Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Истоки православного изобразительного искусства» Возраст детей: 7- 9 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Шнуркова Нина Юрьевна, педагог дополнительного образования г. Правдинск 2023 год Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"; -Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196); «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. И. Сухомлинский. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) объединения «Истоки православного изобразительного творчества» относится к программам художественной направленности. Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Программа объединения открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе. Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей. Целью программы является создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи: 1. Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ. 2. Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества. 3. Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус. Дополнительная программа объединения затрагивает четыре главных раздела: - «Язык изобразительного искусства». - «Изобразительное искусство и мир природы». - «Изображение человека и предметного мира». - «Декоративно-прикладное искусство». Программа первого года обучения: обучающиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи. Программа второго года обучения: обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Возраст детей от 7 до 9 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. На первый год обучения принимаются дети в возрасте 7 лет без вступительных испытаний. На второй год обучения переводятся дети в возрасте 8 лет, закончившие первый год обучения. На третий год переходят дети 9-лет. Возможен добор в группы в течение учебного года при наличии свободных мест, не более 15 человек в группе. В творческую группу зачисляются дети успешно (со средним и высоким уровнем) освоившие программу двух годов обучения. Творчески одаренные дети после просмотра работ могут сразу зачисляться в объединение. Обучающиеся, успешно (показавшие высокие, средние результаты) закончившие обучения 1. 2 года получают свидетельство об окончании обучения. Формы занятий Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у обучающихся, желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающая детям на занятии воспринимать и создавать заданный образ. Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Все это отличает данную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу от уже существующих образовательных программ. Программа «Истоки православного изобразительного творчества» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективно - творческой деятельностью. Формы работы могут быть разными: индивидуальная, работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность обучит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Режим и продолжительность занятий. Режим и продолжительность учебных занятий в объединении в соответствии от возраста детей соответствуют рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14. Групповые занятия проводятся в группе 1, 2 года обучения 3 раза в неделю, по схеме – 5 минут подготовка к занятию, 35 минут занятие, 10 минут перемена, 35 минут занятие, 5 минут уборка рабочего места. 1. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей. 2. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования, солнечных лучей. 3. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами: - 300 - 500 лк; 4. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. 5. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. 6.Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением. 7. Температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам: - в учебных кабинетах для занятий художественным творчеством 20 - 22 °C; 8. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. 9. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре. 10. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью. 11. Все помещения по окончании занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств. При наличии двух смен влажная уборка всех помещений проводится и между сменами. Планируемые результаты: К концу первого года обучения: Обучающиеся должны знать: - Правила техники безопасности. - Основные виды и жанры изобразительного искусства. - Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно). - Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. - Элементарные правила смешивания основных и составных цветов. - Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов. - Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода. - Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды. - О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома). - Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином. Обучающиеся должны уметь: - Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш. - Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. - Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. - Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность. - Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. - Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства. - Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин). - Лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек. - Чувствовать и определять теплые и холодные цвета. - Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов. - Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец). К концу второго года обучения: Обучающиеся должны знать: - Правила техники безопасности. - Основные жанры и виды изобразительного искусства. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.). - Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. - Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). - Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра). - Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома). - О деятельности художника, скульптора, народных мастеров. Обучающиеся должны уметь: - Правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть. - Свободно работать карандашом и кистью. - Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. - чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении. - Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы. - Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. - Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов. - Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. - Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке. - Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). - Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. - Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.). - Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. - применять навыки лепки, передавая в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека в различных движениях. Планируемые результаты освоения программы: Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2023/2024 № п/п Режим деятельности 6. Учебный период Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий 7. 8. Продолжительность перемен Окончание учебного года 9. Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 10. 11. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Истоки православного изобразительного творчества» 01 сентября -31 мая 72 учебных недель – 7-9 лет (1-3кл.) 5 дней 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн. 14-00 – 17-00 Вт. 14-00 – 17-00 Чт. 14-00 – 17-00 15минут 31 мая 2023г. Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май., 2024г., 31.05.2023г. – 31.08.2023г. В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся 12. 13. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Раздел/Тема Количество часов теория 1 2 3 практика всего - 2 Опрос. 37 40 2 17 19 2 34 36 Опрос, наблюдение педагогом. Опрос, наблюдение педагогом. Опрос, наблюдение педагогом. 3 57 60 3 33 36 2 26 28 3 37 40 Язык изобразительного искусства 2 Вводное занятие 3 Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Черное и белое – основа языка графики. 4 Цвет – основа языка живописи. Изобразительное мир природы. искусство и 5 Пейзаж. 6 Анималистика. Изображение человека предметного мира. 7 Натюрморт. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. и Портрет. 8 Форма аттестации/ контроля Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом. 9 2 14 16 Опрос, наблюдение педагогом. 2 18 20 2 18 20 Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Лепка. Декоративно-прикладное искусство. 10 Хохломская роспись. 11 Городецкая роспись. 12 7 7 Выставки. Беседы. Всего: 33 291 324 Содержание программы ТЕМА 1. Вводное занятие. Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности. ТЕМА 2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Теоретические сведения: Знакомство с линией, тоном и штрихом. Практические задания: Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка. ТЕМА 3. Черное и белое – основа языка графики. Теоретические сведения: История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами. Практические задания: Начальные работы графики с использованием различных линий и пятна (силуэта). ТЕМА 4. Цвет – основа языка живописи. Теоретические сведения: Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета. Практические задания: - выполнение упражнений по сливанию красок -лессировка -выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по – сырому» -постепенный переход от теплых цветов к холодным -переход от теплого оттенка к холодному внутри одного цвета -выполнение упражнения теплые и холодные цвета -выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти. ТЕМА 5. Пейзаж. Теоретические сведения: Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью. Практические задания: Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года». ТЕМА 6. Анималистика. Теоретические сведения: Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных. Практические задания: Выполнение работ небольших животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих. ТЕМА 7. Портрет. Теоретические сведения: Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, изучение положения и мимики лица. Практические задания: Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама». ТЕМА 8. Натюрморт. Теоретические сведения: Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта. Практические задания: Зарисовки разных предметов простейшей формы. Выполнение нескольких зарисовок отдельных овощей, фруктов, цветов. ТЕМА 9. Лепка. Теоретические сведения: Знакомство со свойством пластилина. Понятия рельеф, барельеф, изучение различных приемов лепки. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе. Практические задания: Лепка простых скульптур малых форм. ТЕМА 10. Хохломская роспись. Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами, технологией и приемами росписи отдельных элементов. Практические задания: Выполнение элементов травной росписи; выполнение растительно-травного орнамента. Панно «Земляничка», «Смородинка». ТЕМА 11. Городецкая роспись. Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Городецкой росписи, видами, технологией и приемами элементов росписи. Практические задания: Выполнение растительных элементов Городецкой росписи. Выполнение композиций из Городецких цветов: «Букет», «Гирлянда», «Ромб», «Полоса», «Венок». ТЕМА 12. Выставки. Беседы. Теоретические сведения: Беседа об истории Нижнего Новгорода «Град на устье Оки». «Юбилей художника». КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2024/2025 № п/п Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Истоки православного изобразительного творчества» Режим деятельности 19. Учебный период Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Продолжительность учебных занятий Время проведения учебных занятий 20. 21. Продолжительность перемен Окончание учебного года 22. Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Летнее время Аттестация обучающихся 14. 15. 16. 17. 18. 23. 24. Комплектование групп Дополнительный прием обучающихся 25. 26. 01 сентября -31 мая 72 учебных недель – 7-9 лет (1-3кл.) 5 дней 3 раза в неделю по 3 часа Продолжительность учебного часа – 45 минут Пн. 14-00 – 17-00 Вт. 14-00 – 17-00 Чт. 14-00 – 17-00 15минут 31 мая 2025г. Работа по расписанию Промежуточная – в конце каждой четверти Итоговая – май., 2025г., 31.05.2024г. – 31.08.2024г. В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) Учебно-тематический план № Название темы. Форма занятий 1 Вводное занятие Беседа Приемы и методы организации учебновоспитательног о процесса Словесный и Техническое Дистанционное оснащение и обучение дидактический материал Иллюстрации, sportal.ru›Нагляд наглядный методы обучения. 2 Рисунок – Комб. основа языка занятие. всех видов изобразительног о искусства. 3 Черное и белое – Комб. основа языка занятия. графики. 4 Цвет – основа Комб. языка живописи. занятия. 5 Комб. занятия. альбомы, наглядные таблицы, с различными видами изобразительног о искусства. Словесный, Наглядные наглядный, таблицы с практический различными методы видами линий, обучения. тона и штриха. Альбом, карандаш. Словесный, Образцы видов наглядный, графики, практический дидактические, методы развивающие обучения, метод игры, альбом, игры. карандаш, тушь, фломастер, краски. Словесный, Наглядные наглядный, таблицы, практический плакаты цвета методы спектра, обучения. Метод основных и игры. составных цветов, цветовой круг, теплых и холодных цветов, контрастных и сближенных цветов. Альбом, палитра, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, карандаш. Дидактические и развивающие игры. Словесный, Иллюстрации, наглядный, репродукции практический картин методы художников, обучения. Метод образцы видов игры. пейзажей. Плакаты и таблицы ные пособия artstudiozazerkali e.jimdofree.com nsportal.ru›…ibeloe-osnovayazykagrafikisiluet Презента ция на тему: "Цвет – основа языка ж ивописи.." myshared.ru›380 021 Цвет основа языка ж ивописи videouroki.net›… osnova-iazykazhivopisi.html . vemaster.ru›topic …article…pejzaz ha…pejz Коллекция «пейзаж» Яндекс.Коллекц 6 Анималистика. Комб. занятия. 7 Портрет. Комб. занятия. линейной и воздушной перспективы, линии горизонта, многоплановост и. Дидактические игры. Альбом, краски, карандаш, палитра, баночка. Словесный, Иллюстрации и наглядный, образцы видов практический животных. методы Плакаты и обучения. Метод таблицы игры. строения и эталонов изображения животных. Дидактические и развивающие игры. Альбом, карандаш, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка для кисти, палитра. Словесный, Иллюстрации, наглядный, репродукции практический картин методы художников, обучения. Метод образцы видов игры. портрета. Таблицы, плакаты строения лица и мимики человека. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, ии›krblcka›пейза ж izocenter.ru›blog/ animalisticheskij …v…iskusst znanija.com›task/ 11979680 infourok.ru›karto chkipodskazkiplan…geroya… 8 9 10 11 Натюрморт. Лепка. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Комб. занятия. Комб. занятия. Занятие практич. работы. Занятие практич. баночка для воды, палитра, тряпочка. Словесный, Иллюстрации, наглядный, репродукции практический картин методы художников, обучения, метод образцы видов игры. натюрморта, схемы и плакаты изображения различных предметов. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка, палитра, карандаш, ластик. Словесный, Схемы этапов наглядный, лепки различных практический предметов. Игра методы путешествие. обучения. Метод Пластилин, игры. дощечка, тряпочка. Словесный, Образцы и наглядный, иллюстрации практический видов методы хохломской обучения. росписи и изделий. Плакаты, схемы этапов росписи отдельных элементов. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, тряпочка, баночка для воды, карандаш. Словесный, Иллюстрации и наглядный, образцы видов ru.wikipedia.org› Натюрморт .Коллекции›male nco932510›Зарис овки для натюрмортов коллекции›sveta makagon› outube.com›Виде о Лепка u.wikipedia.org› Хохлома livemaster.ru›topi c/1721441hohlomakak…istoriya… masteridelo.ru›… gorodetskaya…g работы. 