РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Калининградская область МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ПРАВДИНСКА» ПРАВДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 238400, Калининградская область, г. Правдинск, ул. Комсомольская, 2 238410, Калининградская область, п. Железнодорожный , ул. Школьная,2 tel: 8-401-57-2-13-35. Рассмотрено на педагогическом Сове Протокол № 1 от 17.09. ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ г.Правдинск 2020г. 1. Общие положения Настоящее Положение «О разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества г.Правдинска» Правдинского городского округа (далее-Организация) (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. №1726-р, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 г. № 1008), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 .09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2 .4 . 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательныйх общеразвивающих программ Организации, Устава Организации. Настоящее Положение регламентирует требования к разработке, порядку утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Организации. 1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нормативно- управленческий документ Организации, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. 1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы направлены на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся в жизни и обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации. 2. Требования к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно по направленностям (художественная, физкультурно-спортивная, туристскокраеведческая, социально-гуманитарная, техническая, естественнонаучная) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности; с учетом запросов обучающихся, родителей (законных представителей), потребностей социума, образовательных организаций, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социальноэкономического развития региона и национально-культурных традиций. 2.2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9). 2.3 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно соответствовать: • достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; • соответствующему уровню общего образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего (полного) образования); • направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (художественной, физкультурно спортивной, технической, социально-гуманитарной, естественнонаучной, туристско-краеведческой); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). 2.4 Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы: Титульный лист; Комплекс основных характеристик программы; Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации. 2.6.1. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки). 2.6.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Пояснительная записка (общая характеристика программы): - направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная; - актуальность программы —своевременность, современность предлагаемой программы - отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; - адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе; - объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; - формы обучения и виды занятий (лекции, теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др-); - срок освоения программы - определяется содержанием программыколичество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; - режим занятий - периодичность и продолжительность занятий. Цель и задачи программы: цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; задачи - это те конкретные результаты реализации программы; суммарным выражением которых и является поставленная цель. Содержание программы: - учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме; № п/п Название Количество часов Формы раздела, ВсегоТеорияПрактика аттестации/контроля темы - содержание учебно-методического плана —это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоение программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы. 2.6.3.Комплекс организационно-педагогических условий: - календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, дата начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5); - условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы; - формы аттестации/контроля - зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные индивидуально для определения результативности усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, отражают цели и задачи программы; - оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); - методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); - список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. 3. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может иметь внутреннюю и внешнюю экспертную оценку (рецензию). Рецензентом дополнительной общеобразовательнаой общеразвивающей программы педагога может выступить заместитель директора по методической работе Организации, преподаватели высшей школы и работники других образовательных организаций. 3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844. 3.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рассматриваются педагогическим советом и утверждаются директором. 3.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, претендующая на авторство, должна иметь лицензию специализированной организации. 4. Требования к реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 4.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются педагогами дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются для детей, могут быть рассчитаны на различный срок обучения, предусматривать различные формы организации образовательного процесса и решение различных образовательных целей и задач. 4.4. Количество часов, сроки обучения определяются особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 .09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2 .4 . 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»4.5. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). 5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ 5.1. Педагоги Организации ежегодно обновляют, пополняют содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 5.2. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 3.3 На основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогом дополнительного образования ежегодно разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.