания зубцов.

Брошь
«Бабочка».
4

4.1

Украшения и
Аксессуары из
кожи
Различные формы
бусинок и
изготовление лекал
к ним.
Изготовление
кистей. Способы
скрепления
шнуров. Общие
рекомендации по
сборку бус. Бусы с
небольшим

YouTube
Unews. Мастеркласс по
изготовлению
украшения из
натуральной
кожи

количеством
бусинок (3-5 шт.)
одинаковой формы
и кисточкой.

4.2

Способы
скрепления
шнуров. Общие
рекомендации по
сборку бус.

30

1

29

30

2

28

15

1

14

Видеоурок
"Механическая
и тепловая обраб
отка мяса."
YouTube

15

1

14

Пуговицы из ко
жи своими
руками. DIY.
Buttons from the
skin. Bottoni in
pelle.
YouTube

БУСЫ С
Настроением из
кожи. Мастер
класс.
YouTube

Бусы с плоскими
бусинами,
украшенными
аппликацией.
Бусы с застежкой.
5

5.1

5.2

Теплообработка
кожи.
Общие
рекомендации по
тепловой обработке
кожи.
Качественный
подбор материала
для
термообработки.
Изменение объема
кожаных
фрагментов при
помощи открытого
огня (свечи) и
плоской
поверхности
(сковорода). Изготовление
«жареных» пуговиц
с применением
наполнителя
Использование
«жареных» пуговиц
в различной
бижутерии. Это
может быть набор
украшений,
например, кулон и
серьги.
«Жареный»
браслет,
декорированный

Браслеты из пара
корда, кожи,
бисера, бусин,
шнурка, нитки...
YouTube

аппликацией;
6
6.1

6.2

7
7.1

Выжигание.
Сочетание
выжигания и
термообработки.
Тонирование
изделия морилкой
или коричневой
акварельной
краски.
Брелок для ключей
с монограммой.
Общие
рекомендации по
технике выжигания
по коже: подбор
материала, перенос
эскиза на кожу с
помощью иголочки
Кулон,
декорированный
«жареным»
фрагментом с
выжженным и
тонированным
рисунком
Цветы
Беседа о различных
методах обработки
кожи,
применяемых при
изготовлении
цветов
(термообработка,
выжигание,
аппликация).
Использование
природных свойств
материала при
изготовлении
цветов.

30

2

28
Saedzer. Брелок
для ключей с гра
вюрой.
YouTube

15

1

14
Стильный Кулон
из кожи за 10
минут. Мастер
класс
YouTube

15

1

14

20
4

5
1

15
3
YouTube
—
Цветы из кожи
МК для
начинающих /
leather flowers
/Заколка своими
руками
YouTube
цветок из кожи.
How to make a
flower out of the
leather

7.2

Ромашки
(теплообработка).

4

1

3

Ромашки из кож
и. Часть 1
YouTube

7.3

Подвеска с розой и
листиками
(теплообработка).

4

1

3

Пышная роза из
кожи. Окраска.
Часть 1
YouTube
Olga
Kanunnikova11
июня 2016

Видео о
рукоделии:
мастер класс:
Пышная роза из
кожи. Окраска.
12,8 тыс.0

7.4

Брошь с розой,
дополнительное
оформление броши
бусинами,
шнурками,
бахромой и пр.

4

1

3

7.5

Брошь с астрой.

4

1

3

8

Аксессуары из
кожи.
Использование
драпировки при
декорировании
различных
украшений
(кулонов,
браслетов, заколок,
серег). Способы
создания
тематических
композиций,
перенос
драпированного
фрагмента на
изделия, такие как
браслет, сумка,
ремень.
Обклеивание
объемных форм.
Изготовление
шкатулок ваз.
Кулон с
драпировкой.

