ЖИВОПИСЬ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Живопись»

Возраст детей: 6-14 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Панченко Валентина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
-Устава Дома детского творчества г. Правдинска.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живопись» художественной направленности разработана в соответствии
с федеральными нормативно-правовыми, локальными документами.
Данная программа знакомит обучающихся с общими основами
изобразительной грамоты и законами композиции, цветоведения на
примерах практической работы в различных техниках, но главное
предпочтение отдается рисунку, как наиболее экономичному и
эффективному способу научить рисовать узнаваемые предметы,
продемонстрировать множество элементов теории композиции простыми
средствами.
Актуальность программы заключается в том, что развитие
художественных способностей детей происходит в творческой
деятельности, основываясь на различных техниках изобразительного
искусства и связанной с наблюдением окружающей жизни.
Обучение направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка, способностей видеть и изображать окружающий мир во всем
многообразии его цветосветовых отношений.

Новизна программы состоит в особенности методики обучения,
основанной на следующей идее: обучающийся учится сам, а педагог
осуществляет управление его образовательным процессом: мотивирует,
организовывает, координирует, консультирует, контролирует.
Педагогическая целесообразность программы. На современном
этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из
самых важных функций образовательных учреждений – социализация
ребенка. Программа призвана расширить культурное пространство для
самореализации, самоактуализации и саморазвития личности,
стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку
благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития
личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Очень важно помочь детям найти свою нишу в большом мире
изобразительного творчества, которая наиболее соответствует их
характеру и мышлению, выбрать себе учебное заведение по наклонностям
(архитектурный, текстильный, дизайнерский, театра и кино и т.д.).
Особенностью программы является: разграничение ее на два
этапа обучения.
Первый этап (1-й год обучения - стартовый уровень). Освоение
программного материала данного уровня предполагает получение
обучающимися первоначальных знаний в области цветоведения и
живописи. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми
понятиями изображения предметов и предметного пространства цветом и
цветовыми сочетаниями, с различными живописными техниками:
акварель, гуашь, масло.
Обучающиеся выполняют творческие задания на основе образца,
наблюдают, изучают элементы природы: строение деревьев, растений,
животных, человека; технику, предметы быта.
Второй этап (2-й год обучения - базовый уровень). Программа
предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает
организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию
навыков общения и социализации обучающихся. На этом этапе больше
времени уделяется рисованию с натуры. Обучающиеся на более сложном
творческом и техническом уровне — изучают анатомическую форму
человека, пейзаж в различном состоянии погоды и освещении, графику,
живопись, натюрморт, коллажи и их композиционные возможности,
оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в
возрасте 6 – 11 лет. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа предусматривает задания с разными
вариантами сложности, с учетов возрастных особенностей обучающихся.
Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми
обучающимися.
В возрасте 6-7 лет у детей происходит интенсивное формирование и
развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней
среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью
изменения. в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем
умственного развития.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на
обучение от 1 до 2 лет, общее количество учебных часов – 432;
стартовый уровень: 216часа;
базовый уровень: 216 часов.
Форма обучения: очная, с дистанционным обучением.
Режим занятий:
стартовый уровень: 3 раза в неделю по 2 академических часа (с 10
минутным перерывом между академическими часами);
базовый уровень: 2 раза в неделю по 3 академических часа (с 10
минутным перерывом между академическими часами).
Нормы наполнения групп:
стартовый уровень: 10 - 15 человек;
базовый уровень: 8-15 человек.
Набор обучающихся - свободный.
Состав стартового уровня обучения комплектуется из ребят в
возрасте 6-10 лет.
В группы базового уровня зачисляются обучающиеся 8-11 лет,
прошедшие освоение стартового уровня дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живопись» и
обучающиеся, прошедшие собеседование, направленное на выявление их
индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Форма обучения: очная.
Цель и задачи программы
Цель: формирование базовых компетенций в области
изобразительного искусства, создание возможностей для творческого
развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.
Задачи:
Стартовый уровень.
1. Образовательные:
- формировать начальные знания, умения и навыки по
изобразительному искусству (формировать начальные знания о
цветоведении, композиции, ознакомить с материалами и инструментами
ИЗО);
- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно
передавать в работе главную мысль.
2. Метапредметные:
- развивать мелкую моторику рук (задача особенно актуальна для
младшего школьного возраста);
- развивать и формировать творческие способности и задатки
(чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство
формы, глазомер и т.д.);
- способствовать овладению обучающимися умениями, которые
создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, необходимые для дальнейшего
совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе
с видами художественной техники.

3. Личностные:
- способствовать адаптации обучающихся к окружающему миру
через изобразительную деятельности;
- способствовать воспитанию вкуса, умению видеть красоту
окружающего мира;
- способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в работе;
- способствовать удовлетворению потребностей детей и их
родителей в общении.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самооценке;
- сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору
индивидуальной траектории развития;
- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие,
усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.).
Базовый уровень.
1. Образовательные:
- обучать пониманию языка изобразительного искусства (цвет,
колорит, ритм, композиция, форма, объём и т.д.) и использовать его на
занятиях по изо деятельности.;
- обучать навыкам создания с натуры и по представлению образов и
простых сюжетов, передавая основные признаки изображаемых объектов,
их структуру и цвет;
- формировать творческий подход в изобразительном искусстве,
используя стремление к самостоятельности и независимости и взлет
интеллектуальных способностей;
- формировать знания о мировом искусстве.
2. Метапредметные:
- развивать и формировать творческие способности и задатки
(чувство композиции, пропорций, ритма, цвета, формы, вкуса);
- формировать навыки работы с различными материалами;
- формирование навыков работы с натуры (постепенное
переключение с работы по воображению на работу с натуры);
- способствовать овладению обучающимися умениями, которые
создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, необходимые для дальнейшего
совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе
с видами художественной техники.
3. Личностные:
- способствовать раскрытию индивидуальных особенностей
обучающихся;
- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие,
усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.);
- способствовать воспитанию чувства красоты, доброты, умения
работать в коллективе и помогать младшим.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021/2023 год (432 часа)

