Веселая_капель

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Веселая капель»

Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы: Гертнер Виктория Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Правдинск
2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения «Веселая капель» относится к художественной
направленности.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23августа 2017 г. N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
-Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27
октября 2020 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ -3242).
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ -3564).
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Устава МБУ ДО «Дом детского творчества г. Правдинска»

Человек наделён от природы особым даром - голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к
различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе

исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и
драматического искусства.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая
капель» имеет художественную направленность.
Новизна программы.
По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного
предмета с другими. Так при разучивании песенного репертуара
используются знания и умения детей, полученные на уроках:
- русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно
читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении;
- литературы - умение анализировать образную систему, средства и приемы
художественной выразительности,
- ИЗО - представление о специфике решения образа в различных видах и
жанрах.
Педагогическая целесообразность.
Художественная направленность дополнительной общеразвивающей
программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал
ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность
в общении - в этом и заключается педагогическая целесообразность данной
программы.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных
коллективов, детских конкурсов вокального мастерства, расширением их
концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые
пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
Программа по эстрадному вокалу направлена на развитие вокальных
способностей через сольную и ансамблевую вокально-исполнительскую
деятельность, где закладываются основы поведения певцов-солистов,
дуэтов, трио, квартетов и вокальных ансамблей и реализуются эстетические
принципы.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся
формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосом и
двухголосом исполнении образцов вокальной классической музыки,

народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в
обогащении вокальной импровизации.
Отличительные особенности программы.
Основные содержательные линии:
• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к
музыке и вокалу;
• усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых
знаний;
• обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в
целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в
содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки
учащихся. Тематическое содержание программы позволяет
объединить(сгруппировать) ряд знаний в тематические блоки, что обеспечивает
целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов
и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве
содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной
деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том
порядке,
в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел
отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием,
конкретными задачами.
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Веселая
капель» рассчитана на 3 года обучения для учащихся 7-16 лет. Расписание
строится из расчета 2 занятия в неделю по 3 часа. Программа 3-х лет
обучения предусматривает 216 часов в год. Программа предусматривает
сочетание групповых, индивидуальных и
коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей,
комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с
интересными людьми, посещение театров, музеев и т.д., а также совместную
работу педагога, родителей и детей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
предназначена для детей в возрасте 7-16 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы –3 года.
На полное освоение программы требуется 648 часа.
Первый, второй и третий год обучения по 216 часов.
Основные формы и методы

программа

Организация
образовательного
процесса
предполагает
очную
индивидуальную и групповую формы обучения.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия.
1.Теоретические занятия проводятся в виде бесед,просмотров
видеофильмов, презентаций.
2. Практические занятия проходят в основном в виде вокала, изучения
сольфеджио. Групповое и сольное пение.
В процессе реализации данной программы используются следующие
формы проведения занятий:
-занятие-беседа (ведущим видом деятельности на занятии данного типа
является беседа, в процессе которой изучается теоретический материал,
выполняются практические задания, проводится опрос по пройденному
материалу).
-занятие-игра (ведущим видом деятельности на данном занятии является
игровая форма обучения, в процессе которой производится объяснение
теоретического материала)
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей в объединение – свободный. Занятия проводятся в
разновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на
протяжении всего срока обучения. Учебная группа состоит из 15-20 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 216 часов. Продолжительность занятий
исчисляется в академических часах – 45 минут. Между занятиями установлены
15-минутные перемены. Недельная нагрузка – 6 часов. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 3 часа.
Цель программы:
Создание условий для развития творческой личности ребенка средствами
вокального искусства.
Задачи:
• Обучение искусству вокала и музыкальной грамоте.
• Изучение выразительных средств и особенностей музыкального языка.
• Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти и восприимчивости, певческого голоса; творческого
воображения и мышления.
• Освоение образцов национальной и зарубежной классической и
современной музыки; усвоение знаний о музыкантах, музыкальных
инструментах; классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов.
• Воспитание устойчивого интереса к музыке, пению, музыкального вкуса.
• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Планируемые результаты.
1. Овладение искусством вокального мастерства.
2. Приобретение творческих навыков: артистичности, эмоциональности,
культуры поведения в коллективе и на сцене.
3. Расширение музыкального кругозора.
4. Творческие достижения учащихся.
- знание основ певческих навыков, строения артикуляционного аппарата;
- знание музыкальной грамоты;
- знание гигиены певческого голоса;
- уметь правильно дышать;
- уметь петь короткие фразы на одном дыхании;
- уметь петь лёгким звуком без напряжения;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно;
- иметь представление о народном творчестве, творчестве классических и
современных композиторов;
- принимать участие в творческой деятельности вокального коллектива.
В программе предусматривается совершенствование навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и
хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью, полетностью т.п.), навыки следования
дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки,
среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового
контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Формы подведения итогов реализации программы
Планируемые результаты в соответствии с целью программы
отслеживаются и фиксируются в формах: грамотное групповое и сольное
пение, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото,
отзыв родителей и детей.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
общеразвивающей программы объединения «Веселая капель»
являются:
- участие в концертах и праздниках
- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.
Механизм оценивания образовательных результатов
Для отслеживания результативности обучения по программе на
протяжении всего процесса обучения осуществляются:
Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования и пения –
позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для
занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной
программы.

Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после
прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и
развитии обучающихся.
Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года
(декабрь) по изученным разделам за первое полугодие, для выявления уровня
усвоения содержания программы.
Форма проведения: пение песен из мультиков и детских сказок.
Итоговая аттестация - проводится в конце срока обучения по
программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения
программы.
Оценочный материал

Певческая установка, дыхание
Музыкальный звук

Дикция, артикуляция

Освоены и применяются в работе
овладели чистотой и воспроизведением
Свободного звука без крика и напряжения,
Мягкой атакой звука
согласованность артикуляционных органов,
-Разборчивость слов при дикции (умеют
правильно открывать рот)
правильное положение губ), свободное
положение языка.

Чувство ансамбля

умеют петь активный унисон
чисто интонируют интервал
умеют слушать и слышать друг друга

Сценическая культура

умеют слышать и петь под фонограмму
овладели культурой поведения на сцене,
выходом и уходом со сцены
выработана сценическая мимика лица
умеют выделять динамические
оттенки в исполнении песенного
произведения
умеют работать со зрителем

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021/2024учебный год

№
п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Весёлая капель»

Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

01.09.каждого года
108учебных недель – 7-16 лет (19кл.)
5 дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. 15-00 – 18-00
Пт. 15-00 – 18-00
15минут
31 мая каждого года
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май каждого года
31.05.– 31.08. каждого года
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Первый год обучения
Цель : Познакомить детей с вокальной музыкой, способствовать
формированию музыкальной культуры, музыкально-творческой
деятельности.
Задачи:
■ Изучение основ вокального пения, музыкальной грамоты, особенностей
музыкального языка.
• Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма
воспитанников.
• Изучение музыкально-теоретического материала: знакомство с образцами
классической и современной музыки и творчеством композиторов,
музыкальным фольклором.
■ Воспитание культуры поведения в коллективе и на сцене.
Возрастные особенности слуха и голоса детей школьного возраста
Вокальная работа в детском ансамбле или сольном пении
проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей
разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные
черты в механизме голосообразования. Руководитель должен учитывать эти
особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.
Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых
соответствует определенная возрастная группа:
• домутационный (6-11-12лет).
• мутационный (12-13-14 лет).

