Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука в опытах и экспериментах» Возраст детей: 7-12 лет Срок реализации: 2 года Разработчик программы: Хачатурова Э.Р. педагог дополнительного образования г. Правдинск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа В основе реализации программы лежит изучение предмета экологии. Изучение экологии, как науки, представляет собой изучение законов существования и развития природы, совокупности или структуры связей между организмами и средой, закономерностей реакции природы на воздействие человека, а также предельно допустимых нагрузок на природные системы, которые может позволить себе общество. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Ведущая идея данной программы — создание современной практикоориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся в разновозрастных проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Атмосфера Земли – газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя переходит в околоземную часть космического пространства. Биоценоз – это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой. Заповедник – особо охраняемая территория или акватория (участок водной поверхности), полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами. Национальный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах» имеет естественнонаучную направленность. Уровень освоения программы Уровень освоения программы – базовый. Актуальность образовательной программы Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р, необходимо создать условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний, содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды. В настоящее время неотъемлемой частью системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к природе, истории и культуре родного края. Одной из составляющих данного подхода может стать работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в различных ее формах. Осознание важности охраны природного и культурного наследия, формирования природоохранного сознания как начального этапа формирования личности человека. Программа представляет из себя соединение научно-исследовательской деятельности, проектной деятельности и изучение теоретических знаний об окружающей природе. Программа охватывает различные области природоведческих знаний и представляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры. Программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира сформировать мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать чувство ответственности за свои собственные поступки. В программе используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей. Педагогическая целесообразность образовательной программы Педагогическая целесообразность программы заключается в создание практико-ориентированной среды для научно-исследовательской работы посредством активного вовлечения обучающихся в деятельность по направлению. Активная научно-исследовательская деятельность обучающихся складывается из активной индивидуальной работы каждого обучающегося слаженной командной работы рабочих проектных команд. Практическая значимость образовательной программы Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут узнавать новое об окружающем их мире. Занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию полученных навыков, формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности. Программа построена на основе практико-ориентированного подхода к изучению материала. Теоретические знания, полученные на занятиях, закрепляются практическими исследованиями. Также, научно-исследовательская деятельность выполняется в рамках проектных работ обучающихся, работающих в проектных командах. Принципы отбора содержания образовательной программы − принцип единства развития, обучения и воспитания; − принцип систематичности и последовательности; − принцип доступности; − принцип наглядности; − принцип взаимодействия и сотрудничества; − принцип комплексного подхода; − принцип природосообразности и культуросообразности; − принцип гуманизма. Отличительные особенности программы Программа «Наука в опытах и экспериментах» охватывает различные области природоведческих знаний, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности, ответственного отношения к природным ресурсам, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Занятия программы нацелены поощрять любопытство детей, способствовать повышению информированности, создавать эмоциональноценностное отношение к миру, формировать личностное отношение к вопросам защиты природы. Также, разработанная программа осуществляет соединение образовательного процесса (теоретически-практические основы) с научноисследовательской работой обучающихся, что способствует повышению их самообразования и самооценки. Цель и задачи программы Цель программы: формирование личности, способной ответственно относиться к окружающей среде и своему здоровью, посредством приобщения к миру природы и участия в исследовательской деятельности на природных объектах. Задачи Обучающие: Расширить область естественнонаучных знаний об окружающем мире. Обучить правилам поведения на улице, в парке, лесу и правилам общения при встрече с природными объектами. Научить методам наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме. Способствовать формированию: навык работы с научной литературой и информационными источниками; практические навыки организации исследовательской деятельности; интерес к традициям русской народной культуры. Развивающие: Способствовать развитию: познавательной активности, интереса к занятиям; концентрации внимания (наблюдательности) на природных объектах; коммуникативной компетенции (умение работать в команде, решать совместные творческие задачи); памяти, логического мышления; эмоционально-чувственной сферы, фантазии и воображения. Обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, приёмам самоконтроля. Создать условия для формирования творческого отношения к делу. Воспитательные: 1. Способствовать формированию общей экологической культуры, любви к природе и