№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Живопись»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

1 сентября каждого учебного года
72 учебных недель (432 часа)–
6-11 лет (подготовка/3кл.)
5 дней
3 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн.15-00 – 17-00
Пт. 15-00 – 17-00
Ср. 13-00 – 15-00
10минут
31 мая каждого учебного года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май каждого учебного
года
31мая – 31августа
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021/2022 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Живопись»
01.09.2021г.
36 учебных недель – 6-10 лет
(подготовка-2кл.)
5 дней
3 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн.15-00 – 17-00
Пт. 15-00 – 17-00
Ср. 13-00 – 15-00
10минут

Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

31 мая 2022г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2022г.
31.05.2021г. – 31.08.2021г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
(стартовый уровень)
№

Наименование
Всего
раздела и темы
часов
занятий
Введение в
3
программу
Основы цветоведения 69

Теория

Практика

Форма контроля,
аттестации

1

2

Опрос, наблюдение.

6

63

3.

Живопись
натюрморта

70

6

64

4.

Живопись пейзажа

70

6

64

5.

Промежуточная
аттестация

4

Практическая работа
Опрос, анализ
творческих работ
Выставка.
Практическая работа
Опрос, анализ
творческих работ
Выставка.
Практическая работа
Опрос,
анализ творческих
работ Выставка.
Тестирование,
самостоятельная
работа. анализ
творческих работ.
Выставка.

Всего

216

1.
2.

4

19

197

Учебно -тематический план
(стартовый уровень)
№

1.
1.1

2.
2.1

Наименование
раздела и темы
занятий
Введение в
программу

Всего
часов

Теория

Практика

3

1

2

Выполнение
упражнений,
развивающих
глазомер
твердость руки.

3

1

2
ВКонтакте
Урок №1 "Как развивать
твердость руки и глазомер

и

Основы
69
цветоведения
Природа
23
света. Свет и цвет.
Характеристикицвет
аОсновные
характеристики
цвета: выполнение
таблиц
хроматических

Дистанционное
обучение

6

63

2

21

0
49:09

Границы света. Что
такое цвет и свет?
YouTube

цветов. Выполнение
ахроматической
композиции:
нюансные
сочетания.
2.2

2.3.

Классификац 23
ия
цветов.
Ахроматические
цвета.
Хроматические
цвета.
Основные
характеристики
цвета: цветовой тон,
светлота,
насыщенность.
Цветовой
ряд.
Температура цвета.
Цветовой
круг.
Основные
и
дополнительные
цвета, контрастные
пары.
Практические
работы. Выполнение
12-частного
цветового круга с
использованием 3-х
основных цветов.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Подготовка
инструментов и
материалов к
практическим
занятиям.
Основы
23
колористики.
Гармония цветов и
ее основные
принципы:
равновесие цветов,
цветовое единство.
Цветовые
отношения:
гармония
родственных цветов,
родственноконтрастных цветов,
контрастных цветов.
Выполнение
полихромной
композиции из

2

21

YouTube
Цветовой контраст 1 часть

2

21

Роспись композиции в двух
гаммах, Цветовая гамма и
композиция вживописи
маслом
Одноклассники

геометрических
фигур «родственные
цвета». Выполнение
полихромной
композиции из
геометрических
фигур «родственно контрастные цвета».
3.
3.1

3.2

Живопись
70
натюрморта
Композиция в
35
живописи
натюрморта.
Последовательность
этюдной работы над
натюрмортом.
Особенности
живописного
решения отдельных
предметов в
натюрморте в
зависимости от их
материала, фактуры,
освещения и влияния
окружающих
предметов.
Выполнение этюда
натюрморта из
овощей и фруктов.
Цветовой рефлекс.
Передача тональных
отношений
различных но цвету
предметов. Приемы
и техника работы
гуашью и темперой.
Цветочный
35
натюрморт.
Выполнение этюда
тематического
натюрморта из 3-х
предметов
с
комнатным
растением. Способы
изображения
растений
в
живописи.
Выполнение этюда
букета цветов в
сосуде простой
формы. Обобщение
и объем общей
массы.

6

64

3

32

YouTube
Живопись с основами
цветоведение. Этюд
натюрморта. Как работать
акварелью.

3

32

Натюрморт с цветами
YouTube

4.
4.1

4.2

Живопись пейзажа 70
Приемы акварельной 35
техники в
изображении
пейзажа.
Знакомство с
приемами
акварельной техники
в изображении
пейзажа..
Изображение
деревьев. Работа
акварелью «по
сухому», «по
сырому».
Изображение
кустарников. Работа
акварелью «по
сухому», «по
сырому».
Изображение неба и
облаков.
Линейная
перспектива в
облаках.
Перисто-кучевые
облака
Серые слоистые
облака
Кучевые облака

6
3

Смешанные техники 35
в изображении
пейзажа.
Знакомство со
смешанными
техниками в
изображении
пейзажа.
Выполнение этюдов
фактуры и текстуры
различных
природных
материалов (камень).
Использование
различных
материалов и
технических
приемов для
передачи текстуры
камня. Изображение

3

мелких природных
деталей с передачей
материала: листьев,

64
32
YouTube
Интерьер в живописи

32

Дизайн интерьера дома в а
нглийском стиле | Проект
"Yorkton в Green Hills"
YouTube
Урок масляной живописи.
Пишем пейзаж "Сумерки".
Видео урок в быстрой
технике письма.
YouTube
Урок живописи маслом пей
заж с деревом Александр
Южаков
YouTube

цветов, веток.
Изображение мелких
природных деталей с
передачей материала:
камней.

