Журналистика

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Журналистика»

Возраст детей: 13-17 лет
Срок реализации: 2года
Составитель программы:
Овсепян Серине Саядовна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа
творческого объединения имеет социально-гуманитарную направленность.
Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов,
статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных
особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Программа дополнительного образования «Журналистика» прежде
всего, направлена на то, чтобы ребята попробовали себя в качестве
журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностноориентированный подход, который учитывает личностные особенности
учащихся и учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на
развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и
свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют
экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления
и способности мыслить гибко и четко; эти занятия воспитывают чувство
ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением
(родителями, педагогами). В процессе создания газеты, учащиеся проявляют
и совершенствуют свои коммуникативные способности, учатся работать не
только индивидуально, но и в коллективе.
Новизна
Новизна данной программы состоит в том, что дети интересуются
журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в
данной области. Программа предусматривает интенсивное обучение основам
журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи
ребёнка
Актуальность программы.
Актуальность программы «Журналистика» связана и возрастает именно с
решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как
социально творческое развитие личности, социализация и личностное
становление детей и подростков в условиях современной разобщенности
юных и взрослых членов общества. Статьи, которые выпускаются ребятами,
дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации,
реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном
мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить
свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой
развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию

и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную
позицию. Умение интересно рассказывать и писать, фотографировать,
снимать на видео не приходит само собой. Этому нужно учиться.
Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения,
развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс
программы ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в
роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на
развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и
свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта,
фотохудожника, видео оператора, экспериментальный поиск, развитие
фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с
ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В основе
содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция
личностно ориентированного учебного процесса, в частности освоения
учащимися начальных навыков журналистского дела.
Педагогическая целесообразность.
Дети получают знания основ журналистики и издательской
деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение.
Программа кружка даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства,
включает детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся
работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих
людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу.
Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки
контролировать
себя,
становятся
более
эрудированными
и
коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры
обучающихся; обучающиеся объединения ограждены от отрицательного
влияния окружающей среды.

Цель программы:
Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки
работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Задачи программы:
















Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах
публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Развивающие:
развитие литературных способностей подростков;
развитие умения устного выступления;
развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе репортажей;
Воспитывающие:
Воспитание нравственных, морально-психологических и
коммуникативных качеств.

Отличительная особенность программы заключается в обучении
детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности
с практическими мероприятиями по созданию газеты. В программе
предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности
«Технология работы с разновозрастной группой».
Возраст детей. Программа обучения в объединении «рассчитана на 3035 детей, 13- 17 лет (7-11 классы). Обучение очное.
Срок реализации программы: 2 года по 216 часов в учебный год.
Формы и режим занятий:
Формы проведения занятий: беседа, игра, чтение и обсуждение статей
из газет; экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и
статей, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в
газетах.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 3 часа. Всего 216 часов

Планируемые результаты
Результат: Система занятий построена таким образом, чтобы на
каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный
запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, будет
приобретать навыки самостоятельной работы в различных жанрах
публицистического стиля. Таким образом, обучаемый овладеет основами
работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести
интервью, составить очерк, написать статью.
Планируемые результаты:
Обучаемый получит
1. Развитие образного и логического мышления;
2. Развитие литературных способностей;
3. Навыки умения устного и письменного выступления;
4. Развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания
очерков, статей, эссе репортажей.
Конечные результаты:
Обучаемый в кружке сможет:
1. Построить устное и письменное сообщение;
2. Работать в различных жанрах публицистического стиля;
3. Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;
4. Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.
Способы определения результативности:
 Устный опрос
 Наблюдение
 Решение тестовых заданий
 Анализ работ
 Контроль (входной, текущий, итоговый)
  Тренировочные упражнения
 Ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров
журналистики

 Ролевые игры





Формы подведения итогов по разделам:
участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности
кружка;
анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
участие в презентации «Портфель творческих успехов».
беседа, контрольное задание, зачетное упражнение конкурс,

наблюдение, презентация.

Форма подведения итогов реализации
программы Конкурс журналистских работ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Режим деятельности

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Возраст детей (класс)

1.
2.

3.
4.
5.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

6.

Время проведения учебных занятий

7.
8.
9.
10.
11.

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

12.