12 Выставки. Беседы. практический методы обучения. Виртуал ьная экскурси я росписи и изделий. Схемы и таблицы элементов и этапов росписи. Альбом, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка. Иллюстрации. Словесный, наглядный. orodetskojrospisi… Видео›городецк ая роспись.история городецкой... Видео›виртуаль ная экскурсия по санкт петербургу KudaGo.com›all/ list/virtualnyieekskursii-po/ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 года обучения № Раздел/Тема Количество часов теория Язык изобразительного искусства 1 2 Вводное занятие. 2 3 Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. 3 2 Черное и белое – основа языка графики. 4 2 Живопись. Форма подведения практика всего итогов. Опрос. 2 Опрос, наблюдение педагогом. 37 40 Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка. 17 19 Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка. 34 36 Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Изобразительное искусство и мир природы. 5 3 57 60 3 33 36 Пейзаж. 6 Анималистика. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Изображение человека предметного мира. 7 и 2 26 28 3 37 40 2 14 16 2 18 20 2 18 20 Портрет. 8 Натюрморт. 9 Лепка. Опрос, наблюдение педагогом. Опрос, наблюдение педагогом. Опрос. Декоративно-прикладное искусство. 10 Хохломская роспись 11 Городецкая роспись. 12 7 7 Беседы. Всего 33 292 Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка. 324 Содержание программы ТЕМА 1. Вводное занятие. Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности. ТЕМА 2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Теоретические сведения: Знакомство с линией, штрихом и тоном. Практические задания: Выполнение работ с использованием различных видов линий, тушевки, определенной манеры рисунка. ТЕМА 3. Черное и белое – основа языка графики. Теоретические сведения: История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами. Практические задания: Выполнение работ сложных графических композиций с изображением фигур и предметов. ТЕМА 4. Живопись. Теоретические сведения: Знакомство с монументальной живописью – фреска, мозаика, витраж. Практические задания: Выполнение работ по составлению мозаики, фрески и витража. ТЕМА 5. Пейзаж. Теоретические сведения: знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта, точкой схода и многоплановостью. Практические задания: Выполнение работ с различными видами пейзажа. Выполнение работ по циклу «Время суток», «Времена года». ТЕМА 6. Анималистика. Теоретические сведения: Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных, пластика движений. Практические задания: Выполнение работ небольших животных, птиц, рыб, насекомых и млекопитающих в разных положениях с передачей характера движений. Выполнение работ по циклу: «Жители леса», «Жители пруда», «Животные жарких стран», «Животные севера». ТЕМА 7. Портрет. Теоретические сведения: Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, пропорции фигуры человека. Приемы проработки форм и способы передачи движений. Практические задания: Выполнение рисунка головы человека с живой натуры, от построения общей формы до детальной проработки головы и частей лица в целом. Выполнение рисунка тела человека в движении. Выполнение работ по циклам: «Семейный портрет», «Портрет времен года», «Мои друзья», «Автопортрет», «Зимние развлечения», «Слава спорту». ТЕМА 8. Натюрморт. Теоретические сведения: Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта с учетом заданного освещения. Практические задания: Выполнение светотеневого рисунка натюрморта. Выполнение работ натюрморта из двух – трех предметов простой формы. Живопись натюрморта из крупных предметов, объединенных в смысловую группу. ТЕМА 9. Лепка. Теоретические сведения: Изучение различных приемов лепки. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе. Практические сведения: Выполнение сложных объемных композиций. Лепка «Пластилиновая мозаика», «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». ТЕМА 10. Хохломская роспись. Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами, технологией и приемами росписи. Практические задания: Выполнение элементов кудринной росписи. Выполнение узора кудринной росписи. Панно «Цветы», «Сказочные птицы». ТЕМА 11. Городецкая роспись. Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Городецкой росписи, видами, технологией и приемами росписи. Практические занятия: Выполнение Городецких птиц, коней, кавалеров, дам, всадников. Выполнение сюжетной композиции с мотивом «Птица». ТЕМА 12. Беседы. Теоретические сведения: «Юбилей художника». Учебно-тематический план № Название темы. Форма занятий. 1 Вводное занятие Беседа 2 Рисунок – основа языка всех видов изобразительно го искусства. Черное и белое – основа языка графики. Комб. занятие. Словесный, наглядный, практический методы обучения. Комб. занятия. 4 Живопись. Комб. занятия. Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры. Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры. 5 Пейзаж. Комб. занятия. 6 Анималистика. Комб. занятия. 