• послемутационный (14-17лет).
Домутационный период в свою очередь делится:
• ранний период (7-10 лет),
• расцвет детского голоса-предмутационный период (11-12 лет).
Домутационный период. Ранний период. В целом детские голоса
отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они
делятся на дисканты (сопрано) и альт. Дискант (сопрано) - высокий детский
голос, его диапазон в перспективе составляет 1,5 октавы (до1- соль 2), альт
- низкий детский голос, его диапазон в перспективе - также 1.5 октавы
(сольм-ми2) домутационный период (7-10 лет). Общее развитие ребёнка на
седьмом - восьмом году жизни, совершенствование процессов вышей
нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование
его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Голосовой
аппарат отличается хрупкостью и ранимостью, он не совершенен и
окончательно не сформирован, так как формирование вокальных мышц
только начинается. Гортань маленькая, голосовые складки короткие, тонкие,
небо малоподвижное, дыхание короткое (фонационный выдох составляет 5-6
сек., к 10 годам увеличивается до 12-14 сек.), звук не сильный, он
усиливается резонаторами. Грудной резонатор развит слабее, чем головной,
поэтому голос детей порой бывает звонким. Певческое звучание, ввиду
неполного смыкания голосовых складок и колебания только их краёв,
характеризуется лёгкостью и требует к себе бережного отношения, прежде
всего с учётом диапазона звучания детского голоса. Голоса мальчиков и
девочек, в общем, однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и
вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное
резонирование, легкий фальцет. Диапазон ограничен звуками p e l- фа2.
Наиболее удобные звуки - фа1- ми2. Тембр очень неровен, гласные звучат
пестро. Задача руководителя - добиваться, возможно, более ровного
звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
2. Домутационный период. Расцвет детского голоса (11-12(13) лет),
предмутационный период. К 11 годам закончилось формирование
внутренней голосовой мышцы, и в голосах детей, особенно у мальчиков,
появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки,
более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и
насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты.
Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон p e l- фа2; альты звучат более
плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим- до2. В этом возрасте в
диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра:
головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание
головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не
наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр,
имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики
пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у
однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут
различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут

быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых
мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный
период голоса приобретают тембровую определенность и характерные
индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. Альты звучат
массивнее. Но в этот период у некоторых детей пропадает желание петь,
появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос
звучитнеустойчиво, интонация затруднена, у дискантов исчезает полетность,
подвижность (первые признаки мутации).
3. Мутационный (переходный) период (12(13) -14 лет). Совпадает с
периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у
одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная
утомляемость голоса), у других - более явно и ощутимо (голос срывается во
время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть
различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до
мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений
голоса. Задача руководителя - своевременно услышать мутацию и при
первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить
ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно
от хоровых занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал
голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог
реагировать на все изменения в голосе.
4. Послемутационный период (14-17 лет), юношеский возраст. Хоры
этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию.
Диапазоны партий сопрано: до1-ля2; альты: ля- ми2; мужская партия (если
таковая имеется): си б- до1.
В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не
допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма
осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой
вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом
хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и
особенностями детской психики.
Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого
участника хорового коллектива, руководитель должен проводить 2 -3 раза в
год индивидуальные прослушивания всех поющих детей, делать
диагностику музыкальных способностей, фиксируя результаты, отмечая
успехи и недостатки, намечая пути дальнейшего развития. Учитывая
необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно
организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей фониаторов или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии.
Только заключение специалиста может быть основанием для определения
певческого режима ребёнка.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021/2022учебный год

№
п/п

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Весёлая капель»

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

01.09.2021г.
36 учебных недель – 7-14лет (1-8кл.)
5дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн. 15-00 – 18-00
Пт. 15-00 – 18-00

Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

15минут
31 мая 2021г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2022г.
31.05.2021г. – 31.08.2021г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Учебный план 1 года обучения
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение
детских песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и
прибауток.
№

Общее
кол-во
часов

Тема занятий

п/п

Теория

Практика

Формы
аттестации/кон
троля

Вокально – певческая деятельность
1.

Вводное занятие.

2

1

1

Инструктаж по
технике безопасности.
Прослушивание
2.

Введение, знакомство
с голосовым
аппаратом

Опрос

Прослушивание
1

1
80

5

75

Наблюдение
Прослушивание

Сценическая культура
и сценический образ.

19

Основы нотной
грамоты

19

5

Движения вокалистов
под музыку
деятельность.

19

2

17

6

Вокально-хоровая
работа

19

2

17

7.

Импровизация.

19

2

17

Устный
контроль

8.

Собственная манера
исполнения

19

2

17

Зачет

9.

Концертно исполнительская
деятельность

19

2

17

Устный
контроль

216

28

188

3.

4.

Итого

6

13

Наблюдение
Прослушивание

6

13

Наблюдение
Прослушивание
Оценка
зрителей,
оценка
жюри
Устный
контроль

Учебный-тематический план
№

Общее
кол-во
часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

1

1

Инструктаж по
технике
безопасности.

1

1

Прослушивание

1

Введение,
знакомство с
голосовым
аппаратом

80

Тема занятий

п/п

1.

2.

Дистаннционное
обучение

maam.ru›…instruk
cija…tehnike…zanj
atii…muzykalnom
…
1

5

75

infourok.ru›praktic
heskoe…praktichesk
aya…rabota…

2.1.

Певческая установка.
Дыхание.

16

1

15

Яндекс.Видео›пев
ческая установка
для детей

2.2.

Распевание.

16

1

15

Уроки
вокала. Распевки н
а
скороговорки для
детей.
Уроки
вокала. Распевки н
а
скороговорки для
детей.мы в
соц.сетях: Уроки
вокала.
https://vk.com/club4
2295654 Sing so
now!
https://www.instagra
m.com/iraderzhava/
Канал Vocal
https://yandex.ru/efir
...
Яндекс.Эфир

2.3.

Вокальная позиция

16

1

15

Что
такое вокальная п
евческая позиция?
Смирнова Ирина.
#ВокальнаяПозици
я
#ВокальнаяУстано
вка
#РезонаторыГолос
а
#ПевческаяПозици
я Что такое
певческая позиция
? Сколько их
бывает?
Существует ли
единая и самая
правильная
певческая позиция
? Поговорим об...
YouTube

2.4.