50

2

48

8.1

8.2

12

11

14:11
Пышная роза из
кожи.
Обработка.
Часть 2
YouTube
Листья из искусс
твенной кожи
YouTube
Olga
Kanunnikova7
мая 2016
Одноклассники
—
Брошь-заколка
из натуральной
кожи "Астра"

«Ручная
работа». Брошь
из кожи (17.05.2
017)
YouTube
Mail.ru
аксессуары из
кожи

9.5

0.5

9

Как быстро
сделать
Стильный Кулон
из кожи. Мастер
класс.
YouTube
19 ноября 2018

8.3

Браслет

9.5

0.5

9

8.4

Футляр

9.5

0.5

8

Яндекс.Эфир
— источник
видео
1 апр 2017
Простой браслет
из кожи

YouTube
Как сделать
футляр для
очков "Brille" из
кожи своими
рукам

Заколка

8.5
9

Украшения дома

Заколка для
волос из кожи часть 1
YouTube
Kastil0311 июня
2013

9.5
50

0.5
2

8
48

Вазочка или
шкатулка,
обклеенная кожей,
создание рисунка

9.1
9.2

10

Самостоятельная
разработка
комплекта
украшений с
драпировкой
Панно
Итоговое занятие

YouTube
Несложная
Вазочка из кожи.
Мастер класс.

25
25

2

1
1

24
24

Картина из кожи
. Эксперимент
со старыми
кожаными
куртками.
YouTube
16 апреля 2019

2
YouTube
Картины из
кожи Андрея
Коробейникова.
Витражная
техника

11

Участие в
выставках.

4

4

Одноклассники
Декор дома картины из
кожи.

Потрясающие
картины из кожи
на стену

12

Выполнение
контрольных
нормативов.

ИТОГО:

4

4

324

20

Яндекс.Эфир
Панно
Виноградные
грозди

304

Содержание
1.Вводное занятие.
Задачи и план работы. Правила поведения учащихся. Общие сведения о коже
(историческая справка, актуальность, новизна). Знакомство с применяемыми
инструментами и материалами. Правила безопасности при работе с ножницами,
ножами, иголками, пробойником и молотком, с открытым огнем.
Приемы работы с кожей.
Теория:
Общие рекомендации о том, что от качества кожи зависит выбор приемов
работы. Владение различными приемами обработки кожи сделают поделки
качественными, выразительными.
Применение инструментов - ножницы, шило, канцелярский нож, металлическая
линейка.
Ознакомление с приемами разметка, раскрой, соединение деталей с помощью
клея.
Практика.
Разметка с помощью шаблонов.
Раскрой ножницами по линии разметки.
Раскрой прямых линий ножом.
Выполнение основы для изделия.
Способы изготовления дополнительных деталей «шишечки», «цилиндрики»,
«кисточки».
3.АППЛИКАЦИЯ.
Теория:
Общие рекомендации по выполнению аппликации: эскиз, изготовление лекал,
раскрой, сборка деталей. Беседа о подборе цветовых сочетаний в изделии.
Различные способы изготовления шнуров, крепления застежки на брошь.
Применение в работе пробойников и ножниц для вырезания зубцов.
Практика:
1.Кулон «Оберег».
2.Брошь «Бабочка».

3.Детям

предлагается самостоятельно разработать модель броши или кулона,
подобрать цветовые сочетания, изготовить лекала. Украшение должно быть
выполнено качественно с учетом требований к работе с кожей.
4.УРАШЕНИЯ И АКСЕССУАРЫ.
Теория:
Беседа о разнообразии форм и моделей бус с показом работ учеников прошлых
лет обучения. Различные формы бусинок и изготовление лекал к ним.
Изготовление кистей. Способы скрепления шнуров. Общие рекомендации по
сборку бус.
Практика: 1.Бусы с небольшим количеством бусинок (3-5 шт.) одинаковой
формы и кисточкой.
2.Бусы с сочетанием различных форм бусинок.
3.Бусы с плоскими бусинами, украшенными аппликацией.
4.Бусы с застежкой.
5.Сложные бусы. Самостоятельная разработка модели. Изготовление лекал.
Подбор цветовых сочетаний.
6.Итогом может являться выставка работ по данной теме или показ моделей бус
авторами на детском празднике.
5.ТЕРМООБРАБОТКА.
Теория:
Общие рекомендации по тепловой обработке кожи. Качественный подбор
материала для термообработки. Изменение объема кожаных фрагментов при
помощи открытого огня (свечи) и плоской поверхности (сковорода).
Беседа о правилах техники безопасности при работе с открытым огнем и
нагревательными приборами. Рецепты наполнителей кожаных фрагментов.
Практика:
1.Изготовление «жареных» пуговиц с применением наполнителя.
2.Использование «жареных» пуговиц в различной бижутерии. Это может быть
набор украшений, например, кулон и серьги.
3.«Жареный» браслет, декорированный аппликацией;
4.Самостоятельная разработка модели кулона, декорированного «жареной»
пуговицей.
6.ВЫЖИГАНИЕ.
Теория:

Общие рекомендации по технике выжигания по коже: подбор материала,
перенос эскиза на кожу с помощью иголочки. Сочетание выжигания и
термообработки. Тонирование изделия морилкой или коричневой акварельной
краски.
Практика:
1.Брелок для ключей с монограммой.
2.Кулон, декорированный «жареным» фрагментом с выжженным и
тонированным рисунком.
3.Выставка работ по данной теме
7.ЦВЕТЫ ИЗ КОЖИ.
Теория:
Беседа о различных методах обработки кожи, применяемых при изготовлении
цветов (термообработка, выжигание, аппликация). Использование природных
свойств материала при изготовлении цветов.
Практика:
1.Бусы с ромашками (теплообработка).
2.Подвеска с розой и листиками (теплообработка).
3.Брошь с розой, дополнительное оформление броши бусинами, шнурками,
бахромой и пр.
4.Брошь с астрой.
5.Используя полученные знания по изготовлению цветов, ученик
разрабатывает эскиз панно, украшения, либо сувенира. Самостоятельно
подбирает материал по цвету и качеству. Работа ведется с консультированием
преподавателя.
6.Выставка работ по данной теме. Обсуждение каждой работы. Разговор о
композиции, подборе цветовых сочетаний, о качестве.
8. Аксессуары
Теория:

из кожи.

Использование драпировки при декорировании различных украшений
(кулонов, браслетов, заколок, серег). Способы создания тематических
композиций, перенос драпированного фрагмента на изделия, такие как браслет,
сумка, ремень. Обклеивание объемных форм. Изготовление шкатулок ваз.
Практика:
1.Кулон с драпировкой.

2.Браслет
3. Футляр
4.Заколка
5.Кулон, выполненный по эскизу самого ученика. Самостоятельный подбор
материалов по цвету и качеству.
9.Украшения дома.
1. Вазочка или шкатулка, обклеенная кожей, создание рисунка драпировкой
2.Самостоятельная разработка комплекта украшений с драпировкой
3. Панно
10 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
11. УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ.
12 Выставка работ, представление авторских работ, награждение.
Участие работ кружковцев в отчетных выставках района, города, области
2 год обучения
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Художественная обработка кожи»
01.09.2023г.
36 учебных недель – 13-15 лет (69кл.)
5 дней
4раза в неделю по 3 часа 2 дня и 2
дня по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Вт. 16-00 – 18-00
Пт. 16-00 – 18-00
Ср-Чт. 14-00 – 17-00
15 минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024г.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план.
№
п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации
/контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие:
инструктаж по технике
безопасности

4

-

4

2.

Приемы работы с кожей.

2

38

40

3.

Аппликация.

2

28

30

4.

Украшения из кожи.

2

58

60

5.

Теплообработка кожи.

2

28

30

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Выжигание.
Цветы из кожи.
Украшения для дома.
Аксессуары из кожи.
Зачетное занятие.
Участие в выставках.
Выполнение контрольных
нормативов.
ИТОГО:

2
2
2
2
-

28
18
48
48
2
4
4

30
20
50
50
2
4
4

20

304

324

1.