Комплектование групп

Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Юный журналист»
01.09.2022г.
36 учебных недель
13-17 лет (7-11кл.)
5 дней
2 раза в неделю
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Вт.. 15-00 – 18-00
Чт.. 15-00 – 18-00
10минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.

.

13.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

2. Учебный план
№

РАЗДЕЛЫ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТ
ИКА

1.

Знакомство с детьми. Правила
техники безопасности на занятиях.
Введение в программу.
История российской
журналистики.

2

2

-

4

4

-

Решение тестовых
заданий

3.

Журналистика как профессия.

13

8

5

Наблюдение
Решение тестовых
заданий

4.

Функции журналистики.

13

10

1

Наблюдение
Решение тестовых
заданий

5.

Требования к журналисту.

10

2

8

Ситуативные
тренинги,
учитывающие
особенности
различных
жанров
журналистики

6.

Формирование жанров
журналистики.

28

13

15

Ролевые игры

7.

Знакомство с оформительским
делом.

75

18

57

анкетирование на
тему «Мои
творческие
успехи»
Наблюдение
Решение тестовых
заданий. Беседа,
контрольное
задание, зачетное
упражнение
конкурс,
наблюдение,
презентация.

2.

ФОРМА
АТТЕСТАЦИИ/
КОНТРОЛЯ
Устный опрос

8.

СМИ – воспитатель
гражданственности

8

Анализ материалов периодической
печати. Выпуск газет. Написание
статей.
10.
Подведение итогов работы
объединения
9.

-

8

беседа,
контрольное
задание, зачетное
упражнение
конкурс,
наблюдение,
презентация.
Анализ работ

1

1

Конкурс

61

2

журналистских
работ

Всего

162

55

107

Учебно-тематический план
№

РАЗДЕЛЫ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТ
ИКА

1.

Знакомство с детьми.
Правила техники
безопасности на занятиях.
Введение в программу.

2

2

-

идеоуроки ПДД 2020 для
учащихся автошкол все
билеты...
youtube.com›playlist?list=…
91Vm3

2.

История российской
журналистики.

2.1

Выпуск
первой газеты
России«Ведомости»при
Петре I в XVIII в.

2.2

Влияние
газеты
общественную
мысль
России.

3.

Журналистика как
профессия.
Формирование представлений
о профессии журналиста.

3.1

ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ

4

4

-

в

2

2

-

на
в

2

2

-

13

8

5

3

3

-

Презентация плюс
информация "Из истории..."
multiurok.ru›Обо мне›…plius-informatsiia-iz…

«Мир
глазами детей»: профессия
журналист 0+ - YouTube

Журналистика как профессия..

youtube.com › watch?v=B84O
-8ns_cI

3.2

Беседа об особенностях
и
трудностях труда журналиста.
Нравственные
позиции
журналиста.
Соблюдение
этики
поведения.
Журналистика как профессия.

4

2

2

3.3

Знакомство с этапами выпуска
газеты

4

1

3

3.4

Экскурсия в редакцию газеты
«Верный путь».
Встреча с
журналистом.

2

2

-

13

9

4

4

4

-

4.
4.1

4.2

Функции журналистики.
информационная;
- коммуникативная;
-

выражение мнений
определенных групп;
формирование
общественного мнения.

Яндекс.Видео›функци
и
журналистики для детей

4

4

-

5

1

4

10

2

8

компетентность,
объективность;
соблюдение
профессиональных этических
норм; Просмотр
видеофильма.Беседа

5

1

4

5.2

глубокое знание в области
литературы, философии.
Владение литературным
языком. Просмотр
видеофильма.Беседа

5

1

4

6.

Формирование жанров

28

6

22

4.3

5.
5.1

Факт как объект интереса
журналиста и основной
материал в его работе
Требования к журналисту.

Функции журналистики
для детей

Мир глазами детей»:
профессия журналист 0+
youtube.co
m

Школа журналистики для д

журналистики.

6.1

Заметка

6.2 Интервью

етей и подростков АУРУМ

5

1

4

5

1

4

youtube.com›watch?v=J0Lw
x3H7oPc
5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHNs
5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHN
s

5 Жанры журналистики как
ие бывают и как их... YouTube
youtube.com›watch?v=Bt_D
werdHN
s

6.3 Статья

4

1

3

5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHN
s

6.4 Репортаж

4

1

3

5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHN
s

6.5 Очерк

5

1

4

5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHN
s

6.6 Фельетон

5

1

4

5 Жанры журналистики
как
ие бывают и как их... YouTub
e
youtube.com›watch?v=Bt_
D
werdHN
s

7.