историческому наследию. Формировать общественную сознательность, бережное отношение к природным ресурсам Родины. Содействовать в самоопределении, социальной адаптации. Способствовать гармонизации межличностных отношений: взаимоотношения детей друг с другом, детей и родителей, содружество педагогов и детей. Условия реализации программы Условия набора в коллектив коллектив принимаются все желающие. Условия формирования групп Разновозрастные группы. Комплектование групп происходит в начале учебного года. Наполняемость групп первого года обучения – 15 человек, второго – 12 человек. Ребёнок может быть зачислен на второй год обучения, так как программа может осваиваться с любого года обучения. Формы проведения занятий: игра, конкурс, практические занятия, занятие на экологической тропе, лабораторное занятие, экологический праздник, творческий отчёт. Программой предусмотрены экскурсии, походы, экологокраеведческие экспедиции. Учащиеся под руководством педагога проводят исследования и представляют результаты своей деятельности на районных и городских конференциях. Формы организации деятельности детей на занятии: Фронтальная работа: работа со всеми учащимися одновременно (беседа, демонстрация наглядных пособий, показ, объяснение). Групповая: организация работы в малых группах (при выполнении определённых задач, где виден вклад каждого; участие в игре с распределением по командам и т.д.) Индивидуальная: организуется для работы с детьми, занимающимися исследовательской деятельностью и подготовкой работ исследовательских практических работ. Материально-техническое оснащение программы Для реализации программы необходимо создание развивающей предметной среды. Её элементами является экологический класс, лаборатория для проведения исследовательской работы, живой уголок, газон или садик на территории учреждения. В образовательном процессе используются авторские методические материалы (банк экологических игр, методические разработки целой серии интерактивных занятий, методические рекомендации по проведению исследований на природных объектах, самостоятельно разработанные электронные ресурсы: викторины, игры и т.д.). Некоторые пособия, дидактические игры, игрушки изготавливаются из упаковочных материалов. Планируемые результаты освоения программы Основным образовательным результатом освоения данной программы станет сформированное экологическое мышление, проявляющееся через бережное и ответственное отношение к природе, интерес к фольклору и краеведению. Личностные результаты учащихся сформируются: познавательная активность и потребность участвовать в экологически ориентированной деятельности; общая экологическая культура; установка на безопасный и здоровый образ доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, животным, природе); умение взаимодействовать с социальной и природной средой; общественная сознательность, бережное отношение к природным ресурсам Родины. Метапредметные результаты По окончании обучения учащиеся: научатся бесконфликтно и эффективно взаимодействовать в решении совместной коллективной творческой задачи; научатся приёмам самостоятельной и коллективной работы, приёмам самоконтроля. У учащихся сформируются: способность оперировать логическими действиями; умение анализировать экологические ситуации; аккуратность и ответственность в работе; умение подбирать и анализировать специальную литературу. Предметные результаты По окончании 1-го года обучения учащиеся: получат представление об основных признаках живого; назначении Красной Книги; частях растений и необходимых условиях для их роста; об основных признаках и этапах развития насекомых, рыб, птиц, зверей; принципах экономии воды и электроэнергии; освоят правила поведения на улице, в парке, лесу и правила общения при встрече с природными объектами. По окончании 2-го года обучения учащиеся: получат представление о сторонах горизонта, материках, природных и искусственных сообществах, многообразии растений; разнообразии организмов экосистем своей местности и связях между ними; основных средах обитания живых организмов, влиянии человека на окружающую среду; овладеют навыками устанавливать связи между состоянием живых существ и средой обитания; научатся наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме; научатся ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; овладеют навыками осуществления учебно-исследовательской деятельности; учащихся: сформируется потребность в углублённом изучении природы; расширится область естественнонаучных знаний об окружающем мире; сформируются практические навыки организации исследовательской деятельности; появится интерес к традициям русской народной культуры. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 216 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Возврат 7 -12 лет. Объем и срок освоения образовательной программы Срок освоения программы – 2 года. Также, научно-исследовательская деятельность выполняется в рамках проектных работ обучающихся, работающих в проектных командах. Принципы отбора содержания образовательной программы − принцип единства развития, обучения и воспитания; − принцип систематичности и последовательности; − принцип доступности; − принцип наглядности; − принцип взаимодействия и сотрудничества; − принцип комплексного подхода; − принцип природосообразности и культуросообразности; − принцип гуманизма. Отличительные особенности программы Программа охватывает различные области природоведческих знаний, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности, ответственного отношения к природным ресурсам, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Занятия программы нацелены поощрять любопытство детей, способствовать повышению информированности, создавать эмоционально-ценностное отношение к миру, формировать личностное отношение к вопросам защиты природы. Также, разработанная программа осуществляет соединение образовательного процесса (теоретически-практические основы) с научноисследовательской работой обучающихся, что способствует повышению их самообразования и самооценки. Программа сочетает