Наблюдение
Тест групповая
работа;
комбинированное
(беседа, практика,

Учебно-тематический план

беседа, практика,
комбинированное
(беседа, практика,
Групповая;
комбинированное
(беседа, практика,
комбинированное
(беседа, практика,
комбинированное
(беседа, практика,
игра)
Групповая;
Комбинированное
занятие

№

Название

Количество часов

п/п

раздела\темы\
всего
учебный элемент

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

4

4

2

2

2

1.2

Работа с разными
видами кожи, с
инструментами. 2

2

2

2

Приемы работы с
кожей
40

2

38

1
1

19
19

1.1
Правила
безопасности при
работе с
ножницами,
ножами, иголками,
пробойником и
молотком, с
открытым огнем.

2.1
2.2

Общие
рекомендации о
том, что от
качества кожи
зависит выбор
приемов работы.
Владение
различными
приемами
обработки кожи
сделают поделки
качественными,
выразительными. 20
Ознакомление с 20
приемами:
разметка, раскрой,
соединение
деталей с
помощью клея.

Дистанционное
обучение

3

Аппликация

30

2

28

3.1

Новые способы
15
выполнения
аппликации: эскиз,
раскрой, сборка
деталей. Беседа о
подборе цветовых
сочетаний в
изделии.
Практика: Кулон
«Ягодки».
Различные
15
способы
изготовления
шнуров,
крепления
застежки на
брошь.
Применение в
работе
пробойников и
ножниц для
вырезания зубцов
Практика: Брошь
«Цветы».

1

14

1

14

Украшения и
60
аксессуары
Бусы с небольшим 20
количеством
бусинок (3-5 шт.)
одинаковой
формы и
кисточкой.

2

58

0.5

19.5

Бусы с сочетанием 20
различных форм
бусинок.
Бусы с плоскими 20
бусинами,
украшенными
аппликацией
Бусы с застежкой. 20
.Сложные бусы

0.5

19.5

0.5

19.5

0.5

19.5

3.2

4
4.1

4.2

4.3

4.4

5
5.1

5.2

Термообработка.

30

2

28

«Жареный»
браслет,
декорированный
аппликацией;
Самостоятельная
разработка модели
кулона,
декорированного
«жареной»
пуговицей.
Выжигание
30

2

28

Изготовление
«жареных»
пуговиц с
применением
наполнителя.
Использование
«жареных»
пуговиц в
различной
бижутерии. Это
может быть набор
украшений,
например, кулон и
серьги.

5.3

5.4

6
6.1

Брелок для ключей 15
с монограммой.

1

14

6.2

Кулон,
декорированный
«жареным»
фрагментом с
выжженным и
тонированным
рисунком.

15

1

14

7

2
1

16
9

7.1

Цветы из кожи
20
Бусы с ромашками 10
(теплообработка).

1

9

7.2
8
8.1
8.2

Подвеска с розой и 10
листиками
(теплообработка)..
Брошь с розой,
Сувениры
100
Вазы.
25
25
Шкатулки

4
0.5
0.5

96
24.5
24.5

Сувенирыподарки
Панно.

8.3
8.4
9

25

0.5

24.5

25
6

0.5

24.5
6

Выставка работ,
представление
авторских работ,
награждение
Итоговое занятие 4
Самостоятельное
выполнение
работ по
заданной
тематике

10

ИТОГО:

324

4

20

304

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие (4 часа)
Теория: (2 час) Задачи и план работы. Правила поведения
учащихся. Углубление и расширение изученных способов и
приемов работы, заменителем. Правила безопасности при
работе с ножницами, ножами, иголками, пробойником и
молотком, с открытым огнем.
Практика: (2 час) Работа с разными видами кожи, с
инструментами.
Тема 2. Приемы работы с кожей (40 часов)
Теория: (2 часов)
Общие рекомендации о том, что от качества кожи зависит выбор
приемов работы. Владение различными приемами обработки кожи
сделают поделки качественными, выразительными.
Применение инструментов - ножницы, шило, канцелярский
нож, металлическая линейка.