5.

Итоговая
аттестация.

4

Всего

216

4

19

Тестирование,
самостоятельная
работа. анализ
творческих работ
Выставка.

197

Содержание учебного плана
(стартовый уровень)
1. Введение в программу.
Теория. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.
История искусств. Жанры, техники, виды. Изобразительные средства.
Практические работы. Выполнение упражнений, развивающих глазомер и
твердость руки.
2. Основы цветоведения
2.1. Основы цвета.
Теория. Природа света. Свет и цвет. Характеристики цвета.
Практические работы. Анализ и составление таблиц хроматических цветовых
рядов. Выполнение ахроматической композиции: контрастные сочетания.
Самостоятельная работа обучающихся. Основные характеристики цвета:
выполнение таблиц хроматических цветов. Выполнение ахроматической композиции:
нюансные сочетания.
2.2. Теория цвета.
Теория. Классификация цветов. Ахроматические цвета. Хроматические цвета.
Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой
ряд. Температура цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета,
контрастные пары.
Практические работы. Выполнение 12-частного цветового круга с
использованием 3-х основных цветов.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка инструментов и материалов
к практическим занятиям. Изучение хроматических цветов. Выполнение 12ступенчатого хроматического ряда возрастающей светлоты и убывающей
насыщенности.
2.3. Основы колористики.
Теория. Гармония цветов и ее основные принципы: равновесие цветов,
цветовое единство. Цветовые отношения: гармония родственных цветов, родственноконтрастных цветов, контрастных цветов. Гармония цветов в композициях.
Практические работы. Выполнение монохромной композиции в холодной
цветовой гамме. Выполнение монохромной композиции в теплой цветовой гамме.
Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в холодной гамме.
Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в теплой гамме.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение полихромной композиции
из геометрических фигур «родственные цвета». Выполнение полихромной
композиции из геометрических фигур «родственно - контрастные цвета».
3. Живопись натюрморта.
3.1. Натюрморт из предметов быта.
Теория. Композиция в живописи натюрморта. Последовательность этюдной
работы над натюрмортом. Особенности живописного решения отдельных предметов
в натюрморте в зависимости от их материала, фактуры, освещения и влияния
окружающих предметов. Степень стилизации в декоративной технике исполнения
натюрморта, пейзажа. Роль различных видов техники живописи в достижении
выразительности художественного образа при решении многофигурной постановки.
Практические работы. Выполнение этюда натюрморта из овощей и фруктов.
Цветовой рефлекс. Передача тональных отношений различных но цвету предметов.
Приемы и техника работы гуашью и темперой. Выполнение этюда натюрморта из
простых предметов быта в три краски. Композиция натюрморта. Определение
цветовых отношений. Последовательность работы над натюрмортом. Степень
детализации предметов.
Выполнение кратковременных этюдов простых предметов быта на цветовые
отношения: натюрморт из одного предмета. Особенности живописного решения
отдельных предметов в зависимости от материала, фактуры, освещения и цвета
окружающих предметов.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение этюда тематического
натюрморта из цветных шаров, мячей на нейтральном фоне. Выполнение этюда
тематического натюрморта из 3-4 предметов с ярко выраженной фактурой в
контрастной гамме.
3.2. Цветочный натюрморт.
Практические занятия. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-х
предметов с комнатным растением. Способы изображения растений в живописи.
Выполнение этюда букета цветов в сосуде простой формы. Обобщение и объем
общей массы. Выполнение этюда цветочной композиции. Степень деталировки
первого и второго планов.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение живописных набросков
растений. Выполнение живописных этюдов растений.
4. Живопись пейзажа
4.1. Приемы акварельной техники в изображении пейзажа.
Теория. Знакомство с приемами акварельной техники в изображении пейзажа.
Практические работы. Изображение деревьев. Работа акварелью «по сухому»,
«по сырому». Изображение кустарников. Работа акварелью «по сухому», «по
сырому». Изображение неба и облаков.
Самостоятельная работа обучающихся Изображение водной поверхности.
Дождь. Озеро(отражение). Изображение водной поверхности. Река (движение).
4.2. Смешанные техники в изображении пейзажа.
Теория. Знакомство со смешанными техниками в изображении пейзажа.
Практические работы. Выполнение этюдов фактуры и текстуры различных
природных материалов (камень). Использование различных материалов и
технических приемов для передачи текстуры камня. Материал - бумага А4
(пастельная, тонированная, наждачная), карандаш, цветные карандаши, гуашь,
акварель, восковые мелки, тушь, перо, маркеры, уголь, сангина, соус, пастель;
растирка для соуса, губка для техники штамповки, стекло для моногинии.

Самостоятельная работа обучающихся Изображение мелких природных
деталей с передачей материала: листьев, цветов, веток. Изображение мелких
природных деталей с передачей материала: камней. Изображение мелких природных
деталей с передачей материала: ракушек.
5. Итоговая аттестация.
Практическая работа. Проверка знаний, умений, навыков обучающихся.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Живопись»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

01.09.2022г.
36 учебных недель – 8-11 лет (2-4кл.)
5 дней
3 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн.15-00 – 17-00
Пт. 15-00 – 17-00
Ср. 13-00 – 15-00
10минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
(базовый уровень)
№

1.
2.

Наименование
раздела и темы
занятий
Введение в
программу
Цветоведение

Всего
часов

Теория

Практика

Форма контроля,
аттестации

3

1

2

18

3

15

Опрос, наблюдение,
начальная диагностика
Практическая работа
Опрос, анализ
творческих работ
Выставка.