в себе проектную и научно-исследовательскую деятельность, позволяя обучающимся проявлять свои личностные качества, получить навыки работы в команде, развивать исследовательские Программа сочетает в себе проектную и научно-исследовательскую деятельность, позволяя обучающимся проявлять свои личностные качества, получить навыки работы в команде, развивать исследовательские навыки. Планируемые результаты Планируемые результаты первого года обучения Личностные результаты -проявляет чувства гордости и ответственности за свою малую родину; -стремится к установлению позитивных отношений со сверстниками и педагогами; - ведет здоровый образ жизни; - осознает сопричастность к коллективу; -проявляет аккуратность, трудолюбие, общественную активность, умение сочетать общественные и личные интересы; -общителен, отзывчив и внимателен к окружающим людям; -видит результаты и перспективы своей работы; -требования воспринимает адекватно; -положительно относится к обучению; -демонстрирует навыки культуры общения; -реакция на успех и неудачи сверстников адекватная (может порадоваться или посочувствовать). Метапредметные результаты -владеет навыками совместной творческой деятельности. -проявляет способность к целеполаганию и планированию; -умение подчинять свои действия задачам коллектива; -владение простыми способами поиска информации с использованием предложенных педагогом источников. Предметные результаты -знает основы экологической этики и правила поведения в природе; - знает определение основных экологических понятий; - знает животных водной и наземной среды; - владеет основными методами и стандартными методиками исследования; - умеет проводить фенологические наблюдения; - умеет применять знания экологических правил при анализе различных видов природоохранной деятельности; - умеет с помощью определителей определять растения и животных; Способы определения Методика «Какой Я?» Анкета «Мотивация к занятиям». Использование метода наблюдения для оценки социальной адаптированности. Наблюдение. Способы определения Опрос Беседа Способы определения Диагностический инструментарий Наблюдение Опрос. Планируемые результаты второго года обучения Личностные результаты -проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способен адекватно оценивать свои достижения; -ориентирован на значимые социальные и межличностные отношения; Способы определения Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся -выполняет этические и моральные правила; Использование метода наблюдения -сознательно выполняет установленный порядок в для оценки социальной объединении (соблюдает требования педагога, своевременно адаптированности выполняет поручения, выполняет все правила); -уверенно чувствует себя в окружении сверстников; -видит результаты и перспективы своей работы; -может работать самостоятельно; -уважительно относится к природному наследию родного города. Метапредметные результаты Способы определения -адекватно воспринимает оценку педагога, прислушиваться к Анкета "Моя малая Родина" мнению сверстников; Наблюдение, опрос -владеет простыми способами поиска информации с использованием предложенных педагогом источников; -осуществляет простой анализ информации с выделением существенных признаков; Предметные результаты Способы определения -знает правила поведения в природе; -знает термины и понятия, предусмотренными вторым годом обучения; - владеет основными методами и стандартными методиками исследования; - владеет знаниями о влиянии окружающей среды на рост и развитие растений, жизнедеятельность живых организмов; Диагностический инструментарий Опрос Наблюдение Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают: − учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; − вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); − формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; − формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде среде сверстников. − наличие комфортной развивающей образовательной среды. Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.). Кадровые Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для реализации программы необходимо наличие: − интерактивного оборудования (компьютер, проектор, интерактивная доска); − карт и атласов; − учебных видеофильмов; − раздаточного иллюстративного материала (коллекции насекомых, минералов, ископаемых, солнечная печь, макет ветряка, карточки определители растений (ядовитых, лекарственных, первоцветов) животных (зверей, птиц, насекомых), научно-популярные фильмы, дидактические игры; − оборудования для практических и исследовательских работ УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название Количество раздела, темы Формы контроля часов Теор Практ Всег ия ика о часо в 1 Вводное занятие. Земля - наш дом. 2 6 педагогическое наблюдение, собеседование, проведение входного мониторинга, выполнение практических заданий педагога, устный и письменный опрос 2 Живое и 6 12 18 педагогическое наблюдение, неживое. Земля, выполнение практических заданий вода, воздух. педагога (проведение опытов по определению свойств воздуха, изготовление ветряка), анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос 3 Времена года. 12 18 30 педагогическое наблюдение, беседа, Изменения в выводы по результатам опытов, природе. тестирование, выполнение практических заданий педагога (установка кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за животными и растениями и др.), анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос 4 Растения. Водоросли. Комнатные педагогическое наблюдение, 14 28 42 тестирование, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии растения. педагогом и учащимися качества Основные виды выполнения работ и приобретенных 5 деревьев и трав. навыков общения, устный и Охрана лесов. письменный опрос Разнообразие 18 30 48 педагогическое наблюдение, животных. тестирование, выполнение Классы практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и животных. учащимися качества выполнения работ Насекомые. и приобретенных навыков общения, Рыбы. устный и письменный опрос Пресмыкающиес я, земноводные Птицы. Жизнь Содержание 1-го года обучения Тема 1. Теория. Инструктаж по безопасности. Знакомство с программой. Рассказ о ''Биотопе''. Дать детям понятие о Земле как о планете. Земля яркая, многоцветная. На планете есть горы, моря, реки, пустыни. Это наш дом. Знакомство с проблемой экологического кризиса на Земле, понятиями ''окружающая среда'', ''экология''. Практика. 