Ознакомление с приемами: разметка, раскрой, соединение деталей с
помощью клея.
Практика: (38 часов).
Разметка с помощью шаблонов.
Раскрой ножницами по линии разметки.
Раскрой прямых линий ножом.
Выполнение основы для изделия.
Способы изготовления дополнительных деталей «шишечки»,
«цилиндрики», «кисточки».
Использование драпировки при декорировании различных украшений
(кулонов, браслетов, заколок, серег). Способы создания тематических
композиций, перенос драпированного фрагмента на изделия - браслет,
сумка, ремень. Обклеивание объемных форм. Изготовление шкатулок и
ваз.
1.Кулон с драпировкой.
2.Браслет
3.Вазочка или шкатулка, обклеенная кожей, создание рисунка
драпировкой.
4.Самостоятельная разработка комплекта украшений с драпировкой.
5.Выставка и обсуждение работ по теме.
Тема:3 АППЛИКАЦИЯ (30часа)
Теория:

(2 часа)

Новые способы выполнения аппликации: эскиз, раскрой, сборка
деталей. Беседа о подборе цветовых сочетаний в изделии. Различные
способы изготовления шнуров, крепления застежки на брошь.
Применение в работе пробойников и ножниц для вырезания зубцов.
Практика: (28 час)
1.Кулон «Ягодки».
2.Брошь «Цветы».

3.Детям предлагается самостоятельно разработать модель броши или
кулона, подобрать цветовые сочетания, изготовить лекала. Украшение
должно быть выполнено качественно с учетом требований к работе с
кожей.
Тема: 4 Украшения и аксессуар(60часов)
Теория:

(2 часов)

Беседа о разнообразии форм и моделей бус с показом работ учеников
прошлых лет обучения. Различные формы бусинок и изготовление
лекал к ним. Изготовление кистей. Способы скрепления шнуров.
Общие рекомендации по сборке бус.
Практика: (58 час)
1.Бусы с небольшим количеством бусинок (3-5 шт.) одинаковой
формы и кисточкой.
2.Бусы с сочетанием различных форм бусинок.
3.Бусы с плоскими бусинами, украшенными аппликацией.
4.Бусы с застежкой.
5.Сложные бусы. Самостоятельная разработка модели. Изготовление
лекал.
Подбор цветовых сочетаний.
6.Итогом может являться выставка работ по данной теме или показ
моделей бус авторами на детском празднике.
Тема: 5 ТЕРМООБРАБОТКА (30часов)
Практика: (28 часов) Закрепление способов тепловой обработки
кожи. Качественный подбор материала для термообработки.
Изменение объема кожаных фрагментов при помощи открытого
огня (свечи) и плоской поверхности (сковорода).
Беседа о правилах техники безопасности при работе с открытым огнем и
нагревательными приборами. Рецепты наполнителей кожаных
фрагментов.

1.Изготовление «жареных» пуговиц с применением наполнителя.
2.Использование «жареных» пуговиц в различной бижутерии. Это может
быть набор украшений, например, кулон и серьги.

3.«Жареный» браслет, декорированный аппликацией;
4.Самостоятельная разработка модели кулона, декорированного
«жареной» пуговицей.
Тема:6. ВЫЖИГАНИЕ (30 часа)
Теория: (2 час)
Расширение знаний по технике выжигания по коже: подбор материала,
перенос эскиза на кожу с помощью иголочки. Сочетание выжигания и
термообработки. Тонирование изделия морилкой или коричневой
акварельной краской.
Практика: (28 час)
1.Брелок для ключей с монограммой.
2.Кулон, декорированный «жареным» фрагментом с
выжженным и тонированным рисунком.
3.Выставка работ по данной теме.
Тема: 7.ЦВЕТЫ ИЗ КОЖИ (20 часов)
Теория: (2часа)
Беседа о различных методах обработки кожи, применяемых при
изготовлении цветов (термообработка, выжигание, аппликация).
Использование природных свойств материала при изготовлении цветов.
Практика: (18 часа)
1.Бусы с ромашками (теплообработка).
2.Подвеска с розой и листиками (теплообработка).
3.Брошь с розой, дополнительное оформление броши бусинами,
шнурками, бахромой и пр.
4.Брошь с астрой.
5.Используя полученные знания по изготовлению цветов, ученик
разрабатывает эскиз панно, украшения, либо сувенира. Самостоятельно
подбирает материал по цвету и качеству. Работа ведется с
консультированием педагога.
6.Выставка работ по данной теме. Обсуждение каждой работы.
Разговор о композиции, подборе цветовых сочетаний, о качестве.