Дикция. Артикуляция

16

1

15
zen.yandex.ru
Источник видео
На сайт
Артикуляция Лучшее
упражнение для
дикции.
23 июл 2020
Одно из самых
классных и
эффективных
упражнений для
развития вашей
артикуля

2.5.

Гигиена певческого
голоса

16

1

15
YouTube
Источник видео
На сайт
Мастер класс
«Охрана и
гигиена детского
певческого голоса
в условиях
вокально
хоровой...»

3.

Сценическая
культура и
сценический образ.

19

6

13
prodlenka.org
Сценическая культ
ура и сценический
образ. — смотрите
картинки
Яндекс.Картинки›

4.

Основы нотной
грамоты

19

6

13
Есть идея!
Канал на
Яндекс.Эфире

Ноты для
начинающих.
Нотная грамота
за 15 минут

5.

6.

Движения
вокалистов под
музыку
деятельность.

19

Вокально-хоровая
работа

19

2

17
YouTube
Источник видео
На сайт
Открытый урок
по сцен.
движению (для
вокалистовэстрадников)

2

17
YouTube
Источник видео
На сайт
Открытый урок
по хору

7.

Импровизация.

19

2

17

8.

Собственная манера
исполнения

19

2

17

Что такое
музыкальная импр
овизация?
What is
musical improvisati
on?
Яндекс.Эфир

YouTube
Источник видео
На сайт
Уроки вокала.
Как работать над
песней (Часть 3)

9.

Концертно исполнительская
деятельность

Итого

19

2

17
Семинарпрактикум
«Концертноисполнительская
деятельность детс
ких
хореографических..
.»
Цикл
«Танцевальное
любительское
искусство и
современность»...
YouTube

216

28

188

Содержание 1 года обучения
Раздел I. Введение. Вводное занятие. Прослушивание детских голосов.
Объяснение целей и задач вокального объединения.
Раздел II . Вокально-певческая работа.
Тема 1. Певческая установка. Дыхание.
Теория. Беседа о правильном положении головы, корпуса при пении.
Беседа о певческом дыхании.
Практика. Упражнения на тренировку дыхания: «Ласковый ветерок», «Силач»,
«Каратист», «Жук», «Муха», «Колокольчики».
Упражнения на три вида выдыхания:
1. «Свистящий ветер», «Шумят деревья», «Летит пчела».
2. «Работает насос», «Метет метель», «Сверлит дрель».
3. «Кошка сердится», «Пилит пила», «Мотоцикл».
Тема 2. Распевание.
Теория. Значение распеваний.
Практика. Упражнения на распевание. Для распеваний использутся: считалки,
припевки, дразнилки - «Андрей-воробей», «Зайчик», «Часы», «Веселая
дудочка», «Солнышко»; потешки - «Дон-дон», «Сорока –сорока»; несложные
песенки - «Уж как шла лиса по саду», «Ходит зайка по саду», «Куры, гуси да
индюшки», «Пойду ль я, выйду ль я, да», «Во поле берёза стояла», «Со вьюном
хожу».
Тема 3. Дирижерские жесты.
Теория. Знакомство с дирижерскими жестами и их значением.
Дирижерские схемы.
Практика. Работа с вокальной группой над одновременным дыханием,
вступлением, снятием при пении.

Пение под дирижирование педагога.
Тема 4. Унисон.
Теория. Понятие «унисон», его значение.
Практика. Работа с вокальной группой над единством общего звучания по
высоте, силе, тембру.
Тема 5. Вокальная позиция.
Теория. Беседа о правильном положении голосового аппарата перед началом и
во время пения.
Практика. Вокальные упражнения.
Упражнения для языка – «Самый длинный язычок», «Колокольчики»,
«Конфетка», «Уколы», «Жало змеи».
Упражнения для губ – «Весёлый пятачок».
Упражнения для челюсти - «Горячая картошка», «Зевающая пантера»,
«Удивленный бегемот».
Тема 6. Звуковедение.
Теория. Знакомство с понятием «легато» (связное пение).
Гласные и согласные, их роль в пении, их взаимоотношение.
Динамические нюансы: пианино, форте, меццо, пиано, меццо
форте. Певческий диапазон.
Практика. Пение с мягкой атакой звука.
Округление гласных звуков; упр. «По-разному».
Упражнения на динамические нюансы: «И тихо, и громко», «На
воображаемой гармошке»
Упражнение «Вверх – вниз» для определения певческого диапазона.
Тема 7. Дикция.
Теория. Понятие «дикция».
Практика. Упражнения на развитие органов артикуляции: челюсти, губ, глотки.
Чтение стихов; работа над скороговорками типа: «Рапортовал, да
недорапортовал, а стал дорапортовывать–совсем зарапортовался»,
«От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик».
Речевая дикционная разминка.
Тема 8. Работа с солистами.
Теория. Индивидуальный подбор репертуара.
Прослушивание и знакомство с музыкальным материалом.
Практика. Разучивание музыкального произведения: работа над мелодией,
текстом. Репетиционное исполнение: работа над образом, жестами, поведением
на сцене.
Тема 9. Сводные репетиции.
Практика. Работа над музыкальным произведением с вокальной группой.
Репетиционное исполнение на сцене, работа над поведением во время
концерта.
Раздел III. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Названия нот. Скрипичный ключ, басовый ключ.
Расположение нот на клавиатуре. Разделение клавиатуры на октавы.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Длительности звуков.

Практика. Проверка теоретических знаний.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория. Высокие и низкие звуки.
Мажор и минор.
Восходящие и нисходящие движения мелодии.
Динамические нюансы.
Тембры различных инструментов.
Тембры певческих голосов.
Строение песни: мотив, фраза, куплет, припев.
Практика. Пение мажорного звукоряда с названием и без названия звуков
в восходящем и нисходящем движении.
Пение высоких и низких звуков.
Определение динамических нюансов.
Пение мажорного трезвучия.
Определение мажорных и минорных песен.
Определение тембров инструментов и певческих голосов.
Определение в песнях мотива, фразы, куплета, припева.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Теория. Понятие «музыкальный ритм».
Темпы и темповые обозначения.
Практика. Показать ритмический рисунок хлопками в ладоши.
Определять ударные и безударные звуки.
Упражнения: «Хлопай в такт», «Спой своё имя», «Хор часов», «Повтори ритм»,
«Ритмическая сказка».
Раздел IV. Теоретико-аналитическая работа.
Тема 1. Гигиена певческого голоса.
Теория. Рекомендации при простудных заболеваниях. Как беречь голосовой
аппарат от заболеваний.
Тема 2. Введение в мир музыки.
Теория. Появление музыки в жизни человека и её значение.
Звуки музыкальные и немузыкальные. Мелодия и аккомпанемент.
Появление нот в музыке.
Тема 3. Музыкальные жанры – песня, танец, марш.
Теория. Знакомство с понятиями: «музыка», «композитор», «песня», «танец»,
«марш».
Практика. Умение различать музыкальные жанры.
Тема 4. Народное творчество.
Теория. Понятие о народной музыке. Знакомство с народными музыкальными
инструментами.
Тема 5. Творчество композиторов-классиков.
Теория. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».
М.П.Мусоргский о детях и для детей; «Картинки с выставки».
Практика. Прослушивание музыкальных произведений вышеперечисленных
авторов.
Тема 6. Творчество современных композиторов.
Теория. Детские песни В.Шаинского.
Практика. Прослушивание песен. Музыкальная викторина.

Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Движения вокалистов под музыку.
Теория. Движение вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные
движения. Эстетичность и сценическая культура. Движение вокалиста и
сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практика
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Тема 2. Собственная манера исполнения
Теория. Импровизация
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве.
Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к
импровизации.
Практика
Просмотр видеозаписей, анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка
импровизации;
Элементы импровизации в детском исполнении.
Тема3.Тембр и динамика голоса.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки воспитанников
услышать себя «изнутри и снаружи».
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование
сценического образа. Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практика
Выбор песни;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Практика. Проведение тематических мероприятий с участием детей и
родителей.
Тема 2. Праздники и выступления.
Практика. Участие детей в подготовке и проведении праздничных концертов
в течение года.
Примерный песенный репертуар смотри в приложении.
Тема 3. Экскурсии, конкурсы.
Практика. Посещение экскурсий. Участие в конкурсах различного уровня.

Второй год обучения

Цель – Продолжать развивать и укреплять вокальные умения и навыки,
музыкальный слух; расширять музыкальный кругозор учащихся; приобретать и
развивать навыки работы в коллективе.
Задачи:
· Изучение и овладение новыми элементами вокального мастерства.
· Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.
· Развитие творческих способностей.
· Знакомство с жанрами вокальной музыки.
· Изучение творчества классических и современных композиторов.
· Изучение нового музыкально-теоретического материала.
· Воспитание музыкального вкуса; слушательной и исполнительской культуры
воспитанников.
· Воспитание сценической культуры.
.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022/2023 учебный год
№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Возраст детей
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Весёлая капель»
01.09.2022г.
36 учебных недель
8-15 лет (2-9кл.)
5дней
2 раза в неделю по 1-2 часа
Продолжительность учебного часа –
45 минут
Пн.-ЧТ 14-00 – 15-00
Пт. 14-00 – 16-00
10минут
31 мая 2023г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти

11.

Итоговая – май 2023г.
31.05.2022г. – 31.08.2022г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

Учебный план 2 года обучения

№

Общее
кол-во
часов

Тема занятий

п/п

Теория

Практика

Формы
аттестации/кон
троля

Вокально – певческая деятельность
1.

Вводное занятие.

2

1

1

опрос

1

Прослушивание

75

Наблюдение

Инструктаж по
технике безопасности.
1
Прослушивание
2.

3.

4.

Введение, знакомство
с голосовым
аппаратом

80

Сценическая культура
и сценический образ.

19

Основы нотной
грамоты

19

5

Прослушивание
6

13

Наблюдение
Прослушивание

6

13

Наблюдение

Прослушивание
5

Движения вокалистов
под музыку
деятельность.

19

2

17

6

Вокально-хоровая
работа

19

2

17

7.

Импровизация.

19

2

17

Устный
контроль

8.

Собственная манера
исполнения

19

2

17

Зачет

9.

Концертно исполнительская
деятельность

19

2

17

Устный
контроль

216

28

188

Итого

Оценка
зрителей,
оценка
жюри
Устный
контроль

Учебный-тематический план
№

Тема занятий

п/п

1.

2.

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике безопасности.
Прослушивание
Введение, знакомство
с голосовым
аппаратом

Общее
кол-во
часов

2

Теория

1

Практика

Дистаннционн
ое обучение

1
nsportal.ru

1
80

5

1
75
Яндекс.Видео
nsportal.ru

2.1.

Певческая установка.
Дыхание.

16

Распевание.

16

1

15
Яндекс.Видео
infourok.ru

2.2.

1

15
mylektsii.ru
Яндекс.Видео

2.3.

Вокальная позиция

16

1

15
Яндекс.Видео

vokalizm.ru
2.4.

Дикция. Артикуляция

16

1

15
Яндекс.Видео
multiurok.ru

2.5.

Гигиена певческого
голоса

16

Сценическая культура
и сценический образ.

19

Основы нотной
грамоты

19

Движения вокалистов
под музыку
деятельность.

19

1

15
vocalmuzshcola.r
u
Яндекс.Виде

3.

4.

6

13
prodlenka.org
Сценическая кул
ьтура и сценичес
кий образ. —
смотрите
картинки
Яндекс.Картинк
и›

6

13
musiceducation.ru
Яндекс.Видео

5.

2

17
nikitenkocdtvl.edumsko.ru
Движения
вокалистов под
музыку.
Яндекс.Видео

6.

Вокально-хоровая
работа

19

2

17
nmdshi.uln.muzk
ult.ru
Яндекс.Видео

7.

Импровизация.

19

2

17
levelself.ru
Яндекс.Видео

8.

Собственная манера
исполнения

19

2

17
gigabaza.ru
zen.yandex.ru
Яндекс.Видео

9.

Концертно исполнительская
деятельность

19

2

17
cyberleninka.ru

studizba.com
Яндекс.Видео›К
онцертно исполнительская
деятельность
Итого

216

28

188

Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел I. Введение. Вводное занятие. Прослушивание детских голосов.
Обсуждение плана работы на год.
Раздел II. Вокально-певческая работа.
Тема 1. Певческая установка. Дыхание.
Теория. Повторение и закрепление знаний, полученных на первом году
обучения.
Практика. Упражнения для подготовки вокального аппарата к пению:
физические упражнения – «Язычок», «Поющая лягушка», «Утюг».
Вокальные упражнения: «Игра с голосом», «Ленивый слог», «упражнение на
беглость».
Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием:
«Насос», «Лыжник», «Трубач».
Упражнения на укрепление дыхания.
Тема 2. Распевание.
Теория. Повторение знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Упражнения на распевание: для освобождения нижней челюсти на
слова – дай, май, бай; для активизации языка и губ на слоги – бри, бра, брэ, а
также ля, ле и т.д.
Упражнения на развитие большого дыхания, на развитие органов артикуляции
(следить , чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились
согласные звуки в конце слова – «но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп».
Упражнения: прием «Эхо», прием «Перекличка», прием «Соревнование».
Для распеваний используются начальные фразы известных авторских песен –
М.Карасева «Елочка», В,Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы
Э.Грига «Утро» распевания «Родина моя», «Утром встаю, песенку пою»,
«Милая мама».
Тема 3. Дирижёрские жесты.
Теория. Повторение знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Работа с вокальной группой – пение под дирижирование педагога:
- Точное и одновременное начало (вступление).
- Снятие звука.
- Единовременное дыхание (в определенном темпе и характере).
- Единообразное звуковедение.
- Выравнивание строя.
Тема 4. Унисон.