3.

Декоративный
натюрморт

54

6

48

4.

Живопись интерьера

63

6

57

5.

Живопись пейзажа

74

9

65

6.

Итоговая аттестация

4

Всего

216

4

25

Практическая работа
Опрос, анализ
творческих работ
Выставка.
Практическая работа
Опрос, анализ
творческих работ
Выставка.
Практическая работа
Опрос,
анализ творческих
работ Выставка.
Тестирование,
самостоятельная
работа. анализ
творческих работ
Выставка.

191

Учебно-тематический план
(базовый уровень)
№

1.
1.1

2.
2.1

2.2.

Наименование
Всего
раздела и темы
часов
занятий
Введение в
3
программу
Выполнение
3
упражнений,
развивающих
глазомер и твердость
руки.

Теория

Практика

1

2

1

2

Цветоведение
18
Пространственные
6
цвета. Свет и цвет.
Характеристики
цвета.
Составление таблиц
хроматических
цветовых рядов.
Классификация
6
цветов. Три основных
свойства
цвета.
Закрепление знаний о
возможностях цвета.
Понятия «цветовой
тон»,
«насыщенность»,
«светлота». Цветовой
ряд. Цветовой круг.
Основные
и
дополнительные

3
1

Дистанционное обучение

ВКонтакте
Урок №1 "Как развивать
твердость руки и глазомер

15
5

0
49:09

Границы света. Что
такое цвет и свет?
YouTube

1

5

YouTube
Цветовой контраст 1 часть

цвета, контрастные
пары.
Выполнение
12частного цветового
круга
с
использованием 3-х
основных
цветов.
Составление
сложного цвета.
2.3

Выполнение
монохромной
композиции
холодной и
цветовой
Выполнение
двухцветной
тональной
композиции
холодной

6

1

5

54

6

48

27

3

24

в
теплой
гамме.

Роспись композиции в двух га
ммах, Цветовая гамма и комп
озиция вживописи маслом
Одноклассники

светлов
гамме.

Выполнение
полихромной
композиции
из
геометрических
фигур «родственные
цвета». Выполнение
полихромной
композиции
из
геометрических
фигур «родственно контрастные цвета».
3.
3.1

3.2

Декоративный
натюрморт
Последовательность
этюдной работы над
натюрмортом.
Специфика
исполнения
натюрморта в
акварельной технике
«лессировка», «а-ляприма», технике
мазка. Выполнение
натурных этюдов
предметов, с
последующей
стилизацией.
Стилизация и
упрощение
предметов.
Техника - гризайль.
Цветочный

YouTube
Живопись с основами
цветоведение. Этюд
натюрморта. Как работать
акварелью.

27

3

24

Натюрморт с цветами
YouTube

натюрморт.
Практические
занятия. Выполнение
этюда тематического
натюрморта из
нескольких
предметов с
комнатным
растением. Способы
изображения
растений в живописи.
Живопись
интерьера
Живопись интерьера
с натуры.
Изображение
интерьера с натуры.

63

6

57

31

3

28

4.2

Колористическое
решение интерьера
по представлению.
Выполнение эскиза
колористического
решения интерьера.
Интерьер коттеджа в
английском
(«ированс»,
«кантри») стиле.
Выполнение эскиза
колористического
решения интерьера в
архитектурном стиле.
Барокко.

32

3

29

5.

Живопись пейзажа

74

9

65

5.1

Пейзажный этюд.
Практические
работы. Выполнение
этюда городского
пейзажа при разных
условиях
освещенности.
Законы воздушной и
световой
перспективы в
передаче глубины
пространства.
Выполнение этюдов
паркового пейзажа
(лес, поле).

4.
4.1

YouTube
Интерьер в живописи
Дизайн интерьера дома в англ
ийском стиле | Проект "Yorkton
в Green Hills"
YouTube

Урок масляной живописи.
Пишем пейзаж "Сумерки".
Видео урок в быстрой технике
письма.
YouTube
Урок живописи маслом пейза
ж с деревом Александр
Южаков
YouTube

5.2

5.3

6.

Выполнение этюдов
фактуры и текстуры
различных
природных
материалов.
Использование
различных
материалов и
технических приемов
для передачи
текстуры камня
Выполнение этюдов
пейзажа с натуры
днем при хорошей
погоде. Выполнение
этюдов пейзажа но
представлению:
утром. Выполнение
этюдов пейзажа по
представлению:
на
закате.
Выполнение этюдов
пейзажа
по
представлению:
в
плохую погоду

YouTube
Уроки рисования. Графика и
фактура.Учимся рисовать

Пленэр этюд Пеизажа с натур
ы
YouTube

Итоговая аттестация

4

Всего

216

4

25

Тестирование,
самостоятельная работа.
анализ творческих работ
Выставка.

191

Содержание учебного плана
(базовый уровень)

1. Введение в программу.
Теория. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Живопись – искусство цвета. Беседа о выразительности линий.
Практические работы. Выполнение упражнений, развивающих глазомер
и твердость руки.
2. Цветоведение.
2.1.Природа цвета.
Теория. Пространственные цвета. Свет и цвет. Характеристики цвета.
Практические работы. Составление таблиц хроматических цветовых
рядов. Выполнение ахроматической композиции: контрастные сочетания.
Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к
фиолетовому и т.п.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение упражнения на
получение составных цветов из основных.
2.2.Теория цвета.