Знакомство с
оформительским делом.

75

18

57

7.1

Шрифт Знакомство с видами
шрифта
по
различным
изданиям
периодической
печати. Изучение шрифта.

4

1

3

Упражнения в
написании
современным
шрифтом.
Выбор
шрифта
для
определенного по содержанию
текста
и
оформления
плакатов.

4

Иллюстрированное
оформление газеты.

4

Анализ
подобранных
иллюстраций.
Показ, как с помощью
иллюстраций «оживает»
газета
Рассматривание и обсуждение
на примере различных
периодических изданий как
оформляется газета.
Самостоятельный подбор
иллюстраций на выбранную
тему для оформления газеты.
Роль фотографии в газете.
-Что такое «композиция»,
«портрет», «пейзаж»
Дизайн газеты. Классический
дизайн газеты.

4

Фотографирование объектов,
просмотр
работ,
их
обсуждение,
выбор
наилучших.

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

7.9

Мастер-класс
по журналистике "Как
рождается... - YouTu
youtube.com›watch?v=UDwf
pWORq8E
youtube.com › watch?v=UDwf
pWORq8E

1

3

youtube.com › watch?v=UDwf
pWORq8E

1

3

youtube.com › watch?v=UDwf
pWORq8E

1

3

youtube.com › watch?v=UDwf
pWORq8E

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

7.10

7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

7.17

7.18

8.

Просмотр
газет
с
классическим
дизайном,
выявление особенностей черт.
Оформление эскиза газеты с
использованием
классического дизайна.
Работа на ПК. Особенности
компьютерной
программы
MS WORD. Обучение работы
на ПК .

4

1

3

4

1

3

1

4

5

Работа на ПК. Особенности
компьютерной программы MS
POWER POINT
Работа на ПК. Подготовка
презентации.
Работа
творческими группами
Выбор
темы.
Подбор
иллюстраций.
Печатание
текста.
Выбор
дизайна
заголовков.
Цветовое
оформление
проекта.
Динамическое
оформление
проектов.
Просмотр
проектов, их обсуждение
Работа на ПК. Печатание,
обработка
фотографий,
рисование,
выведение
материала на принтер.
Особенности
компьютерной
программы MS PUBLISHER.
Работа на ПК. Работа в
интернете
(WWW.RAMBLER.RU).
Просмотр материалов
Формирование сайта газеты.
Эстетика
и
дизайн.
Оформление пробного сайта.

5

1

4

4

1

3

5

1

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

СМИ – воспитатель
гражданственности

8

-

8

Формирование начал
патриотизма и чувства... YouTube

Дискуссия на тему «Как газета
воспитывает
чувство
патриотизма».

4

8.2

Подбор различных статей по
теме, их обсуждение.
Написание статьи на тему «Я
люблю тебя Родина

4

-

4

9.

Анализ материалов
периодической печати.
Выпуск газет. Написание
статей.

61

7

54

9.1

Самостоятельная подготовка к
обсуждению
материалов,
отражающих
проблемы
молодёжи и детей.

18

2

16

9.2

18

2

16

9.3

Написание статьи
освещающей успехи учеников
школы на районных и
областных конкурсах
Определение рубрик. Подбор
материала.
Подбор
фотографий, иллюстративного
материала.
Оформление
рубрик,выбор
цветового
решения газеты.

18

2

16

9.4

Вёрстка газеты.

7

1

6

Подведение итогов работы
объединения

2

1

1

Всего

216

57

159

8.1

10.

-

4

youtube.com › watch?v=e1UQ
5zT1c90

Сми – воспитатель
гражданственности .для дет
ей на ютубе — смотрите
картинки
Яндекс.Картинки›СМИ –
воспитатель
гражданственности .для
детей на...