1. Экскурсия по «Биотопу». 2. Собеседование. 3. Проведение входного мониторинга. 4. Проведение мини-конференции - Как провели лето, какие добрые дела по отношению к животным проявили, какие проводили наблюдения. Тема 2. Живое и неживое. Теория. То, из чего состоит природа, может быть живым и неживым. Что значит живое? Чем отличается живое от неживого? Живое двигается. Вода двигается, течёт, камень катится с горы, вулкан извергается – они живые? С другой стороны, есть животные, которые никогда не двигаются или мы не видим их движения (кораллы). Далее задавать наводящие вопросы, добиваясь получения желаемого ответа. Живое рождается, питается, растёт, рождает потомство и умирает. Не живая природа - это воздух, вода, земля, камни. Они не питаются, не растут, не размножаются. Загадка: Весь мир кормлю, / А сама не ем. (Земля) что надо для жизни? Свет, тепло, воздух, вода. Практика. Выполнение заданий - предложить детям наглядный материал рассортировать на живое – неживое. Дать раскраску по теме (раскрасить только живое, объекты неживой природы не раскрашивать). Вода. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. Теория. Где есть вода в быту и в природе? Какая она? Прозрачная, переливается, способна растворять. Загадка: Шумит он в поле и в саду, / А в дом не попадёт. / И никуда я не иду, покуда он идёт (дождь) и т. д. Игра ''стакан и капли'', ''ручеёк и озеро''. Вода в жизни растений и животных. Лесные родники очень нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, не засорять их. Спросить у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем? Умеют ли они плотно закрывать кран? Всегда ли следят, чтобы вода из крана не текла попусту? Практика. 1. Растворение сахара, соли в горячей и холодной воде. 2.Наблюдение за различными состояниями воды (твердая, жидкая, пар). 3. Посадить две луковицы в банку с влажной и сухой землёй. На следующем занятии обсудить результаты. 4. Подсчет по таблице – сколько воды тратит семья в день, в неделю. Поиск способов экономии воды. Земля – матушка. Теория. Что нужно, чтобы земля была плодородна, чтобы урожай был хороший? Сравнить почву, песок, глину. Определить их свойства. Как человек использует песок (строительство, песочные часы, садоводство и т.д.) и глину (производство посуды, строительство, глиняные игрушки). Развитие эстетического вкуса детей – знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды. Где можно встретить почву? Где на огороде растут овощи? (на грядках) Чем растения забирают питательные вещества из почвы? Что нужно, чтобы растения выросли? (Солнце, дождь, дождевой червь, божья коровка - она съедает тлю). Влияние человека на почву Проведение занятия с презентацией и фольклорными элементами «Урок хлеба»: Песня '' Земелюшка добра''. «Хлеб – дар матушки земли». Злаки – пшеница, рожь, овес, рис, пшено. Этапы изготовления хлеба сейчас и раньше. Воспитание уважения к хлебу. Практика. Сравнение разных видов почв – глины, песка, почвы. Определить свойства – сыпучесть, как пропускает воду, какая плотность. Посадить семена пшеницы в песок, глину, почву. На следующих занятиях обсудить результаты. Воздух. Теория. Воздух не видим, подвести детей к пониманию того, что воздух во всём. Значение воздуха в жизни животных и растений. Как дышат человек, разные животные, растения. Свойства воздуха. Практика. 1. Провести опыты по определению свойств воздуха. Материалы: сухой кусочек почвы, поролон, трубочки, свечку, фарфоровую чашку, два воздушных шарика. 2.Изготовление ветряка. Тема 3. Времена года. Изменения в природе. Этот блок разбивается на 3 части, по 3 занятия. Теория. В сентябре, октябре, ноябре – тема осень. Признаки осени. Холоднее, осадки – дождь и туман. Сбор урожая. Пословицы, поговорки. Осенние хлопоты человека, животных и птиц. Как все готовятся к зиме. Игра «От какого дерева лист», как семена распространяются в природе. Практика. Экскурсия в парк, на площадку д/с. Самостоятельно найти признаки осени в природе. Наблюдения за изменениями в растительном мире. Изготовление поделок из природных материалов. Теория. Декабрь, январь, февраль – тема Зима. Признаки зимы. Загадки, пословицы. «Волшебница - зима». Читаем стихотворения о зиме. Обсудить защитные свойства снега. Как растения готовятся к зиме? Птицы перелётные и зимующие. Как правильно сделать кормушку. Изменение окраски у животных. Зимовье зверей. Песенки, загадки. Практика. Установить кормушки. Подкормка птиц зимой. Занятие в парке, или на площадке детского сада. Наблюдение за животными, растениями. Наблюдение за снегом в теплую и холодную погоду. Раскрашивание картинок «Зимовье зверей». Теория. Март, апрель, май - Изменения в природе весной. Первоцветы. Как их узнать в лесу, растения из красной книги, меры по охране растений. Весна – красна. Март – зимобор, утро весны. Апрель – снегогон, водолей. Перелетные птицы вернулись из теплых стран. Май – травник, песенник. Зеленеют леса, цветут деревья. «Весна везде – в звериной норке и в гнезде!» - изменения, происходящие в животном мире. Практика. Занятия на улице, в парке или на площадке детского сада. наблюдения за растениями. Наблюдения за природными явлениями – сосульки, туман, иней, облака. Формирование навыков наблюдений за неживой природой. Рисование признаков весны. Изготовление скворечника. Тема 4. Растения. Теория. Используя знания предыдущих занятий, объяснить, что надо, чтобы растение выросло. Как растут? (семена -посадка всходы – появление листьев – большие листья – образование плода – рост плода). Кто помогает расти? Пчёлы, птицы (ест гусениц), жаба (ест слизней), дождевой червь, человек. Для чего дереву листья? Как растения готовятся к зиме? Наука ботаника. Дать