Тема: 8 СУВЕНИРЫ. (100 час)
Теория: (2 часов)
Разнообразие форм, способы соединения.
Практика: (98 часа)
Вазы. Панно. Шкатулки
Тема 7. Контрольное тестирование Практика: (6 часов)
Самостоятельное выполнение работ по заданной тематике.
Тема 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Выставка работ, представление авторских работ, награждение.
Тема 10.Участие работ обучающихся в отчетных выставках района,
города, области.
Планируемые результаты

Обучающиеся по окончании обучения по программе овладеют
определенной теоретической и практической компетентностью и
будут:
Знать:
1.

основные приемы создания изделий из кожи, правила их
декорирования;

2.знать оборудование, необходимое для художественной обработки кожи,
основные понятия технологии;
2.
технику безопасности;
3.
начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
4.
составление композиций, самостоятельная работа над изделием;
5.
историю кожевенного производства.
Приобретут навыки:
1.

2.

рационально организовать свое рабочее место, оборудование,
инструменты
с учетом техники безопасности, поддерживать порядок во время
работы;
умение распределить задание по степени сложности;

3.уметь применять основные технические приемы художественной
обработка кожи;
3.
экономно расходовать материал;
4.
аккуратно выполнять работу, оформлять готовое изделие;
5.
6.

выполнять эскизы, шаблоны, лекала;
изготавливать полуобъемные изделия из кожи.

Социальные компетенции и личностные качества, которые будут
сформированы и развиты у обучающихся в результате занятий по
программе «Художественная обработка кожи»:
личностные – уверенность в своих силах; устойчивый интерес к
занятиям и знаниям по декоративно-прикладному искусству,
терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;
нравственные качества: коллективизм, ответственность и
трудолюбие, стремление к победе, общительность, самоуважение,
осознанное отношение.
метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся
по итогам освоения программы:
Обучащиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки,
схемы;
- выполнять контроль точности разметки детали с помощью
шаблона. предметные - требования к знаниям и умениям, которые
должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятиях; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной деятельности работы всего класса;
сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую изделия, художественные образы;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.

2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеется:
1. Помещение в соответствии с нормами СанПин, с хорошим естественным
и искусственным освещением.
2. Оборудование: столы, стулья (по количеству человек в группе), полки.
3. Инструменты и материалы:
цветная бумага, двусторонняя бумага цветная, клей-карандаш, картон.
4. Наглядные пособия: изделия из кожи, панно, украшения и аксессуары из
кожи, украшения для дома, работы педагога и самостоятельные работы
ребят.
5. Наличие учебно-методического обеспечения (программа, календарнотематические планы по годам обучения, сертификаты об обучении
педагога на различных семинарах и курсах повышения квалификации,
журналы учета работы педагога, таблицы мониторинга).
6. Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование и владеющий методикой преподавания по
художественной обработке кожи.
План воспитательной работы

№

Название мероприятия

п/п

Номе Сроки

Место

р

проведения

групп
ы

1

«Жизнь глазами
детей».

1,2

Сентябрь

1,2

Октябрь

ДДТ

выставка творческих
работ воспитанников.

2

«Осенний листопад».
Конкурсная
программа.

ДДТ

Примечание

3

«Помни правила движения,
как

1,2

Ноябрь

таблицу умножения». Беседа

4

Посещение
новогоднего

ДДТ

1,2

Декабрь

1,2

Январь

ДДТ

представления.

5

«Труд на радость себе и
людям».
Беседа

«Символы нашего государства». 1,2
Разговор о важном.

Февраль

ДДТ

м
у
з
е
я1,2

Март

ДДТн

1,2

Апрель

Городской

ДДТ
Д
Д
Т

5

Посещение

школьного

«Мужество».