Теория. Классификация цветов. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон»,
«насыщенность», «светлота». Цветовой ряд. Цветовой круг. Основные и
дополнительные цвета, контрастные пары.
Практические работы. Выполнение 12-частного цветового круга с
использованием 3-х основных цветов. Составление сложного цвета.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка инструментов и
материалов к практическим занятиям. Составление сложных цветов в процессе
выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков.
2.3. Колористика.
Теория. Цветовое единство. Цветовая гармония. Полярная гармония.
Гармония цветов в композициях.
Практические работы. Выполнение монохромной композиции в холодной
и теплой цветовой гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной
композиции в холодной гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной
композиции в холодной гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной
композиции в теплой гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной
композиции в теплой гамме.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение полихромной
композиции из геометрических фигур «родственные цвета». Выполнение
полихромной композиции из геометрических фигур «родственно - контрастные
цвета».
3. Декоративный натюрморт.
3.1.Декоративный тематический натюрморт.
Теория. Последовательность этюдной работы над натюрмортом.
Специфика исполнения натюрморта в акварельной технике «лессировка», «аля-прима», технике мазка. Степень стилизации в декоративной технике
исполнения натюрморта, пейзажа. Роль различных видов техники живописи в
достижении выразительности художественного образа при решении
многофигурной постановки.
Практические работы. Выполнение натурных этюдов предметов, с
последующей стилизацией. Стилизация и упрощение предметов. Техника гризайль.
Выполнение
декоративных
композиций
натюрморта
из
стилизованных элементов на основе натурных зарисовок. Контрастная гамма.
Выполнение декоративных композиций натюрморта из стилизованных
элементов на основе натурных зарисовок. Перспектива в декоративном
натюрморте.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение декоративной
композиции тематического натюрморта на основе натурных зарисовок.
Родственная гамма. Композиция и рисунок натюрморта. Выполнение
декоративной композиции тематического натюрморта на основе натурных
зарисовок. Цветовое решение натюрморта.
3.2.Цветочный натюрморт.
Практические занятия. Выполнение этюда тематического натюрморта из
нескольких предметов с комнатным растением. Способы изображения растений
в живописи.

Выполнение этюда букета цветов в сосуде простой и сложной формы.
Обобщение и объем общей массы. Выполнение этюда цветочной композиции.
Степень деталировки первого и второго планов.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение живописных этюдов
растений.
4. Живопись интерьера
4.1.Живопись интерьера с натуры.
Теория. Изображение интерьера с натуры.
Практические занятия. Выполнение этюда натюрморта в интерьере при
естественном освещении. Построение, композиция листа. Живописность
объемно-пластических пространственных построений формы.
Выполнение этюда тематического натюрморта в интерьере при
искусственном освещении. Построение, композиция листа. Материал - бумага
формата А-3.
Выполнение этюда тематического натюрморта в интерьере при
искусственном освещении. Моделировка формы цветом, передача характера,
материальности предметов в зависимости от условий освещения, окружения,
пространственного положения предметов. Воздушная перспектива. Материал бумага формата А-3, гуашь, темпера.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение этюда интерьера с демонстрацией глубины пространства.
Эскиз.
Выполнение этюда интерьера с демонстрацией глубины пространства.
Перенесение эскиза на формат.
Выполнение этюда интерьера с демонстрацией глубины пространства.
Моделировка формы цветом, передача характера, материальности предметов в
зависимости от условий освещения, окружения, пространственного положения
предметов.
Выполнение этюда интерьера с демонстрацией глубины пространства.
Воздушная перспектива.
Выполнение этюда интерьера с демонстрацией глубины пространства.
Завершение работы.
4.2.Колористическое решение интерьера по представлению.
Теория. Колористическое решение интерьера по представлению.
Практические работы. Выполнение эскиза колористического решения
интерьера. Интерьер коттеджа в английском («ированс», «кантри») стиле.
Выполнение эскиза колористического решения интерьера в архитектурном
стиле. Барокко.
Самостоятельная
работа
обучающихся
Выполнение
эскиза
колористического решения интерьера в архитектурном стиле «ампир».
Выполнение эскиза колористического решения интерьера в архитектурном
стиле «модерн».
5. Живопись пейзажа
5.1.Смешанные техники в изображении пейзажа.
Теория. Смешанные техники в изображении пейзажа.

Практические работы. Выполнение этюдов фактуры и текстуры
различных природных материалов. Использование различных материалов и
технических приемов для передачи текстуры камня.
Самостоятельная работа обучающихся Изображение мелких природных
деталей с передачей материала: листьев, цветов, веток, камней, ракушек.
5.2.Пейзажный этюд.
Теория. Пейзажный этюд.
Практические работы. Выполнение этюда городского пейзажа при
разных условиях освещенности. Законы воздушной и световой перспективы в
передаче глубины пространства. Выполнение этюдов паркового пейзажа (лес,
поле). Изменение цвета в зависимости от плана. Роль колорита в пейзаже.
Выполнение этюдов паркового пейзажа (река, озеро). Изменение цвета в
зависимости от плана. Роль колорита в пейзаже. Выполнение этюдов паркового
пейзажа (горы). Изменение цвета в зависимости от плана. Роль колорита в
пейзаже.
5.3.Самостоятельная работа обучающихся Выполнение этюдов пейзажа с
натуры днем при хорошей погоде. Выполнение этюдов пейзажа но
представлению: утром. Выполнение этюдов пейзажа по представлению: на
закате.
Выполнение этюдов пейзажа по представлению: в плохую погоду
6. Промежуточная и итоговая аттестация.
Практическая работа. Проверка знаний, умений, навыков обучающихся.
Планируемые результаты.
Программа направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Планируемые результаты стартового уровня обучения
Личностные результаты
1.Формирование мировоззрения
обучающихся
через
приобщение
к
изобразительному
искусству.
2.Формирование
уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре
своего и других народов.
3.Формирование
творческого
воспроизведения заданий на
конкретную тему.
4. Развитие фантазии ребенка.