знания о плодах, семенах, способах распространения семян, деревьях, кустарниках, травах. Знакомство с основными видами деревьев и трав, узнать по листу дерево. Использование факторов природной среды для укрепления здоровья. Лекарственные травы. ''Этажи леса''. Взаимосвязь в экосистеме '' лес ''. Приспособление растений к засухе. Водные растения. Водоросли. Красная книга. Редкие виды растений. Грибы съедобные и ядовитые. Практика. Задание «Найди предметы растительного происхождения». Работа с гербариями, атласами. Сбор учебных пазлов «Растение производит кислород». Прорисовка частей растения. Работа с растительными природными материалами, с коллекцией плодов. Отработка навыков ухода за комнатными растениями. Наблюдения за растениями парка – как растение готовится к зиме. Заполнение рисунка «Этажи леса». Тема 5. Разнообразие животных. Теория. Многообразие животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. Насекомые. Отличительные особенности класса насекомых (голова, грудь, брюшко, шесть лапок). Приспособления в зависимости от способа питания и образа жизни. Цикл превращений. Значение в жизни природы и человека. Рыбы. Характеристика рыб, биологические особенности, органы движения рыб, питание, органы чувств, забота о потомстве. Значение для человека, меры охраны. Аквариумные рыбы. Устройство аквариума. Развивающие, закрепляющие, экологические игры. Пресмыкающиеся, земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Лягушки, жабы, тритоны. Пресмыкающиеся – ящерица, черепаха, змея, крокодил. Птицы. Внешний вид, особенности строения, распространение. Знакомство с птицами, которых можно встретить в Ленинградской области в разные времена года. Практика. 1. Уход и наблюдение за животными зооуголка. 2. Наблюдение за птицами города. 3. Помощь зимующим птицам. 4. Просмотр видеофильмов. 5. Выполнение заданий – собрать учебные пазлы «Цикл превращения бабочки», нарисовать животное с характерными признаками, раскрасить предложенное задание. 6. Работа с коллекцией насекомых. Тема 6. Млекопитающие. Теория. Знакомство с животными зооуголка. Внешний вид, приспособленность для жизни в определенных условиях, места обитания, питание. Дикие, домашние животные. Игра ''Чей хвост'', экологические игры ''Помоги белке'', ''Заяц'', ''Медведь'', и другие. Многообразие животных. Признаки, особенности строения. Зависимость строения от условий обитания. Роль окраски животного. Животные пустыни, гор, северных стран. Водоплавающие животные. Как воспитывают детенышей. Животные нашей области. Сезонные изменения в жизни животных. Охрана животных, Красная книга. Что такое заповедник. Влияние человека на животный мир. Особенности человека, как части живой природы. Практика. 1. Уход и наблюдение за животными зооуголка. 2. Наблюдение за животными города. 3. Помощь зимующим птицам. 4. Просмотр видеофильмов. 5. Выполнение заданий – нарисовать животное с характерными признаками, раскрасить предложенное задание. 6. Работа с коллекцией следов жизнедеятельности животных. 7.Наблюдения за поведением животных во время бодрствования, кормления. Тема 7. Край родной, навек любимый. Теория. Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Рассказ о народностях, населявших в прошлом наш край. Как сейчас поддерживаются народные традиции. Поговорки. Стихи. Практика. Экскурсия по микрорайону с посещением мемориальных зданий или в музей. Работа с литературой. Доклады о героях – земляках. Выпуск стенгазеты. Тема 8. Охраняем природу всей семьей. Правила поведения в летнем лесу. Теория. Экономия воды, электричества, тепла. Раздельный сбор мусора. Знакомство с источниками загрязнения воздуха в помещениях. Правила поведения на природе. Чтение стихотворений об охране природы, о красоте Земли. Чтобы сберечь нашу планету, нужно быть умным и добрым. Все вместе составляют памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести: - во время отдыха в лесу - при встрече с детенышами зверей - при сборе лесных ягод и плодов - при сборе грибов - при встрече птенца на земле - при разжигании костра в лесу. Практика. 1. Подсчет количества бытового мусора, семьёй за день, за собранного неделю. Анализ качественного состава мусора. Составление диаграмм. 2. Создание памятки, как можно уменьшить количество мусора. 3. Изготовление поделок из вторичных материалов. 10. Праздники. Весенний праздник – встреча весны с элементами русских народных традиций. Заклички, поговорки. Булочки-жаворонки. В конце года Летний праздник. Выезд вместе с родителями в парк ЦПКиО или пригород Санкт-Петербурга. Игра по станциям, диагностика правил поведения в природе, чаепитие. 11. Итоговое занятие. Проведение промежуточной аттестации. Создание свода правил и оформление коллективного стенда «Мы сбережем тебя, Земля!» Календарный учебный график на 2023-2024 год (216часа) № п/п Режим деятельности Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Наука в опытах и экспериментах» 1. Начало учебного периода 1 сентября 2023года 2. Продолжительность учебного периода 36 учебных недель (216часов)– 7-12 лет (1-4кл.) 3. Продолжительность учебной недели 5дней 4. Периодичность учебных занятий 3раза в неделю 2 часа 5. Продолжительность учебных занятий Продолжительность учебного часа – 45 минут 6. Время проведения учебных занятий 7. Продолжительность перемен Пн.14-30-16-30 Вт. 14-30- 16-30 Ср.14-30- 16-30 15 минут 8. Окончание учебного года 31 мая 2024 года 9. Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Работа по расписанию Летнее время - Комплектование групп 31мая – 31августа 2023 Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) 10. 11. 1 . 12. 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (2 год обучения, 216часов) Название темы, № раздела тема 1. 2. 