Анализ работ
Как писать статью в газ
ету?
youtube.com

Конкурс
журналистских работ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение в программу. 2 часа.
Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист»,
цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике

безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи
портфолио, структура портфолио обучающегося.
2.История российской журналистики. 4 часа.
Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в.
Влияние газеты на общественную мысль в России.
3.Журналистика как профессия. 13 часов.
Теория. Формирование представлений о профессии журналиста.
Журналистика как профессия.. Беседа об особенностях и трудностях труда
журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики
поведения. Журналистика как профессия.
Практика. Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию
газеты «Верный путь». Встреча с журналистом.)
4.Функции журналистики: 13 часов.
Теория. - информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5.Требования к журналисту: 10 часов.
Теория. - компетентность, объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокое знание в области литературы, философии. Владение
литературным языком.
- Практика. Просмотр видеофильма. Беседа.
6.Формирование жанров журналистики: 28 часа.
Заметка
Теория – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного
характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие
заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью –
диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья –
роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:
целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность
словоупотребления; яркость литературного изложения Репортаж - наглядное
представление о том или ином событии через непосредственное восприятие
журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных

жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика
персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический,
постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу
или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого
персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и
путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров,
выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание
публикаций выбранного жанра.
7.Знакомство с оформительским делом.
75 часа.
Шрифт
Теория Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической
печати. Изучение шрифта.
Практика Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта
для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
Оформление газеты
Теория- Иллюстрированное оформление газеты.
Практика Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассматривание и
обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется
газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для
оформления газеты.
Роль фотографии в газете.
Теория-Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты.
Классический дизайн газеты.
Практика- Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение,
выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление
особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием
классического дизайна.
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы
MS WORD.
Обучение работы на ПК .
Практика - Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение
материалов на принтер.
- Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами.
Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна

заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов.
Просмотр проектов, их обсуждение.
- Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение
материала на принтер.
- Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в
интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в
интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов- Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
8.СМИ – воспитатель гражданственности. (8 часа)

Теория
Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
Практика
Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
Написание статьи на
тему «Я люблю тебя Родина».
9.Анализ материалов периодической печати.
Выпуск газет. Написание статей. - 61 час.
Практика –
- Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы
молодёжи и детей.
Практика- Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и
областных конкурсах.
Практика- Определение
рубрик.
Подбор
материала.
Подбор
фотографий,
иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения
газеты.
Практика- Вёрстка газеты.
10.Подведение итогов работы объединения. 2 часа Теория Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Практика Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ
Воспитательная работа:
Экскурсия в редакцию газеты “Верный путь ”
Встреча с сотрудниками редакции
Презентация работ “Моя визитная карточка”
“Я пишу о…” – выставка самостоятельно оформленных статей
Социологический опрос населения

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год
2 год обучения
№
п/п

Режим деятельности

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Возраст детей (класс)

1.
2.

3.
4.
5.

Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

6.

Время проведения учебных занятий

7.
8.
9.
10.
11.

Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

12.

Комплектование групп

Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Юный журналист»
01.09.2023г.
36 учебных недель
13-17 лет (7-11кл.)
5 дней
2 раза в неделю
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Вт.. 15-00 – 18-00
Чт.. 15-00 – 18-00
10минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024г.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.

.

13.

Дополнительный прием обучающихся

В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

2 год обучения
№

Раздел

1
2
3
4
5
6

Кое-что новенькое о новостях
Интервью на лестничной клетке
С места событий
Мир по ту сторону объектива
Надеваем поварский колпак
Самое популярное шоу среди
моей семьи…
Лик, лицо, морда…
Галопом через барьеры общения!
Внимание! В эфире
радиостанция…
Послание в бутылке
Практическое применение
знаний
Итого

7
8
9
10
11

Кол-во
часов
16
20
32
26
8
16

Теория

Практика

4
4
4
6
2
4

12
16
28
20
6
12

27
9
20

6
2
2

21
7
18

20
22

10
-

10
22

216

44

172

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ПРОГРАММЫ
2 год обучения
1. «Кое-что новенькое о новостях» (10)
Теория (4): Характеристики отчѐта. Разновидности отчѐтов. Методика работы над
отчѐтом.
Практика (8): Поиск новых форм написания новостей. Виды зачина,
классификация видов. Принцип размещения новостей в газете. Стиль и язык
информационной заметки.
2. «Интервью на лестничной клетке» (14)
Теория (4): Виды коллективного интервью: анкетирование, опрос, брифинг, прессконференция.
Практика (12): Углубление знаний о личностном интервью. Подготовка к
интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о
проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов

3. «С места событий» (16)
Теория (4): Особенности жанра «репортаж». Виды репортажа. Понятие о
«репортажном настоящем».
Практика (12): Создание собственного репортажа. Определиться в написании
своего репортажа. Рассмотреть основные техники работы журналиста. Выбрать
наиболее подходящую для себя тему.
4. «Мир по ту сторону объектива» (20)
Теория (6): Научить участников кружка искусству фотографии для прессы,
познакомить с правовым механизмом, присущим работе фотографа
СМИ.Основные части фотоаппарата. Классификация, принадлежности, материалы.
Понятие о фоторепортаже.
Практика (16): Изучите текст Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах». Ответьте, в какой из статей впервые упомянуто авторское право на
фотографию. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение.
Выразительные средства, освещение, экспозиция, съѐмка. «Говорящие» кадры.
Фотосопровождение текстов. Поиск и отбор лучших фотосюжетов.
5. «Надеваем поварский колпак» (8)
Теория (2): Типы и правила редактирования материала.
Практика (8): Редактирование «сырого» текста. Работа над ошибками. Ролевая
игра « Я- репортер».
6. «Самое популярное шоу среди моей семьи…» (10)
Теория (4): «Посвящение» в специфику жанра. Особенности ток-шоу и «круглых
столов».
Практика (8): Возможные темы, проблематика жанра. Место и роль ведущего,
выбор героев и участников, подготовка своего ток-шоу.
7. «Лик, лицо, морда…» (26)
Теория (8): Стилистика. Стили речи. Особенности стилистики журналистских
произведений. Распространѐнные речевые ошибки. Штампы и клише. Рассмотреть
структуру, язык и разновидности комментария. Рассмотреть структуру рецензии,
ее типологию и место в печати. Дать характеристику фельетону. Рассмотреть его
разновидности. Рассказать о мастерах данного жанра. Показать особенности в
поиске источников, выдвижении главного тезиса, определении конструкции и
особенности повествования.
Практика (24): Работа над словом. Использование синонимов, паронимов,
антонимов. Работа над словарями русского языка. Попробуйте написать
комментарий к предложенной информации, используя метод пояснения.
Постарайтесь, чтобы ваш текст не превысил 10 предложений. Определите, что
явилось предметом рецензии в предложенном тексте. Воплотитесь в образ

журналиста, доброе имя которого (в своих фельетонах!) пытается очернить
редакция другой газеты. И попробуйте написать фельетон в ответ. Вам нужно
вставить в предложения пропущенные слова так, чтобы фразы звучали законченно
и красиво.
8. «Галопом через барьеры общения!» (4)
Теория (2): Понятие «коммуникативные способности».
Практика (2): Диагностика уровня развития коммуникативных способностей.
9. «Внимание! В эфире радиостанция…» (14)
Теория (2): Радиожурналистика. Специфика радийных жанров, их отличительные
особенности: радиорепортажи, интервью, новости.
Роль диктора на современной радиостанции. Музыкальные, новостные,
просветительские и другие радиопередачи. Выразительные средства радио: голос,
шумы, музыка.
Практика (12): Заметка – один из распространенных газетных и журнальных
жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного
характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие
заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог;
интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:
целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность
словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный
рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через
непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:
картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая
речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или
короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого
персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
10. «Послание в бутылке» (14)
Теория (10): Работа с письмами. Методы и формы подачи читательских
писем. Порядок и методы работы с письмами. Методы и формы подачи
читательских писем.

Практика (4): Письма читателей как способ взаимодействия читателя и
газеты.
Обратная связь.
11. «Практическое применение знаний» (16)
Теория (-).
Практика (16): Исправьте данный вам текст. Обратите внимания на
конструкцию текста, абзацы, заглавия, длину предложений, лексику.
Графическое оформление статей, заметок. Редактирование текста. Вставка и
обработка рисунков. Вставка фотографий, сканирование. Понятие о
шрифтах, их применение. Практикум в среде Photoshop. Печатание,
обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы.
Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков.
Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов.
Просмотр проектов, их обсуждение
Особенности организации воспитательного процесса в детском
объединении
Воспитательный процесс направлен на создание коллектива
единомышленников, формирование навыков взаимопомощи, командной
работы, коллективное обсуждение проблем, в процессе которого педагог
имеет возможность донести до воспитанников своё мнение. Кроме того,
задачами воспитательной работы является создание атмосферы свободного
творчества, а также ориентация детей на осознание важности образования и
ответственного выбора профессии.
Цель воспитания
Личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в усвоении ими
знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых
ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта

поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике.
Задачи воспитания:
•

воспитывать уважительное отношение к базовым ценностям общества
(семья, здоровье, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
человек);

•

развивать критическое и творческое мышление обучающихся;

•

развивать мотивацию к самостоятельности и участию в социальнозначимой деятельности;

•

формировать способность к коммуникации и развивать навыки
кооперации;

•

формировать готовность к выбору профессионального пути;

•

осуществлять личностное развитие детей через конструктивное
взаимодействия с родителями.