6

Посещение
городского
краеведческого музея.

краеведческий
музей.

Творческий
отчет

7

1,2

Май

ДДТ

Проведение выставки.

Материально-техническое обеспечение
№

Материалы и оборудование

п/п

Кол-

Имеется

требуется

во/штук

1

Столы

3

2

Стулья

15

3

Кожа и кожзаменитель

3

1
15

В достаточном
количестве

4

Картон

15

В достаточном
количестве

5

Бумага для рисования формата

15

А-3
6

Карандаши простые

В достаточном
количестве

15

В достаточном
количестве

7

Клей момент прозрачный

15

В достаточном
количестве

8

Клей-карандаш

15

В достаточном
количестве

9

Музыкальное оформление CD

1

+

10

Магнитола

1

1

11

Ножницы

20

20

Формы аттестации

1.
2.
3.
4.

Наблюдение;
выставки;
тестирование;
конкурсы.
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в
мероприятиях различного уровня.
. Оценочные материалы
Методы отслеживания результатов:
Наблюдения за обучающимися в процессе обучения, во время
мероприятий, беседы с родителями об изменении в поведении.
Участие в мероприятиях различного уровня: активность, творческий
подход.
Во время занятий и проведения мероприятий осуществляется
контроль: индивидуальный, коллективный, анализ готового изделия,
взаимоконтроль, самооценка.
Анализ выполненного изделия – основная форма контроля.

1. Вводный контроль – анализ первых занятий, по окончанию первого
учебного месяца, имеющего целью выявить какими умениями и навыками
владеют дети.
2. Текущий - анализ каждого занятия, по окончанию каждой темы заключительное итоговое занятие, имеющего целью выявить насколько
полно дети усвоили материал и научились практически использовать
знания, полученные на занятиях.
3. Итоговый контроль - это контроль, который осуществляется
педагогом
в
конце учебного года. Формой итогового контроля является участие
детей в районных, городских, областных выставках, фестивалях,
соревнованиях, конкурсах, смотрах и т.д.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических упражнений при работе в материале и творческих заданий.
В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за
творческим развитием каждого ребенка.

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
рассказ,
беседы,
работа с книгой,
демонстрация образцов,
упражнение,
практические работы репродуктивного и творческого характера,
методы мотивации, стимулирования и поощрения,
игровой,
обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
- Занятия проводятся группами, на каникулах могут проводиться
комплексные занятия (объединяющие детей всех групп), в период
подготовки выставкам необходимо проводить и индивидуальную работу.
С целью формирования опыта творческого обучения в программу
вводятся коллективные задания. Художественное коллективное
творчество учащихся может найти применение в оформлении интерьера
кабинета. Выполненные на занятиях работы детей можно использовать,
как подарки родным и близким.
Формы организации образовательного процесса
• Индивидуальная;
• индивидуально-групповая;
• групповая (или в парах);
Формы

организации учебного занятия - беседы, консультации,

практикумы, совместная деятельность педагога и воспитанников по
разработке творческих композиций, наблюдение, открытые занятия,
мастер-класс, выставки.
Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии.
Технология дистанционного обучения одна из перспективных в
системе образования. Она позволяет решать задачи формирования
информационно-коммуникационной культуры обучающихся,
развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её
особенность в том, что у детей есть возможность получать знания