3. Вводное занятие. Как выполняли правила поведения в лесу. Как летом выполняли задания Количество часов теори я практ ика 3 3 всего 6 Земная поверхность. педагогическое наблюдение, обсуждение результатов летних заданий, анкетирование, анализ выполнения практических заданий, устный и письменный опрос наблюден ие, задан выполнение практических ий табли педагога (заполнение цы почвы «Визуальная оценка », опыта по проведение выращиванию пшеницы в газонной почве и цветочной смеси и др.) наблюден педагогическое ие, задани выполнение практических й педагога (определение качества воды показател по органолептическим ям, Ленинградско работа с картой й области), устный и письменный опрос педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос педагогическое Глобус и карта 6 9 15 Атмосфера, гидросфера, 6 12 18 12 15 27 литосфера 4. Формы контроля Природные зоны нашей страны 5. Природные сообщества. 12 30 42 9 21 30 Экологические связи в природе 6. География и экология Калининграда и области Рациональное использование ресурсов 15 21 36 8. Природа в опасности 6 9 15 9. Мониторинг состояния природных объектов города 6 15 21 7. наблюден ие, задани выполнение практических й педагога (работа с картой природных зон, раскрашивание заданий по с х е природным зонам, создание м человечес «последствия кой анали деятельности» и др.); з представленных результатов и качества выполнения работ, устный и письменный опрос наблюден педагогическое ие, задани выполнение практических й рисун педагога (создание ков «охраняемые животные региона», работа с картой), анализ на каждом учащими занятии педагогом и ся качества выполнения работ и общен приобретенных навыков ия, устный и письменный опрос педагогическое педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос педагогическое наблюдение, выполнение реферативных и практических работ по определению загрязнений почвы, воды, воздуха, 10. Итоговое занятие 3 3 6 ИТОГО: 78 138 216 водоемов, парков города; определение запыленности воздуха, анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос проведение итогового контроля, подведение итогов года, анализ творческих работ Содержание программы 2 год обучения Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Вспоминаем правила поведения на природе, ребята рассказывают, как провели лето, разбираем ситуации, в которых была природоохранная деятельность. Как мы выполняли правила поведения в лесу. Теория. Пословицы о любви к земле, об охране природных богатств («Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса - береги», «Всякому мила своя сторона», «Лес и воды – краса природы», «Не поднимай на лес руку, он послужит сыну и внуку».) Практика. Обсуждение результатов летних заданий. 2. Заполнение анкет. 3. Проведение мини-конференции Как провели лето, какие добрые дела по отношению к животным проявили, какие проводили наблюдения. Тема 2. Земная поверхность. Глобус и карта. Теория. Движение Земли. Части света. Океаны и материки. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека. Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Практика. Работа с картами, глобусом. Составление простейших планов местности. Определение расстояния по карте. Определение высот и глубин. Тема 3. Литосфера, гидросфера, атмосфера. Теория. Литосфера – твердая оболочка Земли. Почва – верхний слой земли. Почва плодородная, неплодородная, деградация почв. Знакомство с процессом почвообразования, его длительностью. Чем дышат почвенные обитатели (воздух в почве). Куда исчезают опавшие листья («уборщики» грибы, улитки, жуки, микроорганизмы). Демонстрация толщины почвенного слоя Земли ( на примере яблока). Знакомство с коллекцией камней. Почему они разные. Камни – орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления и т.д.). Влияние человека на почву. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека. Причины разрушения почвенного слоя и меры борьбы с этим явлением. Влияние вытаптывания почвы на жизнь обитателей «подземного царства». Практика. 1. Отбор проб почвы с газона, сравнение со свойствами цветочной смеси. Заполнение таблицы «Визуальная оценка почвы». 2.Проведение опыта по выращиванию пшеницы в газонной почве и цветочной смеси. Измерение высоты ростков, заполнение дневника наблюдений. Формулировка выводов. Теория. Гидросфера – водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши. Реки. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Реки и человек. Озера, хозяйственное значение озер. Ледники — источник пресной воды. Охрана вод от загрязнения. Водные объекты в народном творчестве, фольклоре, произведениях искусства. Практика. Определение качества воды по органолептическим показателям - цветность, мутность, запах, прозрачность. Определение рН воды с помощью индикаторов. Описание пресноводных объектов ленинградской области. Работа с картой Калининградской области. Теория. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Знакомство с составом воздуха, свойствами воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре. Практика. 1. Знакомство с прибором, определяющим содержание углекислого газа в помещении. 2. Экскурсия в парк. Нахождение взаимосвязи различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). 3. Запись изменений температуры утром, днём. Тема 4. Природные зоны нашей страны. Теория. Знакомство с картой природных зон. Арктика. Условия жизни, представители животных и растений, народности. Стихотворения. Дома – читать дополнительную литературу. Тундра. Природа тундры. Охота и браконьерство, деградация почвы из-за вездеходов, гибель оленьих пастбищ из-за перевыпаса скота. Заповедники тундры как форма охраны северной природы. Зона лесов – повторение пройденного материала на 1 году обучения. Зона степей. Анализ приспособления животных и растений зоны степей к жизни в этих условиях. Последствия человеческой деятельности в зоне степей. Зона пустынь. Животные, растения. Опустынивание земель. Меры предотвращения. Обобщающий урок «Природные зоны нашей страны» в форме КВН. Практика. Работа с картой природных зон. Просмотр фильмов по теме. Раскрашивание заданий по природным зонам. Создание схем – последствия человеческой деятельности. Анализ приспособления животных и растений к жизни в определенных условиях. Зарисовка характерных особенностей. Дома – читать дополнительную литературу. Выполнение реферата. Работа в библиотеке. Поиск информации по заданной теме. Представление результатов. Тема 