•

. Формы деятельности
Направления работы
Ключевые дела «Я живу в
России»

«Беспокойные сердца»

Формы деятельности









собеседование;
студийный огонёк;
праздники;
беседы;
участие в акциях;
встречи с выпускниками;
приём директора.

• участие в федеральных, региональных,
•

муниципальных проектах
участие в региональных, муниципальных
профильных сменах РДШ

Экскурсии, экспедиции, походы, •
•
конкурсы, фестивали,
соревнования
«Лестница успеха»

конкурсы;
фестивали.

•
•

беседы;
экскурсии.

Профориентация Калининград
профессиональный»
Взаимодействие с социумом
«Мы вместе»
Работа с родителями

Организация предметноэстетической среды

• творческие встречи.

родительские собрания;
работа с родителями через сайт и официальные
группы в социальных сетях (информация о
деятельности ДДТ);
• работа с родителями через мессенджеры
(информация об успехах и проблемах детей, о
жизнедеятельности студии);
• индивидуальное консультирование родителей.
• оформление стенда студии.
•
•

Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы на отделении работает педагог с
высшим специальным образованием.
Формы аттестации: оценка образовательных результатов учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
носит вариативный характер. Это творческие проекты, личное портфолио.
Итоговое тестирование в конце каждой четверти (обобщающие занятия). В
конце учебного года итоговый контроль в виде защиты творческого
проекта.
Для оценки эффективности образовательной программы разработан
оценочно-результативный блок:
- текущая диагностика педагогом по результатам усвоения
теоретического материала и практической работы в течение всего учебного
года;
- взаимооценка обучающимися работ друг друга;
- открытые занятия.
Методические материалы
Принципы содержания программы:
- комфортность - атмосфера доброжелательности, создание
ситуации успеха.

- творчество - реализация творческих задач через использование
активных
методов и форм работы;
- деятельность - переход от совместных действий взрослого и ребёнка
к самостоятельным;
опора на внутреннюю мотивацию: эмоциональное вовлечение
обучающегося в творческий процесс;
-личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом
процессе раскованной, стимулирующей творческую активность
атмосферы.
Формы, методы, используемые на занятиях Основной тип
занятий - практикум. Большинство заданий курса
выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых
программных средств. Кроме того, на занятиях применяются следующие
формы и методы обучения:
- лекция – предназначена для изучения несложного, но большого
объема теоретического материала; теоретических основ по каждой теме;
учебная дискуссия – стимулирование познавательного интереса,
вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения
по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных
подходов к аргументации чужой и свой позиции. Учит учащихся мыслить,
спорить, доказывать свою правоту.
- групповое задание – воспитанники объединяются в группы и
разбирают предлагаемую им задачу коллективно. После этого происходит
обсуждение со всей группой, выявление и анализ допущенных ошибок;
- проектная деятельность - создание и защита собственного или
группового проекта позволяет наиболее широко раскрыть умственный и
творческий потенциал воспитанников, научиться работать в коллективе;
- игра - ролевые, деловые, дидактические, развивающие
компьютерные игры, тренажеры;
- наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и
практическими методами обучения и предназначаются для наглядночувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами
с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем;
- проблемно-поисковые (в проектной деятельности);
- творческие методы (творческие задания, проекты).
Итогом каждого практического занятия является конкретный продукт
деятельности
обучающегося.
Результаты
выполнения
задания
фиксируются педагогом. Оценкой результативности обучения является

практическая реализация обучающимся знаний, полученных в процессе
обучения, в виде практических заданий.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Список литературы
Нормативные правовые акты

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №
599

Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года №
629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
года №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года».

Приказ Министерства образования Калининградской области от
26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап
(2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей
реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года в Калининградской области"
Для педагога
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова,
1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

8. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990. 6.
Интернет – ресурсы:
9. http://vio.fio.ru - «Лига начинающих журналистов».
10. Yojo.ru – сайт молодых журналистов России
Для обучающихся:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.
7. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№
ТЕМ
Ы
1.