Практика. Работа с вокальной группой над качеством общего звучания по
высоте, силе и тембру.
Тема 5. Вокальная позиция.
Теория. Повторение и закрепление знаний полученных на первом году
обучения.
Практика. Выполнение упражнений и самоконтроль над правильным
положением голосового аппарата в процессе пения.
Тема 6. Звуковедение.
Теория. Проверка знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Пение упражнений на различные приемы звуковедения:
- прием прикрытия – пение слогами лё, му, гу, ду, пение ёотированных гласных
– йэ, йа, йо, йу,способствующих выработке головного звучания.
- пение закрытым ртом звука «м».
Тема 7. Дикция.
Теория. Проверка знаний.
Практика. Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для языка – «Самый длинный язычок», «Колокольчики»,
«Конфетка», «Уколы», «Жало змеи».
Упражнения для губ – «Весёлый пятачок».
Упражнения для челюсти- «Горячая картошка», «Зевающая пантера»,
«Удивленный бегемот».
Речевая дикционная разминка.
Работа над скороговорками, над качеством их произношения в разных темпах
типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать–совсем
зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и
т.п.
Тема 8. Двухголосие.
Теория. Знакомство с песнями, с элементами двухголосного пения.
Практика. Пение вокальной группой упражнений и небольших попевок
отдельно по голосам (чисто, стройно)
Пение без сопровождения.
Пение, чисто интонируя: 1)мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем
движении; 2)мажорное трезвучие; 3)диатонические интервалы в пределах
квинты.
Соединение голосов в двухголосное пение.
Тема 9. Работа с солистами.
Теория. Подбор репертуара.
Знакомство и прослушивание музыкального репертуара.
Практика. Разучивание музыкального произведения.
Работа над текстом, мелодией песни.
Репетиционное исполнение: работа над образом, жестами, поведением на сцене
во время концерта.
Тема 10. Сводные репетиции.
Практика. Работа над музыкальным произведением с вокальной группой.
Предконцертная подготовка вокальной группы.
Репетиционное исполнение на сцене, работа над поведением во время
концерта.

Раздел III. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Повторение знаний, полученных в первый год обучения.
Знакомство с тональностью и гаммой.
Тоника. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Размер: 2/4, 3/4, 4/4.
Практика. Пение мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем
движении.
Пение гаммы с разрешением неустойчивых звуков.
Определение размера произведения, пение музыкальных примеров в разных
размерах.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория. Повторение и проверка знаний, полученных в первый год обучения.
Музыкальная импровизация.
Практика. Свободно и точно повторять голосом заданный звук, мотив, попевку.
Спеть мажорное и минорное трезвучие.
Упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «скачкообразное»)
Упражнения на импровизацию : музыкальное приветствие, музыкальное
знакомство, звукоподражание, мини-рассказы.
Упражнение «Речевой портрет».
Развитие речевого регистра - изобразить голосом: - пение птиц (кукушка «куку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);
- возгласы зверей;
- воспроизвести голоса родных, друзей.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Теория. Знакомство с ритмами марша, польки, вальса.
Практика. Выполнение ритмических упражнений: «Повтори ритм», «Сочини
ритм», «Ритмизация слов», «Досочини песенку», «Поём шутки-прибаутки».
Упражнение-игра «Хлопай в ладоши».
Упражнения :»Маршируем под музыку», «Спой своё имя», «Угадай имя», «Хор
часов», «Колокольный перезвон».
Ритмическая сказка.
Раздел IV. Теоретико-аналитическая работа.
Тема 1. Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория. Как беречь свой голос: рекомендации при простудных заболеваниях,
их предотвращение.
Тема 2. Вокальная музыка.
Теория. Знакомство с жанрами вокальной музыки: опера, оратория, камерный,
оперетта, джаз.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений, умение различать
жанры.
Музыкальная викторина.
Тема 3. Творчество композиторов-классиков.
Теория. Знакомство с биографией и творчеством композиторов-классиков:
- «Родная природа» в музыке С.Рахманинова
- «Волшебные мгновения» музыки М.И.Глинки
- Норвежский сказочник Эдвард Григ.

Практика. Проведение открытого занятия по творчеству композитора-классика.
Тема 4. Творчество современных композиторов.
Теория. Детские песни Андрея Варламова.
Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Практика. Проведение тематических мероприятий с участием детей и
родителей.
Тема 2. Праздники и выступления.
Практика. Участие детей в подготовке и проведении праздничных концертов
в течении года.
Примерный песенный репертуар за год смотри в приложении.
Тема 3. Экскурсии, конкурсы.
Практика. Посещение экскурсий. Участие в конкурсах различного уровня
Третий год обучения
Цель – Совершенствовать вокальные умения и навыки; уметь применять
полученные знания; самостоятельно проявлять творческие способности;
Расширять музыкальный кругозор.
Задачи:
· Изучение и овладение новыми усложненными элементами вокального
мастерства.
· Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.
· Развитие образного и ассоциативного мышления.
· Развитие творческих способностей.
· Знакомство с историей вокальных стилей.
· Изучение нового музыкально-теоретического материала.
· Воспитание музыкального вкуса; слушательной и исполнительской культуры
воспитанников.
· Воспитание сценической культуры.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023/2024 учебный год

№
п/п

Режим деятельности
Начало учебного периода
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Весёлая капель»
01.09.2023г.
36 учебных недель – 9-16 лет (310кл.)
5 дней
2 раза в неделю по 3 часа
Продолжительность учебного часа –

45 минут
Пн. 15-00 – 18-00
Пт. 15-00 – 18-00

Время проведения учебных занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года
Каникулярное время: осенние, зимние,
весенние
Летнее время
Аттестация обучающихся

11.

Комплектование групп
Дополнительный прием обучающихся

15минут
31 мая 2024г.
Работа по расписанию
Промежуточная – в конце каждой
четверти
Итоговая – май 2024.
31.05.2023г. – 31.08.2023г.
В течении учебного года согласно
заявлениям (при наличие свободных
мест)

Учебный план
№№
п/п

Раздел
занятий

I.

Введение
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности
Прослушивание
голосов.

II.

/

тема
Теория
1

Всего
Практик
а
2

Всего

Формы аттестации/
контроля

3
Опрос

Вокальнопевческая работа

120
56

88

Тест
прослушивания
Исполнение
песен, показ,
слушание

III.