Метапредметные результаты
1. Умение грамотно расположить фигуры и формы на
листе бумаги – компоновать.
2. Умение работать акварельными
и
гуашевыми
красками
разводить
и
смешивать
краски,
ровно
покрывать
ими
нужную
поверхность.
3. Умение работать в различных
техниках живописи (вливание
цвета в цвет, работа по сырому, работа раздельными
мазками, цветовые растяжки).
4.
Умение
правильно
передавать в рисунке форму,
пропорции,
строение,
пространственное положение,
цвет предметов.
5.
Умение
правильно
определять
величину
изображения в зависимости от
размера листа бумаги.

Предметные результаты
1.Овладение
основами
цветоведения. (три основных
цвета и производные цвета)
2.Овладение
живописными
материалами и техниками.
3.Знакомство
с
жанрами
живописи (портрет, пейзаж,
натюрморт)
4.Формирование
основ
культурного
поведения
в
общественных местах
5.
Овладение
навыками
пользования
палитрой
и
кистями.

Планируемые результаты базового уровня обучения
Личностные результаты
1.Формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мировоззрению.
2. Формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре
своего и других народов.
3. Развитие самостоятельно-сти
и личной ответствен- ности за
свои поступки.
4. Формирование готовности и
способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.

Метапредметные результаты
1.Получение основных знаний о
воздушной перспективе.
2. Умение задумывать и разрабатывать композицию.
3.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
с
педагогом и сверстниками,
работать индивидуально.
4. Умение грамотно разбивать
предмет на массы (пропорции)
5 Умение выделять интересное,
наиболее
впечатляющее
в
сюжете,
подчёркивать
размером, цветом главное в
рисунке.
6
Умение
определять
в
произведениях
изобразительного
искусства
наиболее важные особенности
формы и содержания, выражать
своё
отношение
к
рассматриваемому
произведению.

Предметные результаты
1.
Овладение
основными
знаниями о цветоведении.
2.
Овладение
такими
художественными понятиями
как: блик, рефлекс, тень,
светотень, тон и др.
3.
Умение
разрабатывать
композицию рисунка.
4.
Овладение
основными
техниками живописи.
5. Умение сравнивать свой
рисунок
с
изображаемым
предметом.
6.
Умение
правильно
определять
формы
изображаемых предметов, их
пропорции,
конструктивное
строение,
пространственное
расположение, цвет.

Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие

условия:
обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными
формами работы с обучающимися;
использование наглядности, технических средств и тренировочного
оборудования при организации мероприятий по формированию навыков
конструирования, моделирования и программирования;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил безопасности труда
при работе с робототехническими средствами в соответствии с планом
проведения занятий;
соблюдение
санитарно-гигиенических
норм
и
правил
здоровьесбережения при организации работы с детьми в соответствии с планом
воспитательной работы;
привлечение родителей для участия в жизни творческого объединения.
Санитарно-гигиенические требования

Проведение занятий в кабинете, соответствующем требованиям техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее
освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха, и
т.д.
Материально-техническая база.
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.
обеспеченность
учащихся
необходимыми
материалами
и
инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши,
пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных
форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для оформления
работ.
- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты,
ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Методическое и дидактическое обеспечение.
- наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и
живописных работ, иллюстраций;
- альбомы по разным видам росписей; по временам года.
- дидактический и раздаточный материал.
Психолого-педагогические условия.
- наличие стабильного детского коллектива,
- творческая атмосфера на занятиях,
- мастерство педагога.
Информационное обеспечение: компакт-диски с обучающими и
информационными программами по основным темам программы: ОС
Windows и Linux; учебные компьютерные программы Coreldraw, Photoshop и
их аналоги Gimp, Inkscape; презентации.
Кадровое обеспечение. По данной программе может работать педагог
дополнительного образования с высшим или средним профессиональным
педагогическим
образованием,
постоянно
повышающий
свой
профессиональный уровень.
Формы аттестации
Диагностика уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) проводится
систематически в виде мониторинга успеваемости. Педагогический контроль
предполагает такие виды контроля как: текущий, промежуточный, итоговый
годовой.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии для выявления
уровня усвоения материала. Формами такого контроля являются наблюдение,
опрос, тестирование, демонстрация модели.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам полугодового
обучения: выявляется предметный уровень освоения изученных разделов и тем
по программе, а также метапредметный и личностный уровень
сформированности
ключевых
компетенций.
Формой
проведения
промежуточного контроля является выставка моделей, где обучающиеся
демонстрируют свои конструкции перед небольшой аудиторией.

Итоговый годовой контроль, проходящий в конце учебного года в виде
выполнения тестовых заданий и защиты творческого проекта, служит для
выявления уровня освоения обучающимися программы за год. В ходе
итогового годового контроля оценивается: оригинальность, внешний дизайн,
творческий подход. Формой проведения итогового контроля является выставка
работ. На защиту творческих проектов приглашаются родители и гости.
Способы проверки знаний учащихся
Оптимальными способами проверки знаний обучающихся, согласно
психолого-физиологических
особенностей,
являются:
педагогическое
наблюдение, опрос, тестирование, практическая работа, демонстрация моделей,
выставка, участие в конкурсах художественного творчества, фестивалях и
других мероприятиях различного уровня.
Контроль результатов осуществляется путем: устного тестирования по
пройденным темам.
Эффективность программы будет оцениваться коллективом и качеством
проводимых выставок:
отчётных;
тематических;
персональных.
Критерии оценки на выставках:
аккуратность;
образность;
композиция;
соблюдение технологических параметров;
оценка уровня содержания работы;
творческий подход к выполнению рисунка.
Лучшие работы обучающихся принимают участие в фестивале детского
творчества, который ежегодно проводится в мае месяце.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной
индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют
общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Оценочные материалы
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки
самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над
композицией, выставления оценок и пр.
Формы промежуточной аттестации: зачет – творческий просмотр (проводится в
счет аудиторного времени);

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков: 1 год обучения - грамотно компоновать изображение в листе; грамотно передавать локальный цвет; - грамотно передавать цветовые и
тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные
пропорции и силуэт простых предметов; - грамотно передавать материальность
простых гладких и шершавых поверхностей; 2 год обучения - грамотно
компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать
оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные
отношения между предметами; - грамотно передавать пропорции и объем
простых предметов; грамотно передавать материальность простых мягких и
зеркально прозрачных поверхностей.
Воспитательная работа.
1. Духовно – нравственное воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно нравственной компетенции — «становиться лучше». 
 Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности
(совести) — способности младшего и среднего школьника формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам.
 Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной
нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
 Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.
 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к
критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.