РАЗДЕЛЫ

ФОРМА ЗАНЯТИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
И ТСО

ФОРМА
ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ

Объяснительноиллюстрированные
(демонстрация, показ, рассказ.
Объяснительноиллюстрированные.
(демонстрация, пока, рассказ.
Объяснительноиллюстрированные.
(демонстрация, пока,
информация.
Практическая – экскурсия,
встреча
Словесные
Наглядные

Видеоматериалы ,
схемы, литература.

Беседа.
.

Видеоматериалы ,
схемы, литература.

Беседа.
Контрольное
задание.
Беседа.
Контрольное
задание.

Видеоматериалы,
схемы, литература.

Беседа.
Наблюдение.
Наблюдение.
Контрольные
задания.
Конкурсы.
Наблюдение.
Контрольные
задания.
Конкурс.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Введение в
программу.

Теоретическое

«История
Российской
журналистики.»
Журналистика как
профессия.

Теоретические

4

Функции
журналистики.

Теоретическое

5

Требования к
журналисту.

Теоретические

Объяснительноиллюстрированные.
Демонстрация,показ,рассказ.

Видеоматериалы,
схемы, литература.

6

Формирование
жанров
журналистики.

Теоретические
Практические

Словесные
Наглядные
Практические (самостоятельная
работа, упражнение, тренировка)

Видеоматериалы,
схемы, литература.

2

3

Теоретические
Практические

Видеоматериалы,
схемы, литература.

7

Знакомство с
оформительским
делом.

Теоретические
Практические
Комбинированные

8

«СМИ –
Комбинированное
воспитатель
Практические
гражданственности»

9

«Анализ материалов Практические
периодической
печати и верстка
газеты»

10

Подведение итогов
Комбинированное
работы объединения

Словесные
Наглядные
Практические (самостоятельная
работа, упражнение, тренировка)

Видеоматериалы,
схемы, литература.
ПК
Фотоаппарат

Наблюдение.
Контрольные
задания.
Зачетное
упражнение.

Наглядные
(демонстрация,
показ)
Словесные
Практическая работа (подбор
материала, написание статей)
Стимулирования и мотивации.
Методы контроля и
самоконтроля. Методы
организации деятельности

Видеоматериалы,
схемы, литература.
Персональный
компьютер

Наблюдение.

Видеоматериалы,
схемы, литература.

Наблюдение.
Контрольные
задания.
Зачетное
упражнение.

Наглядные.
Словесные.
Практическая работа

Иллюстрации.
Анкекы
Мультимедийная
установка
ПК

Анкетирование
Конкурс

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования.
Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий
потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей
есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным
информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные
информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда
находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень
значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он
использует самые разные источники информации, может сам для себя
определять способы познавательной деятельности, выбирать время для
занятий. Познавательная деятельность носит активный характер,
способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже
не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным
технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа
освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными
возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного
образования. Таким образом, актуальность дистанционного обучения
обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В
Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до
2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений
кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала
человеческих ресурсов. Внедрение новых технологий с применением
электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях,
что подтверждено нормативными документами федерального и регионального
уровней. Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону
изучения (обучающийся изучает) уже не является новой образовательной
парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли
тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между
организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для
получения качественного образования гражданами разного возраста и
социального положения с использованием современных информационных
технологий реализуется приоритетный проект

«Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач
которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать
онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных
программ. В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на
обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает
дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с
применением дистанционных образовательных технологий. Возможность
осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в
практику работы дистанционных образовательных технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый
уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными
и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о
переходе на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим
вам варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/ по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
организуют:
-Занятия по расписанию, -Онлайн-общение педагога с обучающимися
группы будет организовано во
второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий
-Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания
дети могут выполнить самостоятельно - Готовят задания, как минимум,
на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми
средствами, которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного

обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что
такого опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то
же время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их
успешность, повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему
восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он
вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка,
особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но
образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться!
Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму.

Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для
него время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым
и день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов.
Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на
одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати –
это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное
поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от
ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и
объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на
сохранение здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность
родителей передается ребенку и разрушает его еще не окрепшую
психику. Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый
режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят
на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке
(не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на самостоятельность,

объясните, что сейчас у него есть время для саморазвития, а также возможность
проявить так желанную для каждого ребенка самостоятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».