3 Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса Словесный и наглядный методы обучения. Техническое оснащение дидактический материал. и Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами изобразительного искусства. Наглядные таблицы с различными видами линий, тона и штриха. Альбом, карандаш. Образцы видов графики, дидактические, развивающие игры, альбом, карандаш, тушь, фломастер, краски. Иллюстрации монументальной живописи, различные образцы фрески, мозаики и витража. Альбом, палитра, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, карандаш. Словесный, Иллюстрации, репродукции наглядный, картин художников, образцы практический видов пейзажей. Плакаты и методы обучения. таблицы линейной и воздушной Метод игры. перспективы, линии горизонта, многоплановости и точки схода. Дидактические игры. Альбом, краски, карандаш, палитра, баночка. Словесный, Иллюстрации и образцы видов наглядный, животных. Плакаты и таблицы практический строения и эталонов 7 Портрет. Комб. занятия. 8 Натюрморт. Комб. занятия. 9 Лепка. Комб. занятия. 10 Хохломская роспись. Занятие практич. работы. 11 Городецкая роспись. Занятие практич. работы. 12 Беседы. Виртуальн ая экскурсия методы обучения. изображения животных в Метод игры. движении. Дидактические и развивающие игры. Альбом, карандаш, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка для кисти, палитра. Словесный, Образцы и иллюстрации наглядный, различных видов портрета. практический Таблицы и схемы строения методы обучения. человека в движении. Метод игры. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, палитра, тряпочка. Словесный, Образцы, и иллюстрации наглядный, изображения различных видов практический натюрморта, схемы и таблицы методы обучения, поэтапного изображения метод игры. натюрморта. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка, палитра, карандаш, ластик. Словесный, Схемы этапов лепки различных наглядный, предметов. Игра путешествие. практический Пластилин, дощечка, тряпочка. методы обучения. Метод игры. Словесный, Образцы и иллюстрации видов наглядный, хохломской росписи и изделий. практический Плакаты, схемы этапов росписи методы обучения. отдельных элементов. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, тряпочка, баночка для воды, карандаш. Словесный, Иллюстрации и образцы видов наглядный, росписи и изделий. Схемы и практический таблицы элементов и этапов методы обучения. росписи. Альбом, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка. Словесный, Иллюстрации. наглядный. Оценочные материалы Контрольный тест по искусству 1. Что тебе потребуется для выполнения разнообразных творческих заданий на занятиях ИЗО? 2. Коллаж – это а) искусство красивого и выразительного письма; б) изображение ежедневной бытовой жизни на греческих вазах; в) совмещение различных материалов в одной работе путем наклеивания. 3. Что такое пейзаж? а) изображение природы; б) изображение человека в полный рост; в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека. 4. Витраж – это а) каменная скульптура; б) древний деревянный храм; в) цветные стекла, заполнившие пространство окна. 5. Изразцы – это а) торжественно украшенный вход; б) яркие, цветные и блестящие керамические плитки; в) ряд скрепленных друг с другом бревен. 6. Что изображено на греческих вазах? а) цветы; б) ежедневную бытовую жизнь греков; в) мозаика. 7. Установи соответствие: ИЗБА арка сруб СОБОР купол изразцы наличники 8. Подчеркни лишнее слово в каждой строке: а) кимоно, Япония, Акрополь, пагода; б) иглу, чум, юрта, мечеть; в) готический собор, Кремль, витраж, арка; г) Дорический храм, Парфенон, Ионический храм, Успенский собор. 9. Установи соответствие: ПОРТРЕТ «Минин и Пожарский» ПЕЙЗАЖ «Мать и дитя» СКУЛЬПТУРА «Берёзовая роща» 10. Каких художников ты знаешь? 11. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги). 12. Какие произведения искусства хранятся в музеях? (стрелочкой найти соответствия) Изображение человека Архитектура Изображение природы Натюрморт Изображение «неживых» предметов Пейзаж Лепка человека или животного Дизайн (декор) Украшение предметов Скульптура Проекты зданий Портрет 13. Выберите из перечисленных ниже промыслов три промысла народной игрушки и подчеркните их: Хохлома, Дымково, Жостов, Филимоново, Каргополь, Гжель 14. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров: а) Красный и золотой б) Желтый и черный в) Белый и синий г) Оттенки зеленого. 15. Какой жанр является изображением картин природы: а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) батальный 16. Назови 3 основных цвета в живописи: а) красный, желтый, синий; б) черный, белый, серый; в) оранжевый, фиолетовый, зеленый; г) красный, желтый, зеленый. 17. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли: а) штрих, б) горизонт, в) тень, г) граница. 18. Какой цвет является тёплым: а) серый, б) фиолетовый, в) синий, г) жёлтый. 19. Какой жанр является изображением человека: а) пейзаж, б) портрет, в) натюрморт, г) батальный. 20. Вдали предметы кажутся: а) крупнее и бледнее; б) мельче и ярче; в) крупнее и ярче; г) мельче и бледнее. 21. Распределите данные понятия по нужным столбцам таблицы. Валенки, эри, эллины, кимоно, берёза, Парфенон, колонна, сакура, галера, Фудзияма, оби, сосна, изба, собор, пагода, изразцы. Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления обучающихся: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев. Формы контроля В процессе освоения программы используются различные формы контроля деятельности обучающихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д. В качестве контроля используется диагностика по критериям и показателям результативности освоения теории и практики программных вопросов обучающимися объединения. - умение выполнять по плану педагога или собственному плану; - способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения; - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу. Диагностическая карта определения уровня освоения программы. Ф.И. ученика, список Уровни освоения программы 1. 1. … Начало года 4 3 Середина года 4 4 Конец года 3 3 1 2 4 4 3 4 1. Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе. 1. Начало года - исходный уровень базы умений и навыков; 2. середина обучения; 3. на конец учебного года. Как итог реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, обучающиеся принимают участие в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год. Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1.Большое значение в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий с необходимой мебелью: учебные столы, стулья, мольберты, шкафы. 2. Наличие компьютера, видеокамеры, фотоаппарата, музыкального центра. Дидактическое обеспечение Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала: -электронные материалы, компьютерные презентации, тесты, дидактические пособия. -кроссворды, кругограммы, филворды, термонологические диктанты). -белая, цветная бумага; - бумага для черчения, акварели формата А4, А3; - ножницы; - краски: акварель, гуашь, витражные, акриловые; - линейка; - простые карандаши различной мягкости; - клей ПВА, кисти; - картон, калька; Примерный перечень предметов, натюрмортного фонда: 1. Предметы быта: а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы); б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники); г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы). 2. Предметы декоративно-прикладного искусства а) природные элементы (искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор камней). б) муляжи (грибы, фрукты, овощи). в) драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры - бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль). Информационное обеспечение Методические пособия: Джоан Буза Костер «Растим художников», Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд», Ткаченко Е. И. Мир цвета. М.: Юный художник, 1999 "Энциклопедический словарь юного художника", сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков (М., "Педагогика", 1983).. компакт-диски с презентациями «Русские художники» Ресурсы порталов сети Интернет, такие как: nshjrtai.ru shkola/isobrazitelnoe…/, palitra-ru.ru, gallereix.ru Воздействие музыки на живопись: 1. Вторжение в живопись слуховых ассоциаций. Например, рассматривая «Вечерний звон» Левитана непременно услышано в густом вечернем воздухе звуки колоколов, а иначе мы не воспринимаем полноценно и зримый образ пейзажа. 2. Претворением музыки в изображении являются картины, изображающие музицирование, портрета композиторов. Таким образом, в одном виде творчества происходит использование и претворение образов или свойств другого, или они соединяются в едином воздействии. Для реализации отдельных тем необходимо приглашать специалистов, художников, учителей. Воспитательная работа: Направление воспитательной работы Мероприятия Дата проведения Гражданское воспитание Беседа « День народного единства» Беседа «День прав человека. Права ребенка» Конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей» Акция «Открытка ветерану», посвященная Дню Победы русского народа в Великой Отечественной Войне Мероприятие, посвященное Дню Великой Победы 1-3 ноября 10 декабря 25 сентября Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Духовное и нравственное воспитание детей 1-9 мая апрель Каникулярное время 20-22 февраля Беседа «День Защитника Отечества». Выставка рисунков и март сувениров, посвященная Международному женскому Отметка о выполнении на основе российских традиционных ценностей Приобщение детей к культурному наследию Популяризация научных знаний среди детей Физическое воспитание и формирование культуры здоровья дню. Участие благотворительной акции «Белый цветок» (изготовление сувениров, проведение мастер-класса). Мини выставка детских работ в рамках Недели детской книги. 28 сентября апрель декабрь Участие в конкурсах: «Крым в сердце моем», «Прикосновение к истокам», «Космические фантазии». Экскурсия «Из глубины веков» Выставка детских работ, посвященная Дню космонавтики. 1.Разъяснительные профилактические беседы: -Месячник профилактики ДТП (дорожнотранспортных происшествий). - По противопожарной безопасности -По профилактике отравлений грибами и ядовитыми растениями - По профилактике гриппа и простудных заболеваний. -Об опасности применения легко воспламеняющихся и взрывоопасных предметов, петард. - Профилактика травматизма в быту. -По безопасности на воде и льду -По профилактике ОРВИ и гриппа -По профилактике заболеваний туберкулезом. -Поведение ребенка в чрезвычайных ситуациях октябрь февраль - март 12 апреля сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май -По предупреждению пищевых отравлений грибами и растениями. -По профилактике заболеваний клещевым энцефалитом. -По безопасному поведению на воде. сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2.