2. Гражданско – патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
 Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. 
 Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
 Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений.
 Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. 








3. Эстетическое воспитание.
Задачи:
Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное.
 Развитие художественных способностей.
 Воспитание чувства любви к прекрасному. 



4. Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности,
сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного
отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
 Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.







5. Трудовое воспитание.
Задачи:


Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой
деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.

II. Календарный план воспитательной работы
№
Название мероприятия
п/п

1
2

Год
Сроки
обучения

1. Воспитательные мероприятия в коллективе
Выставка рисунка ко
1
Сентябрь
дню знаний
2
Выставка детского

1

Октябрь

Место проведения

Примечание

ДДТ
ДДТ
48

рисунка учащихся ИЗО
студий ДДТ «Мой
учитель»

2

Районный этап

1
2

международного
конкурса детского

Октябрь

ДДТ

Ноябрь

ДДТ

Декабрь

ДДТ

Март

ДДТ

творчества «Красота
Божьего Мира»
Районный конкурс
детского рисунка,
3 посвящённого Дню
матери «С любовью к
маме».

1
2

Районный конкурс ИЗО
4 и ДПИ «Новогоднее
настроение».

1
2

Выставка рисунков
учащихся ИЗОстудий
ДДТ при проведении
5
праздничного концерта
«Международному
женскому дню»

1
2

Итоговая районная
1
выставка ИЗО и
2
декоративно6 прикладного творчества
Апрель
ДДТ
«Фантазия и
Творчество»
посвященного юбилею
района
Выставка детского
1
рисунка учащихся ИЗО
2
студий
ДДТ
при
7
Май
ДДТ
проведении
праздничного концерта
«Победный май»
Районный конкурс
1
8 детской моды «Мода
Май
ДДТ
2
вокруг нас»
2. Участие в воспитательных мероприятиях Дома детского творчества

49

1

Игровая программа
«Ученье с увлеченьем»

1
2

Сентябрь

ДДТ

2

Изготовление открыток
учащимися студий ДПО

1
2

Сентябрь

ДДТ

ДДТ к «Дню пожилого
человека»
Профориентоционные
игры «Профессия от А
до Я»

1
2

3

Новогодние мастерские

1
2

4

Выставка детского
рисунка учащихся ИЗО
студий ДДТ к «Дню
снятия блокады»

1
2

5

Участие в праздничном
гулянии «Широкая
масленица»

6

Итоговый праздник
отдела Прикладного
Отдела

Октябрь

ДДТ

Декабрь

ДДТ

Январь

ДДТ

1
2

Март

ДДТ

1
2

Май

ДДТ

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования.
Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий
потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей
есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным
информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные
информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда
находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень
значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он
использует самые разные источники информации, может сам для себя
определять способы познавательной деятельности, выбирать время для
занятий. Познавательная деятельность носит активный характер,
способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования
тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным
образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор
режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание
индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития
дополнительного образования. Таким образом, актуальность
дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования

информационного общества. В Государственной программе Российской
Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение
названо одним из основных направлений кардинальной модернизации
образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения
поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено
нормативными документами федерального и регионального уровней.
Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения
(обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой:
в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютораконсультанта, медиатора-посредника или связующего звена между
организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для
получения качественного образования гражданами разного возраста и
социального положения с использованием современных информационных
технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая
образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие
нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части
основных и дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в
Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения,
важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить
ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных
технологий. Возможность осуществления дистанционного обучения
базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных
технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый
уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и
конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Деятельность Дома детского творчества г. Правдинска условиях
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о
переходе на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам
варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
2

организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во
второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий
-Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети
могут выполнить самостоятельно
- Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами,
которые вам доступны.
-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного
обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого
опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же
время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность,
повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему
восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он
вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка,
особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но
образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться!
Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него
время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и
день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов.
Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на
одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати –
это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное
поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от
ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и
объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение
здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается
ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику.
3

Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый
режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят
на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке
(не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на
самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для
саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого
ребенка самостоятельность
Методическое обеспечение образовательной программы
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах, и
учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени
одаренности и возраста обучающихся.
В содержание программы включены задания творческого характера,
позволяющие раскрыть даже самые минимальные способности ребёнка.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе
первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго
года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне,
оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Для качественного развития творческой деятельности юных
художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми
учащимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности;
4

- Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна
«золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить
только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а
также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые
занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки
натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам
прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия
несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие
просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное
усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастеркласс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу,
последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие
и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым
прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном
искусстве.
Примерный порядок проведения занятия.
1. Педагог объясняет теоретический материал.
2. Обучающиеся отвечают на предложенные педагогом вопросы,
которые помогают им лучше понять изученную тему.
3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе
выполнения практических и творческих заданий.
Каждое задание имеет два уровня сложности.
Уровень 1 – задания для обязательного выполнения, направленные на
овладение теми или иными приёмами рисования.
Уровень 2 – задания творческие, требующие от учащихся
определенного осмысления изученного материала.
Исходя из работоспособности и организованности группы, педагог сам
решает, какая творческая работа будет выполнена — коллективная или
индивидуальная. Если работа выполняется индивидуально, дети могут начать
её в классе, а завершить дома или в группе продленного дня самостоятельно
5

или со старшими (педагогами, родителями, воспитателями). Коллективные
работы выполняются на завершающем тему занятии под руководством
педагога. Для этого в кабинете необходимо иметь бумагу большого формата.
Готовыми панно можно оформить класс. Для увеличения эффективности
работы и создания соревновательного духа педагог может разбить группу на
команды. Важно помнить, что главными достижениями следует считать
увлечённость детей и их желание рисовать, удовольствие, получаемое ими от
работы, и гордость, с которой они будут показывать свои произведения.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, мелкогрупповых (численностью от 4 до 10 человек),
индивидуальных форм организации на занятиях.
С целью формирования опыта общения и чувства коллективизма в
программу вводятся коллективные задания. Некоторые занятия проходят в
форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное
творчество.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда
педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно
комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления.
Приёмы и методы обучения.
- наглядный показ приёмов живописи;
- групповое обсуждение домашних и классных работ;
- проверка знаний итоговыми контрольными заданиями;
- ежегодные выставки и просмотры;
- участие в городских и международных конкурсах.
Список литературы для педагогов
Афонькин С.Ю. Афонькина А.С. Орнаменты народов мира - СПетербург, Кристалл,;
Волков Н.М. Композиция в живописи. - М.: Просвещение,
Газарян С. Прекрасное своими руками (народные художественные
ремесла) - составитель Москва, «Детская лит.»,
Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и
скульптуре. - М.: МИПКРО,
ГильманР.А. Художественная роспись тканей - Москва, ВЛАДОС,
2008;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- С.-П.: Терра, 2005;
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - С.-П.: Детство - Пресс,
2002;
6

Кузин B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. - М:
Просвещение, 1998;
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Мозаика-Синтез, 2003;
Сапожникова Т.Б., Коблова О.А Методика проведения уроков
изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека» - Москва, Педагогический университет «Первое сентября»,
2007;
Синеглазова М.О. Роспись по стеклу - Москва, «Издательский Дом
МСП», 2008;
Клюев Н.В. Педагогическая психология. - М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2003.
Список литературы для обучающихся и родителей
Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира, СПетербург, Кристалл, 2008;
Жемчугова П.П. Иллюстрированный словарь школьника Декоративноприкладное искусство, Санкт-Петербург, 2006;
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – Москва, ВЛАДОС,
2008;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - С.-П.: Терра, 2005;
Интернет-ресурсы
1.Детям о живописи
Все самое интересное о живописи. В разделе «О живописи» собрана
интересная информация о жанрах и подборки с самыми известными
картинами великих мастеров.
Адрес сайта: http://www.art-urok.ru/
2.Адрес сайта: http://gallerix.ru/
Gallerix.ru – крупнейшая виртуальная галерея, в которой представлены
картины, прошедшие цифровую реставрацию цветового баланса. На сайте
размещены видео-мастер-классы по обучению технике живописи, уроки
рисования, статьи о культуре, фильмы о художниках.
3.«Школа Карандашика» – уроки рисования для детей.
Адрес сайта: http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html
4.«Уроки рисования»
«Уроки рисования» – онлайн–уроки рисования, написанные признанными
мастерами графики. Уроки будут интересны как начинающим, так и уже
продвинутым художникам.
7

Адрес сайта: http://draw.demiart.ru/

8

Приложение 1
Техника безопасности
Дети должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности труда и
пожарной безопасности.
На первом занятии педагог, знакомя детей с приёмами работы с кистью,
карандашом, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время
работы и убирать после занятия.
Правила безопасности работ, оформленные в виде плаката, рекомендуется
вывесить в кабинете на видном месте, чтобы дети их постоянно видели.
На каждом занятии по мере необходимости педагог напоминает их детям.
Рабочее место обучающихся должно быть организовано так, чтобы
предупредить всякую возможность несчастного случая.
Кисти, карандаши и другие инструменты должны находится в специальных
местах.
Каждый обучающийся, находясь в кабинете, обязан строго соблюдать
правила санитарии, поддерживать чистоту и порядок.
Запрещается загромождение рабочего места и проходов материалами и
заготовками.
Соблюдать правила при работе с электроприборами.
Нельзя включать штепсельную вилку в неисправную розетку.
Нельзя оставлять включённые электроприборы без присмотра.
Нельзя бегать и шуметь в коридорах и кабинетах.
Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко
проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением.
Красиво оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нём,
правильно организованное рабочее место имеет большое воспитательное значение.
Всё это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и
творческой активности.
Ровное рассеянное освещение очень удобно для работы.
Свет должен падать слева и тень от руки не должна пересекать холст или
лист бумаги.
Приложение 2
Рефлексия
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты
деятельности на занятии.
При взаимодействии с детьми можно использовать в зависимости от целей и
задач учебной деятельности один из видов рефлексии, отражающей четыре сферы
человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения
испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексию можно классифицировать по функциям ее проведения с
обучающимися на занятии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала
«Букет настроения». В начале занятия обучающимся раздаются бумажные
цветы: красные и голубые.
На доске изображена ваза. В конце занятия педагог говорит: «Если вам
понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный
цветок, если не понравилось – голубой».
Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный,
желтый, синий. В конце занятия собрать цветы в корзинку или вазочку.
Необходимо напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».