Музыкальнотеоретическая
подготовка

6

40

46

Вокальная работа
Устный контроль

IV.

Теоретикоаналитическая
работа

8

7

15

Устный контроль
Пение

Концертноиспонительская
деятельность

5

27

32

Практическая
работа/устный
контроль

Итого:

76

140

216

V.

Учебно-тематический план 3 года обучения

№№
п/п

Раздел
занятий

I.

Введение
Вводное занятие.
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Прослушивание
голосов.
Вокальнопевческая работа

II.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
III.

1.

2.

3.
IV.

1.

/

тема

Всего
Теория

Практик
а

Всего

1

2

3

56

88

120

1

3

4

2
3

18
3

20
6

3
3

3
23

6
26

2
2
1
2

8
4
11
18

10
6
12
20

10

10

6

40

46

2

16

18

Развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти
Развитие чувства
ритма
Теоретикоаналитическая
работа

2

16

18

2

8

10

8

7

15

Беседа о гигиене
певческого голоса

2

2

4

Певческая
установка.
Дыхание.
Распевание.
Дирижёрские
жесты
Унисон
Вокальная
позиция
Звуковедение
Дикция
Двухголосие
Работа
солистами
Сводные
репетиции
Музыкальнотеоретическая
подготовка
Основы
музыкальной
грамоты

с

Дистанционное
обучение

2.
3.
4.
V.

2.
3.

Беседа о народном
творчестве.
История
вокальных стилей.
Авторская песня.
Концертноиспонительская
деятельность

2

2

4

2

2

4

2
5

5
27

7
32

Открытые уроки
для родителей

5

5

10

Праздники,
выступления
Экскурсии,
концерты
Итого:

-

16

16

-

6

6

76

140

216

Содержание учебного плана 3 года обучения
Раздел I. Введение. Вводное занятие. Прослушивание детских голосов.
Обсуждение плана работы на год.
Раздел II. Вокально-певческая работа.
Тема 1. Певческая установка. Дыхание.
Теория. Повторение и закрепление знаний, полученных на первом году
обучения.
Практика. Упражнения для подготовки вокального аппарата к пению.
Вокальные упражнения. Комплекс упражнений для работы над певческим
дыхание. Упражнения на развитие цепного дыхания.
Тема 2. Распевание.
Теория. Повторение знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Разучивание более сложного распевочного материала: упражнения
на соединение нижнего и верхнего регистров; на прикрытие звука; упражнения
на расширение диапазона голоса; упражнения на выработку легкого звучания.
Тема 3. Дирижёрские жесты.
Теория. Повторение знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Работа с вокальной группой – пение под дирижирование педагога:
- Точное и одновременное начало (вступление).
- Снятие звука.
- Единовременное дыхание (в определенном темпе и характере).
- Единообразное звуковедение.
- Выравнивание строя.
- Изменение в темпе, ритме, динамике. Выполнение упражнений с
дирижированием самих детей: «Дирижируй под музыку», «Дирижер и хор»,
«Дирижёры».
Тема 4. Унисон.
Практика. Работа с вокальной группой над качеством общего звучания по
высоте, силе и тембру.
Тема 5. Вокальная позиция.

Теория. Повторение и закрепление знаний полученных на первом году
обучения.
Практика. Выполнение упражнений и самоконтроль над правильным
положением голосового аппарата в процессе пения.
Тема 6. Звуковедение.
Теория. Проверка знаний, полученных на первом году обучения.
Практика. Уметь применять различные приемы звуковедения.
Тема 7. Дикция.
Теория. Проверка знаний.
Практика. Артикуляционная гимнастика. Сложные звукосочетания,
чистоговорки.
Тема 8. Двухголосие.
Теория. Повторение и закрепление полученных знаний. Многоголосие,
знакомство с мелодическим и бесконечным каноном.
Практика. Пение вокальной группой упражнений и песен с элементами
двухголосия; пение канонов.
Тема 9. Работа с солистами.
Теория. Подбор репертуара.
Знакомство и прослушивание музыкального репертуара.
Практика. Разучивание музыкального произведения.
Работа над текстом, мелодией песни.
Репетиционное исполнение: работа над образом, жестами, поведением на сцене
во время концерта.
Тема 10. Сводные репетиции.
Практика. Работа над музыкальным произведением с вокальной группой.
Предконцертная подготовка вокальной группы.
Репетиционное исполнение на сцене, работа над поведением во время
концерта.
Раздел III. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Повторение и закрепление знаний, полученных в первый год обучения.
Практика. Умение применять полученные знания на практике.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория. Повторение и проверка знаний, полученных в первый год обучения.
Практика. Упражнения на развитие звуковысотного, ритмического и
гармонического слуха.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Теория. Повторение и закрепление знаний, полученных в первый год обучения.
Практика. Выполнение упражнений на развитие чувства ритма.
Раздел IV. Теоретико-аналитическая работа.
Тема 1. Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория. Как беречь свой голос: рекомендации при простудных заболеваниях,
их предотвращение.
Тема 2. Народное творчество.
Теория. Знакомство с творчеством современных народных коллективов.
Практика. Прослушивание песен. Умение различать песенные жанры.
Тема 3. История вокальных стилей.

Теория. Знакомство с историей вокальных стилей.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений, умение различать
жанры. Музыкальная викторина.
Тема 4. Творчество современных композиторов.
Теория. Песни современных детских коллективов. Знакомство с авторской
песней.
Практика. Прослушивание и разучивание современных детских песен.
Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Практика. Проведение тематических мероприятий с участием детей и
родителей.
Тема 2. Праздники и выступления.
Практика. Участие детей в подготовке и проведении праздничных концертов
в течении года.
Примерный песенный репертуар за год смотри в приложении.
Тема 3. Экскурсии, конкурсы.
Практика. Посещение экскурсий. Участие в конкурсах различного уровня
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы
Материально- техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает
проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина актовый зал.
Информационное обеспечение
Одним из средств наглядности при изучении программного материала
служит оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер,
медиа проектор,
DVD-проектор,
Аудиосредства:
магнитофон,
микрофон,
электронные аудиозаписи;
усиливающая аппаратура;
Возможности записи голоса и прослушивания исполнения;
Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к
подавляющему большинству тем по программе.
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.