5. Природные сообщества. Теория. Природное сообщество совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например, поля, сады, аквариумы, космические корабли. Природное сообщество – лес. Этажи леса, эмержентность. Растения леса. Деревья, кустарники, травы лесов нашей области. «От какого дерева лист?» Растения, находящиеся под охраной. Животные леса. Медведь, лось, кабан, лисица, волк, бобр, заяц. Пищевые цепи. Игра «Паутина» о взаимосвязях в природе. Практика. Работа с атласом Калининградской области. Работа с гербарием. Экскурсия в ботанический сад, определение «этажей леса». Зарисовка. Луг. Растения и животные луга. Типы лугов (суходольный, пойменный). Названия, описания растений и животных. Пищевые цепи. Использование лугов для сельскохозяйственных нужд. Необходимость бережного отношения к природным сообществам. Практика. Создание пищевых цепей луга. Создание карты «Растения и животные луга». Поле. Растения и животные поля. Злаки, хлебны культуры, сорняки. Насекомые, грызуны, птицы. Рациональное использование сельскохозяйственных угодий. Практика. 1. Работа с гербарием «Растения полей». Работа с набором «Насекомые – вредители полей и садов». 2. Изготовление поделок-картинок из различных круп. Пресные водоёмы. Растения и животные мелких водоемов. Гидробиологические исследования, загрязнения водоемов, охрана водоемов. Практика. Закрепление теории в игре «Обитатели озера». Просмотр фильма о пресноводном водоёме. Болото. Растения и животные болот. Практика. Работа с гербарием мхов. Работа с микроскопом, определение некоторых видов мхов. Реферат на тему «Почему нужны болота?» Море. Растения и животные Балтийского моря. Экологические проблемы. Экологические связи в природе. Моделирование нарушений человеком природного равновесия и его последствий. Практика. 1. Составление карты «Последствия загрязнений Балтийского моря». 2. Просмотр фильма о Балтийском море. Моделирование загрязнений воды нефтью. Обобщающее занятие «Природные сообщества нашего края». Тема 6. География и экология Калининграда и области. Теория. Краткая история развития территории. Гидрографическая сеть Калининграда. Оценка качества водоемов. Особенности строения котловины и берегов Финского залива. Почвы, растительность и животный мир. Птицы, млекопитающие регионов. Животные, подлежащие охране на территории региона. Основные экологические проблемы города, охраняемые природные территории. Достопримечательности Калининграда. Особо охраняемые территории города. Учить детей пользоваться планом – схемой города. Практика. Просмотр буклетов города и пригородов. Создание рисунков – охраняемые животные региона. Работа с картой: читать условные знаки, находить объекты, отмечать маршрут путешествия. Экскурсия на территорию ООПТ. Тема 7. Рациональное использование ресурсов. Теория. Ресурсы – возобновляемые, невозобновляемые. Природные ископаемые. Гранит, песок, каменный уголь, нефть, природный газ, торф, железная руда. Истощение природных ископаемых, рациональное их использование, энергоресурсы. Энергия, необходимая для производства различных изделий. Энергосбережение. Зачем беречь энергию? Тест на сбережение энергии. Источники энергии. История энергопотребления. Последствия для окружающей среды. Твердые бытовые отходы. Селективный сбор мусора. Практика. 1. Работа с коллекцией природных ископаемых. 2. Энергосбережение на практике. 3. Определение расхода воды из-под крана с помощью струемера. 4. Создание листовок по теме экономии воды. 5. Заполнение буклета об энергосбережении. 6. Селективный сбор мусора дома. 7. Изготовление полезных вещей (копилка, метла, пенал, ваза и т.д.) из вторсырья. Тема 8. Природа в опасности. Теория. Мировые экологические проблемы, пути их решения. Проблемы океанов. Загрязнение мусором, опасными отходами, нефтью. Последствия изменения климата для планеты. Уменьшение площади лесов, опустынивание, уменьшение биоразнообразия. Практика. 1. Заполнение рисунка «Каким я вижу будущее» из «Урока будущего» ДЭЦ Водоканала. 2. Просмотр видеофильмов. 3. Работа с буклетами общественных экологических организаций. Тема 9. Мониторинг состояния природных объектов города. Выполнение реферативных и практических работ по определению загрязнений почвы, воды, воздуха, водоемов, парков города. Описание скверов микрорайона. Определение запыленности воздуха. Наблюдения за животными и птицами города. Зачем нужен «Зеленый коридор» для животных в городе. Основы гидробиологических исследований. Оформление результатов, обсуждение. Тема 10. Итоговое занятие. Проведение итогового контроля. Создание памятки «Охраняем природу всей семей». Обсуждение итогов года, творческих работ. Второй год обучения Календарный учебный график на 2024-2025 год (216часа) № п/п Режим деятельности Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный эколог- исследователь» 1. Начало учебного периода 1 сентября 2024года 2. Продолжительность учебного периода 36 учебных недель (216часов)– 8-12 лет (2-4кл.) 3. Продолжительность учебной недели 5дней 4. Периодичность учебных занятий 3 раза в неделю 2 часа 5. Продолжительность учебных занятий Продолжительность учебного часа – 45 минут 6. Время проведения учебных занятий 7. Продолжительность перемен Пн.14-30-16-30 Вт. 14-30- 16-30 Ср.14-30- 16-30 15 минут 8. Окончание учебного года 31 мая 2025 года 9. Каникулярное время: осенние, зимние, весенние Работа по расписанию Летнее время - Комплектование групп 31мая – 31августа 2024 Дополнительный прием обучающихся В течении учебного года согласно заявлениям (при наличие свободных мест) 10. 11. 1 . 12. 1 Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся: гражданско-патриотическое нравственное и духовное воспитание; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; здоровьесберегающее воспитание; правовое воспитание и культура безопасности; воспитание семейных ценностей; формирование коммуникативной культуры; экологическое воспитание. Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий. Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты. Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый. Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности. Календарный план воспитательной работы № Название мероприятия, Направления Форма Сроки п/п события воспитательной работы проведения проведения 1. Инструктаж по технике Безопасность и здоровый В рамках Сентябрь безопасности при работе с образ жизни занятий Нравственное воспитание В рамках Сентябрь- занятий май компьютерами робототехническим конструктором, правила поведения на занятиях 2. Игры на знакомство и командообразование 3. 4. 5. Беседа о сохранении Гражданско- В рамках Сентябрь- материальных ценностей, патриотическое занятий май бережном отношении к воспитание, нравственное оборудованию воспитание Защита проектов внутри Нравственное воспитание, В рамках Октябрь- группы трудовое воспитание занятий май Участие в соревнованиях Воспитание В рамках Октябрь- различного уровня интеллектуально- занятий май Февраль познавательных интересов 6. Беседа о празднике «День Гражданско- В рамках защитника Отечества» патриотическое, занятий нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей 7. . Беседа о празднике «8 Гражданско- В рамках марта» патриотическое, занятий Март нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей 8. Открытые занятия для Воспитание В рамках Декабрь, родителей положительного занятий май Март отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры 7. . Беседа о празднике «8 Гражданско- В рамках марта» патриотическое, занятий нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей 8. Открытые занятия для Воспитание В рамках Декабрь, родителей положительного занятий май отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры Список литературы Нормативные правовые акты 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599 3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р. 5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 01.03.2023 года) 7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Для педагога дополнительного образования: 1Белавина И.Г. Найденская И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – М, Просвещение, 1993. 2.Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – Москва: «ЦГЛ», 2002. 3.Суровегина И.Т. Сенкевич В.М. Экология и мир. - Москва «Новая школа», 1997. 4.Беренбейм Д.Я. Очерки природы. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. 5.Литвин В.М., Дедков В.П. Природные ресурсы. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. 6.Бирковский В.Г. Исупов В.С. История нашего края. - Калининград, 2005г. 7.Ваулина В.Д. Наш край; пособие по краеведению для среднего школьного возраста - Калининград: 2006 8.Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников. - Ханты-Мансийск; Полиграфист,2008.-64с. 9.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, - СПб; Детство-Пресс,2007г 10.Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения, - Новосибирск, 2007г. 11.Захлебный А.М. Суравегина И.Т. «Экологическое образование школьников во вне урочное время. - М.;2005г. 12.Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа, 2007г.-№7 с 29-33 13.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006г. – 383 с. 14.Краснов Е.В., Шкицкий.В.А. Экология Калининградской области. Калининград, 2005г. 15.Кучерявый.И.И. География Калининградской области. - Калининград; 2006 г. 16.Лавис.Э Очерки по истории Пруссии. -Калининград, 2009г. 17.Ньюкомб Н. развитие личности ребенка - СПб., Питер, 2006г. 18.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: пособие для педагогов и родителей - Ярославль: Академия развития, 2007г. 19.Фарб П. популярная экология. Пер с англ. А.Д. Базыкина, - М, Мир,2008г. 20.Эльконин Д.Б. В.В. Давыдов В.В. Возрастные возможности младших школьников – М. 2006г. 21.«Школа 2100» качественное образование для всех; Сб. материаловБаласс,2005г. 22.Использование краеведческих материалов в экскурсиях. - М. Турист, 2005г. 23.Хессайон Д.Г. Все о клумбах и клумбовых цветах. – М.: КладезьБукс, 2009. 24.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир. В 2 частях. Изд.М. «Баласс» 2006- 60 с. 25.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! В 2 частях Санкт-Петербург «Детство-пресса» 2005-40 с 26.Голова А.М.Тайны живой природы. Изд. М. «РОСМЭН» 2005 –200с. 27.Дерягина Л.Б. Читаем, играем, познаём окружающий мир. Изд. СанктПетербург «литера» 2005 - 34с. 28.Барзилович Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. — М., 2004 29.Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург: Детство – Пресс, 2008. Для обучающихся и родителей: 30.Акимушкин И. Мир животных, М.Мысль 2001г. 31.Адольф Т.А. Заповедными тропами. М. Просвещение 2001г. 32.Дмитриев Ю. Хитрецы и невидимки. М.Детская литература.2007г. 33.Дмитриев Ю. Твоя красная Книга. М. Детская литература.2000г. 34.Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? Калининград.1999г. 35.Клемешева М.А., М.А. Ильина. Очерки истории края / пособие для начальной школы/ Калининград. 2009 г. 36.Беренбейм Д.Я. В.М. Литвин. Калининградская область: очерки природы/ сост - Калининград: Янтарный сказ, 1999г. 37.Голова А.М.Тайны живой природы. Изд. М. «РОСМЭН» 2005 –200с. 38.Дерягина Л.Б. Читаем, играем, познаём окружающий мир. Изд. СанктПетербург «литера» 2005 - 34с. 39.Барзилович Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. — М., 2004 40.Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург: Детство – Пресс, 2008. Интернет-ресурсы http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития). http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды). http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания). http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России). http://www.biodat.ru/ портал, созданный Проектом ГЭФ "Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России). "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ecoanalysisHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"orcHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения). 36 ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки). http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз") 37