самостоятельно. Благодаря современным информационным
технологиям, обучающиеся могут использовать различные
информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения
всегда находится самостоятельная познавательная деятельность
ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся
самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные
источники информации, может сам для себя определять способы
познавательной деятельности, выбирать время для занятий.
Познавательная деятельность носит активный характер,
способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы
образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря
дистанционным образовательным технологиям становится
возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения
общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий (одарённые дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции
развития дополнительного образования. Таким образом,
актуальность дистанционного обучения обусловлена новой
парадигмой образования информационного общества. В
Государственной программе Российской Федерации «Развитие
образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из
основных направлений кардинальной модернизации образования в
целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Внедрение
новых технологий с применением электронного обучения
поддерживается государством на различных уровнях, что
подтверждено нормативными документами федерального и
регионального уровней. Сегодня смещение акцента от научения
(педагог учит) в сторону изучения (обучающийся изучает) уже не
является новой образовательной парадигмой: в современной модели
обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта,
медиатора-посредника или связующего звена между
организационно-технологической средой обучения и обучающимся.
Для получения качественного образования гражданами разного
возраста и социального положения с использованием современных
информационных технологий реализуется приоритетный проект
«Современная цифровая образовательная среда в России», одной из
задач которого является принятие нормативных актов,
позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и
дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в
Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения,
важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно
выделить ряд моделей обучения детей с применением
дистанционных образовательных технологий. Возможность
осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении
в практику работы дистанционных образовательных технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно

новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их
востребованными и конкурентоспособными, что особенно
актуально с внедрением системы персонифицированного
финансирования дополнительного образования.
Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях
дистанционного образования
.
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных
представителей) о переходе на дистанционное обучение в
электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к
сети Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно
предложим вам варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества
https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте:
viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет
организовано во второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий.
- Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие
задания дети могут выполнить самостоятельно.
-Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми
средствами, которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации
дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем,
надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже
приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то
же время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их
успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас
нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных
представителей):

У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь
ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации,
когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно –
ведь для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая
сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не
должно останавливаться! Поэтому и дополнительное образование
вышло на дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для
него время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется
вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо
вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих
факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен
находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за
столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом.
Показывайте ему правильное поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть
выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых,
избавит от ненужной негативной информации. Вы сами должны
быть спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры,
направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом.
Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не
окрепшую психику.
Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в
новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если
педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее
напоминайте ему о назначенном уроке (не менее чем за 15 минут),
чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на
самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для
саморазвития, а также возможность проявить так желанную для
каждого ребенка самостоятельность

Список литературы
1. «Объемные картины из кожи» (цветочные композиции)/ под ред.
Г.О.Скребцова, Л.Д. Данильченко. -Р-н-Д.: 2006г.

2. «200 моделей для умелых рук» Барта Ч. С.П.1997г.
3. «Изделия из кожи» Т.А. Селиванова. М. 2000г.
4. «Поделки из природного материала» К. Стародуб, Т. Ткаченко .
Р-н-Д
2006г.
5. «100 поделок из кожи» И.В. Новикова, А.В. Базулина Ярославль
1999г.
6. «Кожа в интерьере »(дизайн декоративной посуды) ) Г.О.
Скребцова, Л.Д.
Данильченко. Р-н-Д. 2006г.
7. «Изделия из кожи» Г.О. Скребцова . Р-н-Д 2008г.
Литература для обучающихся
1 «Стильные украшения из кожи своими руками» Т.Н. Манкова
Р-н-Д 2005г.
2 «Прикольные подарки к любому празднику» О. Чибрикова М. 2006г.
3 «Объемные картины из кожи» Г.О. Скребцова Р-н-Д 2008г.
4 «Изготовление цветов из кожи» Дом и я в нем май 2007г.
5 «200 моделей для умелых рук» Барта Ч. С.П.1997г.
6 «Изделия из кожи» Т.А. Селиванова. М. 2000г.
7 «Поделки из природного материала» К. Стародуб, Т. Ткаченко . Р-н-Д
2006г.
8 «Кожа в интерьере » (дизайн декоративной посуды) Г.О. Скребцова,
Л.Д.
Данильченко. Р-н-Д. 2006г.
Интернет ресурсы:
1.Сайт «Страна мастеров»
http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/462,451
2.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН
Лига Пресс», 2002.
http://school-16.cherobr.ru/index.php/karta/64-vvedenie-fgos/123-or
Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 144с.
http://zonasofta.net/41987-100-podelok-iz-bumagi.htmlIgam.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО
«Эдипресс-конлига»,2004.
4. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/''Kollekciya_idey''/_''Kollekciya_idey''.ht


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».