Беседы по правилам поведения при угрозе и осуществлении террористического акта и профилактические беседы: - «Терроризм – это…». - «Что делать при получении подозрительных почтовых отправлений». - «Что делать при обнаружении подозрительного предмета». - «Что делать при поступлении угрозы по телефону». - «Что делать в случае угрозы захвата в заложники». - «Что делать, если стреляют…» - «Что делать для того, чтобы уцелеть от взрыва». «Что делать при поступлении угрозы в письменном виде». - «Как вести себя в городе, где существует угроза террористических актов». Беседа «Педагог октябрь Трудовое художник», посвященная воспитание и профессиональное Дню учителя. самоопределение Участие в осеннем 06 октября Экологическое празднике «Фестиваль воспитание тыкв». Пропаганда безопасного поведения на дорогах Проведение на занятиях В течение года «минуток безопасности» с напоминанием детям необходимости соблюдать 07.10.2019г. ПДД, обращением внимания детей на погодные условия и особенности уличнодорожной сети. Выставка детского рисунка «Соблюдай правила дорожного движения». Игровая программа, посвященная безопасности на дорогах. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы.В центре дистанционного обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные источники информации, может сам для себя определять способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка. Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях дистанционного образования . 1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о переходе на дистанционное обучение в электронном формате. 2.Дистанционное образование будет организовано с использованием платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн). 3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber. В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам варианты обучения. 4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться: - через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/ - по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru ;ddt238410@mail.ru - через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru 5.Педагоги организуют : -занятия по расписанию, -онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во второй половине дня. - Составляют тематическое планирование дистанционных занятий. Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети могут выполнить самостоятельно. Готовят задания, как минимум, на неделю вперед. - Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами, которые вам доступны. -Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто. - Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же время. -Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко. Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей): У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка, особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться! Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму. Рекомендации: Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него время. Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя. Организуйте для ребенка стационарное рабочее место. На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов. Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати – это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное поведение своим примером. На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены. Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику. Регулируйте время, проведенное за компьютером. Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке (не менее, чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов. Интересуйтесь успехами своего ребенка. Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность Список использованной литературы Литература для обучающихся 1. Белашов А. М. Как рисовать животных. — М.: Юный художник, 2012. 2. Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2012. 3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2012. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2013- 2015. 5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2014. 6. Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2015. 7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. М.: РОСМЭН,2013. 8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999. 9. Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2013. 10. Ю.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2016. 11 .Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2016 Литература для родителей 1. Алексеева В. В. Что такое искусство. М.: Советский художник, 1991. 2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М: Астрель, 2014 3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник. - М: ЮВЕНТА, 2012. 4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М: Амрита- Русь, 2015. 5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2014. 6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия холдинг, 2015. 7. СиницынаЕ. Умные занятия и игры.-М.: ЛистНью, Вече, 2012. Литература для педагога 1. Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994. 2. Русакова М. А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1987. 3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. 4. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2015 5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год. 6. Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2013г.