Методическое обеспечение
(см. методическую литературу)
Методы воспитания:
убеждения -предполагает разумное доказательство какого-то понятия,
нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную
информацию, обучающийся воспринимают не столько понятия и суждения,
сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая
полученную информацию, обучающийся или утверждаются в своих взглядах,
позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они
формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Как приемы убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу,
объяснение, диспут.
Упражнения -обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую,
специально
организованную
общественно
полезную
деятельность,
способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения,
общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
поощрения -возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет
уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические
настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает
внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную
позицию.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальная и групповая.
Воспитательная работа:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа

определяет,

что

важным

направлением

развития

воспитательной работы Учреждения является не только сохранение
традиций и преемственности, но и постоянное обновление содержания,
форм и методов образовательно-воспитательной деятельности на основе
коллективного творчества, социального проектирования, сотрудничества с
различными учреждениями – субъектами социокультурной среды.
Цель: Создание условий для совершенствования личности ребенка в
пространстве творчески насыщенной образовательно-воспитательной среды
учреждения



проектирование мотивирующих образовательных сред как
необходимого условия «социальной ситуации развития» ребенка;





повышение воспитательного эффекта досуговых программ;



формирование ценностных ориентаций детей и подростков средствами
дополнительного образования;






развитие социальных практик в деятельности творческих объединений.

Основные задачи:

 Создание благоприятных условий для развития социально значимых
проектов в творческих объединениях, структурных подразделениях,


учреждении в целом.
2. Совершенствование системы активного сотруднического
взаимодействия с родительской общественностью.
 Активизация

работы

по

формированию

команды

педагогов,

решающих проектные задачи, повышение их профессиональной
компетентности

в

данном

направлении

работы.

Содержание воспитательной работы
Сроки

Дела, события, мероприятия

Место

Организаторы

проведения
Модуль «Ключевые дела Учреждения»
Традиционные дела учреждения и структурных подразделений

Сентябрь

Праздничные мероприятия,

ДДТ

посвященные Дню знаний
Сентябрь

Танцевально-развлекательные

Педагоги ТО

ДДТ

программы по творческим

Педагоги ТО

объединениям «Праздник
осени»
Октябрь

Мероприятия, посвященные

ДДТ

Дню Учителя

Педагоги ТО
Концертные

площадки
района

Октябрь

День открытых дверей

ДДТ

Педагоги ТО

Октябрь

Мероприятия, посвященные

ДДТ

Педагоги ТО

Декаде пожилых людей «День
Золотого человека»
Экскурсия в музей «Галерея
времени»

Благотворительная акция «За
все мы вас благодарим»
Ноябрь

Дистанционный конкурс

ДДТ

творческих работ «День

Педагоги ТО

Матери»
Декабрь

Историческая неделя

ДДТ
Педагоги ТО

Экскурсия для детей
первого года обучения по
основному зданию
Декабрь

Новогодние театрализованные

ДДТ

праздники по творческим

Педагоги ТО

объединениям
Январь

Танцевально-развлекательные

ДДТ

программы по творческим

Педагоги ТО

объединениям. «Новогоднее
рандеву»
Январь

Творческие новогодние

ДДТ

мастерские
Февраль

Фестивали творчества:

Педагоги ТО

ДДТ
Педагоги ТО

− «Звезды нашего дома» --

«Удивительный ребенок»
Февраль

Танцевально-развлекательные

ДДТ

программы по творческим

Педагоги ТО

объединениям.
Февраль

Праздничные мероприятия,

ДДТ

посвященные Дню Защитника

Педагоги ТО

отечества
Март

Праздничные мероприятия,

ДДТ

посвященные Международному

Педагоги ТО

Женскому дню
Март

Фольклорный праздник

ДДТ

«Масленица»
Апрель

«Весенняя неделя добра» (по

Педагоги ТО

ДДТ

отдельному плану)
Педагоги ТО

Литература для учителя:
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. 30 музыкальных занятий для начальной
школы.- М.: «Аквариум Бук.» ГИППВ, 2002.- 240 с.
2. Брагинская, Ж.И. Время и песня.- М.: Профиздат, 1998.
3. Исаева, И.О. Эстрадное пение. (Экспресс-курс развития вокальных
способностей. - М.: «Книжкин Дом», 2006 .
4. Кленов, Арк.С. Там, где музыка живет.- 3-е изд., испр.- М.: ПедагогикаПресс, 1994, - 152 с.
5. Князева, О.Л, Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997.- 158 с.: ил.(Серия «Из опыта педагога»).- ISBN 5-88375-037-0.
6. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации /автор-составитель Г.А.Суязова/.Волгоград:Учитель, 2008.- 138 с.
7. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-10 классы.
Рекомендовано главным управлением общего среднего образования
Министерства образования РФ.- М.: Просвещение, 1994.
8. Музыка. 1 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя: учебно-методическое пособие /сост.В.В.Алеев, Т.Н.Кичак - М.:
Дрофа, 2003.- 144 с.: нот.-ISBN 7107-7383-5.
9. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего
дошкольного возраста /Л.Н.Алексеева,Т.Э.Тютюнникова/ -М.:ООО
«Фирма «Издательство АСТ»,- 1998.- 120 с. – (Страна Чудес). – ISBN
5-237-00118-1.
10.Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя.- М.:
Просвещение, 2000.- 207с.- ISBN 5-09-002774-9.
11.Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.- 186 с.
12.Пособие для музыкального самообразования.- М.: Музыка, 2000.- 204с.
13.Программа педагога дополнительного образования. /от разработки до
реализации/ Сост.Н.К.Песпятова./- М.: Айрис-Пресс, 2003. -156 с.
14.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. /азбука
музыкально-творческого саморазвития/ Серия «У тебя получится».М.: Аквариум, 1997.- 272 с.

Литература для обучающихся:
1.Журавленко Н.И. Уроки пения. Минск. «Полиграфмаркет»,1998 г.
2.Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
3.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

4.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
5.Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
6.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
7.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
8.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
9.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
10.Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
11.Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
12.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов;
под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
Режим доступа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://irina-music.ucoz.ru/load

Песенный репертуар первого года обучения
1. «Песенка мамонтёнка». Музыка В.Шаинского, слова Д.Непомнящей.
2. «Дождь пойдёт по улице». Муз.В.Шаинского, слова С.Козлова.
3. «Дельфины» Музыка М.Минкова, слова О Анофриева.
4. «Колыбельная медведицы».Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Яковлева
5. «Кабы не было зимы». Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина.
6. «Песня друзей «. Музыка Г.Гладкова, слова ,.Энтина.
7. «Улыбка». Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

8. «Антошка». Музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина
9. «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского, слова Н.Носова
10. «Облака». Музыка В.Шаинского, слова С.Козлова.
11. «Как я маму люблю». Музыка и слова Е.Гомоновой.
12. «Две волшебные буквы» Муз. Ю. Антонова, слова М. Пляцковского.
13.«Новогодняя песенка» Муз.и слова С.В.Крупа-Шушариной.
14. «Дебют кошки и мышки» Муз.и слова С.В.Крупа-Шушариной.
15. «Сверчок» Слова С.Черного.
16. «Лягушачий концерт» Слова С.Черного.
17. «Ролики» Слова И.Яворской.
18. «Сестренка – Алёнка» Слова И.Яворской.
19. «Я на сцену выхожу» Музыка Е.Зарицкой, слова И.Шевчука
Песенный репертуар второго года обучения
1. «Разве это не чудо». Музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина.
2. «Трус на играет в хоккей». Музыка А.Пахмутовой, слова С.Гребенникова и
Н.Добронравова.
3. «Потому что мы пилоты». Музыка В.Соловьева –Седого, слова
Н.Фатьянова.
Песни Андрея Варламова:
1. «Раз, два, три»
2. «Фея моря»
3. «Джин»
4. «Российский Дед Мороз»
5. «Волшебная страна»
6. «Танец роз»
7. «Семь нот»
8. «Кукушечка»
9. «Фонари»
13.«Спасибо, музыка» Музыка М Минкова, слова Д.Иванова.
14. «Родные места» Музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского.
15. «Живёт на свете красота» Музыка Ю.Антонова, слова
М.Пляцковского.
16. «Сердце отдай России» Музыка и слова С.Смирнова.
17. «Мы дружим с музыкой» Музыка Й.Гайдна, слова П.Синявского.
18. «Милая мама» Музыка и слова С.Смирнова.
Песенный репертуар третьего года обучения
1. «Мы дружим с музыкой» муз. Й.Гайдна, русский текст П.Синявского.
2. «Перед дорогой» муз. И.С.Баха, русский текст Я.Серпина.
3. «Сердце отдай России» музыка и слова Ю.Смирнова
4. «Наша школа» музыка Э.Леонова, слова М.Лаписовой.
5. «Школьная песня» музыка Е.Крылатова, слова С.Гребенникова и
Н.Добронравова.

6. «Надо мечтать» музыка А.Пахмутовой, слова С.Гребенникова и
Н.Добронравова.
7. «Дружба – главное чудо» музыка и слова Е.Ботярова.
8. «У костра» музыка и слова Е.Ботярова.
9. «Вечные огни» музыка С.В.Крупа-Шушариной, слова И.Яворовской.
10. «Память – как бессмертие» музыка С.В.Крупа-Шушариной, слова
И.Яворовской.

Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология
дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования.
Она позволяет решать задачи формирования информационнокоммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий
потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей
есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным
информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные
информационные ресурсы. В центре дистанционного обучения всегда
находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень
значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он
использует самые разные источники информации, может сам для себя
определять способы познавательной деятельности, выбирать время для
занятий. Познавательная деятельность носит активный характер,
способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования
тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным
образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор
режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание
индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития
дополнительного образования. Таким образом, актуальность
дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования
информационного общества. В Государственной программе Российской
Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение
названо одним из основных направлений кардинальной модернизации
образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения
поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено
нормативными документами федерального и регионального уровней.
Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения
(обучающийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой:
в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютораконсультанта, медиатора-посредника или связующего звена между

организационно-технологической средой обучения и обучающимся. Для
получения качественного образования гражданами разного возраста и
социального положения с использованием современных информационных
технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая
образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие
нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части
основных и дополнительных образовательных программ. В связи с этим, в
Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения,
важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить
ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных
технологий. Возможность осуществления дистанционного обучения
базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных
технологий.
К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит
дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый
уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и
конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Деятельность Дома детского творчества г.Правдинска условиях
дистанционного образования
.
1. Информируем обучающихся и их родителей (законных представителей) о
переходе на дистанционное обучение в электронном формате.
2.Дистанционное образование будет организовано с использованием
платформы Аверс, ПФДО, программы Zoom (занятия онлайн).
3. Педагоги будут использовать мессенджеры WhatsApp, Viber.
В случае отсутствия устройств или возможности подключения к сети
Интернет, просим сообщить педагогу. Мы обязательно предложим вам
варианты обучения.
4. Так как педагоги работают удаленно, с ними можно связаться:
- через сайт Дома детского творчества https://ddtpravdinsk.klgdschool.ru/
- по электронной почте: viktorparchomov@yandex.ru;ddt238410@mail.ru
- через личный кабинет родителя/законного представителя в чате с
организацией на портале ПФДО klgd.pfdo.ru
5.Педагоги организуют:
-Занятия по расписанию,
-Онлайн-общение педагога с обучающимися группы будет организовано во
второй половине дня.
- Составляют тематическое планирование дистанционных занятий.
- Определяют, какие занятия можно провести онлайн, а какие задания дети
могут выполнить самостоятельно.
-Готовят задания, как минимум, на неделю вперед.
- Находитесь в контакте с обучающимися и их родителями теми средствами,
которые вам доступны.

-Мотивируйте родителей на помощь детям в организации дистанционного
обучения по вашему направлению. Вместе с тем, надо понимать, что такого
опыта у родителей нет, и им тоже приходится непросто.
- Мотивируйте детей на занятия по вашему направлению в одно и то же
время.
-Хвалите обучающихся за их реальные успехи, стимулируйте их успешность,
повышайте их самооценку – детям тоже сейчас нелегко.
Деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей):
У родителей есть возможность лучше узнать своего ребенка, помочь ему
восстановить пробелы в знаниях, поддерживать его в ситуации, когда он
вынужден общаться с друзьями только дистанционно – ведь для ребенка,
особенно для подростка, общение – ведущая сфера деятельности. Но
образование и развитие вашего ребенка не должно останавливаться!
Поэтому и дополнительное образование вышло на дистанционную форму.
Рекомендации:
Вставайте в одно и то же время, и будите ребенка в привычное для него
время.
Спать до 11 часов – это проигрышный вариант – ребенок проснется вялым и
день пройдет для обучения зря. Также ложиться спать надо вовремя.
Организуйте для ребенка стационарное рабочее место.
На нем, по возможности, должно быть минимум отвлекающих факторов.
Если ваш ребенок работает с ноутбуком, он также должен находиться на
одном месте, чтобы ребенок не пытался работать за столом или в кровати –
это вредит его психике и здоровью в целом. Показывайте ему правильное
поведение своим примером.
На время работы ребенка телевизоры в доме должны быть выключены.
Во-первых, это поможет ребенку сосредоточиться, во-вторых, избавит от
ненужной негативной информации. Вы сами должны быть спокойны, и
объяснять ребенку, что это временные меры, направленные на сохранение
здоровья, что все хорошо, и вы рядом. Тревожность родителей передается
ребенку и разрушает его еще не окрепшую психику.
Регулируйте время, проведенное за компьютером.
Это необходимая мера на первое время (пока ребенок не вошел в новый
режим) Обязательно делайте перерывы в обучении. Если педагоги выходят
на связь с ребенком онлайн – заранее напоминайте ему о назначенном уроке
(не менее чем за 15 минут), чтобы он был психологически готов.
Интересуйтесь успехами своего ребенка.
Хвалите ребенка за реальные успехи, стимулируйте его на
самостоятельность, объясните, что сейчас у него есть время для
саморазвития, а также возможность проявить так желанную для каждого
ребенка самостоятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».